Поиск по сайту

Су-Вэнь Глава двадцатая ТРИ ЧАСТИ ТЕЛА (Цзюань 6, Раздел 20) «Рассуждение о трех частях и девяти областях»

Император Хуан Ди: «Слышал я, что искусство иглоукалывания весьма сложно? Был бы счастлив, узнать основы этой доктрины».

Ци Бо: «Числа, соответствующие космосу, начинаются единицей и заканчиваются девяткой. Единица отвечает небесам, двойка земле, а тройка - человеку. Три раза по три дает девятку.

В космосе расположены девять областей. В теле человека три (основные) части также подразделяются на три части, каждая, что дает в сумме десять частей. Можно предвидеть жизнь или смерть больного на уровне каждой из этих частей и по-разному лечить его в каждой из них.

Три (основные) части человека соответствуют верхней, средней и нижней частям его тела.

Верхняя часть тела соответствует небесам, средняя - земле, а нижняя - человеку.

Каждая из этих трех (основных) частей в свою очередь подразделяется на три: 1) Верхняя часть тела, соответствующая голове и небесам, подразделяется на: - верхнюю, соответствующую височным артериям (небеса), - среднюю, соответствующую двум щекам (земля), - нижнюю, соответствующую меридианам, идущим к ушам (человек).

2) Средняя, соответствующая земле (основная) часть подразделяется на: - верхнюю, соответствующую меридиану легких (небеса), - среднюю, соответствующую меридиану толстой кишки (земля), - нижнюю, соответствующую меридиану сердца (человек).

3) Нижняя (основная) часть, соответствующая человеку, подразделяется на: - верхнюю, соответствующую меридиану печени (небеса), - среднюю, соответствующую меридиану почек (земля), - нижнюю, соответствующую меридиану селезенки (человек).

Итак, в нижней (основной) части небо представлено печенью, земля - почками, а человек - желудком и селезенкой.

В средней (основной) части небо представлено легкими, земля - энергией груди, а человек - сердцем.

В верхней (основной) части небо представлено энергией головы, земля - энергией рта и»зубов, а человек - энергией глаз и ушей.

Вышеперечисленные три основные части, будучи помножены на три (производные), дают в целом девять частей, соответствующих девяти континентам, каковыми являются пять органов (чжан», хранящие сущность человека, и четыре внутренности (толстая кишка, тонкая кишка, мочевой пузырь, желудок), которые ее (сущность) охраняют (сторожат). Все эти девять континентов (материков) управляют человеческой физиологией, которой подчинена душевная жизнь.

Эти девять континентов формируют девять резервуаров энергии. Если пять органов поражаются болезнью, что сопровождается изменением цвета лица, то это равнозначно смерти.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1) Верхняя, соответствующая голове и небесам (основная), часть подразделяется на:

а) верхнюю или небесную часть, соответствующую височным артериям (где движется энергия меридиана Цзу Шао-Ян (Желчный пузырь).

б) верхнюю «земную» часть, соответствующую артериям, обеих щек (где движется энергия меридиана Цзу Ян-Мин в точке Цзюй-ляо - 3-я точка (меридиана Желудка).

в) верхняя «человеческая» часть, соответствующая артериям (где движется) энергия Шоу Шао-Ян во впадине, расположенной перед ушами.

2) Средняя, соответствующая земле (основная), часть подразделяется на:

а) среднюю «небесную» часть, соответствующую энергии меридиана Шоу Тай-Инь (легочная артерия или радиальная, соответствующая «большому пальцу» радиального пульса, где находится точка Тай-юань, 9 Р).

б) средняя «земная» часть, соответствующая меридиану Шоу Ян-Мин (Толстая кишка), расположенная на артерии Толстой кишки в точке Хэ-гу (4 GI).

в) средняя «человеческая» часть, соответствующая энергии меридиана Шоу Шао-Инь (сердце), расположенная на сердечной артерии в точке Шэнь-мэнь (7 С).

3) Нижняя, соответствующая человеку (основная), часть подразделяется на:

а) нижнюю «небесную» часть, соответствующую энергии меридиана Цзу Цзюе-Инь (печень), расположенную на артерии печени, биения которой ощущаются в районе «лобкового пульса»; применительно к женщине исследовать пульс следует в точке Тай-чун (3 F.).

