Поиск по сайту

Лин-Шу Глава семьдесят пятая. ИСКУССТВО ИГЛОУКАЛЫВАНИЯ (Цзюань 11, Раздел 75) «Методы укалывания и различия между здоровой и патогенной энергиями»

Император Хуан Ди: «Не расскажете ли вы мне об искусстве иглоукалывания?»

Ци Бо: «Существует пять способов иглоукалывания:

1) Первый способ заключается в укалывании внешней сферы тела с целью лечения янских заболевании. Когда янская энергия обильными потоками поднимается в верхнюю часть тела, мы имеем полноту груди, затрудненное дыхание и, в этом случае, следует колоть точку «тяньжун» (17 IG). Если же подъем этой энергии протекает столь интенсивно, что больной теряет способность говорить и у него развиваются боли в груди, то для рассеивания энергии меридиана Цзу Шао-Инь (Почки) необходимо колоть точку «лянь-цюань» (23 VС). Точку «тяньжун» достаточно уколоть один раз, что же касается точки «лянь-цюань» (23 VС), то ее необходимо уколоть несколько раз, пока капилляры не восстановят свой нормальный цвет. Подобная манера иглоукалывания носит название «стряхивание пыли».

2) Второй способ заключается в укалывании точек «сюй» внутренностей; при возникновении полной (букв. «жестокой» глухоты и возникновении расстройств зрения, когда глаза начинают видеть хуже, чем обычно, необходимо колоть точку «тингун» (19 IG), расположенную на уровне козелка ушной раковины. Точку эту следует колоть в полдень, причем необходимо, чтобы при уколе больной закрыл (букв. «заткнул») нос, что делает укол более эффективным. Вообще укол этой точки осуществляется сразу же по закупоривании одного из «отверстий» лица. Подобный способ укалывания равнозначен «освобождению».

3) Третий способ заключается в укалывании точек сустава и точек вторичного сосуда. В самом деле, все точки, локализованные в районе суставов, так же, как и точки, расположенные в районе почек и в районе позвоночника, являются очень важными. Это (т.е. они представляют) энергию, транспортирующую жидкости, созидаемые Ян-Мин, на уровне суставов. Созданные (порожденные) почками жидкости переносятся прародительским меридианом «чун-май» в суставные промежутки (щели). Укалывание подобным способом равнозначно «лишению (удалению) когтей».

4) Четвертым способ заключается в укалывании всех чудесных точек, (или экстраординарных?) точек «сюй», относящихся к янским меридианам. При полноте энергии Ян человек ощущает жар во внешней сфере тела (на поверхности). При пустоте иньской энергии жар ощущается внутри тела.

Когда, в одно и то же время, Ян пребывает в полноте, а Инь - в пустоте, то поры кожи закрываются, прекращается потоотделение, у человека сохнут губы, язык и горло, и он теряет аппетит, в подобном случае следует колоть точки «тянь-ю» (16 ТR), «дачжу» (11 V) и точку «чжунлюйшу» (29 V), сыновей почек, которые переносят (букв. «возят») воды. Эти три точки рассеивают жар и способствуют понижению температуры. После этого симулируют меридианы Шоу Тай-Инь (Легкие) и Цзу Тай-Инь (Селезенку), чтобы вызвать потоотделение. Подобный способ иглоукалывания равнозначен «снятию одежды».

5) Пятый способ иглоукалывания заключается в регулировке энергий всех меридианов. В случае поражения Фэнь энергия и кровь приходят в состояние неравновесности. В подобном случае необходимо определить, какой меридиан находится в полноте, а какой в пустоте, чтобы (соответственно) их рассеивать или стимулировать. Колоть подобным образом значит «делать более светлым (ясным).

Существует также пять других способов иглоукалывания, предназначенных для «изгнания» патогенных энергий:

1) В случае полноты Ян внешней сферы тела и наличия у больного жара (лихорадки) рассеивают янские меридианы.

2) В случае сосредоточения патогенного Ян (жара) в какойлибо части тела, которая начинает гноиться, также необходимо рассеивать Ян.

3) В случае сосредоточения патогенной иньской энергии в какой-либо части тела, необходимо привлечь туда, с целью восстановления равновесия, янскую энергию.

4) В случае недостачи энергии в какой-либо части тела необходимо постараться привлечь туда энергию тела, всемерно стимулируя Ян.

5) В случае сосредоточения в какой-либо части тела больших (количеств) энергий необходимо заставить их войти (вернуться) в соответствующие меридианы.

При возникновении припухлости (опухания), не проявляющей тенденции к нагноению, (т.е.) обусловленной расстройством энергии, колоть опухшую область не следует: надо лишь рассеивать в точке «сюй» затронутые (пораженные) меридианы.

