Адрес: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,
ул. ЛОМОНОСОВА 14 К.1
м. ВЛАДИМИРСКАЯ
м. ДОСТОЕВСКАЯ
ВРАЧ: 8(812)9812594
Для SMS: +7(921)3079989
E-mail: sandandb@mail.ru
Ежедневно, 9:00-21:00
Поиск по сайту

Лин-Шу Глава семьдесят первая. ПАТОГЕННАЯ ЭНЕРГИЯ (Цзюань 10, Раздел 71) «Искажающие и гостевые влияния се-ке»

Император Хуан Ди: «Почему, в некоторых случаях, проникновение патогенной энергии в тело человека приводит к нарушениям зрения или бессоннице?»

Ци Бо: «Энергии порождаются желудком: одна из них достигает ноздрей, другая проникает в меридианы, чтобы питать пять органов и шесть внутренностей (это - энергия «ин»; первая же из них достигает (движется) ног и рук, распространяясь в соединительной ткани и эпидермисе (это - энергия «вэй», которая днем циркулирует в Ян, а вечером - в Инь); через посредство меридиана Цзу Шао-Инь (Почки) она (также) циркулирует в органах и внутренностях. При расстройстве (возмущении) энергии пяти органов и шести внутренностей, защитная энергия уже не может циркулировать исключительно в Ян, не имея возможности проникать в Инь; в подобном случае Ян находится в полноте, а Инь становится пустой, что и вызывает расстройства зрения. В подобном случае необходимо регулировать (упорядочивать) меридианы Цзу Шао-Инь (Почки) и Цзу Ян-Мин (Желудок).

Меридианы Шоу Тай-Инь и Цзу Цзюе-Инь:

1) Меридиан Шоу Тай-Инь (Легкие) начинается у окончания большого пальца, оконтуривает внутреннюю часть ладони по границе, трассирующей различие в окраске кожных покровов ладонной и тыльной частей кисти, доходит до точки «тай-юань» (9 Р), расположенной на передней поверхности запястья, откуда он распространяется к верхней части возвышения большого пальца руки (тенара), расположенного на уровне сочленения пястно-фалангового сустава большого пальца, где он объединяется со всеми малыми ветвями малых иньских капилляров, объединяющих в себе все иньские энергии, возникая далее на уровне пульса «большого пальца», откуда он направляется к локтю (т.е. к средней части передней его поверхности), направляясь далее к плечу и подмышке, откуда он распространяется в легкие (орган), в то время как прародительская энергия движется по тому же меридиану к возвышению большого пальца руки.

2) Меридиан Цзу Цзюе-Инь (Перикард) начинается у окончания среднего пальца руки и, проходя через середину ладони (т.е. по ее срединной линии), направляется через предплечье и плечо к подмышке, а точнее, к лопаточно-плечевому суставу, откуда он идет к груди и (далее) - в сердце и в легкие (органы)».

Император Хуан Ди: «Все меридианы, за исключением Шоу Шао-Инь, имеют точки юй». Почему это так?»

Ци Бо: «Сердце - это господин, управляющий как органами, так и внутренностями, оно представляет собой также вместилище души. Патогенная энергия никогда не может его достигнуть, ибо (в противном случае) результатом этого была бы смерть. Патогенная энергия достигает лишь меридиана Шоу Цзюе-Инь (Перикарда), вот почему меридиан Шоу Шао-Инь (сердце) не имеет точки «юй».

Император Хуан Ди: «Означает ли это, что сердце никогда не заболевает (поражается) болезнью?»

Ци Бо: «Меридиан сердца может быть поражен (патогенной энергией), но никак не орган. При поражении же меридиана достаточно бывает уколоть точку «шэнь-мэнь» (7 С) Поскольку, применительно к человеку, сердце соответствует солнцу, то, желая его рассеивать, необходимо делать это в период максимальной активности последнего, т.е. в полдень. Желая же его стимулировать, необходимо дождаться заката.

Для овладения (искусством) акупунктуры необходимо хорошенько изучить начала и концы двенадцати меридианов, а затем (учатся) пальпировать пульс: Если пульс становится скользким (скользящим) и полным то это свидетельствует об осложнении болезни.

