Адрес: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,
ул. ЛОМОНОСОВА 14 К.1
м. ВЛАДИМИРСКАЯ
м. ДОСТОЕВСКАЯ
ВРАЧ: 8(812)9812594
Для SMS: +7(904)6131238
E-mail: sandandb@mail.ru
Ежедневно, 9:00-21:00
Поиск по сайту

Лин-Шу Глава тридцать пятая. ОПУХАНИЕ ИЛИ ВЗДУТИЕ (Цзюань 6, Раздел 35) «Рассуждение о расширении»

Император Хуан Ди: «Каковы симптомы, обнаруживаемые в пульсе «Цзи хао» при наличии опухания или вздутия?».

Ци Бо: «Пульс «Цзи хао» несомненно будет обширным (разлитым), твердым или шероховатым».

Император Хуан Ди: «А как мы можем узнать, о чем идет речь: о расстройстве органов или же о расстройстве внутренностей?».

Ци Бо: «Инь соответствует органам, а Ян - внутренностям».

Император Хуан Ди: «А с чем все же мы имеем дело при наличии подобного опухания или вздутия: с расстройством энергии, крови или же самих органов?».

ПРИМЕЧАНИЕ: Обширность и твердость пульса есть признак Ян. Шероховатость же его укалывает на Инь.

Ци Бо: «Причиной этого могут быть и те, и другие, т.е. энергия, кровь или органы, но при наличии вздутия мы имеем дело не с поражением самих органов, но с (поражением) полостей, в которых они располагаются, таких, например, как, грудная клетка или (полости) боков; опухание же (опухоль) располагается в эпидермисе. Следует помнить, что грудная клетка и брюшная полость суть «окрестности» (букв. «пригород» органов и внутренностей. Область, расположенная вокруг точки «тань-чжун» (17 VС) является «дворцом» перикарда, желудок является амбаром (складом), горло и тонкий кишечник суть путь транспортировки питательных веществ, а точки «лянь-цюань» (23 VС) и Jou Kenn (13 Е) Или «жугэнь» по современной номенклатуре суть пути (движения) органических жидкостей.

Как пяти органам, так и шести внутренностям соответствуют свои специфические области (букв. «территория») и, при поражении той или иной из них мы будем сталкиваться, следовательно, с различными симптомами.

Энергия «ин» циркулирует внутри меридианов, тогда как энергия «вэй» снаружи от них. При проникновении энергии «вэй» в меридианы кожа опухает (Энергия «вэй» (в норме) должна циркулировать в Инь. Если же она движется в коже, которая относится к Ян, то это вызывает опухание.). При расстройстве (возмущении) энергии «вэй» в груди или в животе мы будем иметь либо вздутие живота, либо полноту в груди. В том случае, если энергия «вэй» преграждает (букв. «закупоривает») путь (органических) жидкостей, то немедленно возникает вздутие либо в желудке, либо в кишечнике. Во всех подобных случаях, независимо от того, с чем мы сталкиваемся, с пустотой или же полнотой, следует как можно быстрее рассеивать точку «цзу-сан-ли» (36 Е), ибо энергия «вэй» проистекает из желудка».

Император Хуан Ди: «Не могли бы вы перечислить мне симптомы подобных вздутий и опуханий, связанных с каждым из перечисленных выше органом или внутренностью?».

Ци Бо: «В сердце: болезненные ощущения (сердечные боли), недостача энергии, невозможность погружаться в глубокий сон.

В легких: кашель, затрудненное дыхание, ощущение полноты (в груди).

В печени: вздутия в области ребер, боли, иррадиирующие в нижнюю часть живота.

В селезенке: частая икота, чувство стеснения в руках и ногах, чувство тяжести в теле, плохой сон.

В почках: полнота живота (распространяющаяся) до спины, боль в бедрах и в области почек.

В желудке: полнота и боль в желудке, отсутствие аппетита, запор.

В толстом кишечнике: урчанье, сопровождающееся болями, понос, расстройство пищеварения.

В тонком кишечнике: полнота в нижней части живота, сопровождающаяся болями в этой области, распространяющимися вплоть до области почек.

В мочевом пузыре: полнота в нижней части живота, анурия.

В тройном обогревателе: опухание и вялость (ослабленный тургор) кожи.

В желчном пузыре: боли в области ребер, постоянная горечь во рту, вздохи.

Император Хуан Ди: «Какова же причина подобного опухания и подобного вздутия?»

Ци Бо: «Защитная энергия «вэй» циркулирует в непосредственной близости (букв. «рядом» от энергии «ин»); она распространяется в тканях, (по тканям), тогда как энергия «ин» распространяется по меридианам. При расстройствах (возмущениях) энергии в нижней части тела энергии «инь» и «вэй» становятся застойными (застаиваются) и тогда иньская энергия наводняет верхнюю часть тела. При этом энергия тела вступает в борьбу с патогенной внешней энергией, что и приводит к развитию рассмотренных выше опухания или вздутия.

