Поиск по сайту

Лин-Шу Глава семьдесят вторая. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С КОСМОСОМ (Цзюань 10, Раздел 72) «Сообщение с небом»

(Иньская и янская типология)

Император обращается к своему врачу Сяо Сю.

Император Хуан Ди: «Я слышал, что можно подразделять людей на иньский и янский типы. Это действительно так?»

Сяо Сю: «Поскольку космос всегда (во всем) соответствует цифре 5, то (в природе) существуют не два (чистых) - янский и иньский типа, но пять различных типов. Об Инь и о Ян говорят лишь в целях большей простоты понимания.

Вышеупомянутыми пятью типами являются: 1) тип Тай-Инь, 2) тип Шао инь, 3) тип Тай-Ян, 4) тип Шао-Ян и 5) «уравновешенный» иньско-янский тип.

Эти пять типов различаются по своей (физической и психической) конституции:

1) Тип Тай-Инь скрытен (неискренен) и коварен, выражение лица у него мрачное (угрюмое); он очень вежлив и постоянно перед всеми пресмыкается (подчиняется всем), у него вытянутое тело, с удлиненными костями. Инь у него сильно преобладает над Ян, которое практически не существует. Кровь его (Инь) нечиста. Его защитная энергия функционирует плохо, у него толстый эпидермис и вялые мышцы. В случае его заболевания его необходимо быстро рассеивать.

2) Тип Шао-Инь завистлив, радуется несчастьям других и постоянно холоден (неприветлив); он не способен пребывать в покое и в движении (при ходьбе) опускает голову вниз. Инь у него преобладает над Ян. У него очень маленький желудок и очень развитый кишечник, а шесть его внутренностей пребывают в дисгармонии друг с другом. Пульс его желудка является малым и слабым, тогда как пульс Тай-Ян является разлитым.

В случае заболевания его не следует рассеивать, следует лишь регулировать его энергию, поскольку и кровь, и энергия являются у него одинаково слабыми.

3) Тип Тай-Ян является самоуверенным и надменным, голову и верхнюю часть туловища держит прямо, почти запрокидываясь назад. В нем больше Ян, нежели Инь. В случае его заболевания не следует рассеивать его Инь, но только Ян, ибо, в случае рассеивания больного, Инь которого находится в пустоте, у него будут отмечаться те же самые симптомы безумия (помешательства), которые наблюдаются при избытке Ян.

4) Тип Шао-Ян очень претенциозен: это тип мелкого чиновника, воображающего себя премьер-министром. Он любит двигаться, самодовольно размахивая при ходьбе обеими руками. В нем больше Ян, чем Инь. Сосуды у него развиты плохо и, можно сказать, что он состоит из одних лишь капилляров (ветвей или коллатералей), т.е. энергия его является поверхностной.

В случае заболевания необходимо стимулировать его Инь и рассеивать его Ян, но лишь заставляя кровоточить капилляры.

Стимулирование его Инь является абсолютно необходимым, ибо без этого лечение будет неэффективным.

5) Уравновешенный иньско-янский тип имеет уравновешенный физический и психический склад, т.е. они у него соответствуют норме; он весел, вежлив, скромен и у него кроткий взгляд. При заболевании этих людей лечить их Легко: при наличии признаков полноты их рассеивают, а в случае пустоты стимулируют. Колоть у них следует точки «цзин-река»

Желтый император спросил, обращаясь к Шао-Ши, Младшему наставнику:

— Я слышал о том, что люди имеют соответствие инь и ян. А как определить, что есть человек инь, а что есть человек ян?

Младший наставник сказал:

— Меж небом и землей внутри 6 соединений ничто не выходит за пределы пятерки, и человек также находится в резонансе с этим, ибо ситуация не исчерпывается только соответствием 1 инь и 1 ян. Но я могу говорить об этом только в общем, ибо словами это выразить полностью нельзя, достичь абсолютной ясности не представляется возможным.

Желтый император сказал:

— Хотелось бы услышать об этом, хотя бы в общем. Существуют люди одаренные, существуют люди весьма мудрые. Способны ли они в своем сознании вместить все схемы и воплощать их?

Шао-Ши ответил:

— Есть люди категории сверх-инь, малый инь, сверх-ян и малый ян.

Есть люди категории гармоничного равенства инь и ян. Все эти 5 типов людей различаются по облику и состоянию. По-разному распределено у них соотношение между сухожилиями и костями, силой дыхания и кровью.

Желтый император спросил:

— Могу ли я услышать, какова разница в этом распределении?

Шао-Ши ответил:

— Люди категории сверх-инь жадные и не обладающие человеколюбием, скрытные, таящиеся под спудом, которых трудно разглядеть внутри. Они любят принимать все в себя, но не любят отдавать вовне. Они не любят выражать на поверхность свои эмоции, не умеют действовать своевременно. Сначала в мире происходит движение, и только потом они следуют за ним. Таковы люди категории сверх-инь.

Люди категории малый инь немного жадные, имеют подлое, неверное сердце. Когда видят, что у другого потеря, для них это как обретение. Они любят наносить ущерб, вредить другим. Когда видят у другого человека продвижение в мире, чувствуют лишь негодование. Сердцем они узкие и резкие, не умеют быть благодарны за добро. Таковы люди категории малый инь.

Люди категории сверх-ян обычно живут свободной жизнью, не обремененные ничем. Любят говорить о больших делах, не имея возможностей и способностей, следовательно, говорят попусту. Они выражают свои волеустремления на все четыре стороны, судят о чем угодно, а когда судят чужие 222 действия, не разбираются, кто прав, кто виноват. Когда делают дела, обычно слишком самоуверенны, полагаются только на себя. Встречая поражение, не ощущают раскаяния. Таковы люди категории сверх-ян.