Если большие (количества) энергий меридианов сосредотачиваются в нижней части тела, то рассеивать их не следует, а надо заставить их вернуться в соответствующие меридианы: вот почему (в подобном случае) следует колоть точки вторичных сосудов или же точки, расположенные на уровне суставов.

Признаком возвращения больших энергий в меридианы является то, что эпидермис становится тонким и гладким. Если же, несмотря на проведение двух вышеуказанных методов лечения (т.е. укалывания точек вторичных сосудов и точек суставов), энергии не желают возвращаться в меридианы, в этом случае необходимо колоть точки Ян, расположенные на соединительной ткани.

При сосредоточении больших энергий внутри тела необходимо привлечь их кнаружи. С этой целью вначале стимулируют меридианы, а затем колют точки, расположенные на суставах. В том случае, если подобный метод лечения оказался неудачным, колют точки, расположенные на соединительной ткани (связках), чтобы мало-помалу привлечь энергии кнаружи (в наружную сферу тела).

В случае нахождения патогенной янской энергии во внешней сфере тела необходимо, посредством уколов, дать ей путь для выхода (из тела), причем изгонять ее следует как можно раньше (после ее проникновения) и как можно быстрее. Если же в наружной сфере тела сосредоточена патогенная иньская энергия, то следует действовать более медленно (не так поспешно), пытаясь не столько рассеивать (эту) иньскую энергию, сколько привлекать янскую энергию тела.

При оледенении ног (букв. «нижних членов тела») необходимо прежде всего согреть тело, натирая ладони, переднюю поверхность локтей, подмышки, стопы, заднюю поверхность коленей, шею и спину крупной солью, предварительно нагретой на сковородке и завернутой в полотно (тряпки). После этого следует детально исследовать (осмотреть) все тело и, обнаружив участки видимого застоя энергии, рассеивать их, ибо основной ролью акупунктуры является именно регулирование циркуляции (тока) энергии. Последняя же проистекает (происходит), как мы уже видели, с одной стороны, из желудка, откуда (где) она преобразуется в защитную энергию «вэй» и «питающую» энергию «ин», а с другой - (из) прародительской энергии меридиана «чун-май», поднимающуюся, как и энергия желудка, к верхней части тела и затем опускающуюся в ногу (букв. «в нижний член», чтобы объединиться с меридианом Цзу Шао-Инь (Почки).

Возникновение чувства оледенения ступней обусловлено тем, что эта прародительская энергия теряет способность объединяться с меридианом Цзу Шао-Инь. В подобных случаях необходимо использовать лечение посредством моксы (прижиганий) или растираний горячей (нагретой) солью.

К практике иглоукалывания врач должен приступать лишь после того, как он хорошо изучит траектории меридианов, чтобы быть в состоянии видеть, находятся ли они в полноте или в пустоте, чтобы уметь их пальпировать, массировать и перкутировать, чтобы быть в состоянии определить имеется ли на уровне их ощутимый резонанс (отклик) или нет.

Если (при исследовании обнаруживается), что по ходу меридиана, верхняя часть тела пребывает в полноте, а нижняя - в пустоте, то вторичные сосуды несомненно будут пребывать в полноте, и в этом случае для восстановления нормальной циркуляции в меридиане достаточно рассеять точку вторичного сосуда.

Если же верхняя часть тела соответствует Инь, а нижняя Ян, то в этом случае необходимо колоть точку Тай-Ян шеи, надолго оставляя иглу на месте (до тех пор, пока туда не подойдет энергия). Однако, после укалывания этой точки совершенно необходимо выполнить растирание больного в области шеи, плеч и лопаток, пока у него не нормализуется температура. (Подобные растирания выполняются нагретой солью, согласно описанной выше методике). Таков способ привлечения энергии в верхнюю часть тела.

Если же, наоборот, верхняя часть тела представляет собой Ян, а нижняя - Инь, то в этом случае, найдя меридиан, пребывающий в пустоте, необходимо выполнить его иглоукалывание, надолго оставляя иглу на месте (пока туда не подойдет энергия). Таково искусство привлечения энергии книзу.

Если же мы обнаруживаем у больного высокую температуру во всем теле, которая сопровождается нарушениями речи (мышления), видениями (призраков), то, в этом случае, необходимо колоть точки Цзу Ян-Мин (Желудок), расположенные на капиллярах; при наличии же застоя крови на уровне следует заставлять их кровоточить. Помимо этого, уложив больного на спину и находясь со стороны его головы, следует пощипывать его сонную артерию, сжимая ее между большим и указательным пальцами, на уровне точки «жэнь-ин» (9 Е), выполняя это достаточно долго и массируя затем траекторию артерии вплоть до ключицы. Таково искусство рассеивания жара».