В принципе, при подобных опуханиях и вздутиях (обычно) бывает достаточно уколоть точку «сан-ли» (36 Е); в случае недавнего заболевания исцеления больного можно добиться за один сеанс, в случае же хронических заболеваний требуется не больше трех (сеансов), но при условии того, что вы хорошо «коснулись» (зацепили) энергии. В отсутствие результата, что бывает довольно редко, необходимо колоть точки энергии, т.е. точки, расположенные над и под пупком: «шанвань» (13 VС), «чжунвань» (12 VС), «еявань» (10 VС), «гуаньюань» (4 VС). И в том случае, если вам удалось привлечь энергию, больной несомненно будет исцелен».

Желтый император спросил:

— Пульс сосудов определяется в точке цунь-коу. Почему происходит так, что он дает характеристику расширения?

Ци-Бо ответил:

— Если пульс большой и сильный, присутствует шероховатость, нарушение проходимости, то происходит расширение.

Желтый император спросил:

— А каким образом узнать, что произошло расширение органов-цзан и фу?

Ци-Бо ответил:

— Инь соответствует цзан, а ян соответствует фу.

Желтый император спросил:

— Так значит, сила дыхания-ци приводит к тому, что в организме человека возникает расширение. Это происходит внутри кровеносных сосудов, или же внутри органов-цзан и фу?

Ци-Бо ответил:

— Все эти 3 вида существуют в равной степени, но не они являются причиной этого расширения.

Желтый император спросил:

— Хотел бы услышать о том, где обитает причина расширения.

Ци-Бо ответил:

— Расширение всегда случается из-за причин, локализованных за пределами органов-цзан и фу. Оно внутри давит на органы-цзан и фу, а вовне давит на грудную клетку и подреберье. В результате у человека происходит расширение кожи, что определяется как болезнь, связанная с расширением.

Желтый император сказал:

— Органы-цзан и фу находятся во внутренней полости, в животе под грудной клеткой и подреберьем. Они подобны чудесным запретным инструментам, которые хранятся в закрытом шкафу, и каждый имеет свой порядок расположения. Они по-разному называются, но располагаются одинаково. Но даже Если они располагаются в одной области, их сила дыхания отличается. Я хотел бы услышать о причинах этого.

Ци-Бо ответил:

— Грудная клетка и живот представляют собой стены, образующие место обитания для органов-цзан и фу. Точка тан-чжун, середина груди, представляет собой запретный город, в котором располагается сердце, хозяин организма. Желудок представляет собой великое хранилище. Горло, гортань и тонкий кишечник — это пути передачи и распространения. 5 отверстий желудка представляют собой двери, которые закрывают и перекрывают. Точки лянь-цюань и юй-ин представляют собой пути движения жидкостей, питающих организм, цзинь и е.

Каждый из 5 органов-цзан и 6 органов-фу имеет свои границы обитания, а каждая из болезней имеет свою форму и внешние характеристики.

Питательная сила дыхания, ин-ци, циркулирует по сосудам, а охранительная сила дыхания, вэй-ци, если движется против потока, то приводит к распиранию в сосудах. При этом охранительная сила дыхания соединяется с сосудами, она не циркулирует в другом пространстве, и происходит распирание кожи. В этом случае нужно делать опорожнение в точке сань-ли.

Если это недавняя болезнь, то достаточно 1 раза. Если это болезнь давняя, то необходимо 3 раза. Независимо от того, какой это синдром, пустоты или полноты, нужно сосредоточиться на опорожнении патогенной силы.

Желтый император сказал:

— Хочу услышать о распирании внешней формы.

Ци-Бо ответил:

— Когда происходит распирание сердца, то в сердце ощущается тоска, недостаток силы дыхания. Когда человек лежит, он чувствует себя неспокойно. Когда возникает распирание легких, то происходит наполнение пустого, в результате чего происходит затруднение дыхания и кашель.

Когда происходит распирание печени, то возникает наполнение в подреберье, а боль отдает в нижнюю часть живота. Когда происходит распирание селезенки, то человек склонен к икоте, конечности у него ленивые, возникает ощущение томления, тело тяжелое, человеку неприятно носить на себе одежду, и когда он лежит, ему неспокойно. Когда происходит распирание почек, то живот наполняется так, что боль отдает в область спины, где происходит пульсация и болят поясница и бедра.

