48 «Юй» Гром над Землей (№16)
Юй. (Вольность). Благоприятно возведению князей и движению войск).
I. В начале шестерка. «Если» провозгласишь вольность – «будет» несчастье.
II. Шестерка вторая. Будь крепче камня, но не до конца дня.
– Стойкость к счастью.
III. Шестерка третья. Засмотришься на вольность – «будет» раскаяние.
Опоздаешь – будет раскаяние.
IV. Девятка четвертая. Исходи из вольности.
Многое будет достигнуто.
– Не сомневайся. Друзья «соберутся вокруг тебя, как» волосы вокруг шпильки.
V. Шестерка пятая. 2 В постоянстве не умрешь.
1 – Стойкость – к болезни.
VI. Наверху шестерка. Померкнувшая вольность.
Совершаемое минует.
– Хулы не будет.
(№16) Юй. Вольность
Смирение, которое описано в предыдущей гексаграмме, дает прежде всего возможность сближения высших с низшими, уравнивает их. Поэтому оно и обеспечивает равные условия для всех, и с него может начаться новый цикл развития. Оно лишь почва, на которой начинают снова действовать силы развития, идущие из глубины вовне. Это положение выражено в настоящей гексаграмме, где внизу мы видим знак земли (Кунь), однородность черт которого выражает равенство. Над землей, вовне, расположен знак молнии (Чжэнь), сущность которого – активность, проявляющаяся изнутри вовне. Ничто не предстоит и не препятствует этой активности. Она находится в условиях полной свободы – вольности. Но если такая вольность ничем и не ограничена извне, то она все же должна быть ограничена сама собой, ибо иначе она рискует превратиться в хаос. (Так и подлинный художник, свободный в своем творчестве, должен сам для себя выбрать законы творчества и подчиниться им, иначе не гармония будет в его произведениях, а произвол). Такое необходимое самоограничение должно развиваться как на пути утверждения положительных элементов (представителей того, что действует из центра вовне), так и на пути поражения отрицательных сил, на пути их завоевания. «Книга перемен» сложилась в условиях феодального общества и в среде носителей феодальной власти.
Неудивительно, что эти мысли здесь облечены в следующие образы: Вольность.
Благоприятствует возведению (на престол) феодалов и движению войск.
1 Вся эта ситуация должна рассматриваться под знаком учения об изменчивости мира, а именно: «когда расцвет достигает полноты, необходимо наступает упадок». Поэтому и вольность ни на минуту не должна отстранять бдительность.
Это особенно применимо к первой позиции, которая, согласно традиции, обозначает того, кто, не обладая еще развитыми силами, сам действовать еще не может и, ничего не предпринимая к своему усовершенствованию, только вторит силам, задающим тон. Естественно, такая деятельность не приводит к счастью.
Поэтому в тексте мы читаем: В начале слабая черта.
Созвучие вольности.
Несчастье.
2 Вольность, угрожающая превратиться в хаос, более всего нуждается в самоограничении, которое может исходить из сосредоточенного покоя. Он именно выражается на этой второй позиции (центральной – «сосредоточенность» в триграмме Земля, знаменующей покой). И именно эти качества дают возможность совершенно отчетливого рассмотрения мира, при котором собственное движение не искажает его перспективы. Поэтому именно здесь возможно моментальное восприятие его, включающее в себя и предвидение наступающих, но еще не сложившихся событий. Здесь совершенно излишне ждать целый день, пока не будет достигнуто познание. Поэтому и в тексте мы находим соответствующие образы, достаточно выразительные, несмотря на их спорадичность: Слабая черта на втором (месте).
Крепче, чем камень.
Не до конца дня.
Стойкость – к счастью.
3 На третьей позиции характеризуется ситуация кризиса при переходе от сосредоточенного покоя к действию вольности. Последняя здесь настолько близка, что заслоняет собою все остальное, всю необходимость самоограничения и бдительности. Здесь легко «заглядеться» на вольность, а тем самым допустить задержку развития, «промедлить». Но всякое промедление есть отставание и упущение, в котором придется раскаяться. Поэтому и текст предостерегает: Слабая черта на третьем (месте).
Заглядишься на вольность – раскаешься.
(Ибо) промедлишь, и будет раскаяние.
4 Эта позиция, единственная занятая сильной чертой, является главной во всей гексаграмме Вольность. Все остальные позиции относятся к ней лишь как подсобные. Все их силы группируются вокруг нее, как волосы, «покрывающие шпильку», группируются вокруг нее в прическе. Это особенно возможно потому, что именно здесь может проявиться вольность (активная сильная черта в триграмме Молния), лежащая на подготовленной почве (триграмме Земля, знаменующей покой и стойкость).Здесь возможно достижение самых широких целей и неуместно никакое сомнение. Поэтому и в тексте мы находим афоризм, полный бодрости: Сильная черта на четвертом (месте).
Исходи из вольности. Обладание великим – доступно. Не сомневайся.
Друзья (соберутся вокруг тебя, как волосы), покрывающие шпильку.
5 Как уже было указано, в данной гексаграмме главная позиция – четвертая, и ей подчинены остальные. Но пятая и шестая – расположены над ней, это выражает их переразвитие, чрезмерность качеств, что рассматривается как отрицательное явление; так и стойкость, развитая чрезмерно, доводит до болезненности.
Положение это было бы совершенно несчастливым, если бы не сосредоточенность, сохраняемая навсегда и выраженная пятой, центральной и, как правило, благоприятной позицией. Поэтому и в тексте читаем: Слабая черта на пятом (месте).
Стойкость – к болезни.
Постоянное не умрет.
6 На верхней позиции, как мы уже неоднократно видели, наступает конец данной ситуации. Она омрачается еще и тем, что эта верхняя позиция представляет собою увлечение в «пустую абстракцию» как результат переразвития данного процесса. В тексте сказано: Наверху слабая черта.
Омраченная вольность.
(В) становлении будет чрезмерность. (Но) хулы не будет.