Другим своеобразным способом лечения является массаж посредством кончика китайской фарфоровой ложки, погруженной предварительно в очень горячую воду, который выполняется на уровне передней поверхности локтя, в области шеи и с обеих сторон от грудной кости (стернума) до формирования сильного покраснения (кожного покрова). В Китае используют также растирания, выполняемые посредством крыла курицы (вместе с перьями), предварительно погруженного в кипящую воду. При этом подобными разогретыми перьями натираются те же самые участки тела. При этом, в тот момент, когда кожу вытирают салфеткой, из нее выделяются белые нити, длиной 3-4 см, причем в очень больших количествах. Кожа может также растираться шариками (которые «катают» по коже), при этом из последней через некоторое время выделяются те же самые странные нити (шарики готовят из смеси муки и яичного белка).

Император Хуан Ди: «Что вы имеете в виду, говоря об сущностной энергии, о патогенной энергии и об энергии нормальной?»

Ци Бо: «Под сущностной энергией имеется в виду энергия желудка, объединенная с небесной энергией. Под патогенной имеется в виду энергия, нападающая на человека и вызывающая серьезные заболевания, связанные с ее способностью проникать глубоко в тело. Нормальная энергия также относится к числу зловредящих (патогенных) энергий, привходящих в тело снаружи, однако она не является столь же зловредящей, как патогенная энергия, поскольку она не способна одолевать сущностную энергию тела.

При нападении патогенной энергии на человека, больной ощущает ее (прежде всего) на уровне эпидермиса. Проникая вплоть до костей, она становится «костным Би»; если же она проникает в мышцы, то мы имеем дело с мышечным Би. В меридианах она вызывает, в связи с нарушением циркуляции в них, нарывы (абсцессы), тогда как в соединительной ткани она вступает в борьбу с защитной энергией. В случае преобладания Ян мы сталкиваемся с проявлением лихорадки (жара) а в случае преобладания Инь мы имеем мерзливость, озноб. При наличии подобной мерзливости и озноба сущностная энергия человека уходит (покидает тело), что вызывает пустоту энергии, благодаря чему поры эпидермиса открываются и патогенная энергия свободно проникает (в тело); долгое пребывание патогенной энергии приводит, в свою очередь, к закреплению там Би, и прекращение циркуляции в теле защитной энергии делает последнее нечувствительным.

Атакуя лишь (одну) половину тела, патогенная энергия проникает в область циркуляции энергии «ин» и «вэй»; при этом в связи с уходом сущностной и защитной энергий, вместо них (в теле) остается лишь патогенная энергия, что приводит к развитию гемиплегии.

Если же эта патогенная энергия не очень сильна, то мы имеем лишь болезненность соответствующей половины тела.

При проникновении подобной энергии в кости, в том случае, если она обладает янскими характеристиками, у больного развиваются опухоли, а если она обладает иньскими характеристиками, то мы отмечаем у больного холодные нарывы (абсцессы).

Опять же, при локализации ее в соединительной ткани (связках) мы имеем гнойные нарывы в случае Ян и холодные нарывы (абсцессы) в случае Инь».

Желтый император спросил у Ци-Бо:

— Я слышал, что в укалывании существует 5 методов. Каковы они?

Ци-Бо ответил:

— 5 методов укалывания следующие: «осаждение пыли», жэнь-ай; «раскрытие незрячести», фа-мэн; «удаление водянки», цюй-шуй; «освобождение от одежды», чэ-и; «разрешение сомнений», цзе-хо.

Желтый император сказал:

— Почтеннейший объяснил мне 5 методов укалывания, но я хочу узнать, что означает каждый из них.

Ци-Бо ответил:

— Метод осаждения пыли указывает на укалывание внешних меридианов для лечения янских болезней. Метод раскрытия незрячести указывает на укалывание транспортных точек-шу 6 органов-фу для лечения болезней органов-фу. Метод удаления водянки указывает на укалывание пунктов-ло на суставах конечностей. Метод освобождения от одежды указывает на укалывание ответвляющихся пунктов-ло 6 органов-фу. Метод разрешения сомнений указывает на основание в знаниях изменений инь и ян. Укалывание проводится посредством возмещения недостаточности и опорожнения избыточности, чтобы выровнять энергии в циклах и излечить болезнь.

Желтый император сказал:

— Если колоть по методу осаждения пыли, то, как Вы объяснили, колют внешние меридианы, для того, чтобы лечить янские болезни. В чем суть этого метода?

