Поиск по сайту

Су-Вэнь Глава двадцать седьмая. ОБ ИЗВРАЩЕННЫХ (ИСПОРЧЕННЫХ) ЭНЕРГИЯХ (Цзюань 8, Раздел 27) «Рассуждение о соединении и разъединении истинного и ложного»

Император Хуан Ди: «Вы разъяснили мне, что собою представляют полнота и пустота энергии: при наличии полноты или пустоты в одной половине тела упорядочивают (энергетические токи) с другой стороны; при наличии полноты или пустоты «вверху» (в верхней части туловища) - упорядочивают «внизу». При наличии пустоты - стимулируют, а при наличии полноты - рассеивают.

Стимулируют в точках «ин» (long) и рассеивают и точках Юй.

Но все это соответствует случаям «возмущения» (нарушения нормального тока) энергии и не относится к случаям лечения (последствий) проникновения извне «испорченной» энергии.

Мне хотелось бы знать, как выглядят больные в том случае, когда «испорченная» энергия «атаковала» их меридианы?

Ци Бо: «Мудрецы сравнивают человека с мирозданием (букв. «природой»): на земной поверхности - водные потоки, у человека меридианы и артерии. В хорошую погоду реки характеризуются спокойным течением, в холодное время они замерзают; в жаркое время вода в них нагревается, а в ненастную погоду волнуется (бурлит). То же самое и у человека: если «испорченная» энергия атакует меридианы и артерии в холодную погоду, они замерзают, в хорошую погоду они (энергетические токи) отличаются спокойным течением, в жаркую - нагреваются, а в бурную - претерпевают возмущение (волнуются). В самом деле, при нападении «фэнь» грозы и бури на меридианы и артерии, лучевой пульс испытывает возмущение, становясь попеременно то обширным (обильным), то малым, подобно дующему ветру. Обильный (обширный) пульс говорит о том, что организм атакован «фэнь». Малый (слабый) пульс говорит о том, что «фэнь» успокоился, «фэнь» способен непредсказуемо нападать как на Инь, так и на Ян. Но как только врач узнает о его нападении благодаря исследованию пульса, он должен как можно быстрее преградить ему дорогу. Для этого необходимо рассеивать, погружая иглу с началом вдоха, (и) длительно оставлять ее в теле. Рассеивание необходимо для того, чтобы «извращенная» энергия не распространялась по всему телу. Во время вдоха иглу необходимо вращать, но делать это следует не ранее, чем в нее придет энергия; затем ее немного вытягивают на выдохе. В конце же выдоха ее вынимают окончательно; подобным образом изгоняется «извращенная энергия»: это и называют РАССЕИВАНИЕМ».

Император Хуан Ди: «А что нужно (делать) при стимулировании?»

Ци Бо: «Вначале следует нащупать искомую точку, затем подлежащую укалыванию точку необходимо помассировать в направлении (течения) энергии, а затем на нее надавить, как бы желая рассеивать, и далее, помассировать в направлении, обратном направлению энергии. Необходимо выполнить пощелкивания кожи, дабы ее возбудить; ее также трут и поскребывают, чтобы опустить в нее энергию. (Ибо), когда наконец выполняется укол, необходимо, чтобы (в точке) присутствовала энергия тела. Игла погружается в конце выдоха и ее оставляют на месте до тех пор, пока не придет энергия; вытягивают иглу с началом вдоха, а затем «затыкают» дыру, проделанную иглой: иными словами, закрывают «врата» (точки), надавливая пальцем на место укола. Вот что называют СТИМУЛИРОВАНИЕМ».

Император Хуан Ди: «А как можно обнаружить «извращенную» энергию?»

Ци Бо: «Покинув вторичные сосуды и пройдя через мышцы, она прибывает в меридианы; на этой стадии «извращенная» энергия еще не адаптировалась: она то движется куда-либо, то возвращается, будучи нефиксирована. Вот почему необходимо использовать этот момент для того, чтобы преградить ей дорогу, ибо не следует ее рассеивать тогда, когда она наберет полную силу. В самом деле, в этот момент энергия тела будет ослаблена, пребывая в состоянии наименьшей сопротивляемости, вызванном (действием) этой «извращенной» энергией. С другой стороны, если рассеивание выполняется в момент, когда «извращенная энергия» ушла, это также может нанести вред организму. В самом деле, колоть необходимо в тот момент, когда «извращенная» энергия начинает «атаковать» тело, (и обратно) не следует колоть ни в тот момент, когда она набирает максимум активности, ни в тот момент, когда она уходит».

