Поиск по сайту

Су-Вэнь Глава шестьдесят четвертая. ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АКУПУНКТУРЫ В СООТВЕТСТВИИ С ЧЕТЫРЬМЯ СЕЗОНАМИ (Цзюань 18, Раздел 64) «Рассуждение об укалывании по четырем сезонам при движении по потокам и против потоков»

Ци Бо: Полнота меридиана Цзюе-Инь указывает на избыток энергии и недостачу крови, что порождает расстройства иньской природы. Пустота же его указывает на недостачу как крови, так и энергии, что обусловливает расстройства янской природы.

При избытке энергии и жара возникнет застой крови. При недостаче энергии и избытке крови разовьются боли в нижней части живота, вызванные скоплением энергии.

Полнота меридиана Шао-Инь есть показатель избытка энергии; недостачи крови. Это вызывает снижение тонуса кожи.

При наличии пустоты развиваются расстройства легких (в легких). Избыток крови, сопровождаемый жаром, порождает застой крови в легких. При избытке крови и недостаче энергии возможно возникновение гематурии.

Полнота меридиана Тай-Инь есть признак избытка Энергии и недостачи крови. Это вызовет расстройства соединительной ткани и иньские расстройства внутри тела. При наличии пустоты мы будем иметь расстройства селезенки. Избыток энергии наряду с жаром вызывает застои крови и «фэнь». При избытке крови и недостаче энергии будет наблюдаться раздувание в области сердца и живота.

Полнота меридиана Ян-Мин - это показатель избытка энергии и недостачи крови. Это «вызывает расстройства крови, сопровождаемые частыми лихорадками. При наличии пустоты мы будем сталкиваться с расстройствами сердца. Избыток энергии совместно с жаром даст застой крови, сопровождаемый симптомами «фэнь». При избытке крови и недостачи энергии больной часто испытывает страх и для него характерны расстройства пищеварения.

Полнота меридиана Тай-Ян есть признак избытка энергии и недостачи крови. Это вызовет расстройства костей, сопровождаемые чувством тяжести в теле. В случае пустоты м.л будем сталкиваться с расстройством почек. Избыток энергий, сопровождаемый жаром, породит застой крови с симптомами фэнь» При избытке крови и недостаче энергии для больною характерны психические расстройства.

Полнота меридиана Шао-Ян - это признак избытка энергии и недостачи крови. Это породит расстройства мышц и раздутие в боках (ребрах). При пустоте мы будем сталкиваться с расстройствами печени. Избыток энергии наряду с жаром породит застой крови с симптомами «фэнь» При избытке крови и недостаче энергии для больного характерны боли в глазах я контрактуры.

Все это говорит о том, что весной энергия пребывает в меридианах. Летом она располагается в малых вторичных сосудах. В конце лета она перемещается в соединительную ткань.

Осенью она локализуется в коже. Зимой же она размешается в костях и в костном мозге».

Император Хуан Ди: «Я хотел бы узнать причину подобной локализации энергии».

Ци Бо: «Весной начинает проявляться или возрастать небесная энергия. Энергия же земли начинает исчезать или рассеиваться.

Лед плавится и вода потоков, так же, как и энергия в меридианах, приходит в движение. Что касается человека, то его энергия пребывает в меридианах. Летом циркуляция энергии в меридианах нарастает, поток ее увеличивается и заполняет (систему цзин-ло) вплоть до малых вторичных сосудов, благодаря чему укрепляются соединительная ткань и кожа. В конце лета меридианы и вторичные сосуды пребывают в полноте. Осенью небесная энергия начинает затихать, она начинает замыкаться; поры кожи закрываются. Зимой же, кровь и энергия, погрузившиеся вовнутрь тела, циркулируют в пяти станах, укрываются в костях и в костном мозге.

Что же касается «извращенных» энергий, то, в ходе четырех сезонов, они следуют той же тенденции, чтоб проникать в организм и закрепляться в нем, где они могут перерождаться в самые разные болезни. Для излечения необходимо знать (уметь различать) пути их проникновения и лечить их поверхностно (т.е. на поверхности) иглами дня того, чтобы не вызывать расстройств (нарушений) телесной энергии».

Император Хуан Ди: «Каков будет результат укалываний, выполняемых некстати (не должным образом?)».

Ци Бо: «Если колоть весной точки вторичных сосудов, то энергия и кровь будут без всякой пользы рассеиваться, и у больного возникнет ощущение недостачи энергии. Если же колоть весной точки соединительной ткани, то энергия и кровь начнут циркулировать в направлении противоположном (естественному ходу), что вызовет у больного ощущение того, что энергия наводняет верхнюю часть его тела. Если же колоть точки костей и костного мозга, то энергия и кровь «обрушиваются» вглубь тела, и у больного будет наблюдаться вздутие живота.