Если же он становится малым и пустым, то это указывает на переход болезни в хроническую форму.

Шероховатость и разлитость пульса свидетельствует о наличии болей или Би.

Если пульсы Цзи хао (правый радиальный) и Жэнь-Ин строго идентичны друг другу, то болезнь является трудноизлечимой Если (при видимых признаках излечения) руки и ноги больного горят (т.е. в них отмечается жар), то болезнь еще не ушла.

В зависимости от характерных особенностей эпидермиса в области, называемой «пруд в один метр», (напряженным, шероховатый или гладкий) мы можем говорить о том, чем именно вызвана болезнь: холодом, жаром, сухостью или влажностью (сыростью).

Необходимо также исследовать окраску (цвет) склеры, чтобы узнать о состоянии органов и составить прогноз относительно жизни или смерти больного.

По состоянию капилляров и цвету (окраске) кожных покровов лица можно ставить диагноз относительно того, с чем именно мы имеем дело: с болезнями Инь, болезнями Ян или же Би.

При манипулировании иглой врач-иглоукалыватель жен сохранять полный покой и колоть строго вертикально (прямо) чтобы не поранить больного. При этом при рассеивании необходимо просто уколоть прямо, тогда как при стимулировании уколов больного, следует хорошенько надавить на уколотую точку»

Император Хуан Ди: «В каких именно частях (участках) тела имеют обыкновение скапливаться «застойные» энергии?»

Ци Бо: «При поражении патогенной энергией сердца и легких энергия скапливается у локтя.

При поражении печени она застаивается у подмышечной области.

При поражении селезенки она застаивается в области бедра.

При поражении почек она застаивается в области ног, на уровне лодыжек и икр.

Эти области (участки) являются наиболее важными и, поскольку патогенная энергия не способна там застаиваться, там обычно скапливается энергия органов. Если патогенной энергии все же удается туда проникнуть, то результатом этого являются параличи (букв. «больной бывает парализован»).

Желтый император, обращаясь к Бо-Гао, спросил:

— Патогенное дыхание в качестве гостевых сил проникает в человека. В результате у него может возникнуть состояние, когда глаза теряют ясность видения, и при этом человек не может заснуть. Какое дыхание-ци приводит к этому?

Бо-Гао ответил:

— 5 злаков попадают в желудок, а затем происходит разделение по трем обогревателям жидкостей цзинь и е и изначальной энергии чжун-ци, которые идут по трем каналам. Исходная сила дыхания, чжун-ци, скапливается в грудной клетке и выходит через горло, соединяясь с сердцем и легкими, в результате чего происходят вдох и выдох. Питающая сила дыхания приводит в движение жидкости цзинь и е и способствует тому, чтобы они попадали в сосуды. Эти жидкости превращаются в кровь и вовне питают 4 конечности, а внутри орошают 5 органов-цзан и б органов-фу.

Они соотносятся в движении с числами временных циклов.

Вэй-ци, охранительная сила дыхания, образуется в результате трансформации пищи и воды. Она самая энергичная, циркулирует очень быстро, имеет высокую проходимость. В первую очередь она движется в четыре конечности, в пространство между мышцами и в пространство кожи. В течение светлого времени суток она движется на поверхности. Охранительная сила дыхания начинает свое движение из меридиана мочевого пузыря сверх-ян на ноге и идет в янской части организма. Ночью она попадает во внутреннюю часть организма. Здесь она обычно начинает свое движение с меридиана почек малый инь на ноге и движется по иньской, внутренней части организма.

Таким образом, в течение дня и ночи циркуляция энергии в теле происходит непрерывно. Что касается механизма болезни, то если в органах-цзан и фу скапливается дыхание-ци болезни, которое идет против потока, это может привести к тому, что подавляется подвижность охранительной субстанции вэй-ци, которая может двигаться только в янское время и в янской области и неспособна проникать в иньскую область. В результате на поверхности янская сила дыхания развивается слишком сильно по сравнению с внутренней областью. Когда это происходит, то в янском пяточном канале происходит переполнение дыханием. Так как охранительное дыхание не способно попадать в иньскую область, то вовне оно становится слишком сильным, а внутри приходит в упадок, в результате чего происходит опустошение инь. Поэтому глаза не могут закрыться, что приводит к бессоннице.

