Поиск по сайту

Су-Вэнь Глава сорок девятая. О МЕРИДИАНАХ (Цзюань 13, Раздел 49) «Разъяснение пульсов»

«Меридианы Тай-Ян (тонкий кишечник и мочевой пузырь) соответствуют первому месяцу года. В этот период возможна отечность (букв. «разбухание» и боль в области почек, поскольку янская энергия начинает подниматься, тогда как иньская еще пребывает в полноте. В этот период возможны также боли в спине, гудение (шум) в ушах или (припадки) безумия: все эти симптомы обусловлены действием подъема (нарастания) Ян.

Меридианы Шао-Ян (тройной обогреватель и желчный пузырь) соответствуют седьмому и восьмому месяцам года; на девятом месяце энергия Ян иссякает в природе, и энергия Инь Становится преобладающей, в этот период возможны боли в сердце и в боках (ребрах), что обусловлено отказом энергии Шао-Ян «возвращаться в Инь».

Меридианы Ян-Мин (толстый кишечник и желудок) соответствуют пятому месяцу: это - период максимальной активности янской энергии, но энергия эта уже начинает заключать в себе немного иньской энергии (ибо это период Инь в Яи), в этот период возможна отечность (разбухание) ног, боли в груди, отеки, боли в голове, поскольку иньская энергия вступает в борьбу с янской.

Меридианы Тай-Инь (легкие и селезенка) соответствуют одиннадцатому месяцу, в этот момент вся энергия сосредоточивается в центре тела, при этом возможны вздутия, метеоризм, тошнота или рвота. В двенадцатом же месяце иньская энергия начинает слабеть, а янская энергия начинает расти; это приносит облегчение.

Меридианы Шао-Инь (сердце и почки) соответствуют второму месяцу года. В этот период нередки боли в области почек или тошнота, кашель и одышка, ибо иньская энергия локализована в нижней части тела, а янская - в верхней.

Меридиан Цзюе-Инь (перикард и печень) соответствует третьему месяцу; в этот период пребывания Инь в Ян возможны распухание нижней части живота или грыжа, или же боли в почках, поскольку энергии Инь и Ян сражаются друг с другом; иногда в этот период страдают также от сухости в горле и от ощущения жара внутри тела, жар этот также порожден несогласием между Инь и Ян».

Когда говорится, что для меридиана сверх-ян характерно опухание в области поясницы и боли в ягодицах, то это объясняется тем, что первый месяц (лунного китайского календаря) под знаком Инь (двенадцатеричного календарного цикла) соотносится с меридианом сверх-ян. Так что знак Инь представляет меридиан сверх-ян. В первом месяце дыхание-ци субстанции ян поднимается вверх, развиваясь, а дыхание-ци субстанции инь в это время еще находится в состоянии расцвета, так как субстанция ян еще не набрала свою силу. Потому в это время опухает поясница и болят ягодицы.

Появляется болезнь, которая выражается в виде одностороннего опустошения и приводит к хромоте. В первый месяц года дыхание-ци субстанции ян начинает растапливать лед, и таким образом дыхание-ци земли начинает выходить наружу. Когда говорится об одностороннем опустошении, Вопросы о простейшем то имеется в виду, что зимнего холода в это время уже не хватает, и потому подобное одностороннее опустошение приводит к хромоте.

Когда говорится, что напрягается верхняя часть, и напряжение отдает в спину, то имеется в виду, что дыхание-ци субстанции ян в большом количестве устремляется вверх и вступает в борьбу, а потому напрягается верхняя часть.

Когда говорится, что звенит в ушах, это значит, что десять тысяч сущностей, связанных с дыханием-ци субстанции ян, наполняются в верхних отделах и резко устремляются вверх, а потому и начинает звенеть в ушах.

Когда говорится, что при обострении начинаются припадки бешенства и падучей, то подразумевается, что субстанция ян заканчивается в верхней части организма, а субстанция инь следует вниз, потому внизу преобладает опустошение, а вверху наполнение, что и приводит к припадкам бешенства и падучей.

Когда говорится, что поверхностное (расположение дыхания-ци) приводит к глухоте, то имеется в виду, что это связано с нарушением движения дыхания-ци. Когда говорится, что проникновение вовнутрь приводит к немоте, это значит, что дыхание-ци субстанции ян, наполнившись до предела, идет на убыль, что и становится причиной немоты.

При невоздержанности в половых вопросах чрезмерно расходуется семя-цзин, что приводит к образованию недостаточности-цзюэ, в результате чего развивается потеря речи. Связано это с опустошением почек, в результате чего меридиан малый инь не доходит до речевого аппарата, а потому и возникает недостаточность-цзюэ.

