Ней-Цзин - Трактат Желтого Императора о Внутреннем
Су-Вэнь - Вопросы о Простейшем
- Су-Вэнь 1. ИСТИНА, СООТВЕТСТВУЮЩАЯ БОЖЕСТВЕННЫМ ПРЕДНАЧЕРТАНИЯМ ДРЕВНИХ ВЕКОВ. (Цзюань 1, Раздел 1) «О теории небесной истины высокой древности»
- Су-Вэнь 2. ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ СОГЛАСНО СЕЗОНАМ. (Цзюань 1, Раздел 2) «О большой теории гармонизации духа четырех дыханий-ци»
- Су-Вэнь 3. ЭНЕРГИЯ И КОСМОС. (Цзюань 1, Раздел 3) «Рассуждение о сообщении с небом дыхания-ци рождения-жизни»
- Су-Вэнь 4. ИСТИНЫ ИЗ ЗОЛОТОЙ ШКАТУЛКИ. (Цзюань 1, Раздел 4) «Истинные речи из золотого ларца»
- Су-Вэнь 5. ПРОЯВЛЕНИЕ ИНЬ И ЯИ В ПРИРОДЕ И ЧЕЛОВЕКЕ. (Цзюань 2, Раздел 5) «Большое рассуждение о соответствии образов субстанциям инь и ян»
- Су-Вэнь 6. РАЗДЕЛЕНИЕ И ОБЪЕДИНЕНИЕ ИНЬ И ЯН. (Цзюань 2, Раздел 6) «Рассуждение о разделении и соединении субстанций инь и ян»
- Су-Вэнь 7. ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРЕДЫДУЩЕЙ ГЛАВЕ, ТРАКТУЮЩЕЙ ОБ ИНЬ И ЯН. (Цзюань 2, Раздел 7) «Рассуждение о различии между субстанциями инь и ян»
- Су-Вэнь 8. СОКРОВЕННАЯ БИБЛИЯ (МЕДИЦИНЫ). (Цзюань 3, Раздел 8) «Рассуждение о тайной истине, благоухающей волшебством познания»
- Су-Вэнь 9. СООТВЕТСТВИЕ ОРГАНОВ (ДРУГ ДРУГУ). (Цзюань 3, Раздел 9) «О соответствии признаков внутренних органов шести сочленениям»
- Су-Вэнь 10. ЧЕМ УПРАВЛЯЮТ ПЯТЬ «ОРГАНОВ ЧЖАН»?. (Цзюань 3, Раздел 10) «Порождение и становление пяти органов-цзан»
- Су-Вэнь 11. ПЯТЬ ОРГАНОВ (ПРОДОЛЖЕНИЕ). (Цзюань 3, Раздел 11) «Рассуждение о различиях между пятью органами-цзан»
- Су-Вэнь 12. О РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДАХ ИСЦЕЛЕНИЯ. (Цзюань 4, Раздел 12) «Разнообразие методов в соответствии со сторонами света»
- Су-Вэнь 13. СПОСОБЫ ИСЦЕЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ (ТОКА) ЭНЕРГИИ. (Цзюань 4, Раздел 13) «Рассуждение о перемещении семени-цзин и изменении состояния дыхания-ци»
- Су-Вэнь 14. ИСКУССТВО АКУПУНКТУРЫ. (Цзюань 4, Раздел 14) «Рассуждение об отварах и настоях из мутного и сладкого вина»
- Су-Вэнь 15. ВАЖНАЯ ДОКТРИНА, ВЫГРАВИРОВАННАЯ НА ЯШМЕ. (Цзюань 4, Раздел 15) «Суть рассуждения, которое следует высечь на нефритовых досках»
- Су-Вэнь 16. О ВАЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО. (Цзюань 4, Раздел 16) «Рассуждение об основах диагностики и точках окончания меридианов-цзин»
- Су-Вэнь 17. ТАЙНЫ ПУЛЬСОВОЙ ДИАГНОСТИКИ (БУКВ. «ВЗЯТИЕ ПУЛЬСА»). (Цзюань 5, Раздел 17) «Тонкости и секреты в основах пульсовой диагностики»
- Су-Вэнь 18. НОРМАЛЬНЫЕ ПУЛЬСЫ ЧЕЛОВЕКА. (Цзюань 5, Раздел 18) «Рассуждение о признаках дыхания-ци здорового человека»
- Су-Вэнь 19. ИССЛЕДОВАНИЕ ПУЛЬСОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РАЗЛИЧНЫХ СЕЗОНОВ ГОДА. (Цзюань 6, Раздел 19) «Рассуждение об истинных органах-цзан, как о драгоценном механизме, помогающем определить состояние»
- Су-Вэнь 20. ТРИ ЧАСТИ ТЕЛА. (Цзюань 6, Раздел 20) «Рассуждение о трех частях и девяти областях»
- Су-Вэнь 21. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МЕРИДИАНАМИ И АРТЕРИЯМИ. (Цзюань 7, Раздел 21) «Рассуждение об определении пульсов меридианов»
- Су-Вэнь 22. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЭНЕРГИЕЙ ОРГАНОВ (РЕЗЕРВУАРОВ ЭНЕРГИИ) И СЕЗОНАМИ ГОДОВОГО ЦИКЛА. (Цзюань 7, Раздел 22) «Рассуждение о прямом влиянии времени на дыхание-ци органов-цзан»
- Су-Вэнь 23. ПЯТЬ ЭНЕРГИЙ. (Цзюань 7, Раздел 23) «Разъяснение особенностей действия пяти дыханий-ци»
- Су-Вэнь 24. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ КРОВЬЮ И ЭНЕРГИЕЙ, МЕЖДУ ФИЗИЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИЕЙ БОЛЬНОГО И ЕГО ПСИХИКОЙ. (Цзюань 7, Раздел 24) «О крови, дыхании-ци, телесной форме и эмоциональных устремлениях»
- Су-Вэнь 25. ПЯТЬ ПРЕДПИСАНИЙ К ПРАКТИКЕ АКУПУНКТУРЫ. (Цзюань 8, Раздел 25) «Рассуждение о необходимости ценить судьбу и сохранять целостность телесной формы»
- Су-Вэнь 26. ИСКУССТВО АКУПУНКТУРЫ. (Цзюань 8, Раздел 26) «Рассуждение о восьми истинных дыханиях-ци и просветлении духа-шэнь»
- Су-Вэнь 27. ОБ ИЗВРАЩЕННЫХ (ИСПОРЧЕННЫХ) ЭНЕРГИЯХ. (Цзюань 8, Раздел 27) «Рассуждение о соединении и разъединении истинного и ложного»
- Су-Вэнь 28. О ПОЛНОТЕ И ПУСТОТЕ. (Цзюань 8, Раздел 28) «Рассуждение, полностью разбирающее факторы опустошения и наполнения»
- Су-Вэнь 29. О МЕРИДИАНАХ ТАЙ-ИНЬ И ЯН-МИН. (Цзюань 8, Раздел 29) «Рассуждение о сверх-инь и светлом ян»
- Су-Вэнь 30. О ЯН-МИН. (Цзюань 8, Раздел 30) «Разъяснения относительно канала меридиана светлый ян»