Желтый император спросил:

— А как лечить эту болезнь?

Бо-Гао ответил:

— Необходимо восполнять недостаточность и опорожнять избыточность. Нужно гармонизировать соотношение пустоты и полноты, восстанавливать проходимости путей и удалять из организма патогенную силу.

Нужно выпить дозу отвара тройчатки, чтобы восстановилось сообщение между инь и ян, и тут же придет сон.

Желтый император сказал:

— Хорошо. Пробивание и очищение непроходимостей и завалов приводит к тому, что возникает большое сообщение каналов и меридианов цзин и ло, а инь и ян восстанавливают гармоничное сообщение. Как этого достичь? Хочу узнать рецепты.

Бо-Гао сказал:

— Рецепты этих отваров восстанавливают ток жидкости. Для этого необходимо взять 8 шэнов воды, текущей за пределами 1000 ли. Нужно взболтать ее 10000 раз, взять из нее чистых 5 шэнов и вскипятить на огне, разведенном из сушеного тростника. Когда вода закипит, поместить туда 1 шэн риса и 5 хэ тройчатки, а затем готовить на медленном огне.

Когда вода выпарится и останется 1,5 шэна отвара, нужно убрать накипь и пить этот густой отвар по 1 маленькому стаканчику в день 3 раза, постепенно увеличивая дозу, определяя ее в соответствии с показаниями.

Если болезнь только возникла, человек может выпить 1 стаканчик и тут же заснуть, и если выйдет пот, болезнь прекратится. А если болезнь продолжается в течение долгого времени, бессонница пройдет после 3 приемов.

Желтый император спросил у Бо-Гао:

— Хочу услышать о сочленениях и конечностях человека. Каким образом они соотносятся с небом и землей?

Бо-Гао в ответ сказал:

— Небо круглое, земля — квадратная. У человека голова круглая, а ноги квадратные, что соответствует земле и небу. На небе есть Солнце и Луна, а у человека есть 2 глаза. На земле есть 9 округов, у человека есть 9 отверстий. На небе есть ветер и дождь, у человека есть радость и гнев. На небе есть гром и молния, у человека есть звук и голос. На небе есть 4 времени, у человека есть 4 конечности. На небе есть 5 звуков-вибраций, у человека есть 5 органов-цзан. На небе есть б тональностей-люй, у человека есть б органов-фу. На небе есть зима и лето, в человеке есть холод и жар.

На небе идут 10-дневные циклы, у человека 10 пальцев на руках. Существует 12 созвездий, а у человека есть 10 пальцев на ногах, а также член и яички, что вместе соответствует 12. У женщины нет 12 сочленений, поэтому она вынашивает внутри себя человеческую форму.

На небе есть инь и ян, у людей есть муж и жена. В году насчитывается 365 дней, в человеке насчитывается 365 сочленений. Земля бывает высокой и низкой, у человека есть плечи и колени. На земле есть глубокие долины, у человека есть подмышечные впадины и подколенные ямки. На земле есть 12 вод, в человеке они соответствуют 12 сосудам-меридианам.

На земле есть жилы источников, в человеке есть питающее дыхание, инци. На земле есть травы и растения, у человека есть волосы на коже.

На небе есть ночь и день, человек спит и просыпается. На небе есть созвездия и звезды, у человека есть резцы и коренные зубы. На земле есть малые горы, в человеке есть малые суставы. На земле есть горные утесы, у человека есть высокие кости. На земле есть леса и деревья, в человеке есть сухожилия, связанные с точками-глашатаями, му. На земле люди собираются в города и предместья, в человеке есть мышцы под коленом, которые координируют движение. В году есть 12 месяцев, в человеке есть 12 основных суставов. На земле в четыре сезона бывает так, что не рождаются травы и растения, в человеке бывает так, что он не может иметь детей.

Таковы соотношения земли и неба с человеком.

Желтый император спросил у Ци-Бо:

— Обращаясь, хочу услышать о числах того, как нужно держать иглу.

