Поиск по сайту

Су-Вэнь Глава шестая РАЗДЕЛЕНИЕ И ОБЪЕДИНЕНИЕ ИНЬ И ЯН. (Цзюань 2, Раздел 6) «Рассуждение о разделении и соединении субстанций инь и ян»

Император Хуан Ди спрашивает: «Насколько я слышал, небо - это Ян, а земля - Инь; солнце - это Ян, а луна - Инь. Можно ли найти те же качества и в человеке, и что имеют в виду, говоря о трех Ян и о трех Инь?» Мудрец

Ци Бо: отвечает: «Существуют сотни, тысячи и сотни тысяч разновидностей иньско-янских соотношений, однако все они могут быть сведены к одним и тем же (фундаментальным) единицам. Небо покрывает, земля содержит в себе. В целом же они порождают всю космическую материю (вещество). Если материя не возрастает, то обычно говорят, что она находится в иньской стадии (эволюции) или, вернее - в стадии Тай-Инь (Великого Инь).

Когда же материя начинает возрастать, то говорят, что она пребывает в стадии «Ян в Инь», поскольку корень ее все еще погружен в Инь. Равным образом, весна начинает порождать, лето же - есть стадия роста; осень - стадия поглощения, а зима стадия сохранения. При наличии же нарушений (возмущении) земля и небо меняются местами (bouleverses); то же и у человека: нарушения (иньско-янского равновесия) могут быть бесчисленными».

Император Хуан Ди: «Мне хотелось бы знать, каким образом объединяются и каким образом разъединяются три Ян и три Инь в человеке?»

Мудрец Ци Бо: разъясняет: «Мудрец стоит (держится), повернув лицо к Югу. Расположенная впереди его часть (тела) называется-гуань Мин (Koang Ming) или «Большой свет»; расположенная же сзади него часть называется Тае Tchrong (Тай Чжун) или «Великий приступ».

Расположенная на человеке (мужчине), противолежащая Югу и соответствующая Тай Чжун сторона, называется Шао-Инь.

Напротив, расположенная впереди и наверху и соответствующая Гуань Мин сторона называется Тай-Ян (Великое Ян). Корень Тай-Ян расположен в точке «чжи-инь» «достижение инь» или 67 V), окончание его расположено в точке «мин-мэнь» (4 VG). От середины туловища и до макушки головы (тянется) Гуань Мин; под Гуань Мин расположена (область) Тай-Инь (Великого Инь). Кпереди от Тай-Инь расположено Ян-Мин, корень которой располагается в точке «ли-дуй» (45 Е). Кнаружи от Цзюе-Инь «окончание Инь» находится Шао-Ян, корень которой расположен в точке «цзу-цяо-инь» (44 VB). Это - Ян в Инь. Таково объединение и разделение трех янских меридианов. Тай-Ян открывает, Ян-Мин закрывает, Шао-Ян - это шарнир. Будучи в гармонии (друг с другом) эти три меридиана формируют единое (цельное) Ян.

Ян - это внешнее. Инь - это внутреннее. (Но) таким образом, (что) между Ян и Инь также существует (нечто) от Инь: Чжун-май. Инь соответствует Тай-Инь. Корень последней расположен в точке «инь-бай» (1 RP): это - «Инь в Инь». Кпереди от Тай-Инь находится Шао-Инь, корень которой расположен в точке «юн-цюань» (1 R). Это - Шао-Инь (иньской сферы). Кпереди от Шао-Инь находится Цзюе-Инь, корень которой расположен в точке «да-дунь» (1 F). Это - меридиан, отделяющий Ян от Инь. Его называют окончанием Инь или Цзюе-Инь. Тай-Инь открывает, Цзюе-Инь закрывает, Шао-Инь - это шарнир.

Будучи в гармонии (друг с другом) эти три меридиана формируют единое (цельное) Инь.

Безостановочно циркулирует энергия по меридианам Инь и Ян. Энергия - нематериальна, тело же - материально, объединяясь воедино они формируют человека».

Хуан-Ди спрашивает:

— Я слышал, что небо соответствует субстанции ян, а земля соответствует субстанции инь. Солнце соответствует субстанции ян, а луна соответствует субстанции инь.