Ци-Бо ответил:

— Метод укалывания с осаждением пыли указывает на то, что янская сила дыхания пошла против потока и заполнила область грудной клетки, в результате чего происходит распирание и отек грудной клетки, нарушается дыхание, при вдохе и выдохе дрожат плечи. Или же сила дыхания в области грудной клетки идет против потока, так что приводит к затруднениям дыхания, и при дыхании слышны звуки. Или когда человек садится или ложится, то не можешь ровно лежать и ровно сидеть. Он боится пыли и дыма, ощущает затруднение в области горла. Если эти болезни лечить таким методом, то эффект исцеления наступит очень быстро: Если используешь этот метод, то болезнь проходит быстрее, чем осаждается пыль.

Желтый император спросил:

— Как надо воздействовать, используя этот метод?

Ци-Бо ответил:

— Надо воздействовать на точку тянь-жун.

Желтый император спросил:

— А если больной кашляет и дыхание-ци идет против потока, если нарушается механизм дыхания, человеку трудно говорить, в груди боль, на какую точку надо воздействовать?

Ци-Бо сказал:

— На точку лянь-цюань.

Желтый император спросил:

— Когда воздействуешь на точки, есть ли определенные числа для глубины укалывания?

Ци-Бо ответил:

— Когда воздействуешь на точку тянь-жун, глубина не должна превышать 1 цунь. Когда воздействуешь на точку лянь-цюань, после того, как восстановишь проходимость в кровеносном сосуде-ло, нужно прекращать укалывание.

Желтый император сказал:

— Вы рассказали о методе укалывания, который называется «раскрытие незрячести». Я хочу понять его смысл. Я ничего не слышал об этом методе. И мудрый человек только что сказал мне, что колют точки-шу органов-фу, для того, чтобы лечить болезни органов-фу. Какие точки надо колоть, чтобы вылечить?

Ци-Бо ответил:

— Вы задали чудесный вопрос. Это самое удивительное место в иглоукалывании, а в способах укалывания это высшее мастерство. Его необходимо постичь своим сознанием. Его нельзя высказать образно, поэтому нужно записать его. Когда сказался о раскрытии незрячести, то имеется в виду, что будет очень быстрый результат. Он будет достигнут быстрее, чем человек откроет глаза.

Желтый император сказал:

— Хорошо. Я надеюсь, что Вы полностью объясните мне этот способ укалывания.

Ци-Бо ответил:

— Когда лечишь болезнь, при которой пациент не может слышать ушами и видеть глазами, необходимо колоть точку тин-гун таким образом, чтобы игла достигла зрачка, а в ощущении звук дыхания-ци под иглой должен доходить до ушей, откликаясь в них. Это и есть воздействие на точку-шу органа-фу.

Желтый император сказал:

— Хорошо. Что такое «чтобы голос стал слышен в ушах»?

Ци-Бо ответил:

— Когда колешь иглой точку дворец слуха, то руками зажимаешь ноздри пациента и просишь пациента закрыть рот. Затем просишь пациента лечь на спину и напрячь живот, чтобы сила дыхания-ци стала подниматься в уши и глаза. При этом в ушах будут слышны звуки, соответствующие укалыванию.

Желтый император сказал:

— Хорошо. Это, действительно, не имеющее плоти, но при этом появляется возможность передавать внутри тела ощущения от укалывания иглой, которое не обязательно видеть глазами. Тем не менее получается явный эффект. В действительности это чудесный метод, который можно постичь только через просветление духа, а не через глаза и уши.

Желтый император сказал:

— Когда идет речь о методе удаления водянки, то колются сосуды-ло в суставах конечностей. Хочу подробно узнать об этом.

Ци-Бо ответил:

— Позвоночник и поясница представляют собой большие сочленения тела, а суставы на конечностях — это места, которые обеспечивают подвижность и способность ходить. Промежность — это место, где находится центр всего механизма человеческого тела. На основании всего этого можно судить о состоянии субстанции ощущений и понимать закономерности распространения питательных жидкостей цзинь и е.

И если отсутствует ритмика в принятии пищи и питья, если несвоевременные довольства и гнев мешают правильной жизни, тогда питающие жидкости цзинь и е разливаются внутри, скапливаются в яичках, и нарушается проходимость водных путей. В течение нескольких дней жидкость накапливается, и в результате человек чувствует дискомфорт, сгибаясь в пояснице. Ему все труднее ходить. Эта болезнь заключается в том, что внутри у него скапливается вода, так как нарушается проходимость водных путей, сообщающих верх и низ. В таком случае надо воздействовать иглой по чжэнь, чтобы убрать из организма лишнюю воду и вылечить внешнюю форму.

Желтый император сказал:

— Вы рассказали также о способе укалывания, который называется освобождение от одежды. При этом воздействуют на необычные точки-шу для лечения ян, у этих точек нет постоянного места. Хочу услышать об этом.

