Поиск по сайту

Лин-Шу Глава тридцать третья. МОРЕ КРОВИ, МОРЕ МОЗГОВОЙ ЭНЕРГИИ, МОРЕ ВОДЫ И МОРЕ ПИТАНИЯ (Цзюань 6, Раздел 33) «Рассуждение о морях»

Император Хуан Ди: «Вы часто говорили мне об энергиях «ин» и «вэй», о крови и об энергии, так же, как и о двенадцати меридианах, но чему, скажите, соответствуют так называемые четыре моря: море крови, море мозга, море воды и море питания?».

Ци Бо: «Человек имеет (внутри себя) четыре моря и двенадцать (основных) меридианов представляют собой двенадцать, впадающих в них рек. Для полного осознания этого понятия необходимо хорошенько понять прежде всего, что собой представляет Инь и Ян, внешнее и внутреннее, точки «ин» и «юй».

Желудок - это есть «море питания» и точкой распространения его энергии является «цигун» (30 Е), вверху, и точка «цзусанли» (36Е) внизу.

Управляющий сосуд является «морем двенадцати меридианов» и соответствующими согласующими точками являются точка «дачжу» (11 V) для верха и точки (37Е) и (39E) для низа.

Точка «тань-чжун» (17 VС) является морем энергии как таковой (в целом) и точка ее согласия локализована в позвоночнике.

ПРИМЕЧАНИЕ: «Тянь-чжу» (10 V) спереди и «жень-ин» (9Е) сзади.

Мозг является морем костного мозга и точка его согласия расположена на черепе: это есть точка «нао-ху» (17 VG) или «врата мозга».

Изо всех (известных) согласующих точек вышеупомянутые восемь точек являются наиболее важными.

Император Хуан Ди: «Расскажите мне поподробнее об этих четырех морях».

Ци Бо: «При полноте моря энергии пациент ощущает болезненные ощущения в области груди, лицо его багровеет и ему становится трудно дышать; при пустоте же этой энергии он не может говорить.

При полноте моря крови у больного возникает ощущение того, что размеры его тела увеличились и он лишь с большим трудом может рассказать о причинах своих страданий. Если же эта энергия пребывает в пустоте, то больной испытывает ощущение уменьшения размеров своего тела и он не может объяснить, где у него болит.

При полноте моря питания живот больного раздувается. Если же эта энергия пребывает в пустоте, то больной, ощущая голод, не может есть.

При полноте моря мозга больной ощущает себя сильным и легким, можно сказать, что он ощущает избыточную силу (бодрость). Если же эта энергия находится в пустоте, то для больного характерны головокружение, шум в ушах, расстройства ног, обмороки, усталость.

Короче говоря, прежде чем приступать к иглоукалыванию, необходимо точно установить, с чем мы имеем дело: с пустотой или с полнотой. Правильная акупунктура (указанных) точек согласия (согласования) создает возможность выравнивания всех описанных энергий, напротив, неправильное укалывание приводит к очень серьезным последствиям».

Желтый император спросил у Ци-Бо:

— Я хочу услышать от Вас, мудрый наставник, о методах укалывания. То, что Вы говорите, наставник, не выходит за пределы концепции питательной и охранительной функций крови и силы дыхания, ибо сосуды 12 меридианов внутри соединяются с органами-цзан и фу, а вовне дают ответвления-ло на члены тела и суставы. Могли бы Вы соединить все это с четырьмя морями?

Ци-Бо ответил:

— В человеке есть 4 моря и воды 12 меридианов. Все воды 12 меридианов впадают в моря. Восточное, южное, западное и северное море называются четырьмя морями.

Желтый император спросил:

— А каким образом они соотносятся с человеком?

Ци-Бо ответил:

— В человеке есть море мозга, море крови, море силы дыхания и море пищи и питья. Эти четыре понятия соответствуют четырем морям.

Желтый император сказал:

— Глубоки эти речи. А каким образом они соотносятся с четырьмя морями на небе и земле? Хочу услышать, как они соединяются.

Ци-Бо ответил:

— Необходимо сначала понять и разобраться в том, как располагаются инь и ян, поверхностные и внутренние точки-син и шу, которые определяют 4 моря.

Желтый император спросил:

— Как они их определяют?

Ци-Бо ответил:

— Желудок — это море пищи и питья, и его верхняя точка-шу — это точка ци-чун, внизу оно доходит до точки сань-ли. Канал чун-май представляет собой море 12 меридианов, и его верхняя точка-шу — это точка да-чжу; внизу оно выходит в точках шан-цзюй-сюй и ся-цзюй-сюй. Точка тань-чжун представляет собой море силы дыхания-ци, его верхние точкишу — это точка я-мэнь, которая находится над шейными позвонками и точка да-чжуй под шейными позвонками; впереди оно выходит в точке жэнь-ин. Мозг представляет собой море мозга и его точка-шу выходит на макушке в точке бай-хуй, а внизу это точка фэн-фу.

Желтый император спросил:

— Какая польза и какой вред от этих четырех морей? Каким образом они помогают выжить, а когда убивают?

Ци-Бо ответил:

— Если движешься по потоку — тогда жизнь, Если против потока — тогда смерть. Если знаешь, как достигать гармонии — то польза, Если не знаешь — тогда вред.

Желтый император спросил:

— Каким же образом можно правильно описать движение против потока и по потоку по четырем морям?

Ци-Бо ответил:

— Если в море силы дыхания избыточность, тогда сила дыхания наполняет грудную клетку и возникает ощущение печали и тоски. Человек дышит ускоренно, лицо у него красное. Если в море силы дыхания недостаточность, тогда силы дыхания мало и недостаточно для того, чтобы говорить.

Если в море крови избыточность, тогда человек все время думает, что у него большое, толстое тело, он ощущает тоску, больше никаких признаков болезни нет. Если в море крови недостаточность, тогда человек наоборот чувствует, что он очень худой. Он зажатый, напряженный, жадный, других признаков болезни нет.

Если в море злаков (пищи и питья) избыточность, тогда в животе все время ощущается распирание и вздутие. Если в море пищи недостаточность, тогда человек чувствует голод, но при этом он не может есть.

Если в море мозга избыточность, тогда человек чувствует себя легким и здоровым, его движения сильные, и он совершает их даже с большей амплитудой, чем необходимо. Если в море мозга недостаточность, тогда у человека кружится голова, в ушах шумит, в коленях будет слабость, ломота. Глаза его видят нечетко, он все время чувствует тоску, уныние, тело его ленивое, движется с трудом, ему все время хочется лежать и спать.

Желтый император спросил:

— Хочу услышать про движение против потока и по потоку, каким образом это можно регулировать?

Ци-Бо ответил:

— Необходимо контролировать и воздействовать на точки-шу. Нужно гармонизировать в них пустоту и наполненность, но нельзя причинять вред. Если движение по потоку, тогда состояние восстановится, Если против потока, тогда здоровье нарушится.

Желтый император сказал:

— Хорошо.

^ ВВЕРХ