- Су-Вэнь 31. О ЛИХОРАДКЕ. (Цзюань 9, Раздел 31) «Рассуждение о жаре»
- Су-Вэнь 32. ОБ ИСКУССТВЕ ИГЛОУКАЛЫВАНИЯ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ, ВЫЗВАННЫХ (ДЕЙСТВИЕМ) «ИЗВРАЩЕННОГО ЯН» (ЖАРА). (Цзюань 9, Раздел 32) «Методы укалывания при заболеваниях жара»
- Су-Вэнь 33. ОБ ИСКУССТВЕ ИГЛОУКАЛЫВАНИЯ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ (ДЕЙСТВИЕМ) «ИЗВРАЩЕННОГО» ЯН (КРИТИКА). (Цзюань 9, Раздел 33) «Рассуждение о заболеваниях жара»
- Су-Вэнь 34. О НОРМАЛЬНОМ И АНОМАЛЬНОМ. (Цзюань 9, Раздел 34) «Рассуждение о нарушениях взаимодействия»
- Су-Вэнь 35. О ПЕРЕМЕЖАЮЩЕЙСЯ ЛИХОРАДКЕ. (Цзюань 10, Раздел 35) «Рассуждение о лихорадке-нюэ»
- Су-Вэнь 36. ОБ (ИСПОЛЬЗОВАНИИ) АКУПУНКТУРЫ ПРИ ПЕРЕМЕЖАЮЩИХСЯ ЛИХОРАДКАХ. (Цзюань 10, Раздел 36) «Укалывание при лихорадках»
- Су-Вэнь 37. РАССТРОЙСТВА (ЦИРКУЛЯЦИЯ) ЭНЕРГИИ. (Цзюань 10, Раздел 37) «Рассуждение о недостаточности дыхания-ци»
- Су-Вэнь 38. КАШЕЛЬ. (Цзюань 10, Раздел 38) «Рассуждение о кашле»
- Су-Вэнь 39. БОЛЬ. (Цзюань 11, Раздел 39) «Рассуждение о боли»
- Су-Вэнь 40. ЖИВОТ. (Цзюань 11, Раздел 40) «Рассуждение о поражениях внутри живота»
- Су-Вэнь 41. БОЛЬ В ОБЛАСТИ ПОЧЕК. (Цзюань 11, Раздел 41) «Иглоукалывание при болях в области поясницы»
- Су-Вэнь 42. «ФЭНЬ» (ЗЛОВРЕДНЫЙ ВЕТЕР). (Цзюань 12, Раздел 42) «Рассуждение о ветре»
- Су-Вэнь 43. БИ - ПОТЕРЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И АТОНИЯ. (Цзюань 12, Раздел 43) «Рассуждение о нарушениях циркуляции-би»
- Су-Вэнь 44. ПАРАЛИЧИ. (Цзюань 12, Раздел 44) «Рассуждение о синдроме-вэй (атрофии)»
- Су-Вэнь 45. НАРУШЕНИЯ (ВОЗМУЩЕНИЯ) ЭНЕРГИИ «КИТ». (Цзюань 12, Раздел 45) «Рассуждение о недостаточности-цзюэ»
- Су-Вэнь 46. НАРЫВЫ (АБСЦЕССЫ). (Цзюань 13, Раздел 46) «Рассуждение о формах проявления болезней»
- Су-Вэнь 47. О НЕОБЫЧНЫХ (СТРАННЫХ) ЗАБОЛЕВАНИЯХ. (Цзюань 13, Раздел 47) «Рассуждение о необычных болезнях, ци-бин»
- Су-Вэнь 48. О НЕОБЫЧНЫХ (СТРАННЫХ) ЗАБОЛЕВАНИЯХ. (Цзюань 13, Раздел 48) «Рассуждение об очень необычных болезнях»
- Су-Вэнь 49. О МЕРИДИАНАХ. (Цзюань 13, Раздел 49) «Разъяснение пульсов»
- Су-Вэнь 50. О ВАЖНЫХ ПОНЯТИЯХ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ПРАКТИКЕ АКУПУНКТУРЫ. (Цзюань 14, Раздел 50) «Теория укалывания»
- Су-Вэнь 51. (Судя по всему император плохо уловил предыдущий материал, поскольку в этой главе он попросил (врача) повторить содержание предыдущей главы). (Цзюань 14, Раздел 51) «Рассуждение о равномерности укалывания»
- Су-Вэнь 52. О ЗАПРЕТНЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В АКУПУНКТУРЕ ТОЧКАХ. (Цзюань 14, Раздел 52) «Рассуждение о запретах в укалывании»
- Су-Вэнь 53. ИСКУССТВО УКАЛЫВАНИЯ. (Цзюань 14, Раздел 53) «Рассуждение о намерениях в укалывании»
- Су-Вэнь 54. О ДЕВЯТИ СПОСОБАХ УКАЛЫВАНИЯ. (Цзюань 14, Раздел 54) «Рассуждение с объяснением игл»
- Су-Вэнь 55. ОБ ИСКУССТВЕ КОЛОТЬ ГЛУБОКО. (Цзюань 14, Раздел 55) «Рассуждение о длинных укалываниях сочленений»
- Су-Вэнь 56. ОБ ЭПИДЕРМИСЕ. (Цзюань 15, Раздел 56) «Рассуждение о разделах кожи»
- Су-Вэнь 57. О МЕРИДИАНАХ И О ВТОРИЧНЫХ СОСУДАХ Император Хуан Ди. (Цзюань 15, Раздел 57) «Рассуждение о меридианах-цзин и каналах-ло»
- Су-Вэнь 58. О ТОЧКАХ ЭНЕРГИИ. (Цзюань 15, Раздел 58) «Рассуждение о точках-синь энергии дыхания»
- Су-Вэнь 59. О ТОЧКАХ «ВЫХОДА» (ПОЯВЛЕНИЯ) ЭНЕРГИИ НА МЕРИДИАНАХ. (Цзюань 15, Раздел 59) «Положение акупунтурных точек различных каналов»
- Су-Вэнь 60. О ТОЧКАХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В УГЛУБЛЕНИЯХ КОСТЕЙ И О МОКСЕ. (Цзюань 16, Раздел 60) «Рассуждение о пустотах в костях»
- Су-Вэнь 61. О ТОЧКАХ ВОДЫ И ЖАРА. (Цзюань 16, Раздел 61) «Рассуждение о точках воды и жара»
- Су-Вэнь 62. О РЕГУЛИРОВКЕ ЭНЕРГИЙ В МЕРИДИАНАХ. (Цзюань 17, Раздел 62) «Рассуждение об упорядоченности деятельности каналов-цзин»
- Су-Вэнь 63. УКАЛЫВАНИЕ ТОЧЕК, РАСПОЛОЖЕННЫХ СИММЕТРИЧНО (ПО ОТНОШЕНИЮ К) ПОРАЖЕННОЙ СТОРОНЕ ИЛИ «ЛОЖНЫЕ УКОЛЫ». (Цзюань 18, Раздел 63) «Рассуждение о смешанном укалывании»
- Су-Вэнь 64. ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АКУПУНКТУРЫ В СООТВЕТСТВИИ С ЧЕТЫРЬМЯ СЕЗОНАМИ. (Цзюань 18, Раздел 64) «Рассуждение об укалывании по четырем сезонам при движении по потокам и против потоков»
- Су-Вэнь 65. О ПЕРВИЧНЫХ И ВТОРИЧНЫХ ПРИЧИНАХ О КОРНЯХ И ВЕТВЯХ. (Цзюань 18, Раздел 65) «Рассуждение о переходе болезни от макушек к корням»
- Су-Вэнь 66. УЧЕНИЕ О КОСМОСЕ. (Цзюань 19, Раздел 66) «Большое рассуждение о связях с первоначалом»