Ци-Бо сказал:

— Когда иньская сила дыхания в недостатке, то внутри образуется жар. Когда янская сила дыхания-ци в избытке, то вовне образуется жар.

Когда 2 типа жара вступают во взаимодействие, то жар внутри становится как пылающий уголь, и человек ощущает большой дискомфорт, если его чем-то прикрывать. Он не любит быть в одежде, он не хочет лежать, потому что все поры на коже закрыты, и пот не выходит. Язык у него пылает, губы сухие, в горле сухость, он не может глотать пищу.

Желтый император спросил:

— Как воздействовать на эту болезнь?

Ци-Бо ответил:

— Надо воздействовать на точку тянь-фу меридиана сверх-инь на руке и на точку да-чжу меридиана сверх-ян на ноге по 3 раза. Также надо колоть точку чжун-люй, чтобы убрать жар. Надо восполнять точки меридиана сверх-инь на руке и ноге, чтобы заставить выйти пот. Когда жар уйдет и пот выйдет, то выздоровление произойдет быстрее, чем человек снимает одежду.

Желтый император сказал:

— Хорошо.

Желтый император спросил:

— В укалывании есть метод, который называется разрешение сомнений. Мудрец сказал, что с его помощью регулируются инь и ян, восполняется недостаточность и опорожняется избыточность, чтобы достичь равновесия и переместить неравновесные зоны. Каким образом разрешаются сомнения?

Ци-Бо ответил:

— Когда сильный ветер воздействует на тело, тогда кровеносные сосуды повсюду опустошаются. Опустошение ведет к недостаточности. В полноте появляется избыточность. Равновесия между легким и тяжелым нет. Человек ходит, переваливаясь с боку на бок, теряет равновесие, не ориентируется в востоке и западе, не находит юга и севера, нагибается вверх и вниз, теряет равновесие и падает. И если болезнь достигает максимальной степени развития, то человек может потерять разум и уйти в бессознательное состояние.

Желтый император спросил:

— Как лечить эту болезнь?

Ци-Бо ответил:

— Надо опорожнять избыточность и восполнять недостаточность, тогда инь и ян приходят в нормальное состояние. Если таким образом использовать иглу, то болезнь пройдет быстрее, чем разрешатся сомнения.

Желтый император сказал:

— Хорошо. Давайте сохраним эти драгоценные знания в комнате Орхидеевых покоев, и не будем раскрывать их кому попало.

Желтый император сказал:

— Хочу услышать об укалывании 5 патогенных факторов. Что такое 5 патогенных сил?

Ци-Бо ответил:

— Бывают болезни с опухолями. Бывают болезни с наполнением, бывают с опустошением. Бывают болезни жара и болезни холода. Это так называемые 5 патогенных сил.

Желтый император спросил:

— Как лечить их с помощью укалывания?

Ци-Бо ответил:

— Существует 5 правил. Если лечишь болезнь, связанную с жаром изза нарушения циркуляции, необходимо уничтожить жар. Если лечишь болезнь, возникшую из-за опухоли, которая не рассеивается, то нужно добиться рассеяния. Если лечишь болезнь, которая связана с нарушением циркуляции из-за холода, то нужно помочь янскому жару согреть кровь и ци. Если болезнь связана с ослаблением тела и его опустошением, нужно укрепить опустошенное дыхание, чтобы вновь обрести силу. Если патогенная сила избыточно возрастает, то необходимо изгнать эту силу. А сейчас позвольте рассказать Вам о способах укалывания.

Когда лечишь болезнь с возникновением опухоли, не надо в области максимального развития опухоли производить укалывание. Нужно терпеливо производить лечение. Если же произошло нагноение, то необходимо использовать другой метод для укалывания. Нужно убирать гной с тем, чтобы он не застаивался. Когда уходит гнойная жидкость, патогенная сила рассеивается. Поэтому неважно, где находится опухоль, в области янского или иньского меридиана, во всех случаях надо воздействовать на точкишу этого меридиана методом опорожнения.

Когда делаешь укалывание большого патогенного фактора, то нужно использовать метод опорожнения и постепенно опорожнять избыточность патогенной силы дыхания. Таким образом, патогенная сила будет постепенно уменьшаться и опустошаться. Нужно использовать каменные иглы, чтобы правильная сила дыхания пошла по пути, где нарушена проходимость.

С помощью иглы надо убирать патогенную силу дыхания. И когда не будет патогенной силы дыхания, которая мешает выздоровлению, тогда естественным образом мышцы станут плотными и крепкими, патогенная сила дыхания уйдет, а здоровая сила дыхания восстановит свои функции.

