Поиск по сайту

Лин-Шу Глава сорок пятая. (Не представляет интереса)? (Цзюань 7, Раздел 45) «Внешнее обследование»

Желтый император сказал:

— Я уже услышал 9 глав о 9 иглах. Хочу сейчас разобраться в их взаимодействиях, чтобы глубже постичь их смысл, ибо 9 игл начинаются с одной, а заканчиваются девятью. Однако я еще не понял их главный путь, ибо 9 игл в малом настолько малы, что нет в них внутреннего, в великом они настолько велики, что нет в них внешнего. Они настолько высоки, что ничем нельзя закрыть их, и они настолько глубоки, что нет ничего ниже их. Они мерцают неисчерпаемой тайной и растекаются в такие дали, где отсутствуют пределы.

Я знаю, что они соотносятся с путем неба, с людскими делами и изменениями четырех времен. Однако я хочу услышать так, чтобы разнородные волоски сплелись и соединились в один жгут знаний. Возможно ли это?

Ци-Бо ответил:

— Воистину просвещенный вопрос! Ибо это не просто путь-дао работы с иглами. И в управлении страной нужно действовать так же.

Желтый император сказал:

— Я хочу услышать о том, каков путь игл, а не о делах страны.

Ци-Бо ответил:

— Управление страной может быть основано только на достижении пути. А если нет пути, то разве может быть что-то малое — великое, мелкое — глубокое, разнородное — единое, так, чтобы собрать это воедино.

Желтый император сказал:

— Я хочу услышать об этом сейчас же.

Ци-Бо ответил:

— Солнце — в соединении с Луной, вода — в соединении с зеркалом, а барабан — в соединении со звуком, ибо свет Солнца и Луны действует таким образом, что он не теряет отражения. Вода и зеркало, когда в них смотришь, не теряют формы. Когда слушаешь барабан, то звук в своем движении не запаздывает за его звучанием. Происходит колебание, и тут же, в согласии с этим, происходит отклик, и тем самым ты постигаешь состояние происходящего.

Желтый император сказал:

— Исчерпывающий ответ, воистину просвещенный, так что ничего здесь нет, что осталось бы необъясненным. И потому здесь нет ничего, что можно скрыть, потому что нет потери согласия и гармонии инь и ян. И когда в соединении созерцаешь это, тогда касаешься и тут же получаешь соответствие, смотришь и входишь в контакт. Это как чистая вода и ясное зеркало, где не искажается внешняя форма.

Если же нет ясности в 5 звуках, если нет отчетливости в 5 цветах, тогда 5 органов-цзан приходят в волнение, а внешнее и внутреннее начинают приходить в противоречие друг с другом. Если барабан откликается на удар палочек, эхо откликается на голос, отражение похоже на тень, то дальнее — это то, что управляет внешним через касание внутреннего. А ближнее — это то, что управляет внутренним через касание внешнего. Это называется предел инь и ян, это крыша неба и земли. И мы сохраним эти знания в дальней комнате Орхидеевых покоев.

^ ВВЕРХ