б) нижнюю «земную» часть, соответствующую энергии меридиана Цзу Шао-Инь (почки), расположенную на артерии почек в точке Тай-си (3 R).

в) нижняя «человеческая» часть, соответствующая энергии меридиана Цзу Тай-Инь (селезенка), расположенная на артерии селезенки в точке Цзи-мэнь (II точка меридиана). При необходимости исследовать энергию желудка следует пальпировать пульс в точке Чун-ян (42 Е).

Император Хуан Ди: «В чем же заключается искусство применения иглоукалывания на практике?».

Ци Бо: «Прежде всего следует определить (физическое) сложение» больного, т.е. посмотреть, является ли он полным или худым, затем следует упорядочить его энергию: рассеять, если она в избытке, или стимулировать, если она в пустоте. Если больной толст, то иглу можно погружать глубоко и держать ее (в теле) долго. В случае худобы больного необходимо использовать поверхностные уколы; при этом они должны быть непродолжительными.

Для рассеивания следует колоть «восходя» в направлении (движения) энергии. Для стимулирования (тонизирования) необходимо колоть «нисходя» в направлении (движения) энергии.

Прежде чем упорядочивать (течение) энергию в меридианах, необходимо успокоить болезненные точки. Каким бы ни было заболевание, (прежде всего) необходимо выравнивать энергию».

Император Хуан Ди: «Каким образом дается прогноз относительно жизни или смерти больного?».

Ци Бо: «В случае полного больного с малым и слабым пульсом (что является признаком недостачи энергии), который, к тому же, тяжело дышит - это признаки очень серьезного заболевания.

Наличие у худощавого больного обширного (разлитого) пульса, скопления энергии и полноты в груди - (признак) смерти. Соответствие (количества) энергии (физическому) сложению говорит о том, что больной выздоровеет; обратное соотношение свидетельствует о серьезности положения. Полное нарушение энергии трех основных частей тела (верхней, средней и нижней) говорит о смерти. При неправильном (неупорядоченном) пульсе на участках «большого пальца» и «подошвы» обоих запястий, когда он не достигает этих участков одновременно (точно два действующих шатуна), мы вправе говорить об очень серьезной болезни. Очень сильно нарушенный пульс также свидетельствует о смерти. Запавшие глаза - также признак смерти».

Император Хуан Ди: «Как можно локализовать болезнь по пульсу?».

Ци Бо: «Если пульс одной из трех (основных) частей тела (т.е. верхней, средней или нижней) мал или обилен, или медленен или глубок, в сравнении с другими пульсами (т.е. пульсами других частей) - это признак болезни.

Следует надавливать (достаточно длительно) на ногу больного в точке, расположенной в пяти интервалах (цунях) выше лодыжек (т.е. вблизи точки Фэй-ян (58 V), расположенной в семи интервалах выше (края) внешней лодыжки, затем следует несколько раз щелкнуть пальцами другой руки по внешней лодыжке. Если вы уловите волну от этих щелчков на расстоянии пяти интервалов (как будто бы что-то ползет), то это говорит о хорошем здоровье больного. Если воспринимаемая волна очень сильна, то - это признак болезни Ян. Если же она чрезмерно замедлена, то это признак болезни Инь. Если же подобная волна не одолевает расстояния пяти интервалов (цуней), то это смерть.

При чрезмерном исхудании тела и присутствии в нем извращенной энергии - смерть. Если пульс средней (основной) части (тела) то част, то - редок это также равнозначно смерти. Наличие «крючкообразного» пульса с остановками через каждые три биения указывает на то, что болезни локализованы во вторичных сосудах.

(Как было сказано выше) тело разделяют на три части (верхнюю, среднюю и нижнюю), однако, в действительности, они образуют единое целое, поэтому малейшее нарушение одной из них может вызвать заболевание. Итак, заболевают при нарушении одной из частей. Поражение двух частей (одновременно) говорит о серьезности заболевания. Поражение всех трех частей тела указывает на смертельную опасность.