- Су-Вэнь 67. РОЛЬ ПЯТИ «ЦАРСТВ» (СТИХИЙ). (Цзюань 19, Раздел 67) «Большое объяснение движения пяти циклических периодов»
- Су-Вэнь 68. ШЕСТЬ ЭНЕРГИЙ. (Цзюань 19, Раздел 68) «Большое рассуждение о тончайших указаниях по поводу шести энергий»
- Су-Вэнь 69. РАССТРОЙСТВА ЭНЕРГИИ. ВЛИЯНИЯ ИХ НА (ЗДОРОВЬЕ) ЧЕЛОВЕКА. (Цзюань 20, Раздел 69) «Большая теория о превращениях в результате соединения дыханий-ци»
- Су-Вэнь 70. НОРМАЛЬНЫЕ (РАВНОВЕСНЫЕ) ЭНЕРГИИ ПЯТИ АКТИВНОСТЕЙ. (Цзюань 20, Раздел 70) «Большое рассуждение об управлении пятью постоянными законами»
- Су-Вэнь 71. ШЕСТЬ СУЩНОСТНЫХ ЭНЕРГИЙ. (Цзюань 21, Раздел 71) «Большое рассуждение о правильных связях в шести главных циклах»
- Су-Вэнь 74. (Цзюань 22, Раздел 74) «Большое рассуждение о предельной истине основ»
- Су-Вэнь 75. ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ (ПОНЯТИЯ) ВАЖНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ (ЗАБОЛЕВАНИЙ). (Цзюань 23, Раздел 75) «Рассуждение, объясняющее высшие учения»
- Су-Вэнь 76. ВАЖНОСТЬ ДИАГНОСТИКИ. (Цзюань 23, Раздел 76) «Глава, объясняющая установление диагноза в расслабленной манере»
- Су-Вэнь 77. ПЯТЬ НЕДОСТАТКОВ, КОТОРЫЕ БЫВАЮТ ПРИСУЩИ ВРАЧАМ. (Цзюань 23, Раздел 77) «Объяснение пяти ошибок в диагнозе и лечении»
- Су-Вэнь 78. ЧЕТЫРЕ ОШИБКИ. (Цзюань 23, Раздел 78) «Рассуждение о четырех ошибках в лечении»
- Су-Вэнь 79. (ВИДЫ) СОГЛАСИЯ МЕЖДУ ИНЬ И ЯН. (Цзюань 24, Раздел 79) «Рассуждение о категориях инь и ян»
- Су-Вэнь 80. ВОЗРАСТАНИЕ И УБЫВАНИЕ ЭНЕРГИИ. (Цзюань 24, Раздел 80) «Рассуждение о рецептах расцвета и упадка»
- Су-Вэнь 81. ЕДВА РАЗЛИЧИМЫЕ СИМПТОМЫ. (Цзюань 24, Раздел 81) «Рассуждение о понимании тончайшего и сущностного»
Лин-Шу - Ось Духа
- Лин-Шу 1. ДЕВЯТЬ ВИДОВ ИГЛ. (Цзюань 1, Раздел 1) «Двенадцать истоков девяти игл»
- Лин-Шу 2. НАЧАЛО (ИСТОК) И ТРАЕКТОРИЯ (ХОД) МЕРИДИАНОВ. (Цзюань 1, Раздел 2) «Основные точки-шу»
- Лин-Шу 3. ОБ ИСКУССТВЕ ИГЛОУКАЛЫВАНИЯ. (Цзюань 1, Раздел 3) «Объяснение маленьких игл»
- Лин-Шу 4. НАРУШЕНИЯ (РАССТРОЙСТВА) МЕРИДИАНОВ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ИЗВРАЩЕННОЙ (ПАТОГЕННОЙ) ЭНЕРГИЕЙ. (Цзюань 1, Раздел 4) «Проявления болезней при поражении патогенной энергией органов цзан и фу»
- Лин-Шу 5. УЗЕЛ И КОРЕНЬ. (Цзюань 2, Раздел 5) «Корни и узлы»
- Лин-Шу 6. КОНСТИТУЦИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИЗНЬ. (Цзюань 2, Раздел 6) «Долголетие и ранняя смерть. Твердость и мягкость»
- Лин-Шу 7. ИГЛЫ, ОФИЦИАЛЬНО ПРИНЯТЫЕ В АКУПУНКТУРЕ. (Цзюань 2, Раздел 7) «Управление иглами»
- Лин-Шу 8. РОЛЬ МЕНТАЛЬНОЙ СФЕРЫ. (Цзюань 2, Раздел 8) «Дух-шэнь»
- Лин-Шу 9. НАЧАЛО (ПРОИСХОЖДЕНИЕ) И КОНЕЦ. (Цзюань 2, Раздел 9) «Концы и начала»
- Лин-Шу 10. ТРАЕКТОРИИ (ХОД) МЕРИДИАНОВ. (Цзюань 3, Раздел 10) «Пульсы и каналы меридианов»
- Лин-Шу 11. МЕРИДИАНЫ И ВТОРИЧНЫЕ СОСУДЫ. (Цзюань 3, Раздел 11) «Ответвления меридианов-цзин»
- Лин-Шу 12. МЕРИДИАНЫ И ОРГАНИЧЕСКИЕ ЖИДКОСТИ. (Цзюань 3, Раздел 12) «Воды меридианов»
- Лин-Шу 13. МЕРИДИАНЫ И МЫШЦЫ. (Цзюань 4, Раздел 13) «Сухожилия меридианов»
- Лин-Шу 14. (ТРАКТАТ О ФОРМЕ И РАЗМЕРАХ КОСТЕЙ). (Цзюань 4, Раздел 14) «Размерность костей»
- Лин-Шу 15. СКОРОСТЬ ЦИРКУЛЯЦИИ ЭНЕРГИИ. (Цзюань 4, Раздел 15) «50 циклов движения силы дыхания»
- Лин-Шу 16. ЦИРКУЛЯЦИЯ «МЕРИДИАНАЛЬНОЙ» ЭНЕРГИИ «ИН» (ПИТАЮЩЕЙ). (Цзюань 4, Раздел 16) «Питательная сила дыхания»
- Лин-Шу 17. ДЛИНА МЕРИДИАНОВ. (Цзюань 4, Раздел 17) «Размерность пульсов»
- Лин-Шу 18. ЭНЕРГИЯ «ИН» И ЭНЕРГИЯ «ВЭЙ» (ЭНЕРГИЯ МЕРИДИАНОВ И ЗАЩИТНАЯ ЭНЕРГИЯ). (Цзюань 4, Раздел 18) «Охранительная и питательная субстанции ци. Порождение точек соединения»
- Лин-Шу 19. ЭНЕРГИЯ ЧЕТЫРЕХ СЕЗОНОВ. (Цзюань 4, Раздел 19) «Четыре времени»
- Лин-Шу 20. ПЯТЬ ПАТОГЕННЫХ ЭНЕРГИЙ. (Цзюань 5, Раздел 20) «Пять патогенных факторов»
- Лин-Шу 21. ОЗНОБ ИЛИ ЛИХОРАДКА (ЖАР). (Цзюань 5, Раздел 21) «Холод и жар»
- Лин-Шу 22. УМОПОМЕШАТЕЛЬСТВО (БЕЗУМИЕ). (Цзюань 5, Раздел 22) «Эпилепсия и сумасшествие»
- Лин-Шу 23. ЯНСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ (БОЛЕЗНИ ЖАРА). (Цзюань 5, Раздел 23) «Болезни жара»
- Лин-Шу 24. НАРУШЕНИЕ ЦИРКУЛЯЦИИ ЭНЕРГИИ. (Цзюань 5, Раздел 24) «Болезни с синдромом недостаточности»
- Лин-Шу 25. ПРОИСХОЖДЕНИЕ БОЛЕЗНЕЙ(Цзюань 5, Раздел 25) «Корень болезни»
- Лин-Шу 26. РАЗЛИЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. (Цзюань 5, Раздел 26) «Разные болезни»
- Лин-Шу 27. ЦИРКУЛИРУЮЩЕЕ БИ. (Цзюань 5, Раздел 27) «Циклические нарушения циркуляции-би»
- Лин-Шу 28. (РАЗНЫЕ) ВОПРОСЫ. (Цзюань 5, Раздел 28) «Передача устной традиции в вопросах»
