Поиск по сайту

Лин-Шу Глава двенадцатая. МЕРИДИАНЫ И ОРГАНИЧЕСКИЕ ЖИДКОСТИ (Цзюань 3, Раздел 12) «Воды меридианов»

Император Хуан Ди: «Существующие внутри тела двенадцать меридианов играют определенную роль по отношению к его органическим жидкостям, подобно тому, как они играют определенную роль по отношению к пяти органам и шести внутренностям. Эти, нагруженные органическими жидкостями двенадцать меридианов, обладают всеми формами и всеми величинами (т.е. характеризуются широким разнообразием форм и величин). То же самое справедливо сказать и о всех (меридианах), идущих к органам и внутренностям. Следовательно, питание этих органов и внутренностей осуществляется по-разному. Будучи схожи с этими жидкостями, эти меридианы одновременно их распределяют (т.е. являются их носителями); пять органов схожи со всеми «духами», всеми душами дабы (быть в состоянии) содержать их в своем лоне; шесть внутренностей схожи с энергиями, происходящими из пищи, дабы (они были в состоянии) распределять их в теле; артерии же схожи с кровью, дабы (быть в состоянии) понуждать ее к циркуляции.

Строение человека отличается большой сложностью, а потому (позволительно спросить): как же следует его лечить в случае (возникновения) болезни? Как следует его колоть используемыми в акупунктуре иглами? Как следует выполнять прижигания (моксу)?».

Ци Бо: «Образование человека соответствует образованию небес, но если небеса непостижимы, то тело человека доступно измерения (в самом деле), после его смерти мы можем его вскрыть «кайфао» для того, чтобы изучить его органы и определить, какие из них имеют больше крови, а какие - энергии. Когда же он жив, то мы можем регулировать его энергию посредством игл или моксы. Но для того, чтобы делать это, сначала необходимо хорошо овладеть понятием Инь и Ян, небес и земли.

Меридиан Цзу Тай-Ян (Мочевой пузырь) черпает чистую воду снаружи (вовне) и несет ее в мочевом пузыре в виде мочи.

Меридиан Цзу Шао-Ян (Желчный пузырь) черпает воду снаружи и несет ее к желчному пузырю в виде желчи.

Меридиан Цзу Ян-Мин (Желудок) черпает морскую воду и несет ее к желудку в виде желудочной жидкости (сока).

Меридиан Цзу Тай-Инь (Селезенка) черпает озерную воду и несет ее в селезенку.

Меридиан Цзу Шао-Инь (почки) черпает речную воду и несет ее в почки. То же самое мы имеем и для всех меридианов, относящихся к другим органам и внутренностям.

В качестве резюме мы можем отметить, что, подобно тому, как земля орошается водой с небес (росой?) пять органов и внутренностей орошаются органическими жидкостями. Небеса - это Ян, земля - это Инь. Верхняя часть человеческого тела это Ян, а нижняя - это Инь. Существует (просто) Инь и Высшее (Тай-Инь), а также (просто) Ян и Высшее ян (Тай-Ян). Существует также Инь в Ян, Ян в Инь. Для того, чтобы использовать эти понятия применительно к человеку, следует помнить, что Цзу Ян-Мин (Желудок) есть «морс пяти органов и шести внутренностей». Расположенные по его ходу артерии велики (объемисты) и содержат много крови (например, сонная и бедренная). Жар его (Желудка) велик, а энергия всегда полна (в полноте)..При укалывании (точек) этого меридиана с целью рассеивания, необходимо глубоко погружать иглу и надолго оставлять ее на месте. Ниже приводится таблица глубины иглоукалывания и времени выдерживания иглы в соответствии с укалываемым меридианом: Для Цзу Ян-Мин (Желудок): игла погружается, как минимум, на 6/10 расстояния (цуня) и выдерживается в течение 10 дыханий.

Для Цзу Тай-Ян (Мочевой пузырь): игла погружается, как минимум на 5/10 цуня и останавливается на месте в течение 7 дыханий.

Для Цзу Шао-Ян (Желчный пузырь): игла погружается на 4/10 цуня и выдерживается в течение пяти дыханий.

Для Цзу Тай-Инь (Селезенки): игла погружается, как минимум на З/Ю цуня и выдерживается в течение 4 дыханий.

Для Цзу Шао-Инь (Почки): игла погружается, как минимум на 2/10 цуня и оставляется на месте в течение 3 дыханий.

Для Цзу Цзюе-Инь (Печень): игла погружается, как минимум на глубину 1/10 цуня и выдерживается в течение 2 дыханий.

