Поиск по сайту

Лин-Шу Глава третья. ОБ ИСКУССТВЕ ИГЛОУКАЛЫВАНИЯ (Цзюань 1, Раздел 3) «Объяснение маленьких игл»

«Иглотерапевт среднего уровня строго соблюдает отдельные правила иглоукалывания. Иглотерапевт высшего уровня может различать полноту или пустоту энергии и крови; он может отыскать также пораженный извращенной энергией меридиан и определить точки, подлежащие укалыванию; он умеет также колоть в нужное время (букв. «полезное», а также знает как надо колоть: множество раз (подряд) или же производить уколы через определенные интервалы времени, оставлять ли иглы надолго или же быстро их извлекать. Но, в любом случае, он умеет главное: привлекать энергию, не растрачивая сё попусту.

Он знает также, что нельзя колоть в момент мощного прилива энергии, что нельзя стимулировать, когда энергия находится в полноте что нельзя преследовать уходящую (исчезающую) энергию и что не следует рассеивать в момент, когда энергия тела ослаблена. Другими словами, он хорошо знает, в какой именно момент времени надо осуществлять укол. Заметив по правому радиальному пульсу, что энергия пребывает в пустоте, следует ее стимулировать. При полноте же её следует рассеивать. Отмстив (где-либо) застой крови, необходимо вызвать там кровотечение. Отметив доминирование (преобладание) извращенной энергии над энергией тела в любом меридиане, необходимо ее рассеивать.

Для стимулирования (энергии) иглу медленно вводят, по быстро извлекают. Для рассеивания же иглу быстро вводят и медленно вытаскивают. При полноте игла входит в тело тяжело, но затем (после рассеивания) она легко извлекается. В случае пустоты, мы имеем обратные взаимоотношения: игла легко вводится, но извлекается с трудом.

В случае стимулирующего укола необходимо добиться того, чтобы больной ощутил благотворность (положительный эффект) его воздействия. При рассеивании же у него должно возникать ощущение того, что у него нечто было изъято (букв. «вынуто»). Обычно извращенная энергия располагается в верхней части тела. При болезнях, вызванных плохим пищеварением (перевариванием пищи), нечистая энергия обычно задерживается в средней части тела; чистая же энергия, как правило, остается в нижней части тела. Следовательно, необходимо рассеивать энергию (извращенную) верхней части тела. Для рассеивания извращенной энергии средней части тела следует колоть точку «хэ» меридиана Ян-Мин.

В том случае, когда извращенная энергия является поверхностной (локализована в поверхностном слое), то слишком глубокое погружение иглы, а также неправильное (ошибочное) укалывание меридианов приведет к тому, что извращенная энергия воспользуется благоприятной возможностью для прохождения (вглубь) и достижения органов.

Рассеивание иньской энергии больного, у которого налицо недостача энергии, вызовет его смерть. При рассеивании же всех энергий янских меридианов больной будет сильно ослаблен и восстановить его можно лишь с большим трудом.

Точку «у-ли» «шоу-у-ли», или (13 GI), не следует колоть более пяти сеансов (подряд).

Хороший иглотерапевт умеет оценить цвет кожных покровов у пациента; для оценки же состояния его энергии ему доста точно изучить его глаза; после этого он исследует (различные) симптомы выслушивает его дыхание, пальпирует его пульс, дабы определить, является ли он малым или обширным (разлитым), медленным или частым, скользким или шероховатым.

Благодаря результатам всех подобных исследований он и получает возможность поставить свой диагноз.

В случае истощения внутри (тела) энергии пяти органов, этот факт констатируется по пульсу (правому радиальному пульсу). Если в этом случае, укалывая, мы оставим иглу на месте, дабы привлечь еще янскую энергию, это может привести к смерти. При этом смерть больного будет спокойной (тихой).

Если же энергия пяти органов истощена снаружи, и мы будем колоть точки «сюй» рук и ног, оставляя иглу на месте, дабы привлечь иньскую энергию, то янская энергия пойдет вовнутрь тела, результатом чего также будет смерть, но на сей раз больной будет умирать трудно (неспокойно).

Необходимо исследовать глаза, поскольку последние являются отражением энергии пяти органов. В том случае, если им присущ аномальный блеск и голос больного необычно изменился – «это дурной знак».

Когда говорится о методе «легкое распределение», то имеется в виду, что суть болезни легко объяснить. Когда говорится о трудности ввода, это значит, что трудно выявить проявления болезни в человеке. Когда говорится о грубом удержании формы, то речь идет о методе удержания иглы. Когда говорят, что наверху удерживаешь дух, это значит, что контролируешь в человеке избыточность и недостаточность крови путем применения восполнения и опорожнения. Когда говорится о духе и госте, это значит, что собираешь вместе и здоровую (правильную) силу и больную (искажающую) силу. Дух подразумевает правильную энергию дыхания. Гость — это патогенная энергия дыхания.

