Поиск по сайту

Су-Вэнь Глава вторая ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ СОГЛАСНО СЕЗОНАМ (Цзюань 1, Раздел 2) «О большой теории гармонизации духа четырех дыханий-ци»

Врач Ци Бо: «Весна - это время подъема сока: в этот период возобновляется жизнь и небес, и земли. Все пребывает в стадии оплодотворения. В этот сезон человек не должен утомлять свое тело, чтобы обеспечить условия для зарождения новой энергии. В этот период следует укреплять, а не ослаблять, ибо - это час воздаяния, а не кары. Короче говоря, для того, чтобы соответствовать энергии весны, необходимо подпитывать новую (нарождающуюся) жизненность. При нарушении этого принципа страдает печень.

Лето - это период роста. Энергии небес и земли объединяются. (Согласно философии космоса, человек имеет свою часть как в небесах, так и на земле, и именно в летний период они объединяются друг с другом). Все в природе цветет и плодоносит. В этот период не следует «подстегивать» эту тягу к жизни, надо позволить ей распространиться по всему организму, что и будет наилучшим средством поддерживания жизненности. При нарушении этого принципа (Дао) следует ожидать кашля и перемежающейся лихорадки осенью и серьезных заболеваний зимой.

Осень - это период равновесия между энергиями небес и земли. Однако энергия небес в этот период более неистова, тогда как энергия земли - более спокойна. В этот сезон года человек должен сдерживать проявления своей воли (желания), ибо энергия осени может быть весьма жестока; в этот период необходимо также очищать энергию легких. При нарушении этого принципа (Дао) наносится вред легким и зимой следует ожидать поносов.

Зимой все прячется и скрывается, это сезон «ухода вглубь», ибо снаружи царит слишком большой холод. В этот период не следует тревожить янскую энергию и способствовать ее рассеиванию, ибо это равнозначно действию, соответствующему энергии зимы. При нарушении этого принципа (Дао) наносится вред энергии почек; тогда следующей весной следует ожидать атонии членов тела.

Если небесная энергия не объединяется с земной, то болезни атакуют жизненные отверстия. Преобладание же земной энергии над небесной можно уподобить отсутствию благословенной росы, переставшей освежать землю: это обусловит чрезмерную сухость, благодаря которой «испорченные фэнь (ветры)» смогут напасть на тело человека, вызывая в нем органические нарушения.

Итак, если насилуется энергия весны, то энергия меридианов Шао-Ян (Тройной обогреватель и Желчный пузырь) не использует, как должно, все преимущества этого сезона и возникнут нарушения в печени.

Если же насилию подвергается энергия лета, то меридианы Тай-Ян не получат необходимого импульса (т.е. меридианы Тонкой кишки и Мочевого пузыря), что приведет к ослаблению энергии сердца.

Если же насилуется энергия осени, то устраняется возможность для стабилизации энергии Тай-Инь (Легкие и Селезенка), что приведет к нарушению энергии легких.

Если же насилию подвергается энергия зимы, то энергия Шао-Инь (Сердце и Почки) не сможет обрести покой, что ослабит энергию почек.

Итак, четыре сезона, Ян и Инь - вот сущность всех вещей; весной и летом мудрые поддерживают энергию Ян, а осенью и зимой - энергию Инь. Поступать таким образом, значит укреплять корни жизни.

Любая разновидность (форма проявления) материи характеризуются вначале фазой зарождения, а потом - фазой роста; ясно, что «подрубив сам корень жизни, устранишь возможность для ее расцвета».

Ян и Инь, четыре сезона года - это также начало и конец материи; это - сущность жизни и смерти. Сознательно нарушить ход этой эволюции - значит призывать гибель на свою голову. Напротив, приходя в соответствие с ней, избежишь серьезных заболеваний. Вот - главный принцип жизни, вот жизненное Дао. Мудрые ему следуют, ничтожные же, даже в него поверив, обычно не следуют ему. Но соответствие Инь и Ян есть жизнь, а противодействие им - смерть. (Надо выбирать): или - мир, или раздоры. Вот почему мудрый не ждет, пока люди заболеют, чтобы начинать их лечение. Он направляет их, руководит ими, пока они еще сохраняют хорошее здоровье, понуждая их следовать принципу или Дао; именно так он и поддерживает их в цветущем состоянии. Он стремится не к устранению возникших нарушений, но к сохранению (исходного) благого порядка. Лечение заболеваний или устранение возникших нарушений можно сравнить с человеком, ожидающим возникновения чувства жажды для того, чтобы приступить к рытью колодца.

Три месяца весны имеют характеристики «появления и упорядочивания».

В это время рождаются небо и земля, расцветают все сущности-объекты.

Следует поздно ночью ложиться и на рассвете вставать, широкими шагами ходить по двору, с распущенными волосами двигаться плавно. Тем самым будешь способствовать зарождению чувств-волений. Следует давать жизнь, а не убивать. Следует дарить, а не забирать; хвалить, а не наказывать. Такой способ укрепления здоровья соответствует дыханию-ци весны.

Если не будешь вести себя соответственно, то повредишь печень, и летом у тебя появится болезненный синдром холода, так как дыхания-ци в организме будет недостаточно для взращивания.

Три месяца лета называются «расцветом и цветением». В это время происходит соединение дыхания-ци неба и земли. Десять тысяч сущностейобъектов20 цветут и приносят плоды. Нужно поздно ложиться и рано вставать. Не следует слишком долго находиться под Солнцем. Нужно следить, чтобы в эмоциональных проявлениях не было раздражения. Пусть в цветах образуется завязь. Нужно, чтобы дыхание-ци переполнялось, а излишки выходили наружу, и если объект твоих влечений находится вовне, тогда ты следуешь по пути питания жизни дыхания-ци лета. Если же нарушаешь такие установления, тогда наносишь вред сердцу, и потому осенью появится истощающая хроническая лихорадка, так как будет недостаточно сил для сбора урожая, а к моменту зимнего солнцестояния болезнь проявится с новой силой.

