Поиск по сайту
  1. КОНСУЛЬТАЦИИ ДОКТОРА КИТАЙСКОЙ АСТРОЛОГИИ
  2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СИСТЕМЕ ФЭНШУЙ (風水)
  3. РЕКОМЕНДАЦИИ ВРАЧА-АСТРОПСИХОЛОГА
  4. ТАКТИКА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА И РАЗВИТИЯ
  1. РЕКОМЕНДАЦИИ К ДЕЙСТВИЯМ В КОНКРЕТНЫЙ ПЕРИОД
  2. ПОМОЩЬ В РАБОТЕ С КОЛЛЕГАМИ И ПАРТНЕРАМИ
  3. ПОМОЩЬ В СЕМЕЙНЫХ ВОПРОСАХ, РАБОТА С ПАРАМИ
  4. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПУТИ

35 «Дин» Огонь над Ветром (№50)

Дин. (Жертвенник). Изначальное свершение. «В главном – счастье». 35 «Дин» Огонь над Ветром (№50)

I. В начале шестерка. Жертвенник опрокинут вверх ногами. Благоприятствует изгнанию упадка. Наложницу берут ради ее потомства.

– Хулы не будет.

II. Девятка вторая. Жертвенник наполнен. У моих противников нужда. «Но до» меня «им» не достигнуть.

– Счастье.

III. Девятка третья. Ушки жертвенника изменены. В этом воздействии будут препятствия. Жиром фазана не напитаешься. Как только «будет» дождь, «так он и» иссякнет.

– Раскаяние. «Но», в конце концов, – счастье.

IV. Девятка четвертая. У жертвенника подломилась нога. Опрокинуты жертвы князей, и снаружи он выпачкан.

– Несчастье.

V. Шестерка пятая. У жертвенника желтые ушки и золотая дужка.

– Благоприятна стойкость.

VI. Наверху девятка. У жертвенника яшмовая дужка.

– Великое счастье. Ничего неблагоприятного.

(№50) Дин. Жертвенник

Образу динамичной смены противопоставляется здесь нечто статичное.

Треножный жертвенник – вот образ данной ситуации. Его три ноги гарантируют устойчивость, так после динамического момента наступает статический. Но здесь дело обстоит сложнее, и образ данной гексаграммы надо рассмотреть и с других сторон, чтобы сделать понятным текст. Если в предыдущей гексаграмме мы упоминали в комментариях к четвертой позиции переплавку, то здесь этот жертвенник появляется как орудие переплавки, как тот тигель, в котором плавится металл. Образно это выражено в том, что внизу мы имеем триграмму Сюнь, которая символизирует дерево, понимаемое как топливо, а наверху мы имеем триграмму Ли, которая обозначает огонь, возникающий из этого топлива. Здесь показано действие огня на подогреваемый им тигель, и внутри тигля в расплавленном металле проявляется действие огня как жар. В этой переплавке намечаются дальнейшие и новые пути развития всех ситуаций. Но пока берется лишь устойчивый момент самой переплавки. В этом смысле жертвенник понимается как устойчивость. Данный образ выражается в контекстах афоризмов при отдельных чертах. Общий же афоризм крайне краток, он говорит только о начале нового периода и о возможности дальнейшего развития и свершения.

Кроме того, необходимо сказать, что текст здесь, по-видимому, подвергся значительной порче, ибо в разных изданиях «Книги перемен» мы находим его разные варианты. Филологически критический выбор текста сделан в критическом переводе. Здесь же, поскольку данные комментарии строятся главным образом на работе Оу-и, мы придерживаемся его издания. Там мы читаем: Жертвенник.

Изначальное счастье.

Свершение.

1 Основная особенность первой позиции в данном случае в том, что она, с одной стороны, приходит на смену предыдущей ситуации, которая должна быть целиком отметена, с другой же стороны, – в том, чтобы стремиться к высшим позициям, т.е. к дальнейшему развитию ситуации. Поэтому здесь говорится о том, что жертвенник опрокинут вверх ногами. Естественно, что при этом остатки прежних жертв из него выпадают. Так же должно выпасть все, что является остатком от предыдущих ошибок. Но по этим остаткам предыдущего можно судить и о качестве данной ситуации. Так, здесь повторяется мысль, которая неоднократно встречается в древних китайских текстах (например, «Дао дэ цзине»), что «по сыну узнают мать». Поскольку предполагается дальнейшее развитие, которое возможно именно благодаря очищению от остатков предыдущих ошибок, постольку здесь говорится о благоприятном исходе данной позиции. Эти образы в тексте выражены так: В начале слабая черта.

Жертвенник опрокинут вверх ногами.

Благоприятствует изгнанию упадка.

Наложницу берут ради ее потомства.

Хулы не будет.

