Поиск по сайту

Су-Вэнь Глава тридцать девятая. БОЛЬ (Цзюань 11, Раздел 39) «Рассуждение о боли»

Император Хуан Ди: «Почему боль возникает внезапно?

Ци Бо: «Кровь и энергия непрерывно циркулируют в своем бесконечном циклическом движении. Проникая в меридианы, извращенная» иньская энергия тормозит циркуляцию энергии.

Локализуясь же сне меридианов, она препятствует кровообращению (циркуляции крови). Обусловленное проникновением «извращенной» иньской энергии торможение (замедление) циркуляции энергии порождает боль. Вот почему в «Нэй-Цзин» сказано: «Пока энергия циркулирует нормально, боль не возникает».

Император Хуан Ди: «Иногда (возникшая) боль внезапно прекращается, иногда же она длится долго. Иногда боль усиливается при пальпации, иногда надавливание ее уменьшает, на некоторые виды болевых ощущений надавливание не оказывает никакого влияния.

В некоторых случаях (букв. «некоторые виды боли») боль порождает одышку, будучи весьма чувствительной к надавливанию. Некоторые разновидности боли иррадиируют из области сердца к спине или от боков к низу живота, или же - от живота к икрам. Иногда боль длится годами, иногда от нее теряют сознание, иногда она носит приступообразный характер, провоцируя рвоту или понос. Как вы все это объясните?»

Ци Бо: «Когда «извращенная» иньская энергия - холод - пребывает снаружи от меридианов, больной испытывает озноб, у него наблюдаются контрактуры, пульс у него напряжен, как если бы артерия сама была сжата; все эти виды контрактур образуются в самой плоти (мякоти) и они-то и вызывают боль. Когда энергия Тай-Ян реагирует на это, боль облегчается, но, при повторной атаке «извращенной» иньской энергии, боль будет длиться.

Когда же «извращенная» энергия проникает в меридианы и в кровь (букв. «в кровообращение»), она смешивается с энергией тела, и в этом случае интенсивность боли возрастает при пальпировании. И если эта «извращенная» иньская энергия не исчезает (не выводится), энергия тела поднимается вверх в этом случае меридианы пребывают в полноте, энергия и кровь будут «возмущены» (расстроены). Если «извращенная» энергия пребывает снаружи (вне) кишок и желудка, т.е. в межуточной ткани, кровь будет застаиваться (приливать) и переполненные капилляры также будут вызывать боль. При пальпировании такого больного этот застой будет ликвидироваться, и он получит облегчение.

Если «извращенная» энергия проникла в чудесный меридиан Чжун-май (который является одним из наиболее глубоко расположенных), пальпация не ведет ни к ухудшению, ни к улучшению состояния. Но поскольку этот меридиан, берущий свое начало в точке Гуань-юань (4 VС), поднимается по животу и груди, следуя ходу меридиана Почек, поражение его останавливает циркуляцию соответствующей (букв. «его собственной» энергии; вот почему для больного характерна одышка.

Если «извращенная» иньская энергия проникает в меридиан точек «юй» (или точек) согласия (т.е. в меридиан Мочевого пузыря), то пульс будет «шероховатым» (что указывает на плохое кровообращение); таким образом, она также провоцирует боли. Поскольку этот меридиан имеет согласующей точку «юй» с сердцем, это объясняет, почему больной ощущает боли в спине, иррадиирующие к сердцу.

Если «извращенная» иньская энергия проникает в меридианы Цзюе-Инь (т.е. Перикард и Печень), огибающий половые органы и сердце, у больного будет «шероховатый» пульс (и одновременно напряженный), при этом он будет испытывать боли, распространяющиеся от боков к низу живота.

Если «извращенная» иньская энергия проникает в меридиан Тонкого кишечника, больной будет ощущать боли в клетчатке, в этом случае циркулирующая в капиллярах кровь не может проходить в артерии, что вызывает хронические боли.

Когда «извращенная» иньская энергия проникает в пять органов, иньская энергия человека истощается и она уже не может проникать в органы: вот объяснение того, почему в этом случае боли вызывают потерю сознания. Если иньской энергии удается вновь объединить свой ток с током я некой энергии, то больной придет в сознание.

При проникновении «извращенной» иньской энергии в толстый кишечник и в желудок, телесная энергия соответствующим образом реагирует, что вызывает рвоту и боли.