Что касается меридианов Шоу ян и Шоу инь (ручных меридианов), то энергия прибывает (при укалывании) очень быстро, ибо они расположены наиболее близко к центру энергии, вот почему (в этом случае) не следует погружать иглу глубже 2/10 цуня и не оставлять иглу более чем на время одного дыхания.

Разумеется, в соответствии с возрастом, размером и упитанностью субъекта, врач должен сам оценивать глубину погружения игл, однако, в любом случае, она не должна превышать пропорции, указанных в предыдущей таблице. То же самое справедливо и для рецептуры моксы (прижиганий) чрезмерное использование которых вредит костям и артериям. Опять же, неумеренное рассеивание приводит к чрезмерному растрачиванию энергии.

Император Хуан Ди: «Следует ли взвешивать больного перед иглоукалыванием?».

Ци Бо: «В этом нет никакой необходимости: достаточно убедиться в том, что у больного отсутствует чрезмерное исхудание, т.е. его кровь и энергия не претерпели полного истощения. Вполне достаточно исследовать его пульс и измерить температуру. Тем самым вы сможете узнать, можно ли его колоть или нет».

Желтый император сказал:

— Существует 12 сосудов меридианов. Вовне они соотносятся с 12 водами меридианов, а внутри они соединяются с 5 органами-цзан и 6 органами-фу. Среди 12 вод меридианов бывают большие и малые, глубокие и мелкие, бывают широкие и узкие, дальние и близкие, и все они отличаются. 5 органов-цзан и 6 органов-фу также могут располагаться высоко или низко, быть маленькими и большими, могут принимать в себя большое или малое количество пищи, все они неравнозначны. Каким образом они соотносятся друг с другом? Ведь меридианные реки принимают в себя воды и приходят в движение, а 5 органов-цзан соединяются с силой сознания, силой дыхания, душами-хунь и но и накапливают их. 6 органов-фу принимают в себя злаки и приводят их в движение. Они принимают в себя силу дыхания и развивают жизнь. Сосуды меридиана принимают в себя кровь и питают ее, соединяясь между собой. Каким образом приводить в порядок существующее положение дел? Как нужно колоть, глубоко или мелко? Сколько конусов использовать при прижигании? Очень хотелось бы услышать об этом.

Ци-Бо ответил:

— Прекрасный вопрос. Небо предельно высоко, и его нельзя измерить. Земля предельно широка, и нельзя ее оценить. Об этом идет речь.

Человек рождается меж небом и землей, внутри 6 соединений. Небо высоко, земля широка, и не в силах человеческих измерить, оценить и достичь предельного постижения.

Ибо и доблестный муж ростом в 8 чи состоит из кожи и мяса. Вовне можно измерить его размеры и оценить его вес, полностью постигнув его устройство. Когда он умрет, можно разрезать его и посмотреть, какими являются его внутренние органы — крепкими или хрупкими, какова величина органов-фу — большие они или маленькие, сколько в нем еды.

Можно узнать, короткие или длинные у него сосуды, можно видеть, чистая или мутная кровь, можно узнать, сколько силы дыхания, много или мало. Можно понять, сколько в 12 меридианах крови и силы дыхания.

В некоторых больше крови и меньше силы дыхания, в некоторых меньше крови и больше силы дыхания, в некоторых большое количество и крови и дыхания, в некоторых мало и крови, и дыхания. У всего есть свои числа. Можно лечить это с помощью игл и полыни, гармонизировать и приводить в порядок силу дыхания. Но каким образом их постоянные характеристики соотносятся с нормальным состоянием? Желтый император сказал:

— Хочу услышать об этом. Это радует мой слух, но не разрешает сомнений моего сердца. Хочу полностью узнать об этом.

Ци-Бо ответил:

— Человек взаимодействует с инь и ян неба и земли, и нельзя не изучать эти соединения.

Меридиан сверх-ян на ноге вовне соединяется с чистой водой, цзин-шуй, внутри он соотносится с мочевым пузырем и осуществляет проводимость водных путей.

Меридиан малый ян на ноге вовне соотносится с водой вэй-шуй, внутри он соединяется с органом-дань (желчным пузырем).

Меридиан светлый ян на ноге вовне соединяется с водой моря, хай-шуй, внутри он соединяется с желудком.

Меридиан сверх-инь на ноге вовне соединяется с озерной водой, хушуй, внутри он соединяется с селезенкой.

Меридиан малый инь на ноге вовне соединяется с водой жу-шуй, внутри он соединяется с почками.

Меридиан недостаточный инь на ноге вовне соединяется с водой шэньшуй, внутри соединяется с печенью.

