Адрес: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,
ул. ЛОМОНОСОВА 14 К.1
м. ВЛАДИМИРСКАЯ
м. ДОСТОЕВСКАЯ
ВРАЧ: 8(812)9812594
Для SMS: +7(921)3079989
E-mail: sandandb@mail.ru
Ежедневно, 9:00-21:00
Поиск по сайту

Су-Вэнь Глава восьмая. СОКРОВЕННАЯ БИБЛИЯ (МЕДИЦИНЫ) (Цзюань 3, Раздел 8) «Рассуждение о тайной истине, благоухающей волшебством познания»

Император Хуан Ди спрашивает: «Не могли бы вы сказать, каковы суть функции пяти органов «чжан», шести внутренностей «фу» и двенадцати меридианов?»

Врач Ци Бо: отвечает: «Сердце - это царский орган, он соответствует Верховному правителю (букв. «королю») тела: в нем покоится дух.

Легкие суть министры, они управляют внешней, циркулирующей в коже, энергией.

Печень - это генерал, разрабатывающий планы (жизненной стратегии).

Желчный пузырь подобен судье, выносящему решения и приговоры. Перикард суть чиновники, они могут дарить радость и наслаждение.

Селезенка и желудок - это погреба, хранилища питательных веществ.

Толстая кишка преобразует.

Тонкая кишка (подобно регулирующему уровень реки озеру) содержит в себе все избытки; она передает в организм преобразованную ею пищу.

Почки порождают силу, мощь.

Тройной обогреватель можно уподобить запруде плотины, назначением которой является поддержание (должного) уровня.

Мочевой пузырь подобен управителю округа, по своему значению - это вторичный орган, накапливающий в себе выводимые из организма продукты. (Его деятельность) - это конечная фаза преобразования энергии.

Все эти двенадцать функции должны все время гармонично сочетаться друг с другом.

Если совершенен Король (сердце), все (в царстве тела) идет хорошо, если же это не так, создается опасность для всех других органов. Для того, чтобы понимать все эти преобразования, необходимо уметь наблюдать за ними, ибо они бесчисленны, подобно единицам измерения, среди которых есть совершенно незначительные (по величине) и насчитывающие сотни тысяч километров.

«Медицина - искусство тонкое».

Император (Хуан Ди) заключает: «Все только что вами сказанное - истинное предписание (наставление) или Дао. Я желал бы его усвоить и сохранить, дабы использовать для своего двора».

Хуан-Ди спрашивает:

— Хочу знать об иерархии функций двенадцати внутренних органов, какие являются главными, а какие играют менее важную роль?

Ци-Бо говорит в ответ:

— Вы задали большой вопрос, и я буду отвечать по порядку. Сердце в организме выполняет функцию правителя. Из сердца исходит свет духа-шэнь.

Легкие исполняют передаточную (от правителя) функцию, из них исходит ритм порядка. Печень выполняет функцию полководца, из нее исходят стратегические планы. Желчный пузырь выполняет функцию наведения внутреннего порядка, из него исходят решения и суждения. Перикард выполняет функцию слуги-посланника, из него исходит радость и веселье. Селезенка выполняет функцию амбара, хранилища, из нее происходит пять вкусов.

Толстая кишка выполняет функцию передаточного пункта, она является источником преобразования и трансформаций. Тонкая кишка выполняет функцию приемника-накопителя, в ней трансформируются продукты организма. Почки выполняют функцию придания силы, из них исходит умение в мастерстве. Три обогревателя выполняют функцию пробивания заторов, они создают водные каналы. Мочевой пузырь выполняет функцию накопления воды, в нем сохраняются жидкости организма, и потому он способен являться источником трансформаций дыхания-ци.

Все эти двенадцать функций должны действовать слаженно. Ибо если владыка светел, то и низы спокойны, и именно таким образом укрепляется здоровье и достигается долголетие. В результате человек до конца дней своих не подвергается опасностям. Если именно так осуществляется низведение небесного, тогда достигается великое процветание.

Если хозяин не обладает мудростью, тогда и двенадцать функций находятся в опасности. В результате перекрываются пути, нарушается сообщение, телесной форме наносится великий вред. Если таким образом укрепляется здоровье, тогда быстро приходишь к гибели. Если таким образом низводить небесное, то в основе данного подхода лежит большая опасность, а потому следует остерегаться.

Достижение пути осуществляется в мельчайшем-таинственном, и трансформации не могут истощиться. Так кто же способен познать их источник? Воистину, сложное это дело. И даже талантливые люди, усердно изучая, разве могут постичь они сущность происходящего? А темные неучи, разве могут понять они, в чем кроется польза такого постижения?

Ведь цифры туманного небытия рождаются в мельчайших долях бытия, и лишь цифры бытия, мельчайшие цифры, выражаются количественно, и умножая их в тысячи и десятки тысяч раз, можно дорасти до великого, и потом, развивая великое, можно прийти к созданию телесной формы и руководству ей.

— Прекрасно! Я услышал замечательную, глубочайшую истину. Таково дело великого мудреца. Однако что касается передачи истины с великим путем-дао, то, не очистив сердце свое постом-воздержанием, не выбрав благоприятный день, я не осмелюсь воспринять эту истину.

Потому Хуан-Ди избрал благоприятный день, предвещающий удачный исход, и в этот день поместил истинную книгу в Зал благоухания в Чудесной башне, с тем, чтобы передать эти истинные знания последующим поколениям.

^ ВВЕРХ