Результатом проникновения «извращенной» иньской энергии в тонкие кишки являются боли и понос.

Все эти симптомы обусловлены «извращенной» иньской энергией.

Если «извращенная» янская энергия проникает в тонкий кишечник, то для больного будут характерны кишечные боли, которые могут вызвать дегенеративные болезни (явления перерождения), в этом случае больной будет испытывать сильную жажду и у него разовьется непроходимость».

Император Хуан Ди: «Каков цвет кожи у этих больных?»

Ци Бо: «Красновато-желтый оттенок указывает на янский жар бледность (кожных покровов) служит признаком иньского холода; черновато-зеленый оттенок указывает на наличие боли»

Император Хуан Ди: «А как у них обстоят дела с пульсом?»

Ци Бо: «При поражении органов все соответствующие пульсы будут в полноте, «заглубленность» пульсов указывает на ослабление энергии больного».

Император Хуан Ди: «Я знаю (уже), что все болезни обусловлены нарушением (расстройством) циркуляции энергии, но хотел бы знать, оказывают ли на энергию влияние человеческие эмоции?»

Ци Бо: «Гнев вызывает подъем энергии в верхнюю часть тела. В серьезных случаях это может вести к кровавой рвоте или к поносу.

Радость приносит покой, иньская (энергия «ин» циркулирует без труда, вот почему энергия (в целом) не возмущена.

Забота (тоска) приводит к сжатию сердца и к расширению легких; энергия «верхнего очага» не циркулирует больше (останавливается) и «ин ци» (Jong), будучи не в состоянии циркулировать, мало-помалу рассеивается.

Страх приводит к «закрытию «верхнего очага», поскольку энергия «верхнего очага» не может больше проходить, то в связи с остановкой общей энергии организма, у больного раздувается живот.

Физические перегрузки приводят к избыточному рассеиванию энергии; интеллектуальные перегрузки (чрезмерная умственная деятельность) блокируют циркуляцию энергии».

Император Хуан-Ди спрашивает:

— Я слышал, что тот, кто поднаторел в законах неба, разбирается и в устройстве человека. Кто понимает смысл древности, тот разбирается и в законах современности. Тот, кто судит о других людях, должен уметь связывать их ситуацию с собой. Если поступать именно так, то не будешь отклоняться от истинного пути и постигнешь высшие тайны устройства этого мира. Ведь именно такое состояние и называется просветлением.

Сейчас я хочу попросить мудреца рассказать мне о диагностике, в процессе которой спрашиваешь и узнаешь о причинах болезни, смотришь и видишь болезнь, щупаешь пульс и понимаешь состояние, и, постигая в себе все это, рассеиваешь свое невежество, постигаешь непонятное. Нельзя ли рассказать мне об этом?

Ци-Бо дважды склонился в поклоне и ответил:

— О чем именно Вы хотите знать?

— Хочу знать о резких болях, которые возникают в пяти органахцзан, какое дыхание-ци вызывает эти боли?

— Безостановочно совершается движение стихий в каналах меридианов, не прекращается циклическое круговращение. Однако если дыханиеци холода проникает в меридиан и задерживается там, то образуется застой, и непрерывность движения нарушается. Если патогенное дыхание находится за пределами канала, то это приводит к недостаточности крови, а если оно начинает действовать внутри канала, то нарушается проходимость нормального дыхания-ци в канале, в результате чего возникает резкая боль.

— Хорошо. Однако бывает, что резкая боль возникает, но после прекращается, а бывает, что боль становится очень сильной и не проходит.

Бывает, что боль такая сильная, что нельзя прикоснуться, а бывает, что если нажать, то боль проходит. Бывает также, что нажмешь, а пользы никакой нет. Бывает, что коснешься больного места, и оно отвечает пульсацией. Бывает, что ощущаются тянущие боли в области сердца и спины.

Бывает, что боль одновременно ощущается в боковой области туловища и нижней части живота. Бывает, что боль из нижней части живота отдает во внутреннюю поверхность бедер.

Бывает, что боль существует в организме в течение долгого времени и накапливается в нем. Бывает, что резкая боль начинается неожиданно, так что человек теряет сознание, не реагирует на людей, а через некоторое время опять приходит в себя. Бывает, что у человека от боли начинается рвота. Бывает, что сначала боль появляется в животе, а потом начинается понос. Бывает, что появляется боль, и в результате образуются запоры и непроходимости. Все вышеописанные ситуации возникновения боли характерны для разных типов болезней, и хотелось бы знать, каким образом они различаются?

