Поиск по сайту

Су-Вэнь Глава одиннадцатая ПЯТЬ ОРГАНОВ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) (Цзюань 3, Раздел 11) «Рассуждение о различиях между пятью органами-цзан»

Император Хуан Ди: «Я слышал, что даосы рассматривают в качестве органа «чжан» спинной и костный мозг, другие же считают органами желудок и кишки, наконец, третьи относят желудок и кишки ко внутренностям «фу». Кто же из них прав?

Ци Бо: «На самом деле, спинной и костный мозг, кости, артерии, желчный пузырь и матка порождены энергией земли (почвы), их следует относить ко «внутренностям», играющим специфическую роль. Желудок, толстая кишка, тонкая кишка, тройной обогреватель и мочевой пузырь порождены энергией небес, это - внутренности, преобразующие и транспортирующие энергию в органы; они не могут пребывать в неактивном состоянии.

Прямая же кишка и задний проход служат для эвакуации остатков транспортируемых продуктов. В противоположность (этому) органы должны сохранять энергию, которая никогда не должна рассеиваться. Они должны быть постоянно на43 полнены энергией, ни на мгновение не теряя активного состояния. Что же касается шести «внутренностей» «фу», то они преобразуют и транспортируют, (а потому) они не должны сохранять энергию. Вот почему при поглощении пищи желудок должен быть заполнен, а толстая кишка должна быть свободна.

По опускании же пищи вниз, заполнены пищей должны быть кишки, тогда как желудок должен быть свободен от пищи».

Император Хуан Ди: «Почему говорят, что пульс правой руки - это правитель пяти органов?»

Ци Бо: «Желудок - это хранилище (букв. «погреб» для вырабатываемых из (первичных) пищевых веществ твердых и жидких питательных масс. Он есть источник шести внутренностей, он накапливает (в себе) питание, дабы затем распространять энергию в пять органов. При нарушении функции (букв. «возмущении» последних, все это можно определить по пульсу правой руки Цунь-Коу (Tsri Нао) или «Уста энергии». Благодаря носовому дыханию внешняя энергия попадает непосредственно в легкие и сердце. Вот почему при заболевании легких и сердца бывает также поражен нос».

Император Хуан-Ди спрашивает:

— Я слышал, что люди, сведущие в магических искусствах, в некоторых случаях головной и костный мозг причисляют к органам-цзан, а в других случаях кишечник и желудок называют органами-цзан, тогда как другие люди считают эти органы органами-фу. Так что наблюдаются противоречия в точках зрения, и каждый взгляд претендует на правильность.

Потому трудно разобраться, кто же прав в этом вопросе. Хотелось бы услышать об этом.

Ци-Бо отвечает:

— Возьмем головной мозг, костный мозг, кости, сосуды, желчный пузырь, матку у женщин. Эти шесть органов рождаются, принимая в себя Дыхание-ци земли. Они сохраняют в себе субстанцию инь, и потому образом их является земля. Так как данные органы выполняют функцию сохранения, но не отдают хранящееся в себе вещество, то они называются необычными органами-фу.

Такие пять органов, как желудок, толстая кишка, тонкая кишка, три обогревателя, мочевой пузырь, порождаются небесным дыханием-ци. Символом-знаком их дыхания-ци является небо. Эти органы постоянно опорожняются и ничего в себе не сохраняют. В них попадает мутное дыхание-ци пяти органов-цзан. Потому они называются проводящими органамифу, так как выполняют функции трансформации и передачи. В них вещество не может оставаться долго, они опорожняются, проводя его дальше. Врата душ-по тоже выполняют поручения пяти органов-цзан, проводя их грязное дыхание-ци, потому и здесь отработанная пища также не задерживается.

Так называемые пять органов-цзан (хранилищ-сокровищниц) сохраняют тончайшее дыхание-ци семени-цзин и не проводят его дальше, потому они постоянно наполняются, но не могут наполниться. Шесть органовфу проводят и трансформируют материю, потому они полны и не могут наполняться. Дело обстоит таким образом, что пища попадает в организм через рот, и в этом случае желудок полон, а кишечник пуст. Когда же пища выходит из организма, тогда кишечник полон, а желудок пуст. Потому и говорится, что полны и не могут наполняться, или же наполняются и не могут наполниться.

— Каким образом получается, что отдельное место, точка ци-коу, отверстие дыхания, контролирует пять органов-цзан?

— Желудок представляет собой море, в котором накапливается вода и

злаки (имеется в виду пища). Он является великим источником для пополнения шести органов-фу. Пять вкусов через рот попадают в организм и сохраняются в желудке. Они питают дыхания-ци пяти органов-цзан. Отверстие дыхания-ци относится к меридиану сверх-инь (имеется в виду меридиан селезенки сверх-инь на ноге). Таким образом, дыхание-ци, питающие вещества пяти органов-цзан и шести органов-фу, все происходят из желудка, и при патологических процессах характеристики наблюдаются в отверстии дыхания.

Пять дыханий-ци попадают в организм через нос, они сохраняются в сердце и легких. Если имеет место заболевание сердца или легких, то нарушается проходимость носа. При лечении заболевания в первую очередь необходимо наблюдать за взаимодействием верха и низа, изучая соответствующие показания пульсов. Следует наблюдать ментально-эмоциональное состояние больного и сравнивать его с течением патологических процессов в организме.

С теми, кто верит только в воздействие злых и добрых духовных сил гуй-шэнь, нельзя говорить о высшей истине (лечение заболеваний). С теми, кто плохо относится к лечению иглами и камнями, невозможно говорить о высшем мастерстве в лечении болезней. Если человек не допускает, что его болезнь можно вылечить, то его болезнь действительно вылечить будет невозможно, любые методы лечения не принесут успеха.

^ ВВЕРХ