Поиск по сайту

Лин-Шу Глава восемнадцатая. ЭНЕРГИЯ «ИН» И ЭНЕРГИЯ «ВЭЙ» (ЭНЕРГИЯ МЕРИДИАНОВ И ЗАЩИТНАЯ ЭНЕРГИЯ). (Цзюань 4, Раздел 18) «Охранительная и питательная субстанции ци. Порождение точек соединения»

Император Хуан Ди: «Не могли бы вы мне разъяснить роль иньской и янской энергий, а также энергий «ин» и «вэй»?

Ци Бо: «Энергия приходит из желудка, их которого она переходит в легкие, чтобы питать пять органов и шесть внутренностей.

Чистая энергия носит название «ин», нечистая же энергия носит название «вэй». Энергия «ин» циркулирует в меридианах, тогда как энергия «вэй» - снаружи (вне) от них. Энергия «ин» циркулирует непрерывно и, выполнив пятьдесят раз (свой) циклический оборот, начинает новый (суточный) цикл, что же касается энергии «вэй», то она выполняет двадцать пять оборотов в Инь и двадцать пять оборотов в Ян, т.е. в течение дня и в течение ночи (в Ян она циркулирует днем, а в Инь - ночью).

Вот почему в полдень мы имеем (период) Тай-Ян (или Высшее ян), а в полночь - Тай-Инь (Крайнее инь). Окончание циркуляции иньской защитной энергии имеет место на (утренней) заре и затем начинает циркулировать защитная энергия Ян.

Все эти явления соответствуют (всему) тому, что существует в природе (т.е. всем природным сущностям).

Император Хуан Ди: «Почему старики не могут спать ночью и почему молодые не могут спать днем?».

Ци Бо: «Потому что в молодости энергия и кровь отличаются силон, а энергии «ин» и «вэй» пребывают в равновесии, вот почему они (молодые) не могут спать днем. В то же время у стариков энергии «ин» и «вэй» ослаблены, вот почему они не могут спать ночью».

Император Хуан Ди: «По каким путям (траекториям) приходят энергии «ин» и «вэй»?»

Ци Бо: «Энергия «ин» имеет своим источником центральный обогреватель (тройной обогреватель), энергия же «вэй» исходит из нижнего обогревателя».

Император Хуан Ди: «Тогда расскажите мне об этом тройном обогревателе».

Ци Бо: «Верхний обогреватель берет начало у верхнего отверстия желудка, и, исходя оттуда, он пересекает диафрагму и распространяется в груди, идет к подмышке, направляясь к точкам «юнь-мэнь» (2 Р), «чжун-фу» (1 Р) и возвращаясь затем в меридиан Ян-Мин, идет далее в точки «тянь-дин» (GI 17) и «фу-ту» (GI 18), откуда он идет к языку, опускаясь затем вместе с меридианом Цзу Ян-Мин (Желудок). (В целом) он выполняет двадцать пять оборотов в Ян и двадцать пять оборотов в Инь, заканчиваясь в легких, дабы затем вновь качать полный (суточный) цикл»

Император Хуан Ди: «Стоит нам съесть или выпить что-либо горячее, и несмотря на то, что энергия поглощенного еще не высвободилось, мы начинаем потеть. Почему это выделение пота не следует за формированием энергии «вэй»?

Ци Бо: «Защитная энергия «вэй» отличается намного более свирепым и агрессивным характером, нежели энергия «ин». И, если поры эпидермиса, как следует не закрыты, защитная энергия выбрасывается (через них), вызывая потение; то же самое мы имеем и испытав нападение «фэнь». Обильное потение (в подобных случаях) вызвано тем, что защитная энергия теряется через плохо прикрытые поры кожи (то есть она не следует нормальным путем).

Центральный обогреватель берет свое начало также на уровне желудка, позади верхнего обогревателя. (Основной) ролью центрального обогревателя является извлечение сущности из энергии пищевых веществ, отделяя ее от остатков (шлаков), дабы доставить ее в легкие, где она преобразуется в кровь, питающую затем весь организм. Вот почему ее называют энергией «ин», т.е. «питающей». Из (известных нам) трех обогревателей, в меридианах циркулирует один лишь центральный обогреватель».