Для выявления патологических пульсов радо хорошо знать пульсы нормальные. При восприятии одного лишь пульса органа, в отсутствие энергии желудка - смерть.

При полном рассеивании энергии Цзу Тай-Ян (Мочевой пузырь) стопы больного полностью утрачивают тонус. После его смерти вы обнаружите, что у него выкатились глаза (выпучены). Если пульс трех частей тела характеризуется глубиной, малостью и «как бы» подвешен» (приостанавливается), то это говорит об иньском заболевании: больной умрет в полночь. Если же пульс трех частей тела - сильный, вихреобразный (мятущийся) и частый, то это говорит об янском заболевании: больной умрет в полдень. Бели же больной серьезно поражен «фэнь, то, умрет в течение дня, (но), благодаря воде (приему воды), он умрет ночью. При исхудании тела больной может умереть даже при наличии нормальных пульсовых характеристик.

При наличии следующих характеристик: а) сильный, мятущийся, частый - признак янской болезни или F) глубокий, малый и как бы подвешенный (приостанавливающийся, прерывающийся), которые, в то же время, характеризуют нормальные пульсы - больной может исцелиться: иными словами, он не обязательно должен умереть. Но если, помимо наличия характеристик янского или иньского заболевания, пульс является неправильным (нарушенным) - больной непременно умрет, причем перед смертью его будет тошнить».

Император Хуан Ди: «Как же следует лечить несмертельные болезни?».

Ци Бо: «Если затронуты конкретные меридианы, то надо колоть свойственные им точки. При поражении вторичных сосудов надо заставить кровоточить (вызывать кровоточивость) посредством треугольной иглы, точки вторичных сосудов. Если же болезнь идет» от крови и для больного характерны боли, то следует воздействовать одновременно и на точки меридианов, и на точки вторичных сосудов. Если же болезни локализованы на уровне чудесных сосудов - то надо колоть противоположную сторону, т.е. колоть правую сторону при наличии болей в левой и наоборот. Если же извращенная энергия пребывает в скрытых местах (букв. «уголках», как это имеет, например, место при хроническом ревматизме - то в этом случае необходимо колоть точки, расположенные в суставных впадинах. При наличии «полноты» вверху и «пустоты» внизу необходимо следовать по ходу меридиана, чтобы «подсечь» место остановки энергии (там, где находится «узел»; необходимо колоть и вызывать кровотечение в этом месте.

При выпячивании глазного яблока (хотя бы даже) оно и не было полностью «выкачено» можно уверенно говорить о пустоте энергии Тай-Ян. Полное же выпячивание (выкатывание) глазного яблока указывает на полное исчезновение или истощение энергии Тай-Ян.

При пустоте энергии Тай-Ян необходимо стимулировать (тонизировать) на уровне мизинца, оставляя иглу на длительное время (т.е. на меридиане Шоу Тай-Ян или Тонкой кишки), а также в точке Хоу-си (3 I.G.)».

Хуан-Ди спрашивает:

— После того как я услышал от Вас, мудрейший, о девяти иглах, я понял, что существует еще множество вопросов, охватывающих разные области знания, так что все и не перечесть. А хотелось бы мне узнать самые основные истины, так чтобы можно было их поведать детям и внукам, передать последующим поколениям. Чтобы сохранили эти знания в костях и костном мозге, запечатлели их в печени и легких. Чтобы как высшую клятву принимали их от старших, и не осмеливались легкомысленно разглашать эти истины, которые позволяют человеку в своей жизни руководствоваться небесной истиной пути-дао.

У всего обязательно существует начало и конец, и по направлению вверх нужно согласовывать свою жизнь со светом небес, с календарными законами движения звезд и созвездий, а по направлению вниз следует согласовывать свою жизнь с движением четырех сезонов и сменой-чередованием пяти стихий. Меняются местами почитаемые и низкие (этими двумя терминами в «Книге перемен» обозначаются соответствующие места черт в гексаграммах), зиме соответствует субстанция инь, а лету — субстанция ян.

Каким образом может человек в своей жизни соответствовать этому?

Хотелось бы услышать рекомендации.

Ци-Бо говорит в ответ:

— Действительно, в вопросе своем Вы коснулись высших истин. Ведь таким образом выражаются истинные законы взаимодействия неба и земли.

