Поиск по сайту

Лин-Шу Глава шестьдесят четвертая? (ХАРАКТЕР) БИЕНИЯ ПУЛЬСА (Цзюань 9, Раздел 62) «Движение в точках-шу»

Император Хуан Ди: «Мы имеем двенадцать меридианов, Соответствующих двенадцати артериям: скажите, почему же артерии меридианов Шоу Тай-Инь (Легкие), Цзу Шао-Инь (Почки) и Цзу Ян-Мин (Желудок) непрерывно пульсируют?»

Ци Бо: «Артерии этих меридианов свидетельствуют об энергии желудка. Последняя поднимается в легкие, которые и распространяют эту энергию в меридиан Тай-Инь. Дыхание протекает в согласии с биениями пульса: таким образом, мы имеем два биения на выдохе и два биения на вдохе, и эти биения отличаются той же непрерывностью, которая характеризует и самое дыхание».

ПРИМЕЧАНИЕ Артерию Шоу Тай-Инь (Легкие) исследуют в точках «цзин-цюй» (8 Р), «тай-юань» (9 Р), артерию Цзу Ян-Мин - в точках «жэнь-ин» (9 Е) и «чун-ян» (42 Е) и артерию Цзу Шао-Инь (Почки) - в точке «тай-си» (3 R).

Император Хуан Ди: «Но почему же тогда на выходе из радиального желоба, т.е. за пульсом «большого пальца», биения кажутся замедленными».

Ци Бо: «По выходе из органов энергия подобна стреле, покидающей тетиву лука, но на подходе к окрестностям точки «юй-цзи» (10 Р) она начинает ослабевать.

Что же касается циркуляции энергии, то мы знаем лишь то, что энергия «ин» циркулирует в меридианах и артериях, тогда как защитная энергия «вэй» циркулирует вовне (снаружи от них). Что же касается прародительской энергии (меридиана) «чун-май», то она циркулирует одновременно с Энергиями «ин» и «вэй». Материальные (разновидности) энергии представлены кровью, а нематериальные - энергией.

Чудесный меридиан «чун-май» начинается у половых органов, откуда он поднимается в верхнюю часть тела, циркулирует во внешнем слое тела и рассеивается в груди. Он (т.е. его энергия?) циркулирует также в меридианах и переходит в артерии, биения которых можно ощутить рядом с пупком. Через эти артерии энергия «чун-май» впадает (как в) энергетические «протоки» области живота, так и в ответвления меридиана желудка. (Затем) энергия «чун-май» сливается с меридианом почек, чтобы опуститься по внутренней поверхности ноги, сливаясь (далее) с энергетическими «ветвями» в районе икр.

И наконец, энергия и кровь циркулируют в сосудах, в соединительной ткани и в эпидермисе, возвращаясь назад в меридианы через точки цзин-исток (Ting), и циркулируют в них, завершая полный энергетический цикл».

Император Хуан Ди: «Что же означают биения пульса меридиана желудка?»

Ци Бо: «Биения эти производятся (вызываются) энергией желудка.

Перейдя в легкие (пройдя через), энергия желудка наводняет голову; это - неистовая, жесткая и агрессивная энергия. Она движется к глазам, чтобы завершить свой путь в мозгу, откуда она вновь переходит на (поверхность) лицо, следуя (ходу) меридиану желудка (Цзу Ян-Мин), начиная с нижней челюсти, и переходит в точку «жэнь-ин» (9 Е). Вот почему движения Инь и Ян верхней и нижней частей тела пребывают в согласии друг с другом. При наличии же малейшего рассогласования мы имеем болезнь. Например, при поражении больного янским заболеванием, анормальной является «малость» янского пульса, тогда как при поражении больного иньским заболеванием анормальной является обширность (широта) иньского пульса.

Столь же анормальным является одновременное расстройство (нарушение) или состояние покоя (успокоенность) иньских и янских пульсов, ибо они должны быть различными (иметь различный характер)»

Император Хуан Ди: «А о чем говорят биения пульса почек?»

Ци Бо: «Подобно меридиану почек, чудесный меридиан «чун-май» является матерью двенадцати меридианов; корень же его находится в этом органе (т.е. в почках), он протягивается вдоль внутренней поверхности ног, объединяясь в области икр с меридианом Цзу Шао-Инь (Почки); далее он направляется ко внутренней лодыжке и, наконец, - к стопе; еще одно ответвление направляется по косой к икре и лодыжкам, заканчиваясь у большого пальца. Поскольку эта энергия «чун-май» согревает (букв. «сообщает жар») стопе, а икра ноги регулирует, благодаря ей, свою температуру, соответствующая артерия также характеризуется непрерывными биениями.»

Император Хуан Ди: «(Итак) энергии ин» и «вэй» свершают непрерывное циклическое обращение. Но каким образом протекает их циркуляция в том случае, когда эти энергии расстраиваются под воздействием патогенной энергии?»