Три месяца осени называются «определением объема». В это время количество небесного дыхания-ци ограничивается, а земное дыхание-ци проясняется. Следует рано ложиться и рано вставать. Подниматься лучше с петухами. В результате устремления-воления успокоятся и стабилизируются, потому и осенние наказания должны быть мягкими. Следует собирать урожай духа-шэнь и дыхания-ци, и тогда осеннее дыхание-ци будет ровным. Если не направлять свои эмоции вовне, тогда дыхание-ци легких будет чистым. Таков путь, способствующий сбору урожая и соответствующий дыханию-ци осени. Если будешь вести себя иначе, повредишь легкие, и зимой будешь страдать от несварения желудка и поноса, так как скажется недостаток энергии для осуществления функции сохранения урожая.

Три месяца зимы называются временем «сохранения в укрытии». Вода превращается в лед, земля трескается. Нельзя беспокоить субстанцию ян, нужно рано ложиться и поздно вставать, следует спать до восхода Солнца.

Эмоциональные устремления должны быть как бы скрыты, затаены, словно в душе у тебя секретные намерения, будто ты ожидаешь какой-то выгоды для себя. Нужно избегать холода и стремиться к теплу. Однако нельзя допускать выделения пота на коже, так как это приводит к большим потерям дыхания-ци. Если вести себя соответственно рекомендациям, то будешь способствовать исполнению функции сохранения урожая, которая соответствует зимнему дыханию-ци. Если не следовать рекомендациям, повредишь почки, и весной будешь страдать от болезней сухожилий, нарушений кровообращения и циркуляции дыхания-ци в конечностях, так как весной скажется недостаточность дыхания-ци, способствующего функции рождения.

Небесное дыхание-ци является чистым, прозрачным, светлым и ясным.

Оно постоянно хранит в себе силу-дэ и не опускается вниз. Когда небо кажется ясным, меркнет свет Солнца и Луны, тогда в отверстия тела проникают возбудители болезни. Когда закрывается путь для воздействия дыханияци субстанции ян, тогда процветает дыхание-ци земли. Если туманы перестают концентрироваться, создавая облака, тогда сверху естественно перестают выпадать белые росы. Если теряется связь между небом и землей, тогда перестает правильно осуществляться предназначение десяти тысяч сущностей-объектов, а если оно не осуществляется, тогда гибнут плоды и деревья.

Когда вредоносное дыхание-ци не рассеивается, тогда нарушается ритм ветров и дождей, не выпадают белые росы, в садах перестают цвести и засыхают растения. Когда дуют губительные ветры и часто идут проливные дожди, это значит, что небо, земля и четыре сезона перестают поддерживать друг друга, их смена не сообразуется с истинным путем-дао. В таком случае в недалеком будущем наступит погибель. Только совершенно-мудрый следует пути-дао, и потому у него в организме не возникает отклонений и болезней. Если десять тысяч сущностей объектов не отходят от истинного пути-дао, тогда не истощается дыхание-ци жизненной силы.

Если нарушается движение дыхания-ци весны, тогда не происходит зарождение меридиана малый ян, и в результате движение дыхания-ци печени нарушает свое действие. Когда нарушается движение дыхания-ци лета, тогда не происходит взращивания меридиана сверх-ян, в результате нарушается работа дыхания-ци сердца. Когда нарушается правильное движение дыхания-ци осени, тогда не рождается урожай, соответствующий дыханию-ци меридиана сверх-инь, а потому дыхание-ци легких перегревается и застаивается. Если нарушается правильное движение дыхания-ци зимы, тогда не происходит надлежащего сохранения плодов, соответствующего дыханию-ци меридиана малый инь, в результате чего подавляется деятельность дыхания-ци почек.

Четыре стадии временного цикла, а также субстанции инь и ян представляют собой корень и ствол десяти тысяч сущностей-объектов. Поэтому совершенномудрый весной и летом заботится о субстанции ян, а зимой и осенью о

субстанции инь. Таким образом он способен сохранять и поддерживать свой корень. Вместе с десятью тысячами сущностей-объектов он пульсирует во вратах рождения и роста26. Если противодействуешь естественному движению корня, то тем самым рубишь ствол, разрушая свою же истинную природу.

Субстанции инь и ян, четыре стадии временного цикла представляют собой начало и конец десяти тысяч сущностей-объектов, являются основой смерти и рождения. Если нарушать естественный закон, будешь губить и подвергать страданиям жизнь. Если же следуешь естеству, то не возникнут никакие болезни. Это и называется обретением пути. Совершенномудрый претворяет истинный путь в своих действиях, а глупец лишь относится с почтением к истинному пути.

Следование субстанциям инь и ян соответствует жизни, а противодействие этому соответствует смерти. Следование — суть лечение-упорядочивание, а противодействие — хаос и смута. Неподатливость — это и есть противодействие, ему соответствует внутреннее сопротивление.

Совершенномудрый лечит болезнь, когда она еще не появилась. Он приводит организм в порядок не во время смуты, а когда ее еще нет. Об этом и говорится выше. Если же принимаешь лекарства, когда болезнь возникла, если начинаешь наводить порядок во время смуты, это очень похоже на рытье колодца во время жажды, похоже на изготовление оружия, когда битва уже началась. На этом этапе уже поздно принимать такие меры.

^ ВВЕРХ