Поиск по сайту

Су-Вэнь Глава двадцать шестая. ИСКУССТВО АКУПУНКТУРЫ (Цзюань 8, Раздел 26) «Рассуждение о восьми истинных дыханиях-ци и просветлении духа-шэнь»

Император Хуан Ди: «Каковы законы, определяющие искусство акупунктуры?».

Ци Бо: «Необходимо следовать закону Небес и Земли. При иглоукалывании необходимо принимать во внимание солнце, луну, звезды, четыре сезона и все энергии природы. Колоть необходимо тогда, когда энергия природы пребывает в равновесии. В жаркую и ясную погоду кровь в человеке течет быстро: энергия - поверхностна (пребывает на поверхности). В холодную и пасмурную погоду кровь течет менее быстро: энергия пребывает в глубине.

При растущей луне возрастает интенсивность (движения) и крови, и энергии. При полной луне энергия и кровь достигают максимума активности. При убывании луны, интенсивность (движения) крови и энергии падает. Необходимо (постоянно) «упорядочивать» кровь и энергию, сообразуясь с эволюцией энергии в природе. Не следует колоть в слишком холодную погоду. Не следует «рассеивать» в новолуние, стимулировать при полной луне и колоть при убывающей луне.

Истинно великий работник (мастер) умеет наблюдать все эти явления природы; он может видеть невидимое. Ибо извращенная энергия не видна в тот момент, когда она атакует тело человека, но великий работник умеет провести лечение до того, как она преобразуется в болезнь, благодаря исследованию пульса. «Узкий специалист» способен лечить лишь «проявившуюся» болезнь: ибо он не способен обнаруживать нарушения (в организме) посредством исследования пульса и наблюдения за симптомами».

Император Хуан Ди: «Когда же следует стимулировать, а когда рассеивать?».

Ци Бо: «Рассеивать следует тогда, когда энергия начинает достигать полноты, т.е. в период возрастания лунного серпа, когда солнце начинает согревать землю. Необходимо погружать иглу и вращать ее с началом вдоха и медленно вытаскивать ее с началом выдоха. Для стимулирования необходимо просто достигнуть поверхностной энергии кожи, погрузить иглу с началом выдоха и вытаскивать ее с началом вдоха, укалывая при этом точки «ин» (long).

— Когда лечат болезни при помощи игл, используют самые разнообразные методы укалывания, так вот, хотелось бы знать, какие методы укалывания являются истинными?

Ци-Бо отвечает:

— Следует руководствоваться небом и следовать движению земли, соединять в своих действиях влияния всех небесных светил.

— Хочу послушать об этом подробно.

— Во всех методах укалывания следует учитывать законы движения Солнца, Луны, звезд и созвездий, определять положение дыхания-ци восьми сторон. И лишь после того, как определено положение дыхания-ци, можно проводить иглоукалывание. Таким образом, теплу (имеется в виду также и гармоничное состояние) неба соответствует свет, и в таком состоянии кровь в человеческом организме легко движется, а охранительное дыхание вэй-ци действует на поверхности. В этом случае кровь легко вытекает, а дыхание-ци легко движется в организме. Холоду неба соответствует субстанция инь, и в организме при таком состоянии кровь становится вязкой, малоподвижной, а охранительное дыхание вэй-ци движется в глубине.

Когда Луна начинает рождаться, дыхание-ци и кровь начинают становиться здоровее, и в этом случае начинает действовать охранительное дыхание-ци. Когда диск Луны становится полным, тогда и кровь и дыхание-ци также наполняются, а мышцы становятся твердыми. Когда диска Луны нет на небе, мышцы ослабевают, а каналы и меридианы опустошаются. Охранительное дыхание вэй-ци уходит, и телесная форма остается без прикрытия. Таким образом в соответствии с законами небесного времени следует регулировать деятельность крови и дыхания-ци.

Следовательно, если на небе холод, нельзя производить укалывание.

Если же на небе тепло, то не следует сомневаться. Когда Луна рождается, нельзя опорожнять, а когда Луна полная, не следует восполнять. Если лунного диска нет на небе, то лечить не нужно. Так производится регулирование в зависимости от законов времени. Небесные тела движутся по определенным законам, и в зависимости от полноты или ущербности лунного диска, перемещения Солнца и изменения времени дня и ночи можно определять правильное время и место для воздействия.