Когда говорится, что с меридианом малый ян связаны боли в сердце и в боку, имеется в виду, что меридиан малый ян соотносится со знаком Сюй, который во временном цикле представляет сердце (то есть обозначает девятый месяц). В девятом месяце дыхание-ци субстанции ян заканчивается, а дыхание-ци субстанции инь наполняется, потому и возникают боли в области сердца и в боку.

Когда говорится, что невозможно повернуться, то имеется в виду, что дыхание-ци субстанции инь выполняет функцию сохранения сущностей-объектов, а сохранение сущностей-объектов подразумевает неподвижность.

Потому и невозможно повернуться. Когда говорится, что, доходя до крайней точки развития, движение выражается в прыжках, то имеется в виду, что в девятом месяце все десять тысяч сущностей-объектов приходят в упадок, завершая цикл, трава жухнет, а деревья теряют листья. Дыханиеци субстанции ян в человеческом организме уходит с поверхности в отделы субстанции инь. Оно расцветает в нижних отделах, приводя к резким движениям, которые выражаются в виде прыжков.

Когда говорится, что во время светлой субстанции ян человек вздрагивает от холода, его бьет озноб, то имеется в виду, что светлой субстанции ян соответствует знак У. Во время пятого месяца дыхание-ци субстанции ян наполняется, и начинает рождаться субстанция инь. И так как субстанция ян наполняется, а сверху накладывается субстанция инь, то в результате появляется озноб.

Когда говорится, что голени опухают, а бедра перестают двигаться, то имеется в виду, что в пятом месяце наполняется субстанция ян, и начинает появляться субстанция инь. Следовательно, в пятом месяце субстанция ян начинает идти на убыль, а дыхание-ци субстанции инь начинает подниматься вверх, и в результате голени опухают, а бедра перестают двигаться.

Когда говорится, что затруднение дыхания связано с водой, то имеется в виду, что дыхание-ци субстанции инь, дойдя до низа, начинает опять подниматься вверх, а так как оно поднимается вверх, то патогенные факторы начинают действовать в пространстве между органами-цзан и фу.

Когда говорят, что болит грудная клетка и не хватает воздуха, то имеется в виду, что дыхание-ци стихии воды скапливается во внутренних органах-цзан и фу. Стихии воды соответствует дыхание-ци субстанции инь, а если дыхание-ци субстанции инь скапливается внутри организма, тогда ощущаются боли в груди и не хватает воздуха.

Когда говорится, что болезнь развивается, и в результате образуется недостаточность-цзюэ, то имеется в виду, что больной не переносит людей, боится огня, а когда он слышит звуки, соответствующие стихии дерева, у него возникает тревога и страх. При этом в организме идет борьба между дыханием-ци субстанции ян и дыханием-ци субстанции инь, силы воды и огня противоречат друг другу, а потому больной тревожится и пугается.

Когда говорится, что больной стремится к одиночеству, хочет закрыть окна и двери и оставаться изолированным внутри, то имеется в виду, что в организме протекает борьба между субстанциями инь и ян. Так как силы субстанции ян истощаются, а субстанция инь расцветает, потому больной и стремится уединиться дома, закрыв окна и двери.

Когда говорится, что во время приступа больной хочет забраться на возвышение и петь песни, сбросить с себя одежды и бегать голым, то имеется в виду, что возобновилась борьба между субстанцией ян и инь, и вовне преобладает воздействие субстанции ян, потому больной стремится сорвать с себя одежду и бегать голым.

Когда говорится, что патогенные силы, попав во внутренние каналы сунь-ло, вызывают головную боль, непроходимость носа и вздутие живота, то это объясняется тем фактом, что патогенные силы движутся вверх по меридиану светлый ян. Когда они попадают в верхние отделы организма и по внутренним каналам сунь-ло проникают в меридиан сверх-инь, то возникает головная боль, непроходимость носа и пучение в животе.

Когда говорится, что в связи с меридианом сверх-инь возникает вздутие живота, то имеется в виду, что меридиан сверх-инь соответствует знаку Цзы, а в одиннадцатом месяце дыхание-ци десяти тысяч сущностей-предметов сберегается внутри. Потому и говорится, что возникает вздутие живота.

Когда говорится, что при подъеме в сердце возникает отрыжка, то имеется в виду, что субстанция инь усиливается и поднимается вверх по меридиану светлый ян, а меридиан светлый ян связан с сердцем посредством канала-ло. Потому и говорится, что при подъеме в сердце возникает отрыжка.