Хочу понять законы того, как нужно вводить иглу внутрь и смысл того, как ее нужно оставлять и отпускать. Каким образом нужно попадать в кожу и раскрывать отверстия на коже? Как все это делается? В зависимости от того, является пульс искривленным или ломаным в месте введения иглы, энергия-ци или приходит, или уходит. Бывает, что она приходит и останавливается, а бывает, что медленно затухает. Бывает, что приходит и является быстрой, а бывает, что приходит и входит. И 6 органов-фу в точках переноса энергии в теле имеют свои закономерности. Хочу услышать порядок того, как это все происходит. Как это происходит в месте, где расходятся разные энергии? Бывает, что энергия рассеивается и входит в субстанцию инь. Бывает, что отходит и входит в субстанцию ян.

Каков путь и закон? Хочу услышать эти рецепты.

Ци-Бо ответил:

— Эти вопросы, что задал мне владыка, исчерпывают путь укалывания.

Желтый император сказал:

— Хочу обстоятельно услышать об этом.

Ци-Бо ответил:

— Сосуд меридиана сверх-инь на руке начинается от кончика большого пальца, изгибается внутрь, проходит по границе соединения мышц, доходит до основного сустава, позади которого находится точка тай-юань, «великая бездна». Нужно задержаться там и почувствовать волнение. Дальше изгиб идет вовне, выше основного сустава, затем изгиб идет внутрь и соединяется с пунктом-ло всех инь в точке юй-цзи. Здесь одновременно приходят частые пульсы, а сила дыхания скользящая и проходящая. Далее меридиан идет по поверхности ниже точки юн-гу, дает изгиб вовне и выходит в область точки цунь-коу. Дальше он движется вверх по внутренней грани локтевой кости и входит в место ниже большого сухожилия.

Изгибается внутрь, идет вверх по мышцам, по внутренней части, входит в подмышку и внутри уходит в легкие. Это числа обратного и прямого движения канала меридиана легких сверх-инь на руке.

Сердце управляет сосудами, и меридиан сердца выходит в области кончика среднего пальца. Отсюда ответвление идет внутрь, вдоль внутренней поверхности среднего пальца вверх, попадает внутрь ладони, скрывается в пространстве между двумя косточками, идет, искривляясь вовне, и выходит между двумя сухожилиями в месте соединения мышц и кости.

Сила дыхания этого сосуда приходит в движение и имеет характер скользящий и проникающий. Идет вверх по запястью, в месте позади запястья на 3 цуня, изгибается вовне и выходит в пространстве между двумя сухожилиями. Идет вверх по внутренней поверхности локтя и входит в пространство под маленьким сухожилием. Дальше канал проходит через место соединения двух костей, идет вверх по предплечью, входит в грудную клетку и внутри дает ответвление в область пульса сосуда сердца.

Желтый император спросил:

— Только у сосуда малый инь на руке отсутствует точка-шу. Почему так?

Ци-Бо ответил:

— Малый инь — это сосуд сердца. Сердце — это великий владыка 5 органов-цзан и б органов-фу. Это место, где собираются и обитают субстанция ощущений и субстанция сознания. Если этот орган крепкий и сильный, патогенная сила не может туда попасть. Если она попадает туда, то разрушает сердце. А если сердце разрушается, то субстанция сознания уходит. Если субстанция сознания уходит, то человек умирает. Если патогенные силы попадают в сердце, они проникают туда через перикард. Перикард — это сосуд, управляющий сердцем, и только у него отсутствует точка-шу.

Желтый император спросил:

— А если отсутствует точка-шу переноса энергии у меридиана малый инь, то у него нет болезней?

Ци-Бо ответил:

— Болезнь может воздействовать на внешний меридиан, но не вызвать болезни органа. Поэтому у меридиана малый инь берется только точка на конце заостряющейся кости позади ладони, а у остальных сосудов меридианов там, где они входят вовнутрь и выходят вовне, где они в движении замедляются и ускоряются, так же, как у меридиана хозяина сердца сверх-инь на руке. Это исходная точка всех меридианов. Она берется в зависимости от скорости и замедления, пустоты и полноты силы дыхания, и это определяется как зависимость от наполнения. Если есть наполнение, тогда опустошается, если есть опустошение, тогда восполняется. Если патогенная сила дыхания уходит, то истинная сила дыхания становится крепкой, и это есть следование порядку небес.