360 дней больших и малых месяцев составляют один годовой цикл. В человеческом организме также существуют соответствия этому, однако три иньских и три янских (меридиана) не соответствуют субстанциям инь и ян. Какова же причина данного несоответствия?

Ци-Бо отвечает:

— Если с субстанциями инь и ян оперировать цифрами, то можно сделать и десять, а если продолжить, то и сто получится, из ста можно сделать тысячу, а из тысячи и десять тысяч. Увеличивая десять тысяч, не найдешь предела числам. Однако, по сути, существует лишь единица.

Небо покрывает, земля несет на себе, и тогда рождается десять тысяч сущностей. То, что еще не вышло из земли, называется местом субстанции инь, и имя ему дается субстанция инь внутри субстанции инь. То, что вышло из земли, называется субстанцией ян внутри субстанции инь. Субстанция ян ведает управлением, субстанция инь осуществляет свое господство, а потому рождение определяется весной; летом определяется взращивание; осенью определяется сбор урожая; зимой определяется сохранение урожая. Если теряется постоянство выполнения этих функций, то небо и земля претерпевают четыре затруднения. Так вариации субстанций инь и ян в человеческом организме можно выразить с помощью чисел.

— Я слышал о разъединении и соединении трех иньских и трех янских меридианов.

— Совершенномудрый стоит, обратив свой лик на юг. То, что спереди, называется широким свечением гуан-мин, а то, что сзади, называется великим подъемом тай-чун. Проходящий в области тай-чун меридиан называется малым инь. Расположенный над малым инь меридиан называется сверх-ян. Начало меридиана сверх-ян находится в точке крайнее выражение субстанции инь, чжи-инь, а заканчивается он в точке врата судьбы, мин-мэнь. Он носит название субстанции ян внутри субстанции инь.

То, что находится выше середины тела, называется широким свечением, гуан-мин. А то, что находится ниже гуан-мин, называется сверх-инь.

То, что находится спереди от сверх-инь, называется светом субстанции ян. Меридиан светлый ян начинается в точке ли-дуй. Он называется субстанцией ян внутри субстанции инь. Поверхностный уровень меридиана недостаточный инь называется малый ян. Меридиан малый ян начинается в точке цяо-инь. Он называется малой субстанцией ян внутри субстанции инь.

Разделение и соединение трех янских меридианов таково: меридиан сверх-ян — это открытие; светлый ян — это закрытие; меридиан малый ян представляет собой ось. Нужно следить, чтобы в работе трех янских меридианов не нарушался ритм их взаимодействия. И если при определении пульса он не слишком поверхностный, тогда говорится, что все янские меридианы действуют как единая субстанция ян.

Хочу послушать о трех иньских меридианах.

Внешнее соответствует субстанции ян, а внутреннее соответствует субстанции инь. Если субстанция инь направляет свое действие вниз через канал чун-май, тогда меридиан называется сверх-инь. Корень, из которого начинается меридиан сверх-инь, это точка инь-бай, или скрытая белизна.

Данный меридиан можно назвать субстанцией инь внутри субстанции инь.

То что находится позади сверх-инь, называется меридианом малый инь.

Корень, из которого начинается меридиан малый инь, это точка юн-цюань, или бурлящий источник. Этот меридиан можно назвать малой субстанцией инь внутри субстанции инь. То, что расположено спереди от меридиана малый инь, называется меридианом недостаточный инь. Корень, из которого начинается недостаточный инь, это точка да-дунь, или большое скопление. В этом меридиане совершенно нет субстанции ян, и потому он называется крайним выражением субстанции инь внутри субстанции инь.

В разделении и соединении трех иньских меридианов сверх-инь — это открытие, недостаточный инь — это закрытие, а меридиан малый инь — это ось. Нужно следить, чтобы в работе трех иньских меридианов не нарушался ритм их взаимодействия, и если при определении пульса ощущается не слишком глубокий пульс, то значит, что субстанция инь действует в гармонии.

Происходит непрерывное взаимодействие субстанций инь и ян, они передвигаются по всему телу, совершая замкнутый цикл движения. Взаимодействие производится и внутри, на уровне дыхания-ци, и на поверхности, на уровне телесной формы, а в результате происходит взаимное формирование.

^ ВВЕРХ