Поиск по сайту

Су-Вэнь Глава семьдесят восьмая. ЧЕТЫРЕ ОШИБКИ (Цзюань 23, Раздел 78) «Рассуждение о четырех ошибках в лечении»

Обращаясь к своему врачу Лей Гуну, специалисту по лечебным препаратам, Император Хуан Ди говорит следующее: «Всему миру известно, что мы располагаем двенадцатью (основными) меридианами и тремястами шестидесятью пятью точками, и если все же люди бывают неспособны лечить любые заболевания, то это объясняется тем, что они не проявляют должного внимания, потому что они не могут различить, где локализована патогенная энергия - внутри тела больного или вовне - потому, что они осуществляют диагностику, не постигнув таких (фундаментальных) понятий, как Инь и Ян и как понятие возмущения (нарушения) циркуляции энергии. Такова вторая ошибка.

Есть и такие врачи, которые, едва лишь закончив обучение, уже предлагают (букв. «изобретают» свои методы лечения и колют неправильно. Такова первая ошибка.

Третьи же не заботятся о том, чтобы узнать о состоянии (ситуации) больного, т.е. богат он или беден, крепок ли он или ослаблен; иными словами, они не знают, какое именно лечение необходимо использовать для лечения их больных. Это - третья ошибка.

Другие же, наконец, исследуя больного, не пытаются искать источник (корень) болезни, т.е. определить, чем именно она вызвана: неумеренностью или интоксикацией; они ограничиваются пальпацией пульса и считают, что нашли причину заболевания. Это - четвертая ошибка.

Желтый император находился в Зале просветления, а Лэй-Гун сидел рядом. Желтый император спросил:

— Мудрец уже ознакомился с большим количеством книг и узнал о большом количестве ситуаций. Хотелось бы услышать о Ваших попаданиях и ошибках. Каким образом Вы лечите удачно и почему ошибаетесь?

Лэй-Гун ответил:

— Когда я изучал каноны и принимал это знание, говорилось о десяти типах целостности, но временами бывают ошибки и упущения. Я хотел бы послушать как Вы объясните это.

Желтый император сказал:

— Вы еще молоды, и ум у Вас развит недостаточно. У Вас возникают искаженные представления, и Вы не можете сосредоточить свою мысль на обучении. В теле существует 12 каналов и 365 ответвлений, они всем известны и по ним работают врачи, когда лечат. Неспособность достичь совершенного эффекта исцеления связана с неспособностью сконцентрировать свой ум, с неспособностью поставить правильный диагноз и понять ситуацию канала при изучении внешнего облика. Поэтому часто происходит непонимание взаимодействия инь и ян, движения по потоку и против потока. Это первая ошибка в лечении.

Когда покидают учителя, не закончив учение, начинают бестолково применять разного рода искусства, считают спутанные слова за объяснение пути, стремятся достичь известности и сами себя восхваляют, бестолково применяют каменные иглы, то на самом деле оставляют лишь проблемы и неприятности. Это второе упущение в лечении.

Когда неспособны правильно соотнести положение бедного и богатого, знатного и подлого больного; когда не понимают, насколько тонкая или плотная у него основа, каковы характеристики холода и тепла в телесной форме; не соотносятся с тем, как питается больной, не различают характеристики доблести и трусости в человеке, не понимают, каким образом эти категории влияют на общее состояние, то все это приводит к тому, что сами путаются и не способны достичь ясности. Такова третья ошибка в лечении.

Когда ставят диагноз болезни и не спрашивают о том, как она началась, не разбираются в том, возникла болезнь из-за того, что человек огорчился, перенес эмоциональную травму, или потерял режим принятия пищи и питья, перестал правильно двигаться и отдыхать, или болезнь возникла из-за воздействия яда. Если не говорят об этом, а начинают сразу же ощупывать пульс в области-чи, то разве можно в этом случае правильно понять, в чем состоит болезнь?

Такой человек может только говорить бестолковые слова, пытаясь определить эту болезнь, а в конечном счете попадает в ситуацию затруднений, потому что не понимает тонких причин. Таково четвертое упущение в лечении.

Таким образом, некоторые врачи низшего уровня всячески преувеличивают свои заслуги и известность, а на самом деле при постановке диагноза не понимают, какова разница в характеристиках пульса в области-чи, не учитывают ситуацию человека, когда лечат. Разве могут они понимать принципы взаимодействия чисел в лечении?

Могут ли они понимать, как свободно воспринимается облик?

И каким образом, исследуя пульс, они различают пять видов пульса и причины возникновения ста болезней?

Когда возникает болезнь, которая связана с их неправильным лечением, то сначала они жалуются самим себе, что не учились глубоко, а потом начинают винить своих учителей, за то, что они не научили их. Поэтому, практикуя медицинское знание, они не способны лечить людей в соответствии с принципами медицины. Они могут только хвастаться на рынке и лечить болезни поверхностно, и когда они случайно излечивают пациента, то хвастаются своими способностями.

Но как тонки и глубоки основы медицинского учения! И кто способен понять логику этого знания?

Теория медицины воистину сопоставима с небом и землей и глубока, как море. И если не понимаешь важность принципов медицины, то ум твой будет мутным, и даже просвещение ты будешь воспринимать, как тьму.

^ ВВЕРХ