Император Хуан Ди: «Что нужно делать в тот момент, когда «извращенная» энергия начинает «атаковать» тело человека: стимулировать или рассеивать?»

Ци Бо: «Сначала необходимо рассеивать. При (подобном) рассеивании необходимо быстро извлекать иглу, ибо эту «извращенную» энергию можно сравнить с вновь прибывшим гостем, не имеющим еще фиксированного, постоянного места обитания. В этот момент им можно управлять как угодно. Укалывая таким образом, чтобы возникала кровоточивость (точки), можно моментально излечить больного».

Император Хуан Ди: «Что следует делать в том случае, когда «извращенная» энергия «фэнь» и энергия тела «схватились» друг с другом и «возмущение» пульса (биения?) воспринять невозможно?».

Ци Бо: «Необходимо исследовать пульсовые характеристики и упорядочить энергию (ток энергии) в меридианах. В самом деле, владение пульсовой диагностикой предполагает умение различать, проникла ли «извращенная» энергия в тот или иной меридиан или нет (и где она находится) справа или слева, вверху или внизу.

В лучевом пульсе «большой палец» соответствует Небесам, верхней части тела, «барьер» соответствует Земле или средней части тела, а «подошва» соответствует Человеку, нижней части тела. Для того, чтобы упорядочить энергию меридианов, достаточно упорядочить меридиан желудка: в этом случае успокаиваются и все остальные, больной получает облегчение».

Император Хуан-Ди спрашивает:

— Я уже слышал о том, что существует девять разделов, о девяти иглах, а Вы, мудрец, увеличили это количество разделов в девять раз и, девять умножив на девять, получили восемьдесят один раздел. Я понял значение этого. В каноне говорится о расцвете и упадке состояния дыхания-ци, об отклонении движения влево или вправо. Я понял, что, воздействуя сверху, следует регулировать состояние внизу, а, воздействуя слева, следует регулировать состояние справа. Я знаю, что существует недостаточность и избыточность, и в этих случаях применяется опорожнение и восполнение в точках-ин и в точках-шу.

Однако в этих случаях заболевания возникают в результате переразвития или недостаточности действия питательного и охранительного дыханий, ин-ци и вэй-ци, что приводит к чрезмерному опорожнению или восполнению. Причиной заболевания является проникновение внешних патогенных факторов в меридианы человеческого организма. Я бы хотел узнать, каково состояние больного, когда в меридианах действует патогенное дыхание-ци?

Каким образом в такой ситуации следует лечить заболевание?

Ци-Бо отвечает:

— Совершенномудрый, определяя меры и числа для методик воздействия на организм, должен соотносить их с небом и землей, так как на небе существуют меры расположения 28 созвездий145, на земле существуют водные каналы, а в человеческом организме существуют меридианы.

Если небо и земля пребывают в состоянии тепла и мира, тогда водные каналы земли тоже находятся в спокойном состоянии. Если на небе холод, а земля замерзает, тогда замерзают и водные каналы. Если на небе слишком жарко, а на земле чересчур греет, тогда вода в каналах клокочет, переливаясь через край. Когда резко поднимается сильный ветер, тогда волны и валы вздымаются в водных каналах.

Так что если патогенные факторы попадают в каналы организма, то при воздействии холода кровь становится густой и застывает, при воздействии жара кровь, наоборот, теряет вязкость и липкость. Если в результате опустошения патогенные факторы попадают в организм, то это подобно воздействию сильного ветра в водных каналах. В точках биения пульса на меридианах удар приходит слишком сильный, как волна в канале.

Пульс может двигаться в канале в упорядоченном виде, не теряя закономерностей чередования, а когда удар приходит в точку биения пульса цунь-коу на запястье, то временами он ощущается как большой, а временами как маленький. Если пульс ощущается как большой, это значит, что действуют патогенные факторы, а если пульс ощущается как маленький, это значит, что болезнь отступает.

