Поиск по сайту

Лин-Шу Глава восьмая. РОЛЬ МЕНТАЛЬНОЙ СФЕРЫ (Цзюань 2, Раздел 8) «Дух-шэнь»

Врач Ци Бо: «Прежде чем приступать к иглоукалыванию следует хорошенько ознакомиться с ролью ментальной сферы. Жизнь порождена объединением небесной энергии с земной, а потому она содержит сущность этого объединения. Итак, эта сущность состоит из двух элементов, один из которых имеет космическое происхождение (воздух), тогда как другой порождается пищевыми продуктами (т.е. землей). Эти два элемента (в свою очередь) порождают дух и душу, которая обитает (там) вместе с духом, вторичная душа входит и выходит вместе с этой сущностью(?). Сердце есть отражение природных явлений. Идея (замысел) приходит из сердца. Вполне определенная (оформленная) идея представляет собой волю (воление); воля преобразуется в мысль; мысль же, направленная из настоящего в будущее, порождает заботы и беспокойства, доказательства интеллектуальной деятельности (рассудка). Избыток забот повреждает дух. Симпатии (привязанности) повреждают жизненность; избыток удовольствия (наслаждения) может рассеивать дух; беспокойство (тоска) может препятствовать циркуляции энергии; гнев может вызвать смерть; страх может порождать безумие.

Если на сердце слишком много забот или же оно «иссушено», го цвет кожных покровов изменяется. Одолеваемый чрезмерными заботами больной умрет зимой.

(1) Беспокойство (тревога) действует на селезенку. У больного наблюдается параличи рук и ног и у него также меняется цвет кожных покровов. Такой больной умрет весной. (2) Горе (страдания) и печаль действуют на печень. Для больного характерны мышечные контрактуры. Его половые органы сокращаются. Он умрет осенью. (3) Избыток удовольствия вредит легким и может вызывать безумие.

(1) Вода (почки) берет верх нал огнем (сердце). (2) Дерево (печень) берет верх над землей (селезенка). (3) Металл (легкие) берет верх над деревом (печенью).

Больной умрет летом. (1) Гнев вредит почкам. Больной теряет память. Он не способен сгибаться ни вперед, ни назад. Он умрет в конце лета. (2) Страх повреждает самою жизненную сущность. При поражении же последней кости теряют свойственную им упругость, ибо жизненная сущность обязана своим сохранением пяти органам. Вот почему не следует никогда допускать, чтобы они были поражены. При плохом функционировании пяти органов, налицо пустота иньской энергии или недостача энергии. Слишком большая недостача энергии равнозначна смерти. Врач-иглоукалыватель должен иметь должное представление о понятиях духа и души. При тяжелом поражении пяти органов нет никакой надежды на излечение больного с помощью акупунктурных игл.

Печень управляет кровью, а в крови же помещается душа.

При пустоте энергии печени человек становится пугливым и беспокойным. При полноте же энергии печени больной становится раздражительным и постоянно пребывает в состоянии гнева.

Селезенка управляет энергией «ин». В энергии «ин» помещается идея (намерение). При пустоте энергии селезенки наблюдаются параличи рук и ног, что отзывается и на других органах. При полноте этой энергии мы имеем вздутие живота, у женщин отмечается аменорея.

Сердце управляет артериями, а в артериях размещается дух.

При пустоте энергии сердца больной стонет. При полноте же этой энергии он смеется.

Легкие управляют энергией, а в энергии помещается «вторичная душа» (По?). Пустота легких означает недостачу энергии у больного, при этом нос больного постоянно заложен. При полноте этой энергии больного мучает жажда; у него наблюдается одышка; грудь у него в полноте.

Почки управляют волей, а в воле помещается жизненная сущность. При пустоте энергии почек члены больного леденеют. При полноте же ее больной страдает отеками, что отражается на других органах.

Желтый император спросил у Ци-Бо:

— Когда применяешь методы укалывания, то в первую очередь их применение коренится в понимании того, что такое дух-шэнь, кровь, пульсы, охранительное дыхание, дыхание-ци и дух-шэнь, субстанции ощущений-цзин. Это то, что хранится в пяти органах-цзан. Если происходит их безудержное расточительство, они уходят из органов-цзан, и тогда теряется субстанция ощущений-цзин, тогда души-хунь и по летят бесконтрольно, а в области воли и помыслов происходит смута. В результате разум и способность выбора покидает тело.

Каким образом все это случается? Или же это наказание небес, или же это ошибка человека? Что такое качество-дэ, дыхание-ци, рождение, семя-цзин, субстанция ощущений-цзин, дух-шэнь, субстанция сознанияшэнь, субстанция ощущения времени, субстанция ощущения пространства, сознание, помыслы, воления, мысли, разумность, способность к выбору? Прошу Вас объяснить мне эти вещи.

Ци-Бо ответил:

— Человеческое существование начинается, когда организм получает силу и дыхание неба и земли. Когда качество силы-дэ движется в потоке, дыхание-ци тонкое, происходит рождение, и то, чем осуществляется жизнь, называется субстанция ощущений рождения-жизни. Когда две субстанции ощущений инь и ян соединяются, то это определяется как субстанция сознания шэнь.

То, что вслед за субстанцией сознания уходит и приходит, называется субстанция ощущения времени. То, что в соединении с субстанцией ощущения времени выходит и входит, называется субстанцией ощущения пространства. То, чем воспринимаются все сущности и явления, определяется как пространство сознания. То, что является носителем памяти в пространстве сознания, называется помыслами. То, на чем существуют помыслы, определяется как воля и устремления. То, как происходят изменения в движении воли и устремлений, называется мысли. То, что, двигая мыслями, заставляет их стремиться к далекому, называется предпочтениями. То, что, основываясь на предпочтениях, приводит в порядок сознание, называется разумностью. Таким образом, разумность существует для того, чтобы питать жизнь.