Император Хуан Ди: «Судя по тому, что вы только что сказали, кровь и энергия имеют общее происхождение и отличаются лишь своими названиями. Пожалуйста, разъясните мне это».

Ци Бо: «Питающая энергия «ин» и защитная энергия «вэй» представляют собой материальную энергию, тогда как кровь соответствует духовной сущности. Вот почему, при наличии любого кровотечения, не следует понуждать больного к потению (вызывать у него потоотделение), а вызвав у больного потоотделение, не следует делать ему затем кровопускание, ибо он может умереть либо из-за (потери) энергии, либо - из-за крови, а жизнь у нас всего одна».

Император Хуан Ди: «А как насчет нижнего обогревателя»?

Ци Бо: «Нижний обогреватель берет свое начало на уровне нижнего отверстия желудка, а питательные вещества будучи поглощены, следуют ходу нижнего обогревателя, чтобы окончиться у мочевого пузыря».

Император Хуан Ди: «Выпитый алкоголь попадает в желудок. Почему же тогда сразу же после этого возникает желание помочиться»?

Ци Бо: «Алкоголь (спирт) есть ничто иное как питательное вещество, слученное из зерновых (продуктов). Поскольку однако свойственная ему энергия отличается крайней легкостью (проворством), мы испытываем желание помочиться сразу же после его употребления».

Желтый император спросил у Ци-Бо:

— Человек получает силу дыхания, соединяется ли в ней инь и ян? Какая сила дыхания является питательной, а какая охранительной? Откуда рождается питательная сила дыхания и где она соединяется с охранительной силой дыхания? В старости и зрелом возрасте теряется единство сил дыхания, инь и ян меняют свои места. Хочу услышать об их соединении.

Ци-Бо ответил:

— Человек получает силу дыхания из злаков. Злаки попадают в желудок и оттуда передаются в легкие. 5 органов-цзан и 6 органов-фу тем самым получают силу дыхания инь. Чистая часть ее становится питательной силой дыхания, а мутная часть выполняет охранительную функцию.

Питательная сила дыхания находится внутри сосудов, а охранительная сила дыхания находится за пределами сосудов. Питательная сила дыхания, не останавливаясь, движется по циклам, проходит 50 циклов и возвращается к точке великого сбора.

Инь и ян проникают друг в друга, и это движение подобно кольцу, не имеющему начала. Охранительная сила дыхания проходит в иньской области 25 долей и в янской области 25 долей. Она разделяется на дневное и ночное время, и поэтому янская сила дыхания начинает движение, а иньская сила дыхания прекращает его. Потому и говорится, что в середине дня расцветает ян, это сильный ян. В полночь расцветает инь, и это сильный инь. Таким образом, сверх-инь управляет внутренним, а сверх-ян внешним. Каждый из них движется по 25 долей. Их функции делятся на дневные и ночные.

Полночь является расцветом инь, после полуночи инь начинает убывать, на рассвете инь заканчивается, и цикл принимается янской силой дыхания. Полдень является расцветом силы ян. Когда Солнце идет к западу, ян начинает убывать. Когда Солнце заходит, ян истощается, и цикл принимается иньской силой дыхания. Полночь является временем большого соединения. Все люди ложатся спать, и имя этому соединение или закрытие инь. Во время рассвета инь истощается, и цикл принимается янской силой дыхания. Так происходит бесконечно. Это общие процессы и связи для неба и земли.

Желтый император спросил:

— А вот старый человек не может ночью заснуть, какая сила дыхания вызывает это? Молодые и зрелые люди не любят спать днем, какая сила дыхания побуждает это?

Ци-Бо ответил:

— Зрелый человек находится в состоянии расцвета силы дыхания и крови. Его мышцы и плоть имеют высокую проводимость, и пути прохождения силы дыхания раскрыты. Это действует охранительная сила дыхания. Она не теряет гармонии своих постоянных циклов. Поэтому человек в течение дня имеет высокий уровень ощущений, а ночью спит.

У старого человека сила дыхания и кровь в упадке, мышцы и плоть сухие. Пути прохождения силы дыхания шершавые, в 5 органах-цзан силы дыхания друг с другом соперничают. Его питательная сила дыхания в упадке и ее мало. В течение дня у него нет высокого уровня ощущений, а ночью он не спит.