Когда говорится о вратах, то это значит, что патогенная энергия следует за направляющей энергией в точках входа и выхода. Когда говорится, что не увидел проявлений болезни, то это значит, что сначала должен узнать, в каких меридианах находится патогенная и здоровая энергии.

Когда говорится, как узнать о его источнике, то речь идет о том, как узнать, в каком меридиане находится болезнь и в какой точке нужно колоть. Когда говорится, что нужно понимать частые и медленные действия в тончайшем укалывании, это значит, что надо быть способным действовать плавно или быстро. Когда говорится о грубом удержании застав, то имеется в виду, что контролируешь четыре конечности, но не знаешь о приходе и уходе здоровой и искажающей энергии крови и дыхания.

Когда говорится, что наверху удерживаешь механизм, это значит, что знаешь, как контролировать дыхание-ци. Когда говорится, что в движении механизма не забываешь, что он действует в центральной пустоте, то значит, что знаешь законы опустошения и наполнения в движении и дыхании, и умеешь различать, как действовать иглой, плавно или быстро.

Когда говорится, что частота действия механизма в центральной пустоте определяется тончайшим воздействием, то значит, что колешь, стараясь войти в контакт с дыханием-ци, и, имея точное намерение, удерживаешь дыхание-ци, не теряя его, посредством концентрации и ума.

Если говорится, что когда приходит — нельзя идти навстречу, то это значит, что когда дыхание-ци в расцвете, то его нельзя восполнять. Если говорится, что когда оно уходит — нельзя его преследовать, то имеется в виду, что когда дыхание-ци опустошено, его нельзя опорожнять. Когда говорится, что нельзя зависать при развитии, то имеется в виду, что дыхание-ци легко теряется. Когда говорится, что закрывай, чтобы не выходило, это значит, что не понимаешь истинного смысла восполнения и опорожнения. Это значит, что дыхание-ци и кровь уже закончились, а дыхание-ци не опускается.

Когда говорится о необходимости знания прихода и ухода, то имеется в виду, что нужно знать движение по потоку и против потока, а также фазы наполнения и опустошения дыхания-ци. Когда говорится, что нужно согласовываться со сроками, то имеется в виду, что нужно знать время, когда можно воздействовать на дыхание-ци. Когда говорится о том, что в грубости непросвещенность, то имеется в виду, что человек живет во тьме и не знает тончайших соединений и связей с дыханием-ци. Когда говорится, что таинственное искусство владения в независимом управлении, то имеется в виду, что познал все о работе с иглами.

Когда говорится, что при уходе осуществляй движение против потока, то имеется в виду, что дыхание-ци опустошено и его мало. Если его мало, то надо действовать против потока его движения. Если говорится, что когда приходит — действуй по потоку, то имеется в виду, что дыхание-ци и телесная форма в нормальном состоянии. Если дыхание-ци и телесная форма в нормальном состоянии, то надо действовать по потоку. Когда говорится, что если понимаешь движение по потоку и против потока, то в правильных 34 действиях не будет вопроса, имеется в виду, что ты знаешь, в каком месте надо воздействовать.

Когда говорится о движении навстречу посредством захвата, то имеется в виду опорожнение. Когда говорится о преследовании с оказанием помощи, то имеется в виду восполнение. Когда говорится, что если пустое, то наполняй, то имеется в виду, что в отверстии дыхания-ци пустота и нужно восполнять. Когда говорится, что при наполнении опорожняй, то имеется в виду, что дыхание-ци в отверстии переполнено и нужно опорожнять.

Когда говорится, если плохая кровь, то надо ее выпускать, то имеется в виду, что нужно выпускать кровь из канала. Когда говорится, что при преодолении патогенной силы нужно опустошать, то имеется в виду, что во всех меридианах есть переполненность, и в этом случае надо опорожнять патогенное ци. Когда говорится, что если сначала плавное, а потом быстрое, то наполняй, это значит, что во внутреннем плавное, но оно быстро выходит. Когда говорится, что если сначала быстрое, а потом плавное, тогда опустошай, это означает, что во внутреннем быстрое, а на выходе плавное.

Когда говорится о пустоте и полноте в разговоре, то имеется в виду, что если в разговоре есть полнота, то есть ци, а если пустота, то ци отсутствует. Когда говорится, что в наблюдении последующего и предыдущего то появляется, то исчезает, то имеется в виду пустота и полнота в дыхании-ци и последовательность восполнения и опорожнения. В этом случае нужно наблюдать, когда дыхание-ци оказывается внизу, а когда оно поднимается вверх, сохраняясь. Когда говорится, что в осуществлении полнота и пустота, то обретаешь, то теряешь, имеется в виду, что при восполнении надо следовать за потоком энергии, как будто ты держишь его, а при опорожнении надо быть свободным и отпускать, как будто теряешь его.