Если летом колоть точки меридианов, то это приведет к истощению крови и энергии, что может вызвать параличи. Если же колоть (летом) точки соединительной ткани, то энергия и кровь погрузятся вглубь тела, и больной становится беспокоен (тревожен). При укалывании точек мышц и костей энергия и кровь приходят в возбуждение, и больной становится гневлив.

Если колоть осенью точки меридианов, то энергия и кровь возбуждаются, и больной теряет память. При укалывании точек вторичных сосудов энергия теряет способность циркулировать во внешних частях тела, больной постоянно хочет спать и теряет способность двигаться. При укалывании точек мышц и костей энергия и кровь будут рассеиваться внутри тела, и больной становится мерзливым (боится холода).

Если колоть точки меридианов зимой, то кровь и энергия приходят в расстройство, отделяются друг от друга, и больной теряет отчетливость зрения. При укалывании и точек вторичных сосудов энергия будет рассеиваться изнутри кнаружи, что вызовет атонию. При укалывании точек соединительной ткани больной потеряет память в связи с истощением янской энергии.

Необходимо строго следовать этому закону, предписывающему колоть каждую точку в соответствующий сезон, в противном случае, здоровье больного вместо того, чтобы улучшаться, будет характеризоваться (новыми) расстройствами энергии.

Поранение в ходе иглоукалывания пяти органов приводит к быстрой смерти. При ранении сердца больной умрет в течение дня, при этом он будет вздыхать. При ранении печени больной умрет на пятый день, при этом у него будет наблюдаться несвязность речи или мышления. При ранении легких больной умрет в конце третьего дня, при этом он будет кашлять. При ранении почек больной умрет в конце шестого дня, при этом он будет зевать и чихать. При поранении селезенки больной умрет по истечении десяти дней, при этом у него будет наблюдаться постоянное сглатывание».

Когда недостаточный инь в избыточности, то возникает синдром-би (онемения) с иньскими характеристиками. Если в недостаточности, то возникает синдром-би (онемения) с признаками жара. Если пульс скользящий, то это грыжа с синдромом ветра. Если пульс шершавый, то болезнь выражается в скоплении дыхания-ци в нижней части живота.

Когда малый инь в избыточности, тогда будет рождаться болезнь, которая называется синдром-би с чесоткой на коже. Когда в недостаточности, тогда будет синдром-би легких. Если пульс скользящий, это говорит о грыже с признаками синдрома ветра в легких. Если пульс шершавый, то будет наблюдаться скопление и застой крови в области живота, кровотечение.

Если сверх-инь в избыточности, то будет онемение мышц, синдром-би с признаками холода. Если в недостаточности, то будет синдром-би селезенки. Если пульс скользящий, тогда болезнь поразит селезенку, это будет грыжа с признаками синдрома ветра. Если пульс шершавый, то болезнь выразится в скоплении в сердце и желудке, вздутием живота.

Если меридиан светлый ян в избыточности, то болезнь будет выражаться в онемении-би пульса, тело будет горячим. Если в недостаточности, то болезнь будет выражаться в синдроме-би сердца. Если пульс скользящий, то болезнь будет выражаться в сердце в виде грыжи с признаками синдрома ветра. Если пульс шершавый, то болезнь будет выражаться в скоплениях, непроходимости, человек будет склонен к страхам.

Если наблюдается избыточность меридиана сверх-ян, то болезнь будет выражаться в виде онемения-би в костях, тяжестью в теле. Если недостаточность, то болезнь будет выражаться в виде онемения-би почек. Если пульс скользящий, то болезнь будет выражаться в почках в виде грыжи с синдромом ветра. Если пульс шершавый, то болезнь будет выражаться в непроходимости с периодическими припадками.

Если возникает избыточность в меридиане малый ян, то болезнь выражается в онемении сухожилий и в распирании в подреберье. Если возникает недостаточность меридиана малый ян, то болезнь выражается в синдроме-би печени. Если пульс скользящий, то болезнь печени будет выражаться грыжей с синдромом ветра. Если пульс шершавый, то болезнь будет выражена в скоплении, могут наблюдаться судороги сухожилий и боли в глазах.

Дыхание-ци весны находится в каналах меридианов.

Дыхание-ци лета находится во внучатых каналах-ло.

Дыхание-ци долгого лета в мышцах.

Дыхание-ци осени в коже.

Дыхание-ци зимы в костях и костном мозге.