Патогенное дыхание, проникая в человеческий организм, может действовать не в определенном месте, а менять его, обнаруживаясь то в иньских, то в янских меридианах. Поэтому нельзя руководствоваться одним определением пульса, а нужно пронаблюдать перемещение места действия патогенных факторов. Следует искать его на основании знаний о трех частях и девяти областях. Нужно стараться начать лечить болезнь на как можно более ранней стадии ее развития.

Когда лечишь, следует вводить иглу во время вдоха, с тем чтобы не нарушить движения дыхания-ци. После введения иглы следует спокойно ждать, когда дыхание-ци придет в точку укола, с тем чтобы не допустить распространения патогенного дыхания-ци. Во время вдоха следует производить вращение иглы, с тем, чтобы получить возможность контролировать дыхание-ци. Иглу следует вытаскивать, дождавшись выдоха, и когда выдох заканчивается, игла извлекается полностью. Избыточное дыхание-ци полностью выходит, и потому данный метод называется опорожнением.

— Каким образом делается укалывание при недостаточности восполнения?

— В первую очередь следует нажать на место укалывания и растереть его по ходу меридиана. Затем следует сильно нажать на место укалывания, чтобы рассеять дыхание-ци. Затем следует разгладить поверхность вокруг точки. После этого следует постучать по точке, чтобы возбудить дыхание-ци в этом месте. Затем следует надавить на место укалывания ногтем большого пальца левой руки, а правой следует ввести иглу. Таким образом добиваешься восстановления проходимости в точке и контролируешь дыхание-ци. После того как извлекаешь иглу из точки, точку следует зажать пальцем, чтобы дух-шэнь не уходил.

Иглу следует вводить, когда больной сделает вдох, после этого нужно ждать в спокойном состоянии, пока дыхание-ци придет в точку укалывания. Следует быть очень внимательным, будто ты ожидаешь дорогого гостя.

Дать нужно, не обращая внимания на течение времени. Когда дыхание приходит в точку укалывания, его следует удерживать. Дожидаешься вдоха больного и вынимаешь иглу. Дыхание-ци при этом не должно выходить наружу, и чтобы оно сохранялось на своем месте, следует крепко зажать пальцем отверстие укола, таким образом дыхание-ци духа-шэнь будет сохраняться. Дыхание-ци в меридиане при этом остановится и начнет наполняться, потому данный метод и называется восполнением.

— Каким образом определяется воздействие патогенного дыхания-ци?

Ци-Бо отвечает:

— Патогенные факторы выходят из каналов-ло, попадают в меридианы, а пребывают внутри кровеносных сосудов. Когда патогенные факторы еще не пришли в контакт со здоровыми силами организма, то они вздымаются как волны внутри кровеносных сосудов, то приходят, то уходят опять, и не имеют постоянного места пребывания. Потому говорится, что как только приходят в место воздействия, следует надавливать и останавливать их, а остановив, следует овладевать ими. Опорожнение следует производить до того, как патогенные факторы набрали полную силу в организме.

Истинное дыхание-ци представляет собой дыхание-ци меридианов-цзин. И если дыхание-ци меридианов-цзин чрезмерно опустошается, тогда и говорится, что когда оно идет тебе навстречу, не следует ему противопоставляться. Таким образом считается, что если ты, поджидая начало действия патогенного-се дыхания-ци, был невнимателен и пропустил момент прохождения истинного дыхания-ци меридиана, после чего стал колоть, применяя метод опорожнения, то тем самым только повредишь истинному дыханию чжэнь-ци. А если разрушишь истинное дыхание, то оно не сможет восстановиться, в результате чего патогенное-се дыхание-ци будет оказывать двойное воздействие, а болезнь будет скапливаться внутри организма. Когда говорится, что не следует преследовать, если оно уходит, то имеется в виду именно это.

Когда говорится, что нельзя медлить во время проведения иглоукалывания, то имеется в виду, что следует как можно быстрее производить укалывание, как только патогенное дыхание приходит в точку укола. Если производишь укалывание не в надлежащий момент, и при этом патогенное дыхание или уже проходит, или еще не пришло, а ты воздействуешь по методу опорожнения, то не только не избавишься от патогенных факторов, но, наоборот, повредишь крови и дыханию-ци, так что не сможешь в этом случае вылечить болезнь.