- Лин-Шу 29. УЧЕНИЕ СТАРЫХ МАСТЕРОВ (УЧИТЕЛЕЙ ДРЕВНОСТИ). (Цзюань 6, Раздел 29) «Передача традиций от наставников»
- Лин-Шу 30. СПОСОБЫ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЭНЕРГИИ. (Цзюань 6, Раздел 30) «Определение силы дыхания организма»
- Лин-Шу 31. (Анатомическое описание внутренностей и желудка). (Цзюань 6, Раздел 31) «Кишечник и желудок»
- Лин-Шу 32. ПОТЕРЯ АППЕТИТА. (Цзюань 6, Раздел 32) «Объяснение последствий прекращения принятия пищи для обычного человека»
- Лин-Шу 33. МОРЕ КРОВИ, МОРЕ МОЗГОВОЙ ЭНЕРГИИ, МОРЕ ВОДЫ И МОРЕ ПИТАНИЯ. (Цзюань 6, Раздел 33) «Рассуждение о морях»
- Лин-Шу 34. ПЯТЬ ВИДОВ РАССТРОЙСТВ. (Цзюань 6, Раздел 34) «Пять видов смуты»
- Лин-Шу 35. ОПУХАНИЕ ИЛИ ВЗДУТИЕ. (Цзюань 6, Раздел 35) «Рассуждение о расширении»
- Лин-Шу 36. РАССТРОЙСТВА (ДВИЖЕНИЯ) ЖИДКОСТЕЙ. (Цзюань 6, Раздел 36) «Пять видов завалов и различия в циркуляции жидкостей цзинь и»
- Лин-Шу 37. ПЯТЬ ЧУВСТВ И ПЯТЬ ЦВЕТОВ (ОКРАСОК КОЖНОГО ПОКРОВА). (Цзюань 6, Раздел 37) «Пять органов чувств и пять посланников»
- Лин-Шу 38. НОРМА И АНОМАЛИЯ. УЧЕТ СТЕПЕНИ ПОЛНОТЫ БОЛЬНОГО ПРИ УКОЛАХ. (Цзюань 6, Раздел 38) «Полнота и пустота в движении сил против потока и по потоку»
- Лин-Шу 39. КРОВЬ И МЕРИДИАНЫ (ЭНЕРГИИ). (Цзюань 6, Раздел 39) «Рассуждение о кровеносных сосудах-ло»
- Лин-Шу 40. ИНЬСКАЯ И ЯНСКАЯ ЭНЕРГИИ: ЭНЕРГИЯ ЧИСТАЯ И ЭНЕРГИЯ НЕЧИСТАЯ. (Цзюань 6, Раздел 40) «Чистота и мутность инь и ян»
- Лин-Шу 41. ЯН И ИНЬ. СОЛНЦЕ И ЛУНА. (Цзюань 7, Раздел 41) «Связь инь и ян с Солнцем и Луной»
- Лин-Шу 42. ЭВОЛЮЦИЯ БОЛЕЗНЕЙ. (Цзюань 7, Раздел 42) «Распространение болезней»
- Лин-Шу 43. СНЫ. (Цзюань 7, Раздел 43) «Возникновение снов при распутстве патогенных сил»
- Лин-Шу 44. ЧУТЫРЕ ПЕРИОДА СУТОК. (Цзюань 7, Раздел 44) «Распространение движения силы дыхания одного дня по четырем временам»
- Лин-Шу 45. (Не представляет интереса)?. (Цзюань 7, Раздел 45) «Внешнее обследование»
- Лин-Шу 46. ПОРАЖЕНИЕ ФЭНЬ И ПОРАЖЕНИЕ БИ. (Цзюань 7, Раздел 46) «Пять изменений»
- Лин-Шу 47. ОРГАНЫ. (Цзюань 7, Раздел 47) «Главные органы-цзан»
- Лин-Шу 48. РЕКОМЕНДАЦИИ ОБЩЕГО ПОРЯДКА. (Цзюань 8, Раздел 48) «Запреты и предписания»
- Лин-Шу 49. ПЯТЬ ВИДОВ ОКРАСКИ КОЖНОГО ПОКРОВА. (Цзюань 8, Раздел 49) «Пять цветов»
- Лин-Шу 50. (Не переведена, поскольку не представляет интереса)?. (Цзюань 8, Раздел 50) «Рассуждение о храбрости»
- Лин-Шу 51. ОРГАННЫЕ ТОЧКИ «ЮЙ». (Цзюань 8, Раздел 51) «Точки-шу на спине»
- Лин-Шу 52. ЗАЩИТНАЯ ЭНЕРГИЯ. (Цзюань 8, Раздел 52) «Охранительная сила дыхания, вэй-ци»
- Лин-Шу 53. ЯНСКИЕ И ИНЬСКИЕ БОЛЕЗНИ. (Цзюань 8, Раздел 53) «Рассуждение о боли»
- Лин-Шу 54. ЖИЗНЕННОСТЬ. (Цзюань 8, Раздел 54) «Небесные годы»
- Лин-Шу 55. НОРМАЛЬНАЯ И АНОМАЛЬНАЯ ЦИРКУЛЯЦИЯ ЭНЕРГИИ. (Цзюань 8, Раздел 55) «Движение по потоку и против потока»
- Лин-Шу 56. ПЯТЬ ВКУСОВ. (Цзюань 8, Раздел 56) «Пять вкусов»
- Лин-Шу 57. ОТЕКИ. (Цзюань 9, Раздел 57) «Водные отеки»
- Лин-Шу 58. ОТНОСИТЕЛЬНО ФЭНЬ. (Цзюань 9, Раздел 58) «Предательские ветра»
- Лин-Шу 59. РАССТРОЙСТВА ЭНЕРГИИ ВЭЙ (ЗАЩИТНОЙ). (Цзюань 9, Раздел 59) «Ненормальности в циркуляции охранительной силы дыхания»
- Лин-Шу 60. НАЧЕРТАННОЕ НА ЯШМОВОЙ ДОСКЕ. (Цзюань 9, Раздел 60) «Нефритовая доска»
- Лин-Шу 61. ПЯТЬ ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ К ИГЛОУКАЛЫВАНИЮ. (Цзюань 9, Раздел 61) «О пяти запретах»
- Лин-Шу 64? (ХАРАКТЕР) БИЕНИЯ ПУЛЬСА. (Цзюань 9, Раздел 62) «Движение в точках-шу»
- Лин-Шу 63. ПЯТЬ ВКУСОВ. (Цзюань 9, Раздел 63) «Рассуждение о пяти вкусах»
- Лин-Шу 64. ТИПОЛОГИЯ (ЛЮДЕЙ) В СООТВЕТСТВИИ С ПЯТЬЮ ЦАРСТВАМИ ИЛИ ПЯТЬЮ ЭЛЕМЕНТАМИ. Разговор Императора с Паком Го. (Цзюань 9, Раздел 64) «Двадцать пять типов людей инь и ян»
- Лин-Шу 64? НЕКОТОРЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ ЭНЕРГИИ И КРОВИ. (Цзюань 10, Раздел 65) «Пять звуков и пять вкусов»
- Лин-Шу 66. ПАТОГЕННАЯ ЭНЕРГИЯ И ХАРАКТЕР ЕЕ ЭВОЛЮЦИИ. (Цзюань 10, Раздел 66) «Начало рождения ста болезней»
- Лин-Шу 67. О СПОСОБЕ (МАНЕРЕ) ИГЛОУКАЛЫВАНИЯ. (Цзюань 10, Раздел 67) «Управление иглой»
- Лин-Шу 68. НАРЫВЫ (АБСЦЕССЫ) ПОД ДИАФРАГМОЙ. (Цзюань 10, Раздел 68) «Рвота после принятия пищи»
- Лин-Шу 69. АФОНИЯ (ПОТЕРЯ ГОЛОСА). (Цзюань 10, Раздел 69) «Потеря речи в результате тревоги и беспокойства»
- Лин-Шу 70. СКРОФУЛЕЗ (ЗОЛОТУХА). (Цзюань 10, Раздел 70) «Холод и жар»
- Лин-Шу 71. ПАТОГЕННАЯ ЭНЕРГИЯ. (Цзюань 10, Раздел 71) «Искажающие и гостевые влияния се-ке»
- Лин-Шу 72. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С КОСМОСОМ. (Цзюань 10, Раздел 72) «Сообщение с небом»