Когда патогенная сила в основном воздействует на три янских меридиана, нужно воздействовать на точки янских меридианов между мышцами. Когда лечишь опустошение, возникшее из-за воздействия патогенной силы дыхания, то нужно увеличивать и укреплять истинную силу дыхания, используя метод восполнения. Нужно восполнять недостаточность здоровой силы дыхания, тогда патогенная сила дыхания не будет наносить вред. Одновременно нужно следить за тем, где находится патогенная сила дыхания. И когда она еще не проникла глубоко, нужно идти ей навстречу и овладевать ею. Так истинная сила дыхания вернется на свое место и станет достаточной, а патогенная сила дыхания извне не сможет проникнуть вовнутрь и сильно развиться. Если же она разовьется слишком сильно, то может причинить вред здоровой силе дыхания.

Метод малого патогенного воздействия требует, чтобы укалывались точки, расположенные в пространствах между мышцами, где есть патогенное воздействие. Когда колешь патогенную силу жара, то надо выводить патогенную силу дыхания вовне, с тем, чтобы она рассеивалась и больше не возвращалась. Тогда в организме не будет возникать жар, и болезнь пройдет.

Таким образом, во время лечения болезней жара нужно раскрыть патогенной силе дыхания пути следования, раскрыть врата и двери, чтобы патогенный жар уходил вовне и не возвращался. Так можно вылечить болезнь. Когда колешь болезнь холода, то необходимо согревать и питать здоровую силу дыхания. Надо медленно вводить и быстро вынимать, используя метод восполнения для того, чтобы сила дыхания восстановилась и окрепла. В результате лечения достигается рассеивание холода, и приводится в движение кровь. При этом когда вынимаешь иглу, необходимо тут же закрыть отверстие, чтобы здоровая сила дыхания не рассеивалась. Когда удастся привести в равновесие взаимодействие пустоты и полноты, тогда истинная сила дыхания плотно закрывается внутри.

Желтый император спросил:

— Когда лечишь 5 патогенных сил, то какими иглами необходимо воздействовать?

Ци-Бо ответил:

— Когда колешь опухоли, то надо использовать иглу в виде ножа, пи чжэнь. Когда колешь большую патогенную силу, надо использовать иглу в виде пики, фэн чжэнь. Когда колешь малую патогенную силу дыхания, надо использовать круглую иглу, юань чжэнь. Когда колешь патогенную силу жара, надо использовать острую иглу, тань чжэнь. Когда колешь патогенную силу холода, надо использовать иглу в виде волоса, мао чжэнь.

Теперь позвольте мне изложить теорию, в которой небо и земля соотносятся друг с другом. Ведь четыре времени зависят друг от друга, а человек взаимодействует с небом и землей. Внизу есть влажные места, и только там может расти тростник. На основании этого можно судить, что сила и слабость внешней формы человеческого тела позволяет определить много или мало в человеке силы дыхания и крови.

Изменения инь и ян нужно понимать, чтобы объяснить закономерности изменений холода и жара в организме. Когда жарко, то влага с поверхности испаряется и образует облака и дождь, а в деревьях и травах количество влаги уменьшается. Человеческое тело также подвержено испарению жара. Янская сила дыхания при этом движется по поверхности, кожа становится расслабленной и мягкой, поры на коже раскрываются. Если сила дыхания-ци ослабляется, выходит пот, мышцы становятся скользкими и легко отделяющимися друг от друга.

В холодное время года почва замерзает и становится непроходимой.

Влага в почве превращается в лед, а янская сила дыхания в человеческом организме собирается внутри. Поры кожи становятся закрытыми и плотными, пот не выходит, кровь и сила дыхания становятся сильными внутри. Мышцы становятся крепкими, шероховатыми и непроходимыми. При сильном морозе люди, которые привыкли ездить на лодках, не могут плавать из-за льда. Люди, которые хорошо роют землю, не могут продолбить мерзлую почву. Люди, которые используют иглы, также не могут лечить болезни с нарушением циркуляции дыхания в четырех конечностях. И если в сосудах кровь в результате воздействия холода сгущается, то ухудшается ее движение, она становится подобной замерзшему льду. В таком случае ее течение ухудшается, и невозможно ее заставить стать мягкой.

Поэтому человек, который путешествует по воде, должен ждать, когда станет тепло, лед растает, и можно будет плавать на лодке снова. Человек, который роет землю, тоже должен дождаться, пока земля оттает и станет мягкой. В человеческом теле кровеносные сосуды тоже должны раздаться, и когда янская сила дыхания-ци придет в движение, тогда можно использовать иглы. Так можно будет лечить болезни нарушения циркуляции движении ци в организме. Для этого используют методы прижигания и разогрева силы дыхания-ци, чтобы гармонизировать сосуды меридианов. В области ладоней, подмышек, локтей, стоп, а также на шее, позвоночнике и в местах соединения суставов надо делать прогревание, чтобы туда проникала горячая сила дыхания, и тогда циркуляция в кровеносных сосудах восстановится.