Потому говорится, что ты должен так же хорошо знать время воздействия, как тщательно ты нажимаешь на спусковой механизм арбалета. Если ты не знаешь времени воздействия, то ввести иглу будет так же трудно, как стучать ею по твердому дереву. Потому и говорится, что тот, кто знает время воздействия методами восполнения и опорожнения, тот действует быстро и без всяких промедлений. А кто не знает правильного времени воздействия, тот медлит и сомневается. Именно об этом и говорилось выше.

— А каким образом делается восполнение и опорожнение?

— В первую очередь следует поразить патогенные факторы, а для этого необходимо быстро опорожнить избыточную кровь, в результате чего выйдут патогенные факторы и, следовательно, восстановится истинное дыхание чжэнь-ци. Если патогенные факторы снова приходят и перемещаются подобно воде, которая не имеет постоянного места, тогда, толкая вперед, сможешь продвигаться вперед, а увлекая на себя, сможешь остановить их продвижение. Так что, производя укалывание по направлению навстречу движению патогенных факторов, опорожняешь горячую (пораженную) кровь. И когда в результате укалывания больная кровь выходит, болезнь сразу же проходит.

— Хорошо. Если патогенное и здоровое дыхание-ци уже соединились, а в характеристиках пульса не наблюдается отчетливых аномалий, то каким образом ставится диагноз в этом случае?

— Следует внимательно исследовать, тщательно изучать удары пульсов трех частей и девяти областей человеческого организма, установить наполненность и пустоту, чтобы на основании этих характеристик регулировать состояние больного. Нужно определить, нет ли нарушения равновесия между левой и правой частями организма, между верхом и низом, нет ли взаимного ослабления, уменьшения активной деятельности. Нужно изучить состояние больного органа-цзан, и тогда будешь знать, где действует болезнь. Если же не знаешь характеристик изменений пульсов трех частей организма, тогда не сможешь провести различие между субстанциями инь и ян, не сможешь разделить преобладание разделов неба и земли.

Посредством земли следует определять состояние нижней части земли, посредством неба следует определять состояние верхней части неба, посредством человека следует определять состояние средней части человека. Таким образом регулируется состояние внутренних органов, определяется положение трех частей организма. Потому и говорится, что если не знаешь, в каких местах определяются больные пульсы трех частей и девяти областей, то и при знании времени возможного поражения организма патогенными факторами все равно не сможешь отразить их нападения.

Если применяешь опорожнение, когда не нужно его применять, то тем самым «наказываешь, когда нет никакой вины», и данное явление называется большой смутой. В результате такого воздействия нарушается деятельность каналов меридианов, соответствующих внутренним органам, и потому истинное дыхание-ци не может восстановиться. Если воздействуешь на синдром полноты и превращаешь его в синдром пустоты, если патогенные факторы принимаешь за истинное дыхание, если неправильно применяешь иглоукалывание, то тем самым только активизируешь вредоносное дыхание-ци, а здоровое дыхание человеческого организма разрушаешь.

Если вместо того чтобы следовать, движешься в обратную сторону, если рассеиваешь и приводишь в беспорядок дыхание-ци питательной и охранительной функции инвэй, то в результате полностью истощаешь здоровое дыхание чжэнь-ци, а патогенное дыхание начинает самостоятельно Действовать внутри. Таким образом ты не даешь человеку возможности прожить долгую жизнь, а наоборот, заставляешь его умереть в раннем возрасте. Если не знаешь законов трех частей и девяти разделов, тогда не сможешь длить и взращивать (согласно тексту «Дао дэ цзин» — это основные функции земли и неба).

Если не понимаешь связи с четырьмя сезонами и пятью стихиями, не знаешь взаимосвязей преодоления и порождения между стихиями, то Тем самым помогаешь патогенным факторам и разрушаешь здоровые силы организма, в результате чего человек не сможет жить долго. Когда патогенные факторы только проникают в человеческий организм, когда в организме у них еще нет определенного места, болезнь легко вылечить. Толкаешь вперед, продвигаясь, притягиваешь на себя и тем самым останавливаешь, движешься навстречу и опорожняешь, и в результате болезнь тут же проходит.

^ ВВЕРХ