Поиск по сайту

Су-Вэнь Глава двадцать пятая. ПЯТЬ ПРЕДПИСАНИЙ К ПРАКТИКЕ АКУПУНКТУРЫ (Цзюань 8, Раздел 25) «Рассуждение о необходимости ценить судьбу и сохранять целостность телесной формы»

Император Хуан Ди: «При наличии у человека заболевания иногда бывает трудно определить его причину. Но ведь чем больше промедлишь с лечением, тем больше осложняется течение болезни. Всегда ли можно излечить человека методом акупунктуры?».

Ци Бо: «Нет, есть случаи, когда излечить человека методом акупунктуры невозможно. Например, в том случае, когда больной уже не может больше говорить: легкие поражены слишком глубоко.

Непрерывная тошнота указывает на очень тяжелое поражение желудка. При наличии подобных симптомов, врач уже ничего не может сделать для больного.

Желая использовать (для лечения) метод акупунктуры, необходимо хорошо помнить следующие пять предписаний:

1) Надо лечить «существо» больного.

2) Надо лечить его физическое тело.

3) Надо владеть искусством назначения фармакологических препаратов, включая токсичные.

4) Хорошо знать (необходимую) величину (длину) иглы и камня для «простукивания», для использования в данном конкретном случае.

5) Иметь хорошие знания касательно энергии, крови, «органов и внутренностей» «чжан» и «фу».

Заурядные врачи умеют лишь стимулировать в случае пустоты и рассеивать в случае полноты, но это работа «ремесленника».

Император Хуан Ди: «Что же это означает: «лечить существо» (больного)?

Ци Бо: «Для того, чтобы лечить существо, необходимо знать закон Небес и Земли, уметь регулировать энергию в соответствии с четырьмя сезонами, различать пораженный орган и уметь исследовать пульс перед тем, как приступить к укалыванию; прежде чем изгонять энергию (извращенную) из соединительной ткани и мышц, надо вначале изгнать ее из «внутренностей». Существуют пять видов полноты, которую необходимо немедленно рассеивать, и пять видов «пустоты», наличие которых равнозначно запрету на иглоукалывание. Надо также уметь колоть лишь в «полезное» время и прежде, чем болезнь получит явное выражение. Необходимо также уметь концентрировать все свое внимание на должном наблюдении за эволюцией заболевания. В случае стимулирования необходимо подождать, пока энергия достигнет иглы, а уж потом вынимать последнюю. При рассеивании необходимо дождаться нагревания иглы, прежде чем начать ее вынимать. Кроме того, необходимо умение «однозначно решить», как необходимо колоть: глубоко или поверхностно».

Хуан-Ди спрашивает:

— Небо покрывает, а земля несет на себе, и в результате существуют десять тысяч вещей, среди которых самое ценное

— это человек. Человек рождается в результате взаимодействия дыханий-ци неба и земли, а четыре сезона делают его совершенным. Властители и правители, массы и народ, все стремятся достичь целостности телесной формы. Однако люди не чувствуют, как болезнь поражает их телесную форму, и позволяют болезни развиваться в организме, в результате чего она проникает далеко, воздействует на кости и костный мозг. Я много думал об этом в сердце своем, и хотел бы понять, каким образом можно избавиться от болезни посредством воздействия на организм иглами?

Ци-Бо отвечает:

— Соль имеет соленый вкус, и она обладает такими свойствами, что если долго хранится в сосуде, то сосуд начинает пропускать влагу. Перед тем как порвется струна на цине, звук ее становится дребезжащим. Когда развитие дерева достигает своего предела, листья его начинают опадать.

Когда болезнь проникает глубоко в человеческий организм, тогда больной издает звук кашля. Если в состояниях человека наблюдаются вышеописанные ситуации, то это называется разрушением жилища, и если в этом случае не применять яды и лекарства (фармакологические методы лечения), не воздействовать на организм короткими иглами, то разрушится кожа и испортятся мышцы, кровь и дыхание-ци будут бороться друг с другом, а лицо почернеет.

— Если я в мольбах сопереживаю боль человека, то тем самым усилием сердца своего сею в нем смуту, и наоборот усугубляется его болезненное состояние, которое никак не получается устранить, ведь нельзя же страдать вместо больного. И когда люди узнают о такой ситуации, они считают меня жестоким мучителем. Расскажите мне, как тут быть?

— Человек рождается на земле, но судьба его связана с небом. Небо и земля соединяют свои дыхания-ци, и то, что они определяют в судьбе, и является человеком. Когда человек живет в соответствии с ритмом четырех сезонов, тогда небо и земля являются для него отцом и матерью, а для десяти тысяч сущностей он является сыном неба.

