Адрес: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,
ул. ЛОМОНОСОВА 14 К.1
м. ВЛАДИМИРСКАЯ
м. ДОСТОЕВСКАЯ
ВРАЧ: 8(812)9812594
Для SMS: +7(904)6131238
E-mail: sandandb@mail.ru
Ежедневно, 9:00-21:00
Поиск по сайту

Лин-Шу Глава двадцать восьмая. (РАЗНЫЕ) ВОПРОСЫ (Цзюань 5, Раздел 28) «Передача устной традиции в вопросах»

Император Хуан Ди: «Почему (люди) зевают?»

Ци Бо: «Защитная энергия «вэй» циркулирует в (сфере) Ян в течение дня а, начиная с полуночи она циркулирует в Инь. Верхняя часть тела соответствует Ян, а нижняя - Инь, начиная с полуночи янская энергия оттягивается в верхнюю часть тела, а иньская энергия - в нижнюю. И Инь, и Ян, каждый со своей стороны, притягивает друг друга и именно в этот момент люди часто зевают. Когда иньская энергия преобладает, янская энергия бывает менее сильной и вот почему человеку хочется спать Когда же преобладание иньской энергии (над янской) заканчивается, и янская энергия набирает силу, то человек просыпается, Если же человек зевает слишком часто, то необходимо рассеивать иньской меридиан (Цзу Шао-Инь или Почки) и стимулировать янский (Цзу тай-ян или Мочевой пузырь).»

Император Хуан Ди: «А почему (люди) икают?»

Ци Бо: «Желудок порождает энергию, которая поднимается к легким, но если холодная иньская энергия начинает смешиваться с этой вновь порожденной энергией и устремляется к желудку, то в последнем возникает возмущение (расстройство), что и порождает икоту. В подобном случае необходимо стимулировать Шоу Тай-Инь (Легкие) и рассеивать Цзу Шао-Инь (Почки) ибо эта холодная иньская энергия идет из почек».

Император Хуан Ди: «Почему люди часто вздыхают или постанывают?»

Ци Бо: «Это бывает в том случае, когда иньская энергия пребывает в полноте, а янская - в пустоте; в подобном случае необходимо тонизировать Цзу Тай-Ян (Мочевой пузырь) и рассеивать Цзу Шао-Инь (Почки)».

Император Хуан Ди: «Почему (люди) чихают?»

Ци Бо: «Люди чихают в том случае, когда энергии Тай-Ян и сердца, пребывая в равновесии, устремляются в ноздри: в этом случае люди чихают. При чрезмерно частом чихании необходимо стимулировать точку Цзу Тай-Ян (Мочевой пузырь), а именно: «цюань-чжу» (2 V) тогда как другой автор рекомендует использовать для этого точку «мэйчун» (3 V)»

Император Хуан Ди: «А как вы объясните (происхождение) слез и обильное выделение слизи из носа?»

Ци Бо: «Сердце является хозяином пяти органов и шести внутренностей. В районе глаз расположено место соединения прародительских меридианов Ян-Цзяо и Инь-Цзяо и именно этим путем поднимаются вверх жидкости. Рот и нос представляют собой своего рода энергетические «врата». При наличии каких-либо неприятностей или забот имеет место расстройство сердца, а следовательно - расстройство пяти органов и шести внутренностей, так же, как и прародительских меридианов Ян-Цзяо и Инь-Цзяо и в подобном случае следует рассеивать точку «тянь-чжу» (10 V). Если же, напротив, человек не может плакать (букв «слезы не выделяются из глаз») то ее необходимо стимулировать».

Император Хуан Ди: «А что вы скажете о рвоте, вызываемой паразитами?».

Ци Бо: «Паразиты поселяются в желудке в случае его ослабления и тогда следует стимулировать Цзу Шао-Инь (Почки), ибо ослабление желудка бывает обусловлено прерыванием циркуляции энергии между желудком и почками».

Император Хуан Ди: «А как насчет шума в ушах?»

Ци Бо: «Ухо также представляет собой точку объединения прародительских энергий. Если желудок пребывает в пустоте, то прародительский меридиан также пуст. В этом случае энергия обрушивается вниз (в нижнюю часть тела) что и вызывает шум в ушах. В этом случае необходимо стимулировать «шао-шан» (11 Р).

Император Хуан Ди: «А почему человек сам укусывает свой язык?»