— Если дыхание-ци холода располагается на внешнем уровне относительно каналов-май, то каналы становятся холодными, и это приводит к тому, что они сокращаются и сжимаются. Сокращение и сжатие приводит к тому, что они резко изгибаются и дергаются. Изгибание и дергание приводит к стягиванию вовне малых ответвлений-ло, в результате чего ощущается резкая боль. Если в это время применить горячее воздействие, боль тут же пройдет. Если холод поражает вторично, тогда боль не проходит в течение долгого времени.

Если дыхание-ци холода проникает внутрь каналов-меридианов, оно начинает бороться с горячим дыханием-ци, в результате чего происходит наполнение каналов. Когда происходит наполнение, возникает боль, при которой нельзя нажать на больное место. Если дыхание-ци холода остается в каналах-меридианах, то собственное дыхание-ци жара человеческого организма под воздействием холодного дыхания-ци поднимается вверх и приводит к наполнению-увеличению каналов. В результате нарушается порядок взаимодействия крови и дыхания-ци, и боль становится очень сильной, так что к больному месту нельзя прикоснуться.

Иногда дыхание-ци холода находится в организме между кишечником и желудком, ниже диафрагмы. В результате его воздействия кровь не рассеивается, небольшие ответвления, каналы-ло, сжимаются и натягиваются, и возникает боль. Если нажать на это место, дыхание-ци и кровь расходятся, поэтому при нажатии боль прекращается.

Когда дыхание-ци холода действует в канале, проходящем в непосредственной близости от позвоночника, то оно проникает глубоко, потому при надавливании не достигаешь очага болезни. Следовательно, если надавливаешь, то боль не усиливается.

Если дыхание-ци холода располагается в одном из каналов чудесных меридианов чун-май, который берет свое начало в точке гуань-юань и поднимается вверх прямо по животу, то в результате нарушается проходимость канала.

Потеря проходимости в свою очередь обуславливает реакцию дыхания-ци в канале, поэтому при надавливании под рукой чувствуется пульсация.

Если дыхание-ци холода действует в области точки-шу, расположенной на спине и принадлежащей каналу меридиана сверх-ян на ноге, то в этом канале возникает застой. В результате застоя происходит опустошение крови, из-за чего больной испытывает боль. Эта точка сообщается с сердцем, а потому боль одновременно ощущается и в области сердца. Если надавить на точку, то в это место приходит горячее дыхание-ци, в результате чего боль прекращается.

Бывает, что дыхание-ци холода начинает действовать в меридиане недостаточный инь. Данный меридиан через свои ответвления соединяется с половыми органами, а одно из ответвлений меридиана соединяет его с печенью.

Когда дыхание-ци холода попадает в канал этого меридиана, то в результате застоя крови происходит резкое сокращение канала, приводящее к тому, что боль одновременно ощущается в боковой области тела и нижней части живота.

Когда застойное дыхание-ци скапливается в области внутренней поверхности бедер около половых органов, то воздействие дыхания-ци холода достигает нижней части живота, что приводит к застою крови. При этом боль в животе отдается на внутренней поверхности бедер около половых органов.

Когда дыхание-ци холода действует в области между тонкой кишкой и диафрагмой, то оно воздействует на кровь, которая находится в ответвлениях-ло, и приводит к застою крови. В результате кровь перестает попадать в основной меридиан, кровь и дыхание-ци теряют способность к движению, и если такая ситуация сохраняется в течение долгого времени, то образуются завалы-скопления вредных веществ.

Когда дыхание-ци холода действует в пяти органах-цзан, то это приводит к нарушению циркуляции здорового дыхания-ци органов-цзан, которое выходит наружу через верхние отделы организма. Следовательно, истощается дыхание-ци субстанции инь, а дыхание-ци субстанции ян перестает восполняться. Это приводит к тому, что человек испытывает резкую боль, он не реагирует на окружающее, жизнь уходит из него. Если же дыхание-ци в организме восстанавливается, больной опять оживает.