Когда говорится, что в результате приема пищи появляется тошнота, то имеется в виду, что пищевые продукты, разбухая в желудке, выплескиваются через верх, потому и говорится, что возникает тошнота.

Когда говорится, что при восстановлении дефекации и отделении газов болезнь быстро идет на убыль, то имеется в виду, что в одиннадцатом месяце лунного календаря дыхание-ци субстанции инь убывает внизу, а дыхание-ци субстанции ян выходит вовне. Потому и говорится, что при восстановлении дефекации и отделении газов болезнь быстро идет на убыль.

Когда говорится, что в связи с меридианом малый ян возникают боли в пояснице, то имеется в виду, что меридиан малый ян представляет знак Шэнь, девятый знак двенадцатеричного цикла (соответствует седьмому месяцу по лунному календарю), а в седьмом месяце дыхание-ци субстанции ян десяти тысяч сущностей начинает разрушаться, потому и возникают боли в области поясницы.

Когда говорится, что при рвоте и кашле дыхание-ци поднимается вверх, и человек тяжело дышит, то имеется в виду, что дыхание-ци субстанции инь пребывает внизу, а дыхание-ци субстанции ян пребывает наверху.

Если же все дыхание-ци субстанции ян скапливается на поверхности, тогда оно теряет опору, поэтому при рвоте и кашле дыхание-ци поднимается вверх и человек тяжело дышит.

Когда говорится, что если организм слабый, то нельзя долго стоять, а если встать после долгого сидения, то возникает помутнение зрения, это значит, что субстанции инь и ян находятся в неустойчивом состоянии, у них нет контролирующей опоры. А когда начинает развиваться дыханиеци осени, первый иней ложится на землю, гибнут десять тысяч сущностей, внутри истощаются субстанции инь и ян. Потому и говорится, что возникает помутнение зрения, человек не может ясно видеть.

Когда говорится, что при недостаточности дыхания-ци человек склонен к раздражительности, то имеется в виду, что дыхание-ци субстанции ян в организме не упорядочивается. А раз дыхание-ци субстанции ян не упорядочивается, то оно не может выходить наружу. Если дыхание-ци печени не упорядочивается и не может выходить наружу, застаиваясь внутри, то больной становится склонным к раздражительности. Такая склонность к раздражительности называется сжигающей недостаточностью, или цзянь-цзюэ.

Когда говорится о том, что больной испытывает страх, будто его собираются арестовать, то имеется в виду, что когда дыхание-ци осени начинает развиваться, а десять тысяч сущностей еще не совсем пришли в упадок, то в это время дыхания-ци субстанции инь еще мало, а дыхание-ци субстанции ян начинает уходить внутрь. В результате субстанции инь и ян вступают в борьбу, а больной испытывает страх.

Когда говорится, что больной не может и слышать запаха пищи, то имеется в виду, что в желудке нет дыхания-ци, а потому-то больной и не переносит запаха пищи. Когда говорится, что лицо чернеет и становится похожим на цвет земли, то имеется в виду, что заканчиваются силы дыхания-ци осени, а потому происходят изменения цвета.

Когда говорится, что при кашле начинает появляться кровь, то имеется в виду, что поврежден янский канал, при этом дыхание-ци субстанции ян верхней части организма еще не наполнилось, а канал переполняется. Это переполнение приводит к появлению кашля, а кровь выделяется из носа.

Когда говорится, что в связи с каналом недостаточный инь появляется грыжа туй-шань, а у женщин опухает нижняя часть живота, то имеется в виду, что знак меридиана недостаточный инь — это знак Чэнь. Третий месяц характеризуется как субстанция инь внутри субстанции ян, так что в это время патогенные факторы проникают внутрь организма, а потому и говорится, что появляется грыжа туй-шань и опухает нижняя часть живота.

Когда говорится, что в позвоночнике в области поясницы ощущается боль, не позволяющая двигаться, то имеется в виду, что третий месяц лунного календаря — это время, когда десять тысяч сущностей, получая мощный импульс к развитию, расцветают и распускаются, и потому в это время больной, согнувшись вперед, не может разогнуться. Когда говорится, что появляется грыжа туй-лун-шань и образуются подкожные отеки, то имеется в виду, что субстанция инь в это время переполняется, а каналы разбухают, не успевая пропускать через себя дыхание-ци, а потому и возникает грыжа туй-лун-шань.

Когда говорится, что в горле сухость, а внутри образуется жар, то имеется в виду, что субстанции инь и ян борются между собой, а потому образуется жар. Так как образуется жар внутри, в горле ощущается сухость.

^ ВВЕРХ