Необходимо следовать четырем временам и находиться в соответствии с холодом и жаром. Нужно гармонизировать радость и гнев и жить в состоянии покоя. Нужно отслеживать ритмику инь и ян, сохранять гармонию твердости и мягкости. Так не позволишь патогенной силе воздействовать на организм, и жить будешь долго.

Когда возникают страхи и тревоги в мыслях и предпочтениях, то это разрушает субстанцию сознания-шэнь. Когда субстанция сознания-шэнь разрушается, то страхи и опасения становятся неконтролируемыми и не прекращаются. Когда печаль и огорчения приходят в движение внутри, то происходит истощение и прекращение циркуляции, теряется субстанция жизни. Когда радость действует в избытке, тогда субстанция сознания рассеивается и перестает собираться и сохраняться. Печаль и задумчивость приводят к тому, что дыхание-ци перекрывается и перестает двигаться.

Избыточная гневливость приводит к нарушению порядка в сознании, создавая заблуждения, которые не позволяют наводить порядок. Страхи и тревоги приводят к тому, что субстанция сознания волнуется и не собирается. Когда в пространстве сознания возникают страхи, а в мыслях и предпочтениях рождаются опасения, то это разрушает субстанцию сознания. Если субстанция сознания разрушается, тогда теряется контроль над страхами и опасениями. Это разрушает места крепления мышц в области локтей и колен, волосы на коже сохнут, и теряется цвет. Такой человек умирает зимой.

Когда из селезенки не выходят печаль и огорчения, тогда разрушаются помыслы. Если помыслы разрушаются, тогда в сознании наступает томление и смута. Нет желания и сил поднять четыре конечности. Волосы на коже сохнут, теряется цвет лица. Такой человек умирает весной.

Когда в печени рождаются печаль и огорчения, приходя в движение, то это повреждает субстанцию ощущения времени. Если субстанция ощущения времени повреждается, то человек становится безумным, забывчивым, в нем теряется субстанция ощущений. Если субстанции ощущений нет, тогда человек не способен правильно себя вести, правильно реагировать на происходящее. У человека сжимается инь, в области промежности и яичек возникают судороги сухожилий. Подреберья двигаются с трудом, волосы на коже высыхают, теряется цвет лица. Смерть в таком случае наступает осенью.

Если в легких отсутствует предел для радости, тогда повреждается субстанция ощущений пространства. Если повреждается субстанция ощущения пространства, то наступает безумие, которое выражается в том, что помыслы не сохраняются в человеке. Кожа у человека сохнет, сжимается, волосы на коже увядают, теряется цвет лица. Такой человек умирает летом.

Из-за почек может наступить сильная гневливость, которая не прекращается, что повреждает волнение. Если волнение разрушается, то в радости человек склонен забывать свои слова. Возникает боль в пояснице и позвоночнике, и человек не может согнуться или разогнуться, выпрямить или согнуть конечности. Волосы на коже увядают, теряется цвет кожи. Такой человек умирает в период расцвета почвы в последние месяцы четырех сезонов.

Когда возникают страхи и тревоги, которые не разрешаются, тогда разрушается субстанция ощущений. Если повреждается субстанция ощущений, то это приводит к тому, что теряется сила и нарушается циркуляция энергии в костях. Субстанция ощущений в виде семени временами вытекает, и нет способности ее удержать.

Таким образом, 5 органов-цзан управляют сохранением субстанции ощущений в виде семени, которое нельзя повреждать. Если оно повреждается, то теряется возможность контролировать его, и тогда опустошается инь. А если опустошается инь, то отсутствует энергия. Если отсутствует энергия, тогда наступает смерть.

Таким образом, когда применяешь иглы, нужно исследовать ситуацию больного для того, чтобы знать сохранились или уничтожились субстанция ощущений, субстанция сознания, субстанция ощущений времени и пространства, субстанция дыхания. И тогда можно понять, как действовать и куда направлять помыслы. Если все 5 субстанций повреждены, тогда с помощью игл уже нельзя вылечить такую болезнь.

Печень накапливает и сохраняет кровь. В крови живет субстанция времени. Если опустошается дыхание-ци печени, то возникают страхи, а если оно переполняется, то возникает гнев.

Селезенка накапливает охранительную субстанцию. В ней обитают помыслы, субстанция ума. Если дыхание-ци селезенки опустошается, тогда человек не способен двигать конечностями, а 5 органов-цзан не могут пребывать в покое. Если есть переполнение селезенки, то возникает вздутие живота. Это связано с тем, что нарушается циркуляция.

Сердце накапливает пульсы. В пульсах пребывает субстанция сознания-шэнь. Если дыхание-ци сердца опустошается, то возникает печаль. А если наполняется, то человек смеется, не переставая.

Легкие сохраняют дыхание-ци. В дыхании-ци пребывает субстанция ощущения пространства. Если дыхание-ци легких опустошается, тогда закладывает нос, человек не способен нормально дышать. Если дыханиеци легких переполняется, тогда дыхание становится астматическим, переполняет грудь, человек все время вздыхает, поднимая лицо вверх.

В почках сохраняется субстанция ощущений рождения-жизни. В этой субстанции ощущений обитает воля. Если дыхание-ци почек опустошается, тогда наступает нарушение циркуляции крови и дыхания, а если переполняется, то возникают отеки. Тогда пять органов-цзан чувствуют себя неспокойно.

Нужно исследовать проявление болезни 5 органов-цзан для того, чтобы понимать состояние полноты или опустошения дыхания-ци и очень осторожно и старательно гармонизировать их.

^ ВВЕРХ