Потому говорится: Если во время рождения лунного диска делается опорожнение, то в результате происходит опустошение внутренних органов. Если во время полной Луны делается восполнение, то происходит переполнение и расходование крови и дыхания-ци, а это приводит к тому, что в каналах-ло образуется застой крови. Такое состояние организма называется двойным наполнением. Если лечение производится в то время, когда на небе отсутствует лунный диск, это приводит к беспорядку в циркуляции дыхания-ци по меридианам. В результате возникает путаница во взаимодействиях субстанций инь и ян, так что трудно различить истинное и ложное, а в глубине организма образуется застой. Внешнее опустошается, внутри творится хаос, и в результате начинает действовать патогенная сила.

— Каким образом познается воздействие на организм звезд, созвездий и восьми направлений?

— Через звезды и созвездия определяется движение Солнца и Луны.

При помощи восьми направлений устанавливается, в какое время действуют опустошающие патогенные факторы, приводимые в движение восемью ветрами. Четыре сезона — это то, посредством чего определяется расположение дыхания-ци весной, осенью, зимой и летом и регулируется местоположение дыхания-ци.

Необходимо предотвращать и избегать патогенного опустошающего воздействия восьми направлений. Если человек в то время, когда его организм ослаблен в результате внутреннего опустошения, подвергается воздействию опустошающих патогенных факторов неба, тогда два опустошения объединяют свое действие в организме, и патогенное дыхание-ци достигает костей.

Если оно проникает и внутрь костей, то повреждаются пять органов-цзан.

Если врач ставит правильный диагноз, знает возможное время воздействия патогенных факторов, тогда ничто не может повредить человеку. Потому-то и говорится: Нельзя не знать времени предостережений небес.

— Хорошо. Я выслушал истину о том, как брать за образец звезды и созвездия. Теперь же хочу узнать о том, как брать за образец заветы древности?

— Для того чтобы брать за образец заветы древности, нужно ознакомиться с каноном «Об иглоукалывании», или «Чжэнь-цзин». Для того чтобы эффективно использовать изложенные в этой книге знания в настоящее время, сначала следует разобраться в том, что представляет собой холод и тепло Солнца, что такое опустошение и наполнение Луны, так как посредством вышеназванных категорий следует определять поверхностный или глубинный уровень действия дыхания-ци. На основании этого можно регулировать состояние организма, и немедленно видеть результат своих действий.

Когда говорится, что можно видеть во тьме непроявленного, то имеется в виду, что изменения состояния дыхания-ци и крови, питающей и охранительной функций ин и вэй, хотя и не проявляются на внешнем уровне телесной формы, тем не менее, врач способен распознавать эти изменения. На основании закономерностей тепла и холода Солнца, опустошения и наполнения Луны, действия дыхания-ци на поверхности или в глубине в зависимости от четырех времен года врач способен, соединяя тройки и пятерки, регулировать состояние организма. Он знает, какое воздействие оказывают на организм внешние факторы изменений окружающей среды, знает все эти изменения, хотя они и не проявляются на уровне телесной формы. Потому и говорится, что можно видеть во тьме непроявленного.

Таким образом врач, знания которого безграничны, может передать свои прозрения последующим поколениям, и тем он отличается от обычных людей. Ведь если явление не проявляется в организме на уровне внешней телесной формы, обычные люди не способны его различить. Так что если человек видит то, что не проявляется на уровне телесной формы, ощущает то, что не имеет вкуса, значит, он способен видеть во тьме непроявленного, и кажется, что он обладает чудесными способностями.

Патогенные факторы опустошения представляют собой опустошающие патогенные дыхания-ци восьми направлений. (Восемь направлений можно также передать как «восемь правильных ориентаций», тогда термин патогенный фактор-се можно перевести как, «отклонение от правильной ориентации».) Патогенный процесс в результате отклонения от правильной ориентации возникает в организме, когда человек, вспотев в результате значительных усилий, находится на воздухе, поры кожи у него раскрываются, и он подвергается воздействию ветра, который через эти отверстия проникает в организм.