Когда говорится, что здоровое ци находится в канале, а патогенное ци находится наверху, то имеется в виду, что патогенное ци уже вошло в человека и поднялось высоко. Поэтому говорится, что патогенное ци находится наверху. Когда говорится, что грязное ци внутри, то имеется в виду, что вода и злаки уже попали в желудок, и их тончайшая энергия уже поднялась в легкие, а мутный остаток опустился в кишечник и желудок.

Это описывается как несогласованность холода и тепла и отсутствие ритмики в приеме пищи и питья. При этом болезнь рождается в кишечнике и желудке и про нее говорится, что грязное ци находится внутри.

Когда говорится, что чистое дыхание-ци находится внизу, то имеется в виду, что чистое, прохладное, влажное ци земли находится внутри человека, и укалывание нужно начинать со стоп. Поэтому и говорится, что чистое дыхание-ци находится внизу. Когда говорится, что нужно колоть канал или жилку в ямке, и тогда патогенное ци выйдет, то имеется в виду, что воздействовать надо наверху. Когда говорится, что колоть нужно в срединный канал и тогда грязное ци выйдет, то имеется в виду, что нужно воздействовать на точки соединения светлого ян.

Когда говорится, что нужно колоть большое и глубокое, и тогда патогенное ци погрузится обратно, имеется в виду, что нужно различать болезни, располагающиеся на поверхности, при которых нельзя колоть глубоко. Если при этом колешь глубоко, тогда патогенное ци, наоборот, пойдет вовнутрь. Поэтому и говорится, что погрузится обратно. Когда говорится, что для кожи, мышц, сухожилий и каналов есть свои места, то имеется в виду, что каналы и пульсы имеют точки, в которых они управляются.

Когда говорится, что если будешь воздействовать на пять каналов, наступит смерть, то имеется в виду, что при болезни дыхания-ци этого недостаточно, и при укалывании нужно делать сильное опорожнение всех иньских каналов. Когда говорится, что если воздействовать на три канала, то будет помрачение, то имеется в виду, что если с усилием опорожняешь дыхание-ци трех янских каналов, то человек полностью теряет сознание и не приходит в себя. Когда говорится, что если захватить инь, то будет смерть, имеется в виду, что воздействуешь на точку у-ли в областичи, и пять раз происходит уход. Когда говорится, что если захватываешь ян, то будет сумасшествие, то это правильные слова.

Когда говорится: «Наблюдай его цвет, исследуй его глаза, узнавай о том, как рассеивается и восстанавливается, понимай единство его тела, слушай его движение и покой», то имеется в виду, что таким образом врач с высшим уровнем знаний исследует пять цветов глаз, и знает, каким образом гармонизируются пульсы в области-чи и цунь, разделяясь на малые и большие, медленные и быстрые, скользкие и шероховатые. На основании этого врач способен определить болезнь. Когда говорится, что знаешь искажающее и направляющее, то имеется в виду, что знаешь, каким образом различать пустую и направляющую патогенную силу ветров.

Когда говорится, что правая нужна для того, чтобы толкать, а левая — чтобы удерживать и направлять, описывается, как удержать иглу на выходе и входе. Когда говорится, что если дыхание-ци приходит, то убирай, то имеются в виду методы гармонизации дыхания-ци через восполнение, опорожнение и убирание иглы. Когда говорится о необходимости гармонизации дыхания-ци с тем, чтобы заканчивать и начинать едино, то имеется в виду, что надо контролировать свое сознание. Когда говорится о 365 точках в соединении, то имеются в виду все места, где проходит энергия по каналам и ответвлениям, а точки представляют собой места соединений и сочленений.

Когда говорится, что дыхание-ци пяти органов-цзан прекратилось внутри, то имеется в виду, что в отверстии пульса ци прекратилось и не приходит. И если, наоборот, воздействуешь вовне на место болезни в точке соединения с янским каналом, то оставляешь иглу до тех пор, пока не придет янское дыхание-ци. Когда янское дыхание-ци придет, тогда внутри будет тяжелое истощение, которое приведет к смерти. Смерть говорит о том, что отсутствует дыхание-ци, которое движется, и поэтому состояние спокойное.

Когда говорится, что дыхание-ци пяти органов-цзан прервалось вовне, то имеется в виду, что ци в отверстии канала вовне прервалось и не приходит. Если, наоборот, берешь точки-шу на четырех конечностях, то оставляешь иглу до тех пор, пока не приходит иньское ци. Когда иньское ци приходит, то янское ци входит обратно и движется против потока, а движение против потока приводит к смерти. В этом случае смерть связана с тем, что иньское ци в избытке.

Таким образом, нужно исследовать глаза, ибо 5 органов-цзан управляют циркуляцией 5 цветов. Если правильно исследуешь, то при этом понимаешь звучание голоса. Если понимаешь звучание голоса, то различаешь нормальный и аномальный голос.

^ ВВЕРХ