На небе существуют субстанции инь и ян, а в человеческом организме есть двенадцать сочленений. На небе существует холод и жар, а в человеке существует пустота и полнота. Если человек способен следовать изменениям-трансформациям неба и земли, субстанций инь и ян, то он не нарушает ритма четырех сезонов. Если знаешь законы работы двенадцати сочленений-переходов, то достаточно в тебе мудрости, чтобы не быть обманутым болезнью.

Если можешь безопасно существовать в изменениях восьми движений (имеются в виду воздействия восьми ветров, которые считаются основными причинами возникновения болезней), то и после подавления пяти стихий сможешь опять стать здоровым. Если способен постичь законы взаимодействия пустоты и наполненности, то станешь независимым в движениях своих, будешь вдыхать и выдыхать тончайшее, а глазом сможешь различить тончайший кончик осенней паутинки.

— Человек, пока живет, обладает телесной формой, в нем постоянно присутствует действие субстанций инь и ян. Небо и земля объединяют в нем свои дыхания-ци, которые, разделяясь в организме, образуют девять полей. Все они распределяются по четырем сезонам. И месяцы бывают большие и малые, и дни бывают длинные и короткие. И вся тьма сущностей действует одновременно, так что действия их невозможно сосчитать.

Пустота и полнота переходят друг в друга незаметно, и я осмеливаюсь спросить мудрецов, какие законы этим управляют?

— Когда дерево подвергается воздействию металла, оно срубается. Когда огонь подвергается воздействию воды, он гаснет. Дерево, воздействуя на почву, делает ее проницаемой. Металл при воздействии огня становится ущербным. Когда почва воздействует на воду, она препятствует ее течению.

Во всех десяти тысячах сущностей действуют эти законы, так что их и пересчитать невозможно. Потому из методов иглоукалывания в Поднебесной распространены пять основных. А простые люди стараются только есть побольше, и никто из них не знает, как правильно поддерживать здоровье.

Первый метод — это упорядочивание духа-шэнь. Второй — это знание питания организма. Третий — это знание воздействия и употребления лекарственных средств. Четвертый метод заключается в правильном выборе маленьких и больших камней для лечения конкретной болезни. Пятый заключается в умении определять состояние внутренних органов-цзан и фу, крови и дыхания-ци. Следует знать все эти пять методов и правильно выбирать последовательность их применения.

В настоящее время любой врач, который использует методы иглоукалывания, знает, что при опустошении следует наполнять, а при переполнении следует опорожнять. Однако следует еще знать, что при лечении следует Руководствоваться законами неба, беря за образец землю, и в любом Движении своем нужно подчиняться этому правилу. Нужно откликаться подобно эху движениям неба и земли, нужно следовать за ними подобно тени. Когда следуешь по пути-дао, то нет для тебя ни духов-гуй, ни духов-шэнь, и ты независимо продвигаешься во времени, проходя свой путь.

— Хочу я услышать о пути иглоукалывания.

Ци-Бо отвечает:

— Истинный путь иглоукалывания заключается в том, что в первую очередь врач должен упорядочить свой дух, определить состояние пяти внутренних органов, разобраться во взаимодействии и показателях девяти областей, и лишь после этого можно обдумывать, каким образом производить укалывание. Если не изучил показатели всех пульсов, если прослушал все зловещие симптомы и на основании этого не соединил внутреннее и внешнее, нельзя сразу воздействовать на телесную форму. Следует разобраться в динамике всех процессов организма, и лишь после этого можно применять иглоукалывание.

Организм человека характеризуется пустотой и полнотой. При пяти видах пустоты не спеши приближаться, а при пяти видах полноты не спеши удаляться. Лишь когда приходит надлежащее время, начинай лечить, а если упустишь нужный момент, можешь сделать серьезные ошибки. Будь очень тщательным, когда работаешь иглой, следи за блеском иглы, взвешивай каждое свое движение.

Успокой свои мысли, ибо ты должен видеть смысл каждого движения, должен внимательно следить за всеми изменениями. Ведь пока не почувствовал дыхание-ци иглой, не знаешь, какое оно, и не можешь узнать его форму.

Это подобно птице в небе, голос которой услышал. Так же и болезнь наблюдаешь. Когда видишь полет, то знаешь, что это за птица. Так что нужно быть, как в засаде с арбалетом, выжидая удобного момента для выстрела.

— Каким же образом лечится болезнь, связанная с опустошением?

Каким образом лечится болезнь, связанная с наполнением?

— Когда колешь наполнение, тогда следует опустошать. Когда колешь пустоту, тогда следует наполнять. Когда чувствуешь, что в место укола приходит дыхание-ци меридиана, тогда следует быть осторожным, чтобы не упустить его. Нужно постоянно следить за глубиной укалывания, постоянно быть сосредоточенным на том, на каком расстоянии находится дыханиеци от места укола. Ты должен действовать так же осторожно и осмотрительно, как будто ходишь по краю бездонной пропасти, будто держишь за хвост тигра, так, чтобы дух-шэнь не отвлекали посторонние объекты.

^ ВВЕРХ