2 На предыдущей ступени уже были приобретены известные силы. Они являются содержанием данной ситуации. Поэтому на второй ступени ситуации, которая называется Жертвенник, говорится о содержимом жертвенника, здесь он должен быть полным. Если человек занимает данную позицию в этой ситуации, то эта полнота касается именно его. Наоборот, у людей, которые враждебно противостоят ему, т.е. у людей, качественно отличных от него, этой позиции быть не может. В силу антитезы о них может быть сказано как о людях, переживающих нужду. Но эта нужда в силу разграничения данного человека и его противника не может коснуться его самого, ибо здесь, на второй позиции, он еще целиком пребывает в себе со своими силами. Поэтому в тексте мы читаем: Сильная черта на втором (месте).

В жертвеннике есть полнота.

У моих противников нужда, (но до) меня (она) не достигнет.

Счастье.

3 Образ жертвенника все время упоминается в афоризмах отдельных черт. Третья черта – самая середина жертвенника – представляет собою то место, где у него начинаются ушки. Но поскольку третья черта является переломным моментом, постольку здесь говорится об изменении формы этих ушек. С другой же стороны, упоминание жертвенника есть только образ, образ переплавки тех сил и качеств, которые остались от прошлого и которые лишь в переделанном виде могут быть использованы в дальнейшем. На третьей позиции эта переплавка еще, конечно, не доведена до своего конца, здесь еще почти нет тех сил, которые должны быть приобретены. Поэтому «Книга перемен» говорит о жире фазана. Как известно, мясо фазана имеет мало жира. Жир фазана – это, собственно говоря, еще почти отсутствие жира. Но все же здесь намечается известное развитие и хотя бы частичный переход к разрежению атмосферы, сгущенной в предыдущем, и поэтому делается упоминание о конечном благополучии, которое может быть достигнуто в том случае, если данная позиция пройдена правильно. В этом смысле приходится понимать текст: Сильная черта на третьем (месте).

Ушки жертвенника изменены.

В действии (будут) препятствия.

Жиром фазана не насытишься.

Как только (пройдет) дождь, (так он и) иссякнет.

Раскаяние.

(Но), в конце концов, – счастье.

4 При выходе вовне в данной ситуации должна была бы быть помощь со стороны того, что уже существует в самом начале ее, ибо ситуация эта статична, в ней нет постоянного накопления сил. Соответствие четвертой и первой позиций здесь давало бы возможность ожидать эту помощь от первой позиции, но она была охарактеризована образом жертвенника, опрокинутого вверх ногами. Поэтому с точки зрения четвертой позиции здесь ноги жертвенника подломлены, т.е., если мы расшифруем этот образ, исходная точка деятельности человека, занимающего данную позицию, лишена всякой устойчивости. Надежность такой позиции «Книга перемен» выражает путем развития образа жертвенника, у которого подломлена нога. Поэтому в тексте здесь мы читаем: Сильная черта на четвертом (месте).

У жертвенника подломилась нога.

Опрокинуты жертвы князей, и снаружи жертвенник выпачкан.

Несчастье.

5 Устойчивость, характерная для данной гексаграммы, достигает своего выражения вовне на пятой позиции. Поскольку четвертая охарактеризована как позиция отрицательная, постольку исправление ее может исходить не от нее самой, а от предвосхищения дальнейшего развития, т.е. того, что выражено на шестой позиции. Сильная черта, характеризующая шестую позицию, здесь воспринимается как дужка, которая соединяет ушки жертвенника. Она здесь названа золотой дужкой, и этот образ, образ твердого металла, и выражает собою сильную черту, т.е. в конечном счете те накопленные силы, которые выразятся на следующей позиции. Эти ушки жертвенника здесь названы желтыми, но, как мы неоднократно видели, только потому, что это средняя черта и ей присущ цвет середины. На данной позиции необходимо только правдивое и верное соблюдение полной стойкости тех качеств, которые являются результатом переплавки, упоминаемой в данной ситуации. Поэтому текст говорит: Слабая черта на пятом (месте).

У жертвенника желтые ушки и золотая дужка.

Благоприятна стойкость.

6 В контексте данной гексаграммы верхняя черта не ощущается как переразвитие, потому что подлинное выявление всех сил, приобретенных на пятой позиции, там еще не дано. Пятая позиция здесь лишь подводит к шестой, а не является самостоятельной. Если с точки зрения пятой позиции сильная верхняя черта была выражена в образе золотой дужки, то в контексте самой шестой позиции, где важно подчеркнуть отсутствие чрезмерности на ней, говорится уже не о золотой, а о яшмовой дужке, ибо яшма в арсенале китайской образности является символом гармонической полноты развития всех высших качеств. Поэтому текст говорит следующее: Наверху сильная черта.

У жертвенника яшмовая дужка.

Великое счастье.

Ничего неблагоприятного.

^ ВВЕРХ