- Лин-Шу 73. ОРГАНЫ (Суммирование данных об искусстве акупунктуры). (Цзюань 11, Раздел 73) «Функции и возможности»
- Лин-Шу 74. ВИДЫ ПУЛЬСОВ И РАЗНОВИДНОСТИ ЗАБОЛЕВАНИЙ (зависимость между пульсами и болезнями). (Цзюань 11, Раздел 74) «О том, как определять болезни посредством рассмотрения области-чи»
- Лин-Шу 75. ИСКУССТВО ИГЛОУКАЛЫВАНИЯ. (Цзюань 11, Раздел 75) «Методы укалывания и различия между здоровой и патогенной энергиями»
- Лин-Шу 76. ФУНКЦИИ ЭНЕРГИИ «ВЭЙ». (Цзюань 11, Раздел 76) «Циркуляция охранительной энергии, вэй-ци»
- Лин-Шу 77. ВОСЕМЬ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ФЭНЬ (ВОСЕМЬ ПАГУБНЫХ ВЕТРОВ). (Цзюань 11, Раздел 77) «Восемь ветров по девяти домам»
- Лин-Шу 78. ДЕВЯТЬ ОСНОВ АКУПУНКТУРЫ. (Цзюань 12, Раздел 78) «Рассуждение о девяти иглах»
- Лин-Шу 79. ПЕРЕМЕЖАЮЩИЕСЯ ЛИХОРАДКИ. (Цзюань 12, Раздел 79) «Рассуждение о нарушениях энергии в цикле года»
- Лин-Шу 80. СОСРЕДОТОЧЕНИЕ ЭНЕРГИИ МЕРИДИАНОВ В ГЛАЗАХ. (Цзюань 12, Раздел 80) «Рассуждение о больших нарушениях психики»
- Лин-Шу 81. НАГНОЕНИЯ (СУППУРАЦИИ). (Цзюань 12, Раздел 81) «Фурункулы и нарывы»
1. Желтый предок Хуан-Ди — один из легендарных основоположников китайской цивилизации; согласно традиционной китайской историографии, правил приблизительно в 2697 г. до нашей эры.
2. Небесный наставник Ци-Бо — по одним источникам, придворный мудрец императора Хуан-Ди, а по другим — Небесный лекарь, который поведал людям об искусстве врачевания.
3. Совершенномудрые — согласно традиционному китайскому мировоззрению, люди, совершенствуясь, могут достигать разных степеней развития.
Существовала определенная градация достижений, среди которых высшим было достижение совершенной мудрости и, следовательно, необратимых изменений духа и плоти, дающих бессмертие.
4. Дыхание-ци — одна из основных категорий китайской организации, которая была присуща как человеку, так и Вселенной. Рассматривалось не просто дыхание, как действие, которое производится легкими, а скорее весь комплекс процессов, поверхностным выражением которого является движение воздуха при вдохе и выдохе. Потому, в зависимости от контекстуальной реализации, данный термин может пониматься по-разному, хотя в общем его можно определить как материальный носитель процессов, приводящих к движению легкие в процессе дыхания. В этом термине одновременно реализуются признаки действия, состояния и объекта, что часто встречается в терминологии древнекитайской философии.
5. Восемь сочленений — имеются в виду восемь основных точек годового цикла, а именно время начала четырех сезонов, а также дни зимнего и летнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия.
6. Точка знака ГУЙ небесного цикла — соответствует десятому знаку десятеричного цикла, используемого наряду с двенадцатеричным земным циклом в китайской хронологии для обозначения любых отрезков времени. Данный знак соотносится со стихией воды, а из внутренних органов ему соответствуют почки.
7. Меридиан зачатия жэнь-май — один из восьми каналов чудесных меридианов. Он начинается внутри нижней части живота, выходит на поверхность в области промежности и поднимается вверх вдоль средней линии живота и грудной клетки; доходит до подбородка, разветвляется вокруг рта и заканчивается в области глаз.
8. Канал чун-май — один из восьми каналов чудесных меридианов. Начинается внутри нижней части живота, поднимается вверх по боковой части брюшной полости вместе с меридианом малый инь на ноге. Вверху соединяется с каналом жэнь-май и рассеивается в области рта, распределяясь по отверстиям на голове. По направлению вниз он движется вместе с меридианом малый инь на ноге по внутренней поверхности бедра, по середине подколенной ямки, по голени, по задней поверхности внутренней лодыжки, и заканчивается в области большого пальца стопы.
9. Меридиан светлый ян — один из шести янских меридианов. В данном случае имеется в виду меридиан желудка светлый ян на ноге.
10. Три янских меридиана — меридианы светлый ян, сверх-ян и малый ян. Они распределяются по рукам и ногам. Таким образом, когда говорится о трех янских меридианах, на самом деле имеются в виду все шесть янских меридианов.
11. Пять органов-цзан — имеются в виду органы, которые соотносятся с субстанцией инь, и их функция заключается в накоплении (цзан) семени-цзин, являющегося энергетической основой для соответствующих функций восприятия человеческого организма. К органам-цзан относятся печень, сердце, селезенка, легкие, почки.