— Хотелось бы выслушать мне эти высшие истины взаимодействия неба и земли, узнать, каким образом они согласуются с законами функционирования человеческого организма, дыхания-ци и крови, каким образом определяется направление развития состояний больного. Как все это происходит?

— Высшая истина неба и земли начинается в единице, а заканчивается в девятке (в данном разделе слово истина выражается иероглифом шу, цифры, в чем заключается глубокий смысл). Единице соответствует небо. Два — это земля. Три — это человек. Исходя из тройки, умножаем три на три и получаем девять, что соотносится с девятью полями (имеются в виду девять полей квадрата-схемы «Ло-шу»). Таким образом, в человеческом организме выделяется три части, а в каждой части существует три области. На основании этой схемы становится диагноз развития состояния больного, производится лечение всех болезней, достигается гармония между наполненностью и пустотой, изгоняются и устраняются все патогенные факторы и процессы.

— Что называется тремя частями?

Есть нижняя часть, есть средняя часть, есть верхняя часть. В каждой части есть три области. Это области неба, земли и человека. Необходимо ощупывать пульсы этих трех областей, и, руководствуясь их показаниями, можно постигнуть сущность.

В верхней части области неба соответствует пульс, расположенный с двух сторон лба (согласно комментариям, это место соответствует точке тоу-вэй), области земли соответствует артерия, которая расположена на щеках (находится около точки цзюй-ляо), области человека соответствует артерия, проходящая перед мочкой уха (соответствует расположению точек эр-мэнь).

В средней части области неба соответствует меридиан сверх-инь на руке, области земли соответствует меридиан светлый ян на руке, области человека соответствует меридиан малый инь на руке (места определения пульсов располагаются соответственно около точки цзин-цюй меридиана легких, точки хэ-гу меридиана толстой кишки, точки шэнь-мэнь меридиана сердца).

В нижней части области неба соответствует меридиан недостаточный инь на ноге, области земли соответствует меридиан малый инь на ноге, области человека соответствует меридиан сверх-инь на ноге. Таким образом, в нижней части область неба используется для определения пульса печени, область земли используется для определения пульса почек, а область человека применяется для определения пульса селезенки.

(Для неба место определения пульса соответствует расположению точки у-ли, в месте прохождения меридиана печени. У женщин и детей этот пульс может определяться в точке тай-чун. Для земли место определения пульса соответствует расположению точки тай-си в месте прохождения меридиана почек. Для человека место определения пульса соответствует расположению точки цзи-мэнь в месте прохождения меридиана селезенки.) Император спрашивает:

— А каким образом располагаются диагностические области в средней части?

Ци-Бо отвечает:

— Тоже есть область неба, есть область земли, и есть область человека. Область неба используется для определения состояния легких. Область земли используется для определения состояния дыхания-ци в грудной клетке. Область человека применяется для определения состояния сердца.

— А каким образом производится определение в верхней части?

— В верхней части также есть область неба, есть область земли, есть область человека. Область неба применяется для определения состояния Дыхания-ци в боковых частях лба. Область земли используется для определения состояния дыхания-ци ротовой полости и зубов. Область человека используется для определения состояния дыхания-ци ушей и глаз.

Во всех частях обязательно есть области неба, земли и человека. Так что три области составляют небо, три области составляют землю и три области составляют человека. Есть три раза по три, так что в сумме получаем девятку. Если разделим эту девятку на части, то получим девять полей. Девять полей выражаются в виде девяти внутренних органов. Так как существует пять органов, выполняющих психические (шэнь) функции, 86 и четыре органа, выполняющих соматические (син) функции, то всего и получается в сумме девять внутренних органов. Если нарушается функционирование пяти органов-цзан, то цвет лица становится мертвенным. А когда наблюдается мертвенный цвет лица, наступает смерть.

— Каким же образом на основании вышеописанного ставится диагноз?