Ци Бо: «Это вызвано нападением возмущенной (расстроенной) энергии. Человек начинает прикусывать свой язык в том случае, когда у него расстраивается энергия почек; при расстройстве энергии желчного пузыря он начинает себе прикусывать щеки (изнутри), а когда у него расстраивается энергия желудка, он начинает прикусывать губы.

В целом же, любопытная (необычная) патогенная энергия любит проявляться у телесных отверстий (т.е. как бы высовываться из них). Но, при подобных проявлениях патогенной энергии энергия тела несомненно пребывает в пустоте, И, в целом, при пустоте энергии в верхней части тела человек ощущает шум в ушах, головокружение и т.п. А при наличии пустоты в средней части тела человек ощущает урчанье в желудке и сталкивается с невозможностью дефекации и т.п. При наличии же пустоты в нижней части тела он сталкивается с параличами и т.п., в подобном случае необходимо стимулировать точку «кунь-лунь» (60 V), надолго оставляя там иглу.

ПРИМЕЧАНИЕ: Эта точка является чрезвычайно важной. Она символизирует горы Кунь-Лунь, которые порождают величайшую реку Китая Хуан-хэ или Желтую. Равным образом, все жидкости, питающие верхнюю часть тела человека, исходят из меридиана Мочевого пузыря, источнику которого и соответствует точка «кунь-лунь». Все вышеописанные симптомы вызнаны недостачей жидкости (в теле человека).

При наличии головокружений также необходимо колоть точку «кунь-лунь» (60 V), а при параличе ног можно также колоть точку «тай-бай» (3 Rр).

Желтый император пребывал в покое, и, отстранив от себя своих приближенных, он обратился к Ци-Бо:

— Я уже познал искусство работы с иглами. Также исследовал вопросы движения по потоку и против потока инь и ян в сосудах 12 меридианов. Я хочу получить знания о медицине, которые Вы приобрели от других людей в устной традиции.

Ци-Бо встал со своего места, поклонился и сказал:

— Хороший вопрос Вы мне задали. Сейчас я Вам расскажу, а Вы слушайте. Все эти знания передали мне в устной традиции прежние наставники.

Желтый император сказал:

— Я очень хочу узнать все знания по медицине, переданные устно.

Ци-Бо в ответ поведал:

— Возникновение болезни главным образом происходит из-за того, что из внешней среды приходят патогенные воздействия ветра, дождя, холода и жара. Они вызывают потерю гармонии инь и ян внутри тела.

Или же это связано с эмоциональными импульсами привязанности, гнева, страха и тревоги, а также с тем, что человек обитает в неправильном месте, несбалансированно питается. Это приводит к тому, что кровь и сила дыхания перестают пребывать в гармонии, и разделяются в своем действии.

Инь и ян теряют равновесие, и происходит закупоривание и непроходимость сосудов-цзин и ло. В результате по путям следования сосудов нарушается циркуляция, а инь и ян приходят в состояние смуты и путаницы. Питающее дыхание неспособно правильно распространятся, опустошаются сосуды меридианов, кровь и сила дыхания начинают действовать, нарушая порядок. В результате в человеческом теле теряется нормальное состояние, и возникает болезнь.

Ниже, пожалуйста, позвольте мне обсудить изложенные в канонах знания относительно законов, имеющих отношение к медицине, которые не были записаны, а были изложены в устной традиции.

Желтый император спросил:

— Когда человек зевает, какая сила дыхания вызывает это?

Ци-Бо ответил:

— Питающее дыхание вэй-ци в течение дня движется в янской области, а в полночь оно переходит в инь. Инь управляет ночью, а ночь управляет сном. Ян управляет вверху, а инь управляет внизу. Поэтому, когда иньская сила дыхания концентрируется внизу, а янская сила дыхания еще не прекратила действовать, ян ведет движение вверх, а инь тянет вниз. Инь и ян друг друга натягивают, и человек начинает часто зевать.

Когда янская сила дыхания истощается, тогда иньская сила дыхания в расцвете. В результате возникает желание закрыть глаза. Когда иньская сила дыхания истощается, янская сила дыхания в расцвете, и тогда человек пробуждается. Нужно опорожнять меридиан малый ян на ноге и восполнять меридиан сверх-ян.

Желтый император спросил:

— Когда у человека возникает отрыжка, то какая сила дыхания вызывает это?