Желтый император сказал:

— Хочу услышать, каким образом действуют питательная и охранительная силы дыхания. По каким путям они идут?

Ци-Бо ответил:

— Питательная сила дыхания приходит из среднего обогревателя, а охранительная сила дыхания приходит из верхнего обогревателя.

Желтый император сказал:

— Хочу услышать, откуда происходят 3 обогревателя.

Ци-Бо сказал:

— Верхний обогреватель происходит из верхнего отверстия желудка, соединяется с горлом, движется вверх через диафрагму, распространяется в грудной клетке. Уходит в подмышечную область, идет по пути следования сверх-инь, возвращается, впадая в светлый ян на руке. Идет вверх до языка и соединяется с меридианом светлый ян на ноге. Он постоянно движется вместе с питательной силой дыхания в течение 25 циклов ян и 25 циклов инь. Так совершается один круг. Делается 50 циклов, и все возвращается в начало, соединяясь в меридиане сверх-инь на руке.

Желтый император спросил:

— Если у человека жар, то пища и питье попадают в желудок, а его сила дыхания неустойчива. В результате выходит пот, который может появиться на лице, шее, либо в нижней части туловища. Он не следует путям прохождения охранительной силы дыхания, когда выходит, или же он подчиняется этим путям?

Ци-Бо ответил:

— Извне человек поражается ветром, а изнутри открываются поры на коже. Они испаряют пот, а внутренние отверстия приводят к истощению.

Охранительная сила дыхания уходит из них, и поэтому она неспособна следовать своим обычным путям. Такая сила дыхания приводит к появлению болезни и становится сильной и резкой. Как только появляется отверстие, которое открывается, она в него выходит. Она не следует пути своего движения и поэтому называется утечкой опорожнения.

Желтый император спросил:

— Откуда возникает средний обогреватель?

Ци-Бо ответил:

— Средний обогреватель тоже соединяется с отверстием желудка, и выходит после верхнего обогревателя. Он принимает силу дыхания от него.

Это более мутный осадок с жидкостью, это испарение жидкостей цзинь и е, которые трансформируют более тонкую субстанцию ощущений. Наверху они перетекают в сосуд легких, где происходит трансформация и превращение этих жидкостей в кровь, и они принимаются телом, порождая его. Для порождения телом нет ничего более ценного. И поэтому эта субстанция идет по течению следования меридианов, и называется питательной силой дыхания.

Желтый император сказал:

— Кровь и сила дыхания имеют разные названия, но общие родовые признаки. Как они определяются?

Ци-Бо ответил:

— Охранительная и питательная силы дыхания представляют собой силу дыхания субстанции ощущений. Кровь — это сила дыхания субстанции сознания. Поэтому кровь в соединении с силой дыхания по-разному называются, но представляет собой вещи одного рода. Если поражается кровь, тогда отсутствует пот. А если забирается пот, тогда отсутствует кровь. Человек может два раза умереть, но не может два раза родиться.

Желтый император сказал:

— Хочу услышать, откуда происходит нижний обогреватель.

Ци-Бо ответил:

— Нижний обогреватель является ответвлением поворота кишечника. Он перетекает в мочевой пузырь и переносит жидкости. Таким образом, вода и злаки обычно соединяются, пребывая в отверстие желудка, и создают густую фракцию питающей жидкости. Внизу они движутся в толстый кишечник и образуют материал для работы нижнего обогревателя.

Он фильтруется и весь уходит вниз. Там он также проходит переработку и создается еще один отжим, дающий сок. Он идет вниз, к нижнему обогревателю, и, фильтруясь, попадает в мочевой пузырь.

Желтый император спросил:

— Когда человек пьет вино, оно тоже попадает в желудок. И если злаки еще не переварились, то вино с мочой уже может выйти. Почему так?

Ци-Бо ответил:

— Вино — это влага, которая образуется из перебродивших злаков.

Его сила дыхания является подвижной и скользкой. Поэтому, если оно и попадает после злаков, то в жидкости выходит раньше, чем злаки.

Желтый император сказал:

— Я слышал, что верхний обогреватель подобен туману, средний обогреватель подобен влажной каше, нижний обогреватель представляет собой грязь. Так они определяются.

^ ВВЕРХ