— Сначала следует определить степень полноты-худобы телесной формы, а на основании этого устанавливается степень пустоты или наполненности дыхания-ци. Если наблюдается наполненность, тогда следует опорожнять, а если преобладает пустота, тогда следует восполнять. Сначала в месте определения пульса следует разогнать застоявшуюся кровь, после чего определяется степень наполненности-пустоты. Независимо от того, какая болезнь лечится, критерием здоровья является ровное состояние.

— А каким образом определяются перспективы ухудшения или улучшения состояния?

— Если телесная форма находится в состоянии расцвета, а пульс тонкий, то в этом случае недостаток дыхания-ци и недостаточность выполнения функции дыхания представляет определенную опасность. Если телесная форма худая, а пульс большой, то это значит, что в грудной клетке много дыхания-ци. В этом случае может наступить смерть. Если телесная форма и дыхание-ци соответствуют друг другу, это значит, что человек будет здоров.

Если же тройки и пятерки не гармонизированы (имеется в виду неупорядоченное состояние пульса), это значит, что человек болен. Если разлажены взаимосвязи между тремя частями и девятью отделами, это значит, что наступит смерть. Если пульсы вверху и внизу, слева и справа не соответствуют друг другу, напоминают беспорядочные удары пестика в ступке, это значит, что заболевание очень тяжелое.

Если нарушается ритмичность пульсов вверху, внизу, слева и справа, так что пульсы невозможно сосчитать, это значит, что наступит смерть.

Если в отделах средней части пульсы сами по себе гармоничны, однако при этом не совпадают с пульсами органов-цзан, это значит, что наступит смерть. Если в отделах средней части пульсы уменьшают свою активность, это значит, что наступит смерть. Признаком возможной смерти также являются впалые глаза.

— Каким образом можно определить, где действует болезнь?

— Если при определении пульсов девяти областей обнаруживаешь, что отдельной области соответствует маленький пульс, это значит, что имеет место болезнь. Если отдельной области соответствует большой пульс, то имеет место болезнь. Если в какой-то области пульс чрезмерно ускоряется, это означает наличие болезни. Если в какой-то области пульс чрезмерно замедляется, это означает наличие болезни. Если в отдельной области преобладает жар, значит есть болезнь. Если в отдельной области преобладает холод, значит есть болезнь. Если в какой-то области наблюдается сильный упадок, это также означает наличие болезни.

Левой рукой следует определять пульс в месте, расположенном на ноге выше верхнего края внутренней части лодыжки на пять цуней, а правой рукой следует постукивать по лодыжке. И если реакция наблюда87 ется на расстоянии выше, чем пять цуней, а движения похожи на мягкие движения червя, это значит, что болезни нет.

Если в результате постукивания реакция очень быстрая, а движения получаются сильные, это значит, что человек болен. Если в результате постукивания ощущаешь плавные, замедленные движения, это значит, что человек болен. Если реакция не распространяется выше, чем на пять цуней, или в результате постукивания вообще нет реакции, это значит, что больного ожидает смерть.

Если у больного истощаются все мышцы, так что тело не может двигаться, значит, он должен умереть. Если в средней части пульсы то замедляются, то ускоряются, становятся беспорядочными, это свидетельствует о дальнейшем ухудшении состояния. Если в средней части пульс прерывистый и цепляющий, это значит, что болезнь действует в каналах-ло.

Пульсы всех девяти областей должны соответствовать друг другу, они должны совпадать и в верхней и в нижней частях, и нельзя допускать, чтоб взаимосвязи разлаживались. Если один пульс не совпадает с остальными, это свидетельствует о наличии болезни. Если два пульса не согласуются с остальными, значит, болезнь серьезная. Если три пульса не согласуются, значит, болезнь опасная. Когда говорится, что не согласуются с остальными, подразумевается, что удары этих пульсов ощущаются по-другому.

Если занимаешься исследованием пульсов органов-фу и цзан, то можешь определить даты выздоровления или ухудшения состояния. Для этого следует знать, какие пульсы являются нормальными, после чего ты находишь больные пульсы. Если видишь, что пульс истинного органа-цзан подавлен, это свидетельствует об ухудшении состояния. Если пульс меридиана сверх-ян на ноге полностью прерывается, ноги невозможно согнуть и разогнуть, это значит, что смерть наступит через несколько мгновений.