Человек категории малый ян тщателен и скрупулезен до мелочей, очень ценит себя, и даже занимая маленькую чиновничью должность, превозносит себя высоко, повсюду восхваляясь. Такие люди любят осуществлять внешние связи, и не любят быть погружены во внутренние дела, когда нужно хранить что-то внутри. Таковы люди категории малый ян.

Люди ровные, относящиеся к категории, где инь и ян соединяются гармонично, спокойны, пребывают в мирном состоянии, не тревожатся и не пугаются, не обольщаются и не огорчаются, свободно и гибко следуют за течением вещей, не вступая ни с кем в соперничество, меняясь вместе со временем. Если они возвышаются, то сохраняют скромность и уступчивость, достигают своего посредством переговоров и согласия с людьми.

Именно такой порядок называется высшим уровнем правления.

В древности, когда люди хорошо разбирались в использовании игл и полыни, то рассматривали человека с точки зрения 5 движений и на основании этого управляли его состоянием. Если видели избыточность и полноту, то опустошали, если видели пустоту, тогда восполняли.

Желтый император спросил:

— Каким образом наводится порядок среди этих 5 состояний?

Шао-Ши ответил:

— Люди категории сверх-инь характеризуются тем, что у них много инь и мало ян, их кровь мутная, питающая и охранительная силы дыхания шероховатые. Инь и ян у них не находятся в согласии, сухожилия ослаблены, кожа толстая. Если не делать им резкое опорожнение инь, нельзя получить положительных изменений в состоянии.

Люди категории малый инь характеризуются тем, что в них больше инь и меньше ян, у них маленькие желудок и толстый кишечник. 6 органов-фу не гармонизированы, каналы меридианов светлого ян и сверх-ян большие, поэтому необходимо очень внимательно исследовать и гармонизировать их состояние. Они очень легко теряют кровь, а их сила дыхания легко терпит поражение.

Люди категории сверх-ян характеризуются тем, что у них много ян и мало инь. С ними также нужно быть очень осторожными, чтобы не лишить их инь. Опорожнять нужно ян. Если же ян теряется слишком сильно и резко, они сходят с ума. Если вместе теряются инь и ян, может наступить резкая смерть или же полная потеря разума.

Люди категории малый ян характеризуются тем, что в них больше ян и меньше инь, у них маленькие каналы-цзин и большие сосуды-ло, поэтому кровь находится внутри, а сила дыхания-ци ходит по поверхности.

Нужно восполнять инь и опустошать ян. Но если только опорожнять сосуды каналов-ло, тогда будет усиление, сила дыхания-ци уйдет и возникнет болезнь. Если срединная сила дыхания в недостатке, болезнь будет трудно вылечить.

Люди гармоничного сочетания инь и ян имеют слаженно работающие сосуды. Необходимо быть тщательным, когда диагностируешь их состояние, нужно правильно понимать, как взаимодействуют патогенные и здоровые силы. Рассматривая выражение их лица и облик, нужно разбираться в состояниях избыточности и недостаточности. Если есть полнота, опорожняешь, если есть пустота, восполняешь. Если нет ни полноты, ни пустоты, воздействуй на меридианы. Таким образом гармонизируются взаимоотношения инь и ян и различаются люди по состояниям.

Желтый император спросил:

— Если раньше не общался с человеком, встречаешь его впервые, то каким образом различить это?

Шао-Ши в ответ сказал:

— Все остальные принадлежности множества людей уступают соответствиям по пяти состояниям. Таким образом, 25 типов людей не включают в себя перечисленные выше пять типов состояний. Люди 5 типов состояний обладают своими характерными особенностями и с обычными людьми не похожи.

Желтый император спросил:

— Каким же образом отличаются эти люди 5 основных состояний?

Шао-Ши ответил:

— Человек категории сверх-инь имеет выражение лица темное и цвет темный, глубокий. Он постоянно притворяется скромным и уступчивым.

Тело у него длинное и большое, однако, он пригибает тело и сгибает колени, чтобы создать скромный вид. На самом деле его уступчивость не является настоящей. Это характеристика человека сверх-инь.

Человек категории малый инь по внешнему облику может быть похож на чистого и возвышенного человека, но обладает бесовскими характеристиками: он вороват и скрытен. Внутри всегда таит сердце изменника, который стремится нанести вред людям. Когда стоит, он не может сохранять спокойствие, все время суетится и двигается. Когда идет по улице, наклоняется все время вперед, пытаясь спрятаться. Таков человек категории малый инь.

Человек категории сверх-ян выглядит заносчивым и самодовольным.

Он выпячивает живот, отклоняясь назад, колени у него обычно сомкнуты.

Таков человек категории сверх-ян. Человек категории малый ян, когда стоит, смотрит куда-нибудь вверх, очень высоко. Когда идет, то переваливается с ноги на ногу, раскачивается всем телом. Часто размахивает руками или помещает их за спиной, любит, чтобы руки до локтя были оголены и выставлены. Таков человек категории малый ян.

Человек гармоничного сочетания инь и ян выглядит стабильным, устойчивым. В движениях он широкий и крупный, по характеру согласованный и послушный. Хорошо гармонизируется с окружающей средой. В состоянии своем строг, в поведении и поступках прям и точен. Людей принимает адекватно и мирно, глаза его светятся добротой. В облике он ясен и чист, в действиях имеет меру, делает все точно, понимая, что нужно. Люди уважают его и восхищаются им. Таковы характеристики человека, гармонично сочетающего инь и ян.

^ ВВЕРХ