Ци-Бо ответил:

— Когда злаки попадают в желудок, то сила дыхания желудка идет вверх, в легкие. Если старая холодная сила дыхания вместе с новой силой дыхания злаков вместе возвращаются в желудок, то новая и старая силы дыхания друг с другом смешиваются, приходя в состояние смуты. Истинная сила дыхания и искажающая сила дыхания друг на друга нападают.

Силы дыхания соединяются и движутся друг против друга. Они выходят из желудка, поэтому возникает отрыжка. Нужно производить восполнение меридиана сверх-инь на руке и опорожнять меридиан малый инь на ноге.

Желтый император спросил:

— Когда человек непроизвольно постанывает, какая сила дыхания вызывает это?

Ци-Бо ответил:

— В данном случае иньская сила дыхания расцветает, а янская сила дыхания опустошается. Иньская сила дыхания быстрая, а янская сила дыхания медленная. Иньская сила дыхания в расцвете, а янская сила дыхания прерывается, и поэтому издаются стоны. Нужно восполнять меридиан сверх-ян на ноге и опорожнять меридиан малый инь на ноге.

Желтый император спросил:

— Когда человек дрожит от холода, какая сила дыхания вызывает это движение?

Ци-Бо ответил:

— Холодная сила дыхания проникает в кожу, иньская силы дыхания расцветает, а янская сила дыхания опустошается. Поэтому человек начинает дрожать от холода. При этом нужно восполнять все янские меридианы.

Желтый император спросил:

— Когда человек икает, то какая сила дыхания вызывает это?

Ци-Бо ответил:

— Сила дыхания холода проникает в желудок, нарушается циркуляция, и она идет против потока, снизу распространяется наверх, а потом выходит из желудка. Поэтому возникает икота. При этом нужно восполнять меридианы сверх-инь на ноге и светлый ян на ноге.

Желтый император спросил:

— Когда человек чихает, какая сила дыхания вызывает это?

Ци-Бо ответил:

— Янская сила дыхания гармоничная и проникающая. Она наполняется в сердце и выходит через мозг, поэтому возникает чихание. Нужно восполнять точки-син, расцвета, меридиана сверх-ян на ноге, а также точку тун-гу в основании бровей.

Желтый император спросил:

— Когда человек теряет силы в членах, то какая сила дыхания это вызывает?

Ци-Бо ответил:

— Когда нет наполненности в желудке, тогда все сосуды опустошаются. Когда все сосуды опустошаются, тогда жилы и сосуды теряют силу и подвижность. Если и жилы, и сосуды теряют силу и подвижность, тогда для того, чтобы приводить в движение инь требуется сила. А сила дыхания не способна восстанавливаться. Тогда возникает потеря сил. Если это возникает, то необходимо восполнять точки, которые находятся в пространствах между мышцами.

Желтый император сказал:

— Когда человек печалится, то у него выделяются слезы и слизь из носа. Какая сила дыхания это вызывает?

Ци-Бо ответил:

— Сердце представляет собой владыку 5 органов-цзан и 6 органов-фу.

Глаза — это место, где собираются основные сосуды, это место, по которому жидкость проходит наверх. Рот и нос представляют собой врата и двери силы дыхания. Поэтому когда человек печалится, страдает, переживает, то сердце приходит в движение. Если сердце приходит в движение, то начинают волноваться все 5 органов-цзан и 6 органов-фу. Когда они волнуются, то во всех порождающих сосудах возникают ощущения и открываются пути движения жидкостей. Когда эти пути открываются, то начинают выходить слезы и носовая слизь.

Жидкость е служит для того, чтобы наполнять жидкостью семя, смачивать пустоты и отверстия. Поэтому, когда открывается путь движения вверх этой жидкости, тогда возникают слезы. Если слезы не прекращаются, тогда эта жидкость истощается. Если эта жидкость истощается, то семя не орошается и не смачивается. Если семя не смачивается и не орошается, тогда глаза перестают видеть. Поэтому болезнь эта называется ограбление семени. Необходимо восполнять точку тянь-чжу меридиана сверх-ян на ноге, которая расположена на шее.

Желтый император спросил:

— Когда у человека одышка, он задыхается, то какая сила дыхания это вызывает?

Ци-Бо ответил:

— Когда человек задумывается и печалится, тогда сокращаются сердечные связки, и нарушается проходимость силы дыхания. В результате из человека выходит очень тяжелое дыхание. Надо восполнять меридианы малый инь на руке, недостаточный инь на руке, малый ян на ноге. При укалывании нужно надолго оставлять иглу в точке.