Желтый император спросил:

— Каким образом оставляешь и покидаешь?

Ци-Бо ответил:

— В первую очередь необходимо точно понимать места начала и остановки движения в сосудах 12 меридианов. Также нужно ставить правильный диагноз холода и жара на коже, расцвета и упадка сосудов, скользящие или шероховатые в них пульсы. После этого можно определить, каким способом производить адекватное укалывание. Если пульс скользящий и в нем есть сила, значит, состояние болезни день ото дня усиливается. Если пульс маленький и в нем нет силы, значит, болезнь продолжается уже в течение долгого времени и сила дыхания опустошилась. Если пульс большой и шероховатый, значит, болезнь выражается как нарушение циркуляции дыхания-ци в конечностях. Вышеприведенные примеры болезней указывают на ситуации, в которых трудно добиться быстрого результата.

Следовательно, колоть нужно по медленной схеме.

Если повреждены и поверхностная, и внутренняя части организма, разрушены и сила дыхания, и кровь, тогда болезнь трудно вылечить. В таком случае укалывание иглами уже не подходит. Если в области груди, живота и четырех конечностей возникает жар, то патогенная сила дыхания болезни еще не ушла. Только когда жар отступит, можно добиться выздоровления и прекращать укалывание.

Через исследование показаний пульса в области-чи можно наблюдать, каким образом больной переносит болезнь, сильные или слабые у него мышцы и плоть. Нужно определить показания пульса — большой он или маленький, скользящий или шероховатый, определить холод и тепло на коже, сухость и влажность, а также проверить пять цветов в глазах. На основании этого можно поставить диагноз и понять патогенные изменения пяти органов-цзан. На основании этого можно судить о рождении и смерти. Когда проверяешь отражение кровеносных сосудов-ло на внешней части по глянцу и цвету, то на основании этого можно определить характеристики холода и жара, боли и онемения.

Желтый император спросил:

— Если держишь иглу, то как определить, когда отпускать, а когда оставлять? Я еще не до конца понял это.

Ци-Бо ответил:

— Закон применения игл состоит в том, чтобы, в первую очередь, занять правильную позицию, сесть прямо, успокоить сердце, мысли и состояние, чтобы точно определить синдромы пустоты и полноты и состояние больного. После этого нужно проверить способы медленного и быстрого воздействия через восполнение и опорожнение. Левой рукой нужно держать в области, контролирующей положение кости, а правой рукой двигать иглу в точку. Однако нельзя делать этого с силой и слишком быстро, чтобы не было сопротивления внутри мышцы. Когда применяешь способ опорожнения, необходимо иглу вводить вниз вертикально. А когда применяешь восполнение, вынимая иглу, необходимо быстро закрыть отверстие. Кроме того, нужно использовать способ поддержки при манипуляции иглой, чтобы правильно руководить движением здоровой субстанции дыхания. Тогда патогенная сила дыхания рассеивается, а истинное дыхание концентрируется внутри.

Желтый император спросил у Ци-Бо:

— В человеке есть 8 пустот. Как они определяются?

Ци-Бо ответил:

— Нужно проверять состояние 5 органов-цзан.

Желтый император спросил:

— Как это осуществляется?

Ци-Бо ответил:

— Если в сердце и легких есть патогенное отклонение, то сила дыхания-ци этих органов застаивается в двух локтевых зонах. Если действует патогенное дыхание печени, дыхание-ци течет в подмышках. Если патогенное дыхание есть в селезенке, то сила дыхания-ци застаивается в бедрах. Если есть патогенное ци в почках, то сила дыхания-ци проявляется в застое в подколенных ямках. Это и есть восемь пустот, и это те базовые пространства, которые характеризуют состояние. Если истинная сила дыхания неправильно действует, то в местах, где проходят кровеносные сосуды-ло, застаивается патогенная сила дыхания и дурная кровь. Нельзя допускать, чтобы она оставалась там надолго, ибо тогда она разрушает сухожилия во всех суставах, и человек теряет возможность сгибать и разгибать суставы, у него развивается болезнь сухожилий.

^ ВВЕРХ