— А что значит соответствие зимы субстанции инь и соответствие лета субстанции ян?

— Когда пульсы девяти областей ощущаются как глубокие, тонкие, неопределенные, прерывающиеся, все это соответствует субстанции инь. Из времен года субстанция инь управляет зимой, потому в полночь состояние больного радикально ухудшается (так как в течение суток зиме соответствует полночь, а в это время развитие субстанции инь достигает своего максимума). Если пульсы ощущаются как сильные, подвижные, напористые, учащенные, то это соответствует субстанции ян. Субстанция ян управляет летом, а потому в полдень в состоянии больного происходит радикальное ухудшение.

Если болезнь характеризуется чередованием жара и холода, тогда состояние ухудшается ранним утром. Если в болезни самым главным фактором является жар, то состояние ухудшается в полдень. Если болезнь связана с синдромом ветра, состояние ухудшается вечером. Если болезнь связана с водой, состояние ухудшается в полночь. Если пульс ощущается то как редкий, то как частый, то он замедляется, то он ускоряется, то это значит, что в течение дня состояние будет ухудшаться в часы, соответствующие четырем сезонам (имеются в виду часы Чэнь, Сюй, Чоу и Вэй).

Если тело очень истощено, то даже если пульсы девяти областей согласованы, все равно больному угрожает смерть.

Если наблюдаются все вышеперечисленные семь признаков плохого состояния, но при этом пульсы девяти областей соответствуют нормальному образцу, то больной не умрет. Имеется в виду, что даже если болезнь похожа на действие синдрома ветра, или же на расстройство месячного цикла, что очень напоминает вышеперечисленные признаки семи плохих состояний, тем не менее, это другие болезни, а потому и считается, что в этом случае больной не умирает. Если имеют место семь видов плохого диагноза, и при этом пульсы девяти областей также нарушаются, то больной должен умереть, испустив последний вздох.

Сначала нужно выяснить у больного, каким образом началась его болезнь, следует сравнить начальные признаки с состоянием, которое присутствует на момент осмотра. После этого можно приступать к подробному исследованию пульса, определять, на каком уровне действует болезнь в системе каналов и меридианов цзин-ло. Нужно определить соответствие направлений движения в верхней и нижней частях организма. И если пульс ускоренный, значит имеет место болезнь. Если пульс замедленный, значит имеет место болезнь. Если пульс не уходит и не приходит, значит должна наступить смерть.

Если видны лишь кожа да кости, то должна наступить смерть.

Император говорит:

— А каким образом следует лечить болезни, которые поддаются лечению?

Ци-Бо отвечает:

— Если болезнь действует в меридиане-цзин, следует лечить меридиан-цзин. Если болезнь действует в дочернем канале сунь-ло, тогда следует колоть этот канал, пока не появится кровь. Если имеет место заболевание крови, и при этом ощущаются боли во всем теле, в этом случае следует лечить каналы цзин-ло.

Если патогенные факторы действуют только в ответвлениях меридианов, в этом случае следует применять метод смешанного укалывания муцэ. Если болезнь не проходит в течение долгого времени, в результате чего телесная форма становится изможденной, тогда при укалывании следует быть осторожным, соизмеряя степень воздействия с ситуацией.

Если в верхней части организма наполнение, а внизу опустошение, тогда следует руководствоваться показаниями пульса, чтобы обнаружить в канале-ло место, в котором произошло скопление, приведшее к нарушению циркуляции. В этом месте и следует производить укалывание, пока не появится кровь, так как появление крови будет показателем восстановления циркуляции.

Если глаза постоянно подкатываются, а взгляд устремляется вверх, это свидетельствует о недостаточности меридиана сверх-ян. Если глаза подкатываются и застывают в одной точке, это значит, что циркуляция в меридиане сверх-ян полностью прекратилась. Таковы принципы определения возможного ухудшения или улучшения состояния, которые нельзя упускать из виду.

Когда колешь пальцы на руках, внешнюю сторону запястья и мизинед, следует задерживать иглу в точке укола. (Относительно данной фразы существуют разные толкования, одно из которых предполагает, что данное предложение попало на это место в результате ошибки во время переписки текста.)

^ ВВЕРХ