Воздействие на этом этапе развития болезни является минимальным, и потому нельзя определить характер заболевания, нельзя различить его признаки в изменениях телесной формы. Врач высших способностей помогает больному, когда заболевание находится в самой зачаточной стадии своего развития. Для этого необходимо в первую очередь исследовать дыхание-ци трех частей и девяти областей, после чего можно окончательно его урегулировать, когда болезнь еще не проявилась на уровне телесной формы. Таким образом врач помогает больному, и потому называется врачом высших способностей.

допросы о простейшем Если же врач помогает больному когда болезнь уже полностью сформировалась в организме, значит он не заметил разлада пульсов трех частей и девяти областей, а потому болезнь и смогла развиться. Такой врач не обладает высокими способностями. Так что, если знаешь место действия болезни, то это только потому, что способен определять изменения пульсов трех частей и девяти областей, на основании чего и производится лечение. Об этом и говорится, что следует охранять врата и двери. Так что можно не знать конкретной ситуации болезни, но можно видеть, каким образом она будет проявляться.

— Я слышал об опорожнении и восполнении, но не знаю, в чем смысл этих типов воздействия.

— При опорожнении следует применять квадрат (имеется в виду схема земли, которая противопоставляется кругу). Когда говорится про квадрат, то имеется в виду, что по схеме квадрата дыхание-ци достигает расцвета-наполнения, по схеме квадрата становится полным диск Луны, по схеме квадрата Солнце приносит тепло, по схеме квадрата организм пребывает в устойчивом состоянии.

Что касается дыхания, то по схеме квадрата делается вдох, и при этом производится укалывание внутренних разделов. После этого дожидаешься, когда начинается следующий вдох, после чего производишь вращение иглы. Затем дожидаешься, когда больной начинает делать выдох, и во время выдоха плавно и медленно вынимаешь иглу. Потому и говорится, что при опорожнении следует действовать согласно схеме квадрата, ибо дыхание-ци в этом случае движется по такой схеме.

При восполнении следует применять круг. Круг в данном случае подразумевает движение по стихиям, а движение по стихиям — это перемещение (круг противопоставляется квадрату, и как схема движения во времени символизирует небо). При укалывании следует попадать в кровеносные сосуды. При повторном вдохе больного игла погружается внутрь.

Когда говорится о круге и квадрате, то имеется в виду отнюдь не форма игл. Для того чтобы способствовать оздоровлению духа-шэнь, нужно знать и принимать во внимание характеристики полноты или худобы телесной формы больного, следует учитывать состояние расцвета или упадка питающей и охранительной функций крови и дыхания-ци. Кровь и дыхание-ци представляют собой дух-шэнь человека, и потому следует очень внимательно относиться к питанию духа-шэнь.

— Действительно, поведали Вы таинственное суждение. Ведь необходимо соединить телесную форму человеческого организма с субстанциями инь и ян, с ритмом четырех сезонов, нужно найти соответствия пустоты и полноты, связать процессы организма с таинственными процессами течения времени. И если ты не мудрец, разве можешь постичь глубину учения?

Однако, вот вопрос. Когда Вы, мудрейший, говорите о связи между телесной формой и духом-шэнь, то что же Вы называете в этом случае телесной формой?

— Давайте поговорим о форме. Когда говорится о телесной форме, то имеется в виду внешняя форма, и глаза при ее изучении мало что могут подсказать. Следует расспросить больного о состоянии течения болезни, изучить состояние циркуляции дыхания-ци в меридианах. И хотя ясно различаешь телесную форму глазами, а при исследовании пульса не определяешь характеристик дыхания-ци, то не сможешь разобраться в характере заболевания. Потому и говорится о внешней форме, что она отражает лишь внешнее.

— А что же называется духом-шэнь?

— Давайте поговорим о духе-шэнь. Ведь он называется духом-шэнь потому, что ушами его не можешь услышать, однако именно он делает глаза светлыми, сердце открытым, а эмоции-мысли быстрыми. В состоянии ясного сосредоточения можно прозреть его сущность, однако словами ее передать нельзя. Ведь все смотрят, а видят только при помощи глаз, а такое видение духа подобно взгляду в сумерках. Когда же проявляется свет, тогда человек способен видеть, и это подобно тому, как ветер разогнал облака, и появилось Солнце. Поэтому и называется духом-шэнь. Источником его являются три части и девять разделов, и без этого не может существовать теория девяти игл.

^ ВВЕРХ