Император говорит:

— Я хочу услышать о причинах этого.

Ци-Бо отвечает:

— Весной небесное дыхание-ци начинает открываться, земное дыхание-ци уходит. Лед растапливается, мороз заканчивается, вода движется и прочищает меридианы, поэтому дыхание-ци в человеке находится в каналах меридианов-цзин. Летом меридианы наполнены, дыхание-ци переливается во внучатые каналы-ло и принимается кровью. Кожа становится наполненной и здоровой. В период долгого лета (в последний месяц сезона лета) продольные и поперечные каналы-цзин и ло наполнены и дыханиеци распространяется в мышцы. Осенью небесное дыхание-ци собирается, поры на коже закрываются, кожа сжимается. Зима — это период укрытия и собирания, кровь и ци находятся внутри и проявляются в костях и костном мозге, откуда проходят к пяти органам-цзан.

Заболевание возникает тогда, когда патогенное дыхание-ци, пользуясь каналами дыхания-ци и крови, проникает внутрь и делает невозможным изменения и трансформации, которые присущи здоровому дыханиюци. Поэтому, чтобы изгнать патогенную энергию, необходимо следовать дыханию-ци в соответствующих меридианах. Если она изгоняется, то не происходит нарушения порядка и расхождения энергии-ци в организме.

Император спрашивает:

- Если идти против четырех времен, то рождается беспорядок в распределении дыхания-ци. Как это происходит?

Ци-Бо отвечает:

- Если весной колоть поперечные каналы-ло, тогда кровь и ци изливаются вовне и у человека будет мало дыхания-ци. Если весной колоть мышцы и плоть, тогда кровь и дыхание-ци циркулируют против потока, а это вызывает движение дыхания-ци вверх в организме. Если весной колоть сухожилия и кости, тогда дыхание и кровь собираются внутри, в результате появится вздутие живота. Если летом колоть продольные каналы-цзин, то кровь и дыхание-ци истощаются, человек теряет энергию и становится ленивым. Если летом колоть мышцы, то дыхание и кровь разрушаются внутри, и человек становится пугливым. Если летом колоть кости и сухожилия, то кровь и дыхание-ци поднимаются вверх против потока, и человек становится гневливым.

Если осенью колоть каналы меридианов, тогда дыхание-ци и кровь идут против потока вверх, и человек становится забывчивым. Если осенью колоть поперечные каналы-ло, то дыхание-ци не движется вовне, в результате чего человек становится сонливым, не хочет двигаться. Если осенью колоть кости и сухожилия, тогда кровь и ци внутри рассеиваются, в результате чего человек боится холода, все время дрожит.

Если зимой колоть каналы меридианов-цзин, то кровь и дыхание-ци разъединяются и уходят. Так у человека теряется ясность взгляда. Если зимой колоть поперечные каналы-ло, то внутреннее ци выливается вовне, так у человека рождается синдром-би. Если зимой колоть мышцы и плоть, то янское дыхание-ци истощается и прерывается, человек становится забывчивым.

Во всех случаях укалывания и следования четырем сезонам, если действуешь против потока болезни, то нельзя не следовать ей. Если нарушаешь следование, тогда рождается беспорядок в распределении дыхания-ци, и возникают болезни, связанные с неудержанием энергии. Таким образом, если колоть, не сознавая каким образом распространяется энергия в каналах по четырем сезонам, то рождаются болезни. Тогда ты можешь думать, что подчиняешься законам, но идешь против.

Когда дыхание-ци становится беспорядочным, оно начинается биться с субстанцией ощущений. В этом случае необходимо внимательно смотреть на девять областей-разделов организма человека. Если правильное дыхание-ци не приходит в беспорядок, тогда субстанция ощущений и субстанция дыхания не бьются с патогенной энергией.

Император сказал:

- Если колешь пять органов-цзан и попадаешь в сердце, то человек умирает в течение одного дня, движение сердца — это восклицание. Если колешь и попадаешь в печень, то человек умирает в течение пяти дней, движение это выражается в речи (человек много говорит) и в икоте. Когда колешь и попадаешь в легкие, то человек умирает в течение трех дней, движение легких

— это кашель. Если при укалывании попадаешь в почки, то человек умирает в течение шести дней, движение почек выражается в чихании. Если при укалывании попадаешь в селезенку, человек умирает в течение десяти дней, движение селезенки

— это глотание.

Если повреждаешь один из пяти органов-цзан, то человек непременно умрет. Движения, которые возникают при этом, связаны с особенностями изменения этого органа-цзан. На основании этого, оценивая движения, можно узнать когда умрет человек.

^ ВВЕРХ