12. Шесть органов-фу — имеются в виду органы, связанные с субстанцией ян. Одна из их функций заключается в обеспечении жизнедеятельности соответствующих им парных органов-цзан. К органам-фу относятся желчный пузырь, желудок, толстый кишечник, тонкий кишечник, мочевой пузырь и три обогревателя. В трактате «Ось духа» говорится: «Шесть органов-фу трансформируют воду и злаки, перемещают жидкости организма цзинь-е».
13. Путь-дао — идеальная траектория движения индивида в пространстве жизни, которая осуществляется в том случае, если человек не нарушает вселенских законов взаимодействия неба, земли и человека.
14. Эпоха средней древности — времена, которые следуют после эпохи высокой (глубокой) древности. Традиционно существуют разные толкования данного термина. В нашем случае подходит объяснение, согласно которому это время соответствует правлению легендарного императора Юя эпохи Ся.
15. Четыре стадии временного цикла — имеются в виду как весна, лето, осень, зима, так и утро, полдень, вечер и полночь. Говоря в общем, их можно определить как зарождение, развитие, результат и сохранение, так как в любом процессе, протекающем во времени, можно выделить эти четыре стадии и описать процесс таким образом.
16. Восемь пределов — данный термин можно понимать как во временном, так и в пространственном смысле. При описании времени (небесный уровень) он подразумевает точки восьми сочленений, а при описании пространства (земной уровень) он называет восемь направлений по сторонам света.
17. Восемь ветров — это ветра восьми сторон света, а именно восточный, юго-восточный, южный, юго-западный, западный, северо-западный, северный, северо-восточный.
18. Мудрые люди, сянь-жэнь — одна из степеней достижения совершенной мудрости (конкретные характеристики описаны в тексте).
19. Глубокая древность — то же, что и высокая древность, а именно — время правления легендарных первопредков Хуан-Ди, Фу-Си и Шэнь-Нуна.
20. Десять тысяч сущностей объектов — имеются в виду все объекты и сущности Вселенной.
21. Сила-дэ — сила, или потенция, которая накапливается индивидом как результат суммы усилий, направленных на следование пути-дао.
22—25. Меридиан малый ян, меридиан сверх-ян, меридиан сверх-инь, меридиан малый инь — в данном случае соответственно обозначают дыханияци четырех сезонов в человеческом организме.
26. Врата рождения и роста — рождение и рост — это функции, соответствующие первым двум стадиям временного цикла.
27. В пределах шести границ — имеется в виду пространство между небом и землей, которое обозначается как четыре стороны света, верх и низ.
28. Девять разделов земли — в традиционной китайской философии существовала концепция девятичленного деления мира. То есть, девять областей выделяются как на небе, так на земле и в человеке.
29. Девять отверстий человеческого тела — это глаза, уши, нос, рот, половые органы и анус.
30. Двенадцать сочленений — в данном контексте можно понимать как двенадцать основных суставов человеческого тела, а именно запястья, локти, плечи, бедра, колени, голени. Однако термин «двенадцать сочленений» может также пониматься как основные точки двенадцатеричного временного цикла.
31. Пять стихий — дерево, огонь, почва, металл, вода. Схема пяти движений является одной из основных классификационных схем традиционного китайского мировоззрения.
32. Три разновидности меридианов — существует три иньских и три янских меридиана, которые соответственно называются недостаточный инь, малый инь, сверх-инь; светлый ян, сверх-ян и малый ян.
33. Ритмика цифр — имеется в виду правильное взаимодействие между вышеперечисленными классификационными схемами, которые описывают вселенские законы взаимодействия неба, земли и человека, следование которым является основным требованием осуществления идеальной траектории движения индивида в жизненном пространстве.
34. Охранительное дыхание вэй-ци — вместе с питающим дыханием, ин-ци, осуществляет трансформации дыхания-ци питья и пищи, попадающих в организм. Охранительное дыхание вэй-ци действует на поверхности тела, за пределами системы меридианов цзин-ло, осуществляя тем самым охранительные функции организма.
35. Синдром ветра — ветер рассматривается как основной патогенный фактор внешней среды. Болезни, возникшие в результате воздействия ветра, характеризуются головокружением, потерями сознания, конвульсиями, тремором, онемением.
36. Четыре патогенных фактора — в данном контексте это холод, жара, влага и дыхание-ци, то есть ветер.
37. Точки-шу — специальные точки, которые непосредственно связаны с пятью органами-цзан и расположены на спине.
38. Ин-ци — дыхание-ци, которое вместе с охранительным дыханием вэй-ци осуществляет трансформации питья и пищи. Питающее дыхание ин-ци циркулирует внутри каналов и меридианов цзин-ло.
39. Пять вкусов — кислый, горький, сладкий, острый и соленый; соответствуют пяти органам-цзан.
40. Пять дворцов субстанции инь — образное название пяти органов-цзан.
41. Патогенное дыхание се-ци — патогенные факторы, которые приводят организм в состояние болезни. Сам иероглиф се обозначает отклонение от правильного пути-дао, в результате чего и возникает заболевание.
42. Звук цзюэ — третья ступень китайского пятиступенного лада, соответствует ноте фа-диез в европейской темперации.
43. Звук чжи — четвертая ступень китайского пятиступенного лада, соответствует ноте ля в европейской темперации.
44. Звук гун — первая ступень китайского пятиступенного лада, соответствует ноте ре в европейской темперации.
45. Звук шан — вторая ступень китайского пятиступенного лада, соответствует ноте ми в европейской темперации.
46. Переднее и заднее иньские отверстия — половые органы и анус.
47. Точки-си (ручьи) — в главе «Рассуждение о точках дыхания-ци» говорится: «Небольшие соединения мышц называются ручьями-си». Обычно точки, в название которых входит данный иероглиф, располагаются на конечностях в области запястья или голеностопного сустава, а рядом, как правило, располагаются точки долины-гу.
48. Звук юй — пятая ступень китайского пятиступенного лада, соответствует ноте си в европейской темперации.
49. Каналы меридианов-цзин — основные пути движения дыхания-ци и крови в теле человека. Они расположены преимущественно по вертикали, и таким образом противопоставляются каналам ответвлениям-ло, которые расположены горизонтально и соединяют меридианы-цзин между собой. Перевод иероглифа цзин словом меридиан является традиционным и довольно условным, так как не отражает всей многозначности китайского иероглифа, подразумевающего также идеальную структуру расположения многочисленных составляющих в систему, упорядоченное общей идеей переплетение нитей, элементов, объектов.
50. Каналы ответвления-ло — каналы, расположенные горизонтально, соединяющие между собой меридианы-цзин и вместе с ними образующие систему цзин-ло, по которой осуществляется циркуляция крови и дыхания-ци в организме как на поверхности, так и во внутренних отделах.
51. Точки-долины-гу — ряд точек, в которые входит иероглиф гу-долина, обычно располагаются на конечностях рядом с точками-ручьями-си.
52. 53. Поверхностный-бяо и глубинный-ли уровни — данные понятия применяются для классификации болезней организма по расположению; на основании этого различают болезни, действующие на поверхности, и болезни, глубоко проникающие в организм и воздействующие на внутренние органы.
54. Магия-сюань — имеется в виду учение о таинственном, так как иероглиф сюань обозначает цвет ночного неба на зимнее солнцестояние.