Когда дыхание-ци холода развивается в кишечнике и желудке, то у больного нарушается циркуляция здорового дыхания-ци, происходит резкий выброс вверх, в результате чего появляется сильная боль, которая сопровождается рвотой. Если дыхание-ци холода начинает действовать в тонкой кишке, перестает выполняться функция накопления питательных веществ, которая осуществляется тонкой кишкой, и в результате появляется понос и боли в животе.

Если дыхание-ци жара действует в тонкой кишке, то в кишечнике ощущается боль. Жар приводит к истощению жидкостей в организме, кал становится твердым, высыхает и не выходит наружу. Таким образом, в этом случае ощущается боль и образуется сильный запор.

— А что имеется в виду, когда говорится, что в результате разговора начинаешь понимать сущность болезни, а в результате осмотра начинаешь видеть ситуацию развития болезни?

— Для каждого из пяти органов-цзан и шести органов-фу существует соответствующий отдел на поверхности тела, и потому следует рассматривать соответствующие пять цветов. Так, желтый и красный цвета соответствуют жару, белый — холоду, синий и черный — боли. Именно об этом говорится, что в результате осмотра начинаешь видеть ситуацию развития болезни.

— Что значит, когда говорится, что можно надавливать и получать (информацию)?

— Когда видишь, какой канал в первую очередь определяет болезнь, то исследуешь пульс данного канала. Пульс может быть твердым, может иметь характеристики застоя крови, может быть выпадение пульса и движение вниз. Именно по этим характеристикам при исследовании пульса можно получать информацию.

— Хорошо. Я знаю, что источником рождения всех болезней является дыхание-ци. Ведь когда человек раздражен, дыхание-ци поднимается вверх. Когда доволен, дыхание-ци движется плавно. Печаль приводит к расходу дыхания-ци. Страх движет дыхание-ци вниз. Холод заставляет дыхание-ци собираться. Жар приводит к истечению дыхания-ци. Когда человек пугается, дыхание-ци приходит в беспорядочное состояние, при переутомлении дыхание-ци растрачивается. Когда человек чрезмерно задумчив, дыхание-ци связывается. Эти девять движений дыхания-ци не похожи друг на друга, какие болезни они порождают?

— Когда человек раздражен, происходит нарушение движения дыхания-ци, и если раздражение достигает крайней степени, тогда у больного начинается рвота с кровью и понос в результате нарушения функции пищеварения. Именно поэтому дыхание-ци поднимается вверх.

Когда человек доволен, дыхание-ци у него находится в состоянии гармонии, а эмоциональные устремления достигают своей цели. Охранительное и питающее дыхания-ци движутся в организме беспрепятственно, а потому и дыхание-ци движется плавно.

Когда человек печален, ответвления от сердца резко сокращаются, легкие расправляются, а его доли поднимаются вверх. При этом нарушается проходимость верхнего обогревателя, перестают рассеиваться охранительное и питающее дыхание-ци, а дыхание-ци жара действует внутри организма на уровне среднего обогревателя. Все это приводит к расходу дыхания-ци.

Когда человек испытывает страх, расходуется семя-цзин, а этот расход приводит к закрытию верхнего обогревателя. Так как верхний обогреватель закрыт, дыхание-ци вынуждено возвращаться обратно, и в результате этого возврата растягивается нижний обогреватель. Потому и говорится, что дыхание-ци движется вниз.

Когда на организм воздействует холод, закрываются отверстия кожи, в результате чего дыхание-ци перестает двигаться. Потому говорится, что дыхание-ци собирается. Воздействие жара приводит к открытию отверстий кожи, в результате чего охранительное и питающее дыхание-ци движутся беспрепятственно, а это приводит к чрезмерному выделению пота.

Потому и говорится, что происходит истечение (с потом) дыхания-ци.

Когда человек пугается, то сердцу не на что опереться, а духу-шэнь некуда возвращаться. Мысли ничем не могут успокоиться, а в результате дыханиеци приходит в беспорядочное состояние.

Когда человек переутомляется, дыхание становится затрудненным и тяжелым, выделяется пот. И вовне, и внутри происходит чрезмерное движение, а потому дыхание-ци растрачивается.

Когда человек чрезмерно задумчив, это стабилизирует сердце. В результате весь дух-шэнь возвращается в сердце, а истинное дыхание чжэнь-ци останавливается, перестает двигаться. Потому и говорится, что дыханиеци связывается.

^ ВВЕРХ