Далее нужно действовать, исходя из истории болезни. Если сила дыхания в сосудах становится скользящей, подвижной, легко перемещается, это значит, что охранительная сила дыхания движется на поверхности.

При этом можно использовать иглы, чтобы восстановить нормальное состояние. Если же сосуды твердые и напряженные, то патогенная сила дыхания сильная и наполненная. При этом нужно использовать метод укалывания, который разрушает крепость и рассеивает сгустки. Нужно дождаться, когда сила дыхания, идущая против течения, придет в движение под иглой. Такой метод укалывания связан с тем, что патогенная сила дыхания накапливается, и называется он развязывание узлов.

Когда используешь иглы для лечения больного, то главным образом воздействуешь на силу дыхании-ци, приводя ее в равновесие. Человек получает силу дыхания-ци из пищи. Сила дыхания-ци пищи собирается в желудке. Она трансформируется и превращается в питательную силу дыхания и охранительную силу дыхания. Каждая идет по своему пути. Главная сила дыхания накапливается в груди и создает море дыхания-ци. Она движется вниз и орошает все пути силы дыхания и все точки, где она выходит на поверхность. Она движется вверх и создает путь вдоха и выдоха. Поэтому когда возникает нарушение циркуляции силы дыхания в области стоп, то это связано с тем, что главная сила дыхания не способна дойти до сосуда меридиана светлый ян на ноге, чтобы идти вниз. Внутри сосуда кровь сгущается и застывает. Поэтому если сначала не использовать прогревание и прижигание, чтобы восстановить проходимость крови и силы дыхания-ци, то не будет возможности эффективно использовать укалывание.

Когда лечишь болезни с помощью игл, то необходимо сначала определить ситуацию полноты или пустоты в каналах-цзин и ло. Руками исследуют движение в каналах, их пульсацию, определяют точки, которые откликаются на воздействие пальцем. Происходит движение, и после этого нужно колоть соответствующие точки, вводя иглу.

Если в 6 сосудах меридианов на руках и ногах восстанавливается равновесие, то это значит, что болезни нет. Небольшие болезни могут пройти самостоятельно. Если же в каком-либо канале наверху полнота, а внизу пустота и непроходимость, то это сказал о том, что нет проходимости силы дыхания-ци в главном меридиане. Когда лечишь, надо найти место возникновения болезни и провести метод опорожнения. Это метод развязывания узлов.

Если наверху холод, а внизу жар, то сначала надо колоть точки меридиана сверх-ян на ноге в области шеи. При этом нужно на довольно долгое время оставлять иглу в точке. После укалывания нужно согреть область шеи, область между лопаток и плечи, чтобы сила дыхания жара установила сообщение между верхом и низом. Только после этого можно прекращать укалывание. Это способ называется «укалывание с проталкиванием вверх».

Если выше поясницы жар, а ниже поясницы холод, то нужно искать места опустошения сосудов в нижней части меридианов и использовать укалывание, чтобы произвести восполнение. В этом случае янская сила дыхания пойдет вниз, и тогда можно остановись укалывание. Этот метод называется «тянуть, двигая вниз».

Если все тело горит, жар достигает своего предела, человек безумен, бредит, ничего не слышит, то надо исследовать на предмет пустоты или полноты меридиан светлый ян на ноге, а также ответвления этого меридиана. Затем нужно производить укалывание, восполняя опустошение.

Если есть застои крови и полнота, тогда надо применять опорожнение. Когда больной лежит на спине, то врач должен взять голову больного, указательными и большими пальцами обеих рук сдавить область шейной артерии, а потом надавливать таким образом, чтобы постепенно дойти до точки жэнь-ин. Затем снова несколько раз сделать непрерывно это движение. Когда жар пройдет, можно остановиться. Этот метод называется толкать и рассеивать.

Желтый император сказал:

— А если возникают проявления десятков разных заболеваний оттого, что патогенная сила попадет в один сосуд? Может быть просто боль, могут быть опухоли, может быть жар или холод, тело может чесаться, может нарушиться чувствительность, циркуляция. Могут происходить самые разные изменения. Каковы причины такого разнообразия?

Ци-Бо ответил:

— Все это связано с тем, что патогенная сила дыхания наносит вред.

Желтый император сказал:

— Я слышал, что есть истинная сила дыхания, а есть правильная сила дыхания, есть патогенная сила дыхания, а есть искажающая сила дыхания, это разные названия. Что такое истинная сила дыхания?

Ци-Бо ответил:

— Истинная сила дыхания состоит из Прежненебесной, главной силы дыхания, которая соединяется с Посленебесной силой дыхания пищи.