55. Трансформация-хуа — сопоставляется с субстанцией инь и отражает возможный распад элементов системы в процессе ее перехода в новое структурное состояние, тогда как сам переход называется изменением-бянь и соотносится с субстанцией ян.
56. Семь потерь и восемь прибылей — в комментаторской традиции «Сувэнь» существуют разные толкования данного термина. Сами цифры, семь и восемь, соотносятся с субстанциями инь и ян, так семерка является выражением малого ян, а восьмерка — малого инь. А иероглифы потерясунь и прибыль-и обозначают процесс роста и убывания лунных фаз.
С другой стороны, некоторые комментаторы конкретно объясняют семь потерь как: 1) нарушение движения дыхания-ци; 2) потерю семени-цзин; 3) нарушение биения пульса; 4) ухудшение подвижности дыхания-ци; 5) повреждение двигательной функции суставов в результате нарушения циркуляции; 6) закрытие всех отверстий организма; 364 7) истощение крови.
А восемь прибылей толкуют как: 1) укрепление семени-цзин; 2) успокоение дыхания-ци; 3) хорошую работу органов-цзан; 4) укрепление костей; 5) гармонизацию пульса; 6) питание крови; 7) усиление питательных жидкостей организма; 8) регулирование состояния тела.
57. Восемь небесных законов — имеются в виду восемь сочленений, а также восемь ветров, соответствующих восьми направлениям света.
58. Пять принципов земли — имеются в виду принципы взаимодействия пяти стихий.
59. Шесть меридианов — имеются в виду меридианы сверх-ян, светлый ян, малый ян, сверх-инь, малый инь и недостаточный инь, то есть все меридианы человеческого тела.
60. 61. Места чи и цунь — имеются в виду места на запястье, в которых путем ощупывания определяется пульс.
62. Широкое свечение гуан-мин — имеется в виду передняя часть тела, в которой субстанция ян проявляется наиболее сильно и широко, а одним из основных проявлений силы ян является свет.
63. Великий подъем тай-чун — имеется в виду зона наибольшего сосредоточения субстанции инь, одновременно может указывать на меридиан сверхинь и меридиан чун-май.
64. Точка чжи-инь — точка меридиана мочевого пузыря сверх-ян на ноге, располагается на внешней стороне ноги на мизинце, на расстоянии 0,1 цуня от основания ногтя. Можно приблизительно перевести ее название как «крайнее выражение субстанции инь».
65. Точка мин-мэнь — точка контролирующего заднесрединного меридиана ду-май, расположена на срединной линии спины в области поясницы, между остистыми отростками второго и третьего поясничных позвонков. Ее название можно приблизительно перевести как «врата судьбы».
66. Свет субстанции ян — имеется в виду меридиан светлый ян.
67. Точка ли-дуй — точка меридиана желудка светлый ян на ноге, расположена на втором пальце стопы с внешней стороны, около основания ногтя.
Название точки можно очень приблизительно перевести как «опасное отверстие», потому что второй иероглиф, дуй, обозначает одну из восьми триграмм, и таким образом значение его слишком широко, чтобы передать его несколькими словами.
68. Точка цяо-инь — точка меридиана желчного пузыря малый ян на ноге, расположена на четвертом пальце стопы с внешней стороны, около основания ногтя. Ее название приблизительно можно перевести как «субстанция инь, выходящая через отверстие».
69. Точка инь-бай — точка меридиана селезенки сверх-инь на ноге, расположена на большом пальце ноги с внутренней стороны, около основания ногтя. Название точки можно приблизительно перевести как «скрытая белизна».
70. Точка юн-цюань — точка меридиана почек малый инь на ноге. Расположена в центре стопы. Название можно перевести как «бьющий источник».
71. Точка да-дунь — точка меридиана печени недостаточный инь на ноге. Расположена на большом пальце ноги с внешней стороны, около основания ногтя. Название можно приблизительно перевести как «большое утолщение» .
72, 73. Обрывистый пульс-сюань и прерывающийся-цзюэ — так называется пульс, который при прощупывании постоянно прерывается, будто вот-вот прекратится совсем. Такой пульс является признаком поражения дыхания-ци желудка.
74. Истощение дыхания-ци, фэн-сяо — название синдрома, при котором истощается дыхание-ци организма, тело худеет, становится слабым.
75. Недостаточность ветра, фэн-цзюэ — название синдрома, который в данном контексте выражается в виде страхов, болей в области спины, отрыжки, больной при этом много зевает.
76. Крюкообразный пульс-гоу — такой пульс, когда приходит, ощущается сильно, а когда уходит, теряет силу.
77. Пульс-мао — такой пульс характеризуется преобладанием субстанции инь, и когда он приходит, ощущается немного опустошенным и поверхностным. Данный пульс соотносится с легкими.
78. Пульс-сянь — когда пульс резкий, с преобладанием субстанции ян, он называется сянь. Дыхание-ци в этом случае приходит в место биения пульса отчетливыми, прямыми и длинными ударами. Этот пульс соответствует печени.
79. Каменный пульс-ши — когда субстанция ян приходит в место биения пульса и прерывается, как будто субстанция ян скрывается внутри, тогда подобный пульс называют каменным-ши. Дыхание-ци приходит глубокими сильными ударами. Этот пульс соответствует почкам.
80. Текущий пульс-лю — в этом случае удары пульса протекают под пальцами легко и ровно, дыхание-ци приходит мягкое и гармоничное. Пульс соответствует селезенке.
81. Шэн — мера жидкости и сыпучих тел, приблизительно равная 1,04 литра.
82. Каменная водянка ши-шуй — один из видов водянки в китайской классификации, которая характеризуется отсутствием нарушений дыхания и отечностью в нижней части живота.
83. Осушение-сяо — болезнь, которая характеризуется истощением больного в результате истощения жизненных соков организма. При этом внутри действует жар, больной ощущает сильную жажду и пьет много жидкости.
84. Болезнь горла хоу-би — выражается в виде отека горла, что приводит к нарушениям дыхания. Сам термин би обозначает онемение или потерю чувствительности в результате нарушения циркуляции дыхания-ци и крови.
85. 86. Зал благоухания и Чудесная башня — образные названия покоев, подходящих для хранения истинных знаний.
87. Сочетание шести с шестью соединениями — имеется в виду шесть построений шестидесятидневного цикла, составляющих один год.
88. Сочетание девятки с девяткой — в результате образуется число 81, которое считалось выражением полноты и законченности сложной системы, в данном случае — человеческого организма.
89. Сочленение дыхания цзе-ци — имеется в виду 24 периода, которые составляют один год и играют большую роль в китайской хронологии при определении самых разных параметров жизни, связанных с течением времени.
90. Гномон — солнечные часы, прибор для определения времени посредством измерения длины солнечной тени.
91. Шестидесятидневный цикл — образуется путем сочетания десяти небесных стволов и двенадцати земных ветвей. Существует определенная последовательность знаков десятеричного цикла небесных стволов: ЦЗЯ, И, БИН, ДИН, У, ЦЗИ, ГЭН, СИНЬ, ЖЭНЬ, ГУЙ. Каждая пара знаков соответствует одной из пяти стихий. Двенадцать земных ветвей таковы: Цзы, Чоу, Инь, Мао, Чэнь, Сы, У, Вэй, Шэнь, Ю, Сюй, Хай.
92. Три дыхания-ци — имеются в виду дыхания-ци неба, земли и человека.
93. Верховный владыка Шан-Ди — владыка времен высокой древности.