Желтый император спросил:

— У человека образуется слюна. Какая сила дыхания приводит ее в движение?

Ци-Бо ответил:

— Пища и питье входят в желудок. Когда внутри желудка возникает жар, тогда он начинает сокращаться, и в желудке образуется тепло. А Если в желудке тепло, то железы открываются, и слюна образуется в избытке. При этом нужно восполнять меридиан малый инь на ноге.

Желтый император спросил:

— Когда у человека шум в ушах, какая сила дыхания его вызывает?

Ци-Бо ответил:

— Уши — это место соединения порождающих сосудов (малый ян на руке и ноге, сверх-ян на руке и ноге, светлый ян на руке). Когда в желудке пусто, то опустошаются порождающие сосуды. Пустота приводит к движению вниз, в пульсах сосудов движение тоже истощается, поэтому возникает звон в ушах.

Нужно восполнять точку кэ-чжу-жэнь меридиана малый ян на ноге, и воздействовать на точку шао-шан меридиана легких сверх-инь на руке.

Желтый император спросил:

— Когда человек прикусывает язык, какая сила дыхания это вызывает?

Ци-Бо ответил:

— Это происходит в результате того, что нарушается циркуляция, и ци идет против потока вверх. В частности, Если сила дыхания малого инь приходит в эту область, то человек прикусывает язык. Если сила дыхания приходит из малого ян, тогда человек прикусывает щеку. Если приходит сила дыхания меридиана светлый ян, тогда человек прикусывает губы.

Нужно смотреть, что вызывает болезнь, и на основании этого производить восполнение.

Все эти 12 патогенных явлений представляют собой необычные движения, которые проходят по пустотам и отверстиям. Туда, где возникает недостаточность, проникает искажающая сила дыхания. Таким образом, 129 Если силы дыхания недостаточно вверху, то в ушах возникает звон и тяжесть, в голове боль, головокружение, в глазах нет ясности. Если силы дыхания недостаточно в середине, то это вызывает нарушение движения ци вверх и вниз. Нарушается регулярность в мочеиспускании и дефекации, в кишечнике все время раздается урчание. Если недостаточность силы дыхания образуется внизу, тогда ноги становятся слабыми, в них нет силы, нарушается циркуляция, возникает холод. Янская сила дыхания не распространяется, в груди ощущение тоски, в сердце переполненность. Во время лечения надо колоть точку кунь-лунь на задней части внешней лодыжки и оставлять иглу надолго.

Желтый император спросил:

— А каким образом лечить эти болезни?

Ци-Бо ответил:

— Когда возникает зевота из-за почек, нужно воздействовать на меридиан малый инь. Легкие управляют тем, что возникает икота, и нужно воздействовать на меридианы сверх-инь на руке и малый инь на ноге.

Стоны возникают из-за того, что инь расцветает, а ян прерывается. Надо воздействовать на меридиан сверх-ян на ноге и опорожнять меридиан малый инь на ноге. Когда человек дрожит, нужно восполнять все янские меридианы. Когда возникает отрыжка, надо восполнять меридиан сверх-инь и светлый ян на ноге. При чихании нужно восполнять меридиан сверхян на ноге. Когда теряется сила, то в зависимости от того, где это происходит, в этом месте нужно восполнять пространства между мышцами.

Когда возникает слезотечение, нужно восполнять точку тянь-чжу.

Когда человек часто и глубоко вздыхает, то надо восполнять меридианы малый инь на руке и малый ян на ноге, и при укалывании оставлять иглу надолго. Когда возникает слюнотечение, нужно восполнять меридиан малый инь на ноге. Когда шумит в ушах, нужно восполнять точку кэ-чжужэнь. Когда человек прикусывает язык, то надо смотреть, откуда возникает болезнь, и восполнять этот меридиан. Когда возникает головокружение, закрываются глаза, человек клонит голову, нужно восполнять точку кунь-лунь на внешней лодыжке ноги и оставлять иглу надолго. Когда возникает нарушение циркуляции, слабость, грусть в сердце, нужно колоть точку, которая расположена около большого пальца на ноги на расстоянии двух цуней от него, и оставлять иглу в точке надолго. Еще говорят, что нужно восполнять точку на внешней стороне лодыжки, оставляя иглу надолго.

^ ВВЕРХ