Истинная сила дыхания наполняет все тело человека, и в человеческом организме она является силой движения и жизни. То, что называется правильной силой дыхания, также называется правильным ветром и указывает на правильное соотношение климатических характеристик с сезонами года. Это связано с тем, что есть правильное соответствие с сезонами и временем. То есть, если весной дует восточный ветер, летом южный ветер, осенью западный ветер, а зимой северный ветер, это правильные ветра.

Они не являются пустыми.

Патогенная сила дыхания — это пустые ветра. Пустые ветра повреждают здоровье человека. Если они попадают в организм, то оказывают глубокое воздействие и сами не выходят. Правильный ветер, если он попадает в человека, то действует на поверхностную область, и когда закрываются поры, то он выходит сам. Его сила дыхания мягкая и слабая, она не может преодолеть истинную силу дыхания. Поэтому правильный ветер уходит сам.

Если же патогенная пустота попадает в человека, то человек начинает дрожать, он боится холода, волосы на коже встают дыбом, поры на коже открываются. Такой ветер проникает вглубь, и внутри поражение может достичь костей. При этом начинается нарушение циркуляции в костях.

Если патогенный ветер поражает сухожилия, то возникают судороги сухожилий. Если он проникает в сосуды, то возникает нарушение кровообращения, в результате чего образуются опухоли. Если пустой ветер попадает в мышцы, то поражает охранительную силу дыхания, вэй-ци. Если воздействует ян, тогда возникает жар. Если воздействует инь, тогда возникает холод. Если воздействует холод, тогда истинная сила дыхания уходит, и возникает опустошение. Если возникает опустошение, тогда возникает холод.

Если пустой ветер действует в пространстве кожи, тогда сила дыхания-ци уходит вовне, поры раскрываются, волосы на коже шевелятся, сила дыхания-ци начинает колебаться и двигаться. В результате этого возникает зуд. Если патогенная сила долго не выходит, то возникает нарушение циркуляции-би. Если нет движения охранительной силы дыхания, тогда возникает потеря чувствительности и онемение. Если патогенные факторы воздействуют на половину тела и уходят вглубь, а существующие внутри тела охранительная и питательная силы дыхания ослабевают, то истинная сила дыхания уходит. Если остается только патогенная сила дыхания, тогда возникает односторонний паралич.

Если патогенное воздействие поверхностное, тогда по всему телу возникают боли в сосудах. Если патогенная сила дыхания проникает в глубокие области тела, тогда холод и жар начинают бороться друг с другом.

Если они долгое время сохраняются внутри и не уходят, и если холод преодолевает жар, тогда возникают боли в костях и суставах, мышцы высыхают и атрофируются. Если жар преодолевает холод, то мышцы ослабевают, начинают разлагаться и превращаются в гной. Если процесс продвигается вглубь и достигает костей, то начинается гниение костей.

Если патогенная сила дыхания скапливается в сухожилиях, то сухожилия сжимаются, и их невозможно разогнуть. Если патогенная сила дыхания долго остается внутри и не уходит, тогда могут возникнуть опухоли сухожилий. Если патогенная сила дыхания сжимается и собирается внутри, тогда охранительная сила дыхания скапливается и не может выйти наружу. Это приводит к тому, что питающая жидкость организма не может распространяться вовне и доходить до внешних транспортных точек. Она остается в кишечнике и желудке, соединяется с патогенной силой дыхания, и в результате образуется опухоль в кишечнике.

Существует еще и такая ситуация, когда патогенная сила дыхания остается в организме в течение долгого времени и развивается медленно.

Может пройти много лет до того, как сформируется болезнь. Когда давишь рукой, то она мягкая и слабая. Когда патогенная сила дыхания сгущается и затвердевает, тогда сила дыхания-ци уходит внутрь, а питающие жидкости цзинь и е застаиваются и не двигаются. Кроме того, патогенная сила дыхания внутри сгущается и не рассеивается, и если в течение долгого времени она накапливается, то возникает опухоль, которая при надавливании будет твердой.

Если патогенная сила дыхания накапливается в глубинном слое, в костях, тогда кости соединяются с патогенной силой дыхания, и в этой области опухоль будет день за днем разрастаться. То есть, будут образовываться опухоли в костях. Если патогенная сила дыхания скапливается в мышцах и сила дыхания приходит туда, остается там и не уходит, это подобно тому, как внутренний жар может преобразовываться, образуя гной.

Если жар отсутствует, тогда будет мышечная опухоль.

Вышеописанные случаи возникновения болезней в результате воздействия патогенной силы дыхания могут быть самыми разными, и нет определенного места, где болезнь проявляется, но каждая болезнь имеет свое определенное имя.

^ ВВЕРХ