Поиск по сайту

Су-Вэнь Глава восемьдесят первая. ЕДВА РАЗЛИЧИМЫЕ СИМПТОМЫ (Цзюань 24, Раздел 81) «Рассуждение о понимании тончайшего и сущностного»

Врач Ци Бо: «Существуют люди, которые (несомненно) страдая не имеют слез (чтобы плакать). Чем это вызвано?»

Император Хуан Ди: «Глаза являются вратами сердца, это - наиболее важные органы чувств. Слезы же, как известно, являются жидкостями, а жидкостями управляют почки. Существуют, однако, другие виды секретов, например, выделяемые при насморке из мозга, каковой также имеет иньскую природу. Происхождение же его (мозга) коренится в костях и в костном мозге. При возмещении энергии мы имеем оледенение ног и помрачение зрения (букв. «глаза ничего не видят», поскольку в этот момент янская энергия сосредоточивается в верхней части тела, а иньская энергия - в нижней; поскольку связь между ними нарушается, онм больше не взаимодействуют друг с другом. Сущностная энергия пяти органов также поднимается вверх и сосредоточивается в глазах. Вот чем бывает вызвано слезотечение из глаз, когда последние бывают атакованы «фэнь»: это происходит потому, что янская энергия тела борется с «воспламененной» энергией т.е. с «фэнь».

Желтый император находится в Зале просвещения, Лэй-Гун его спрашивает:

— Ваш слуга обрел учение и постиг все каноны и теории, которые были даны через действия и поучения. Он сделал раскрытыми восприимчивость и законы формы. Он понял, что такое укалывание и прижигание инь и ян, каким образом питают отвары и лекарства, каким образом нужно лечить мудрых и глупых, но еще не понял, что такое десять типов полноты.

Если мы сначала говорим о печали и огорчении, радости и гневе, сухости и влажности, холоде и жаре, об инь и ян, мужском и женском, то прошу Вас объяснить мне, как все это устроено. Что такое низкое и подлое, что такое богатое и знатное, каким образом следует этому телесная форма человека?

Прошу Вас разъяснить это с тем, чтобы это было понятно мне, и когда я встречусь с ситуацией, я обязательно соотносил бы это со знаниями, полученными от Вас. Хочу услышать Ваши наставления. Пожалуйста, объясните мне, глупому, учения, которые я не постиг, и которых нет в канонах.

Император сказал:

— Велико.

Лэй-Гун спросил:

— Когда плачешь, и слезы не выходят, или слезы выходят, но при этом мало выделений из носа. Какова причина?

Император сказал:

— Причина описана в канонах.

Лэй-Гун опять спросил:

— Почему и откуда рождается вода? Откуда появляются выделения из носа?

Император ответил:

— Вопрос, который Вы задаете, не поможет в лечении, но его нужно знать врачу, как часть медицинского знания. Сердце является хозяином пяти органов-цзан и тела, глаза являются отверстиями, а цвет лица является проявлением вовне. Таким образом, когда человек чему-то радуется, то энергия в человеке концентрируется, взгляд его ярко светится, через него проявляется красота. Это значит, что у человека есть качество силыдэ и энергия в глазах. Если случается утрата, то печаль и огорчение проявляются в цвете. Таким образом, когда человек печалится, то идут слезы.

Слезы порождаются водой, которая находится внизу.

Семя основы накапливает воду, а то, что накапливает воду, это крайний инь. То, что крайний инь, это семя почек. Поэтому, семя основы, образующее воду, не выходит, ибо его удерживает семя почек. Оно не дает ему уходить, вода не приходит в движение, поэтому слезы, обычно, не идут сами. То, что удерживает энергию воды, это воля-чжи. Тонкая энергия огня — это дух. Говорится, что вода и огонь соощущают друг друга, а когда происходит соощущение воды и огня, тогда дух и воля друг друга пугаются. Таким образом порождается вода в глазах.

Есть поговорка, которая гласит: если сердце печалится, то имя этому печаль воли, а если воля соединяется с семенем сердца, то они оба движутся в глаза. Поэтому, если присутствует печаль, то дыхание-ци и дух переходят в семя сердца. Если вверху они не передаются через волю, тогда воля печалится одна, и поэтому выходят слезы. Слезы и слизь носа — это мозг, мозг — это инь. Костный мозг — это то, что наполняет кости. Поэтому, когда мозг отфильтровывается, то образуется слизь в носу.

Воля — это то, что является хозяином костей. Поэтому вода течет, а слизь из носа следует, подчиняется ей. Это движение происходит по категориальному родству, слизь носа и слезы подобны старшему и младшему брату среди людей. Если ситуация ускоряется, то оба они исчезают. Если ситуация возвращается, то оба они порождаются, больной будет жить.

Если сначала огорчается область воли, то слезы и носовая слизь выходят и движутся против потока, ибо в человеке они выходят вместе, следуют друг за другом. Это тоже движение по категориям.

Лэй-Гун сказал:

— Велико знание. Я хочу узнать, если человек рыдает, а слезы не выходят, или если выходят, но мало, а слизь носа за этим не следует. Что это означает?

Император сказал:

- Если слезы не выходят, или, если плачешь, но нет слез, это значит, что не напитан дух-шэнь. Если дух-шэнь не напитан, то воля не печалится, инь и ян друг друга удерживают. Откуда могут идти слезы?

Если воля печалится и огорчается, тогда пробивает инь. А если инь пробивается, то воля-чжи проходит в глаза. Если воля выходит, то дух не способен удержать семя-цзин, и семя-цзин с духом-шэнь выходят через глаза. То есть, слизь носа и слезы выходят вместе.

Когда человек печален в своей воле, у него ощущение грусти, то он беспокоит иньскую энергию. Если человек сидит одиноко, не вспоминает канонические речи, и при этом он отключен, глаза его ничего не видят, тогда янская энергия собирается и поднимается вверх, а иньская энергия собирается внизу. Если янская энергия собирается вверху, тогда огонь дает отдельный свет. Если иньская энергия находится внизу, тогда ноги холодные. Если ноги холодные, тогда они отекают, потому что одна вода не способна породить пять огней. В этом случае в уголках глаз будет появляться покраснение, зрение начинает ухудшаться.

Когда бьет ветер, тогда слезы начинают течь, не переставая, потому что ветер попадает в глаза. Янская энергия внутри удерживается семенем, энергия огня пылает в глазах, поэтому при ветре слезы текут вниз. Это можно сравнить с тем, что огонь, когда рождается на сильном ветру, ускоряется ветром и способен светить ярко. Таково мышление по категории.

^ ВВЕРХ