Когда происходит распирание 6 органов-фу, то это характеризуется следующим образом. Когда распирает желудок, то ощущается наполнение в животе, боль в области пищеприемника и желудка, нос улавливает прогорклый запах, который мешает восприятию пищи, затрудняется дефекация. Когда происходит распирание кишечника, в кишечнике раздаются звуки, и в это время возникает сильная боль. В зимние дни появляется ощущение тяжести от холода, у человека постоянный понос, пища не переваривается. Когда происходит распирание в тонком кишечнике, то возникает давление, тяжесть и распирание в нижней части живота, что отдает болью в область поясницы. Когда происходит распирание мочевого пузыря, то в нижней части живота происходит наполнение и отечность.

Сила дыхания-ци приводит к созданию твердых скоплений. Когда происходит распирание в области трех обогревателей, то сила дыхания приводит к отечности внутри кожи, кожа становится очень мягкой, теряется ее упругость и крепость. Когда происходит распирание в области желчного пузыря, то боль и распирание ощущается под ребрами, во рту ощущается горечь, человек дышит очень глубоко.

Все это описывает характеристики распирания, но суть сводится к одному и тому же: необходимо точно понимать, как идет движение сил — по потоку или против потока. Нужно правильно колоть, не нарушая принципов чисел в укалывании, нужно опорожнять пустоту и восполнять полноту. Когда субстанция духа уходит из своего помещения, тогда приходят искажающие факторы и теряется направляющая сила. Тогда невозможно определиться в истине, и в результате наступает ранняя смерть. Если восполняешь пустоту и опорожняешь полноту, то субстанция сознания и дух возвращаются в места своего обитания. Нужно надолго закрыть пустоту, через которую уходит дух. Так определяется мастерство в лечении.

Желтый император спросил:

— А каким образом рождается распирание? По каким причинам оно возникает?

Ци-Бо ответил:

— Охранительное дыхание в теле, соединяясь с сосудами, постоянно движется в пространствах мышц, и в своем движении бывает, что движется против потока, а бывает, что по потоку. Инь и ян зависят друг от друга и следуют друг за другом, тогда обретается небесная гармония, 5 органов-цзан сменяют друг друга в начале циркуляции, и соблюдается последовательность движения по четырем временам. Все это приводит к тому, что пять злаков трансформируются и перевариваются правильно. Если же по каким-либо причинам в нижней части происходит нарушение циркуляции 142 силы дыхания, тогда питательная и охранительная субстанции тормозятся и застаиваются, а холодная сила дыхания движется против потока вверх.

Истинные и искажающие силы друг друга атакуют, две силы дыхания схватываются друг с другом в борьбе, и это соединение называется распиранием.

Желтый император сказал:

— Хорошо. А каким образом можно справиться с этим искажением?

Ци-Бо ответил:

— Если соединение происходит в истинном, тогда нужно лечить его по соединению в тройках.

Желтый император сказал:

— Хорошо.

Желтый император спросил, обращаясь к Ци-Бо:

— Когда описываются основы теории распирания, то говорится, что не нужно спрашивать о пустоте и полноте, а работа состоит в опорожнении болезни, и если близкое, то нужно колоть 1 раз, если далекое, то 3 раза. А вот если я делаю 3 раза, но не происходит исцеления, то где находится ошибка?

Ци-Бо ответил:

— Речь идет о том, что располагается оно глубоко в мышцах и колоть нужно пространства между мышцами. Если же колешь в точке-шу крови, а не в пространствах и щелях между мышцами, то сила дыхания меридиана не способна восстановить циркуляцию, а патогенная сила дыхания попрежнему сохраняется внутри и развивается до того, что уходит вверх и движется беспорядочно внутри мышц. Таким образом, охранительная сила дыхания начинает беспорядочно двигаться внутри, питательная и охранительная силы дыхания борются друг с другом в областях инь и ян, и теряется связность и последовательность.

Если говорить о болезни распирания, то когда нужно опорожнять, но нет опорожнения, тогда сила дыхания-ци, которая движется против потока в результате нарушения циркуляции, не способна уходить вниз, поэтому болезнь не излечивается. Если колешь три раза, а ци по-прежнему не уходит вниз, и болезнь распирания не уменьшается, тогда необходимо менять положение укалывания и позицию введения иглы. Если же происходит движение силы дыхания вниз при нарушении циркуляции, тогда болезнь распирания тут же проходит. Если же по-прежнему нет исцеления болезни распирания, то можно произвести укалывание повторно.

Если вести себя так, то сможешь вылечить болезнь, и не будет никакого вреда. Что касается болезни распирания, то необходимо правильно определять корни этой болезни, необходимо очень внимательно ставить диагноз, и Если нужно опорожнять, то нужно опорожнять, если нужно восполнять, то восполнять. Если лечить таким образом, то результат появится очень быстро, и достаточно времени, которое требуется для хлопка ладонями по столу, чтобы больной выздоровел.

^ ВВЕРХ