Меридиан сверх-ян на руке вовне соединяется с водой хуай-шуй, внутри с тонким кишечником. Отсюда выходят водные пути, выводится вода.

Меридиан малый ян на руке вовне соединяется с водой ло-шуй, внутри соединяется с тремя обогревателями.

Меридиан светлый ян на руке вовне соединяется с водой ян-шуй, внутри он соединяется с толстым кишечником.

Меридиан сверх-инь на руке вовне соединяется с водой хэ-шуй, внутри он соединяется с легкими.

Меридиан малый инь на руке вовне соединяется с водой цзи-шуй, внутри он соединяется с сердцем.

Меридиан перикарда недостаточный инь на руке вовне соединяется с водой чжан-шуй, а внутри он соединяется с перикардом.

Пять органов-цзан, шесть органов-фу и 12 вод меридианов вовне имеют глубокие источники, а внутри есть то, из чего они берут свою силу.

Таким образом, внутреннее и внешнее друг с другом сообщаются, и связь эта осуществляет непрерывный круг, и человек следует этой системе.

Ведь небо — это ян, а земля — это инь. То, что над поясницей представляет собой небо, то, что под поясницей, представляет собой землю. То, что находится к северу от морей, называется инь, а то, что находится в северной части озера, называется инь внутри инь. То, что находится к югу от вод-чжан, называется ян. То, что находится к северу от реки-хэ и доходит до вод-чжан, это инь внутри ян. То, что находится к югу от реки-лэй и на юге доходит до реки-цзян, называется сверх-ян внутри ян. Таковы инь и ян одной местности, и таким образом человек соотносится со свойствами неба и земли.

Желтый император сказал:

— Меридианные воды соотносятся с сосудами меридианов. Они бывают далекими и близкими, мелкими и глубокими, в них всегда отличается количество воды и крови. Как нужно определять способы укалывания?

Ци-Бо ответил:

— Меридиан светлый ян представляет собой море для пяти органов-цзан и шести органов-фу. Его сосуд большой, в нем много крови. Сила дыхания в нем в расцвете, в нем жар и сила. Если во время укалывания колешь неглубоко, то не сможешь рассеять, а если не оставляешь иглу, тогда не сможешь достичь эффекта опорожнения. Меридиан светлый ян на ноге нужно колоть на глубину 10 фэней и оставлять иглу на 10 выдохов.

Меридиан сверх-ян на руке нужно колоть на 5 фэней и оставлять иглу на 7 выдохов. Меридиан малый ян на ноге нужно колоть на 4 фэня и оставлять на 5 выдохов. Меридиан сверх-инь на ноге нужно колоть на глубину 3 фэней и оставлять на время 4 выдохов. Меридиан малый инь на ноге нужно колоть на глубину 2 фэней и оставлять иглу на время 3 выдохов. Меридиан недостаточный инь на ноге нужно колоть на глубину 1 фэнь и оставлять на 2 выдоха.

Иньские и янские меридианы на руках принимают в себя силу дыхания по пути, который не является далеким, поэтому сила дыхания приходит не быстро и колоть их нужно на глубину, которая не превышает 2 фэней. Оставлять иглу нельзя больше, чем на 1 выдох.

В зависимости от индивидуальных качеств больного — молодой он или старый, большой или маленький, толстый или худой — нужно оценивать ситуацию. Нужно определять точный подход на основании природных характеристик. Также нужно поступать и в случае прижигания. Если при прижигании нарушишь эти правила и не рассчитаешь точного количества, тогда возникнет болезненный жар. Это приведет к тому, что кости высохнут, а пульсы станут шершавыми. Если при укалывании нарушишь эти меры, то повредишь силу дыхания-ци.

Желтый император сказал:

— Сосуды меридианов бывают большими и маленькими, крови в них может быть много или мало. Кожа может быть толстой или тонкой, мышцы могут быть крепкими или вялыми, соединения мышц могут быть большими или малыми. Можно ли точнее оценивать и измерять это?

Ци-Бо ответил:

— Можно, но для этого нужно брать средние меры. Не нужно в качестве критерия брать человека, у которого очень плохо развиты мышцы или в упадке находится кровь и сила дыхания. Если ты встречаешь человека, который не соотносится с обычными мерами, он слишком худой, истощенный, плоть его поражена недугами, разве сможешь использовать меры и способы для того, чтобы определить правильный способ воздействия иглами? Необходимо быть очень внимательным, правильно производить указывание, вовремя закрывать отверстие иглы, правильно брать показание пульса. Нужно смотреть состояние холода и тепла, полноты и опустошенности энергии, и регулировать их. Это определяется как истинное действие в соответствии с реальной ситуацией.

^ ВВЕРХ