Ци Бо: «Расположенные на руках и ногах точки «цзин-исток» суть точки великого объединения иньских и янских энергий, тогда как четыре участка разветвления энергии суть вторичные переходы. При нарушении (расстройстве) циркуляции энергии в меридианах, энергии движутся по этим ответвлениям, своего рода «перекресткам энергии».

Император Хуан Ди: «Все сказанное вами мне хорошо понятно».

Желтый император спросил:

— Существует 12 сосудов меридианов, однако только в меридианах сверх-инь на руке, малый инь на ноге и светлый ян на ноге движение происходит без прекращения. Почему так?

Ци-Бо ответил:

— Светлый ян на ноге — это меридиан желудка, а он представляет собой море 5 органов-цзан и 6 органов-фу. В нем чистая сила дыхания отфильтровывается и идет вверх, в легкие. Сила дыхания легких принимает это движение. Так дыхание осуществляет приход и уход. За 1 вдох у человека происходит 2 движения пульса в сосуде. За 1 выдох в сосуде опять происходит 2 движения. Человек вдыхает и выдыхает постоянно, поэтому движение тоже не прекращается.

Желтый император сказал:

— Когда сила дыхания-ци меридиана сверх-инь на руке избыточна в области цунь-коу, и когда пульс проходит через область цунь-коу, то сверху он идет на 10 долей, а снизу он скрывается на 8 долей. Что это означает? Каким образом идет циркуляция? Не знаю, каков смысл этого.

Ци-Бо ответил:

— Когда сила дыхания-ци уходит из органов-цзан, то она резкая как стрела, выпущенная из лука. Она подобна волне, которая ударила о берег.

Когда сила дыхания-ци идет через область возвышения большого пальца на ладони, она приходит в упадок. Таким образом, остаточная сила дыхания рассеивается, идет вверх против потока, и поэтому она движется слабее.

Желтый император спросил:

— А почему приходит в движение светлый ян на ноге?

Ци-Бо ответил:

— Сила дыхания желудка вверху проникает в легкие и поднимается вверх, в голову. Она проходит через горло, дает ответвления в глаза, в мозг, уходит в челюсти, внизу проходит в точки кэ-чжу-жэнь, цзя-че, проходит около челюсти, соединяется со светлым ян, и они вместе входят в точку жэнь-ин, навстречу человеку. Это означает, что сила дыхания-ци желудка, идет, ответвляясь, в светлый ян. Поэтому здесь инь и ян находятся вверху и внизу, а движение их составляет единый пульс.

При янских болезнях, если янский пульс маленький, тогда идет движение против потока. А при иньских болезнях, если иньский пульс большой, то это тоже движение против потока. Таким образом инь и ян вместе спокойны и вместе движутся. Подобно тому, как тянут друг друга за веревку. Если они друг к другу склоняются, то это болезнь.

Желтый император спросил:

— Каким образом происходит движение в меридиане малый инь на ноге?

Ци-Бо ответил:

— Канал чун-май — это море 12 меридианов. Он начинается в точке хуй-инь вместе с ответвлением канала меридиана малый инь, идет по внутренней стороне бедра наискосок, входит в подколенную ямку, проходит по внутренней стороне кости голени и соединяется с меридианом малый инь.

Внизу входит во внутреннюю лодыжку, сзади нее, потом уходит под стопу. Его ответвление наискосок входит в лодыжку, выходит дальше, идет на поверхности, входит в пространство рядом с большим пальцем и дает разные ответвления. Оно согревает икроножную мышцу и стопу, и этот пульс тоже находится в постоянном движении.

Желтый император сказал:

— Охранительная и питающая субстанции, ин и вэй, внизу и вверху сообщаются друг с другом подобно кольцу, у которого отсутствует окончание. И если вдруг происходит скопление и встречается патогенная сила дыхания, например, большой холод, то руки и ноги теряют силу.

Охранительная и питающая субстанции движутся внутри и вовне каналов и меридианов. Инь и ян имеют свои меры. И если попадает внешняя патогенная сила, тогда в точках соединения силы дыхания образуется непроходимость, и правильность движения теряется. Каким образом нарушается циркуляция питающей и охранительной субстанций силы дыхания в этой ситуации?

Ци-Бо ответил:

— 4 конечности представляют собой места соединений инь и ян. Одновременно это пути прохождения охранительной и питающей субстанций силы дыхания. Голова и грудь, живот и икры представляют собой дороги, по которым следует сила дыхания. Это пути, по которым обязательно должна проходить сила дыхания субстанций ин и вэй.

Таким образом, если патогенная сила дыхания закрывает или прикрывает маленький сосуд-ло, тогда 4 улицы могут осуществлять это движение, и движение происходит как обычно. Если 4 патогенные силы дыхания воздействуют на 4 конечности и удается их изгнать, тогда происходит восстановление и сосудов-ло. Если сила дыхания отсюда проходит к точкам соединений, то это подобно движению по кольцу, у которого нет конца. Оно проходит по циклу и возвращается снова, и в движении нет перерыва.

^ ВВЕРХ