94. Период хоу — одно из делений годового цикла, которое насчитывает пять дней. Одновременно данный иероглиф обозначает деление человеческого организма на девять областей.
95. Преодоление-шэн — одна из иерархических связей между пятью стихиями. Подробнее об этом смотри в предисловии.
96. Становление весны, Ли-чунь — один из 24 сезонов года, который относится к первой половине первого лунного месяца.
97. Избыточность тай-го — одна из характеристик состояния дыхания-ци в организме, которая свидетельствует о полноте дыхания-ци и противопоставляется недостаточности бу-цзи.
98. Разнузданность дыхания-ци, или ци-инь — имеется в виду избыточность дыхания-ци. Сам иероглиф инь имеет несколько значений: разврат, порок, соблазн, излишество, распущенность, разгул, затяжной дождь, похоть и т.д. Он указывает на отсутствие контроля над желаниями плоти, в результате чего возникает заболевание, связанное с избыточностью дыхания-ци.
99. Период цзе-ци — можно приблизительно перевести как доля дыхания-ци или членение дыхания-ци. Период года длительностью в пятнадцать дней.
100. Точка жэнь-ин — точка меридиана желудка светлый ян. Расположена на шее, на расстоянии полутора цуней в сторону от кадыка. В этой точке, так же как и на запястье, определяются пульсы во время постановки диагноза.
101. Точка цунь-коу — место на запястье, через которое проходит меридиан сверх-инь на руке. Является местом определения пульса во время постановки диагноза.
102. Нарушение проходимости легких фэй-би — имеется в виду нарушение циркуляции дыхания-ци в легких, которое обозначается термином би.
103. Врата душ-по — имеются в виду поры на коже.
104. Силы гуй-шэнь — имеется в виду воздействие духов Гуй и Шэнь, представляющих собой два разных аспекта энергии организма.
105. Цзю Дай-цзи — один из легендарных врачей высокой древности, наставник Ци-Бо.
106. Маленькие иглы вэй-чжэнь — один из девяти типов игл, используемых в иглотерапии.
107. Спокойный зал — имеется в виду мочевой пузырь.
108. Нефритовый механизм, юй-цзи — имеется в виду высшая степень пути-дао.
109. Обратное движение, ни — имеется в виду нарушение циркуляции дыхания-ци.
110. Правильное направление движения, шунь — движение дыхания-ци по меридианам и каналам согласно центробежным и центростремительным законам.
111. Ударяющий пульс-бо — пульс, характеризующийся сильными и резкими ударами.
112. Опустошение-сюй — одна из основных характеристик состояния организма, которая противопоставляется наполнению-инь.
113. Рассеянные точки сань-шу — согласно одним комментариям — это меридианные точки, а по другим — промежуточные точки, расположенные в области основных суставов на руках и ногах.
114. Реальгар — минерал.
115. Лесс — вид почв, распространенных в Китае.
116. Болезнь синь-шань — термин шань обычно применяется в случаях, которые аналогичны грыжам в европейской медицине, но в этом случае имеется в виду не конечный результат, а сущность процесса, и в этом заключается основная сложность переводов названий и описаний заболеваний, применяемых в традиционной медицине. Для китайских медицинских традиций более свойственно акцентировать внимание не на внешней симптоматике, а на направлении развития патологического процесса.
117. Болезнь-ли — словарь дает значение «моровое поветрие», «эпидемическое заболевание», «проказа», однако основное значение термина заключается в том, что данное заболевание появляется в соответствующих каналах в результате длительного воздействия синдрома ветра.
118. Область-чи — находится на канале легких, ассоциируется также с точкой чи-цзе, одной из трех точек на запястье, в которой определяется пульс.
119. Грубый большой пульс цу-да — характеризуется широтой и большой интенсивностью.
120. Напряженный пульс-сянь — иероглиф сянь имеет значение «напряженность натянутой струны», он характеризуется напряженными ударами по краям и сниженной интенсивностью в центре.
121-130. ГЭН, СИНЬ, ЖЭНЬ, ГУЙ, ЦЗЯ, И, БИН, ДИН, У, ЦЗИ — дни под знаками принятого в Китае десятеричного небесного цикла.
131. Болезнь вэй-дань — в данном случае иероглиф вэй обозначает желудок, а иероглиф дань обозначает заболевание, связанное с нарушением обмена веществ в организме.
132. Болезнь шан-ся — в данном контексте можно перевести как грыжа или внутреннее затвердение.
133. Болезнь ци — иероглиф ци может переводиться и как «бешенство, возникающее в результате укуса зараженного животного».
134-137. Чэнь, Сюй, Чоу, Вэй — обозначения двухчасовых периодов принятого в Китае разделения суток на 12 частей.
138. Каналы сунь-ло — самые маленькие циркуляции крови и дыханияци, которые располагаются непосредственно под кожей.
139. Метод смешанного укалывания му-цэ — основной принцип этого метода заключается в том, что если болезнь сосредоточена справа, то колоть следует слева, и наоборот.
140. Нижние точки-шу — специальные точки внутренних органов, расположенные в нижних частях тела. Например, точка меридиана мочевого пузыря шу-гу, или точка меридиана почек тай-си.
141. Жидкости организма цзинь-е — питательные жидкости организма, такие, как желудочный сок, лимфа и т.п.
142, 143. Слюна-сянь, слюна-чуй — различие между этими видами слюны, согласно древнекитайским комментариям, заключается в том, что слюнасянь выделяется губами, а слюна-чуй — около зубов.
144. Гимнастика дао-инь — традиционная техника психофизического тренинга, включающая в себя различные двигательные и дыхательные упражнения.
145. 28 созвездий — в китайских традициях принято учитывать влияние на судьбу человека 28 основных созвездий видимой с территории Китая части звездного неба. Зодиакальные созвездия в Китае отличаются от европейских не только по общему числу и названиям, но и по сочетанию входящих в них звезд. Так, пятое созвездие Синь, Сердце, включает звезду Антарес и созвездие Скорпион; двенадцатое созвездие Вэй, Опасность, включает звезды созвездий Водолей и Пегас и т.д.
146. Точки соединения-хэ — точки, расположенные в местах соединения больших костей или мышц.
147. Болезнь фу-лян — название болезни связано с тем, что она скрыта глубоко в брюшной полости, в результате больной испытывает очень сильное внутреннее напряжение, которое по своей силе можно уподобить несущей балке строящегося дома.
148. Рассеянный канал сань-май — относительно расположения этого канала в литературе встречаются разные точки зрения. В одном из комментариев говорится, что канал сань-май представляет собой место, где рассеивается одно из ответвлений бе-ло канала светлый ян.
149. Пищеприемник — данным понятием обозначаются верхние отделы желудочно-кишечного тракта.
150. Игла-цай — один из девяти видов игл, используемых в китайской медицине.
151. Грыжа туй-лун-шань — заболевание, сопровождающееся опуханием половых органов, нарушением мочеиспускания и появлением подкожных отеков.
152. Гуй Юй Цюй — по современному комментарию — это чиновник Желтого императора. По традиционному комментарию Ван Бина — его предок в десятом поколении, принадлежал к поколению Шэнь-Нуна. По другим источникам — помогал Желтому императору в создании системы описания пяти движений. Легендарный, мифологический персонаж.
153. Кэ — период времени, который составляет сотую часть суток, равен 15 минутам.