Поиск по сайту

Лин-Шу Глава двадцать девятая. УЧЕНИЕ СТАРЫХ МАСТЕРОВ (УЧИТЕЛЕЙ ДРЕВНОСТИ) (Цзюань 6, Раздел 29) «Передача традиций от наставников»

Император Хуан Ди: «Каким образом можно поставить диагноз заболевания?»

Ци Бо: «При наличии жара или Ян внутри тела или при наличии заболеваний дегенеративного характера, моча больного холодна. При наличии внутри тела Инь, т.е. холода, моча становится горячей. При наличии жара или Ян в желудке больной постоянно хочет есть и кожа над его пупком становится горячей.

(При Янском состоянии) толстого кишечника кожа больного в области над пупком становится холодной. При наличии Инь желудка живот больного раздувается. При Инь в толстом кишечнике у больного отмечается урчанье в животе или понос, а при (одновременном) наличии Инь в желудке и Ян в толстом кишечнике у больного отмечается вздутие живота и понос. При наличии же у больного и Ян в желудке и Инь в толстом кишечнике он постоянно хочет есть, а низ его живота раздувается и становится болезненным.

О состоянии анергии пяти органов можно судить по окраске кожных покровов (по цвету) лица. Впрочем, данные о состоянии энергии пяти органов могут быть получены и исходя из обшей конституции пациента: широкие плечи указывают на сильные легкие, развитый (букв. «сильный» плечевой пояс указывает па силу сердца, размер глаз прямо пропорционален силе печени, состояние языка и губ характеризует селезенку больного, а состояние ушей характеризует почки, так большая или меньшая их чувствительность непосредственно определяется состоянием почек; наличие мощной шеи и груди говорит с сильном желудке, длинный нос говорит о крепком толстом кишечнике, толстые губы, а также длинная верхняя губа говорят о сильном тонком кишечнике, наличие широкой подглазной впадины указывает на хорошее функционирование желчного пузыря; слабые (малые) отверстия ноздрей указывают на плохое функционирование мочевого пузыря; приподнятая срединная линия носа указывает на хорошее функционирование тройного обогревателя».

Желтый император сказал:

— Я слышал, что прежние наставники передавали некоторые вещи так, что они постигались только сердцем, их не писали на бумаге. Я хочу знать, что же постигалось с помощью сердца-сознания, хочу запомнить это и создать настоящие критерии, а к ним добавить принципы действия, для того, чтобы можно было лечить других людей.

Чтобы лечить себя и других, можно сближаться и с теми, кто наверху, и с теми, кто внизу; можно распространять благо, подобно водоему, который орошает землю. С тем, чтобы дети и внуки не имели печали, чтобы можно было передать знания последующим поколениям, чтобы знание никогда не заканчивалось — могу ли я услышать это?

Ци-Бо ответил:

— Воистину, велик вопрос о том, как лечить людей и лечить себя, лечить малых и лечить больших, лечить страну и лечить семью, наводить порядок, когда еще нет движения против потока, и делать так, чтобы движение было только по потоку. Ведь движение по потоку — это не есть подчинение и покорность, это не есть движение ци по потоку и против потока по иньским и янским сосудам. Все сто родов хотят научиться следовать движениям своей воли.

Желтый император спросил:

— Каким образом можно научиться следовать по потоку воли?

Ци-Бо ответил:

— Когда входишь в чужую страну — спрашивай об обычаях, когда входишь в чужую семью — спрашивай о запретах, когда поднимаешься в ритуальные пространства — спрашивай о форме ритуалов, когда приходишь к больному человеку — спрашивай, что ему приятно и что неприятно.

Желтый император спросил:

— Каковы предпочтения больного человека?

Ци-Бо ответил:

— Если внутри жар, Если больной много ест, но голод легко наступает, то у человека излишне быстрое пищеварение. Такой пациент стремится к холоду, и когда он попадает в прохладное пространство, то чувствует себя комфортно. Если болезнь соответствует патогенезу холода, который проник вовнутрь, то больной хочет тепла, и Если он обретает тепло, то чувствует себя комфортно.

Если жар находится в желудке, тогда пища и злаки легко перевариваются, и поэтому часто возникает чувство голода. Когда в пищеприемнике и желудке возникает пустота, человеку трудно это терпеть, а в области живота выше пупка возникает жар. Если жар скапливается в кишечнике, тогда кал выглядит как желтоватая кашица. Если жар возникает в нижней части живота, ниже пупка, а в желудке холод, то возникает распирание в животе.

Если в кишечнике холод, то раздается урчание, у больного понос, постоянно выходят не переваренные пищевые продукты. Если в желудке холод, а в кишечнике жар, то это синдром смешанного заболевания холода и жара. При этом появляется распирание в животе и понос. Если в желудке жар, а в кишечнике холод, то это смешанный синдром, при котором с одной стороны легко возникает холод, а в нижней части живота ощущаются распирание и боль. Все это симптомы, на основании которых можно определить характер заболевания.

Желтый император сказал; — Если больной с желудочным жаром хочет пить холодное питье, и Если при холоде в желудке больной хочет пить горячее питье, то болезнь изначально по своему характеру противоречивая. Так можно соотнести болезни с желаниями человека.

Есть некоторые высокие чиновники, живущие богато, которые питаются изысканными яствами, всегда едят жирную и вкусную пищу. Люди бывают заносчивые и думают о себе много, ведут себя распущенно, ни во что не ставят других людей, не терпят никаких упреков врача, который требует, чтобы они соблюдали какие-то ограничения, так как это идет против их воли и настроения. Но Если они потакают своим желаниям, то, наоборот, их болезнь ухудшается. Каким образом правильно принять необходимые меры?

Ци-Бо ответил:

— То, что человек хочет жить и не хочет умирать — это обычная ситуация. Если сталкиваешься с вышеописанным случаем, то больного человека необходимо убедить в том, что Если он не будет следовать наказам врача, то это опасно. Нужно точно объяснить, какая польза будет от следования советам врача, и одновременно создать условия, необходимые для лечения заболевания. Нужно, чтобы пациент понял, что в противном случае у него возникнут еще большие страдания и боли. Если все это человеку объяснять, то он должен понять, где польза, а где вред.

Желтый император спросил:

— А каким образом в этих случаях лечить?

Ци-Бо ответил:

— Весной и летом нужно лечить сначала верхушки, а потом корни.

Осенью и зимой сначала нужно лечить корни, а потом верхушки.

Желтый император спросил:

— А Если произойдет противоречие этому, то как быть?

Ци-Бо ответил:

— Чтобы этому не противоречить, нужно в области пищи и питья, а также одежды стремиться находить соотнесение с ситуацией холода и жара.

Нужно, чтобы в холоде не было дрожи и замерзания, а на жаре не выходил пот. Когда принимаешь питье и пищу, то нужно, чтобы горячее не обжигало, а холодное не морозило. Нужно сбалансировать холод и тепло друг с другом. Так сила дыхания будет удерживаться, а патогенная сила болезни не проникнет в организм.

Желтый император сказал:

— В главе «Корни органов» говорится, что основание телесной формы человека, размеры конечностей и суставов, а также устройство плоти можно предвидеть и определить, какой величины у него 5 органов-цзан и 6 органов-фу. Когда лечишь правителей или больших сановников, нужно знать, какова ситуация их тела, но врачу не позволяется непосредственно ощупывать и производить осмотр. Как быть в этом случае?

Ци-Бо ответил:

— Форма тела, его суставы и сочленения являются прикрытием для 5 органов-цзан и 6 органов-фу и имеют определенные связи с внутренними органами. Если наблюдаешь их, то действительно можешь знать ситуацию 132 внутренних органов. Состояние органов определяется по цвету лица и зависит от пустоты или полноты семени-цзин и дыхания-ци.

Желтый император сказал:

— Я понял, что Если смотреть на цвет и глянец на лице, то можно узнать ситуацию упадка или расцвета силы дыхания в пяти органах-цзан.

Однако каким образом на основании внешнего облика строения тела я могу узнать о внутренних органах человека?

Ци-Бо ответил:

— Легкие располагаются максимально высоко, они представляют собой зонт и прикрытие для 5 органов-цзан и 6 органов-фу. На основании строения плеч и движения их вверх и вниз, а также на основании движения вверх и вниз горла и гортани, можно судить о полноте и пустоте легких.

Желтый император сказал:

— Хорошо.

Ци-Бо продолжил:

— Сердце представляет собой владыку 5 органов-цзан и 6 органов-фу.

Дорогой, проходящей от сердца, является артерия в области надключичной ямки. Если наблюдать, на каком расстоянии находятся ключичные кости друг от друга с двух сторон, длинный или короткий мечевидный отросток грудины, то можно судить о том, маленькое или большое сердце, крепкое оно или хрупкое.

Желтый император сказал:

— Хорошо.

Ци-Бо продолжил:

— Печень представляет собой полководца, отверстия ее открываются в глазах. Если хочешь понять ситуацию с силой печени, можно посмотреть, насколько большие или маленькие глаза.

Желтый император сказал:

— Хорошо.

Ци-Бо продолжил:

— Селезенка управляет циркуляцией, трансформацией и распространением пищи и питья, поэтому нужно смотреть, какова физическая сила и внешний облик человека, насколько он силен или слаб, и это непосредственно связано с уровнем его аппетита. На основании того, какие у него губы, язык, рот, как он относится к еде, можно узнать, каковы ситуация пустоты и наполненности селезенки и каковы перспективы по здоровью, связанные с селезенкой.

Желтый император сказал:

— Хорошо.

Ци-Бо сказал:

— Почки по своей внешней функции выражаются в способности слуха. Отверстия почек — это уши, и поэтому на основании чуткости слуха можно судить о пустоте и полноте почек.

Желтый император сказал:

— Хорошо. Хочу послушать более подробно о способах определения 6 органов-фу.

Ци-Бо сказал:

— Способы такие: желудок — это море для воды и злаков. Если на щеках мышцы наполнены, а щеки толстые, Если шея толстая и плотная, а грудная клетка открытая, значит вместимость желудка большая. По носу, в зависимости от того, длинный он или короткий, можно определить ситуацию толстого кишечника человека. По губам, толстые они или тонкие, по длине зоны жэньчжун, средина человека, можно судить о ситуации тонкого кишечника.

Если пространство под глазами наполненное и большое, то сила дыхания желчного пузыря большая. Если ноздри вывернуты наружу, то мочевой пузырь легко опорожняется. Если перегородка носа высокая и поднятая, то три обогревателя правильные. Такова ситуация суждения о 6 органах-фу.

Если 3 отдела лица — верхний, средний и нижний — равные, то можно сказать, что в этом случае органы расположены правильно.

^ ВВЕРХ