Поиск по сайту

Лин-Шу Глава девятая. НАЧАЛО (ПРОИСХОЖДЕНИЕ) И КОНЕЦ (Цзюань 2, Раздел 9) «Концы и начала»

«Искусство акупунктуры можно подытожить в виде следующей аксиомы: «это - знание начала и конца». Иглоукалывателя способного воспринимать начало и конец, Инь и Ян, функцию пяти органов, можно считать врачом, достигшим совершенства.

Инь управляет органами, Ян управляет внутренностями.

Инь поглощает небесную энергию, Ян поглощает энергию пяти органов. Вот почему, рассеивая, колют опережая циркуляцию энергии, тогда как при стимулировании следуют направлению циркуляции энергии. Именно подобная манера иглоукалывания и позволяет упорядочивать (регулировать) энергии.

ПРИМЕЧАНИЕ. Рассеивание заключается в привлечении (выманивании) Инь к наружи, тогда как в норме она является внутренней. Стимулирование же заключается в привлечении янской энергии вовнутрь, тогда как в норме она является внешней.

Теперь я приступаю к разъяснению того, что подразумевается под «началом и концом».

Энергия меридианов проявляет себя (раскрывается на радиальных пульсах «жэнь-ин» (Ran Ymg) левой кисти и «цунь-коу» (Tsri Нао) правой кисти. Именно на их уровне и можно различить в пустоте или в полноте находятся Инь и Ян, пребывают ли они в покое или в расстройстве. Когда они пребывают в мире, радиальные пульсы соответствуют энергии четырех сезонов: (это значит что человек) пребывает в совершенном здоровье.

Недостача энергии различается (улавливается) на радиальных пульсах, действительно, в подобном случае биения пульса в области «большого пальца» и «подошвы» будут очень слабыми.

ПРИМЕЧАНИЕ Биения пульса на уровне «большого пальца» пульс «цунь» дают информацию о состоянии энергии Ян. Биения пульса на уровне подошвы» пульс «чи» дают информацию о состоянии энергии «Инь». Из этого можно вывести, что обе энергии, и Ян, и Инь, пребывают в пустоте. В этом случае стимулирование янской энергии будет иметь место за счет иньской энергии, которая тем самым ослабеет, а если мы будем рассеивать иньскую энергию, то янская энергия ослабеет еще больше. Вот почему в этом случае иглоукалывание противопоказано и больному необходимо предписывать фармацевтические препараты. Ясно ведь, что рассеивая оставшуюся (еще) энергию мы только нарушим (расстроим) пять органов.

Пульсы Ran Ying (Жэнь-Ин) радиальной артерии левого запястья: - будучи в полноте первой степени он свидетельствует о расстройстве желчного пузыря. Если же к тому же он является вихреобразным и беспокойным - это указывает на то, что иньская энергия пребывает в движении и возбуждена (а как известно все меридианы порождаются Инь), то это при знак расстройства (нарушения меридиана Тройного обогревателя).

- Будучи в полноте второй степени, он указывает на расстройство мочевого пузыря. Если же он к тому же является вихреобразным и беспокойным, то это говорит о расстройстве тонкого кишечника.

- Будучи в полноте третьей степени, он указывает на расстройство желудка. Если он является к тому же вихреобразным и возбужденным, то это говорит о расстройстве толстого кишечника.

- Будучи в полноте четвертой степени и к тому же разлитым (обширным и частым), он свидетельствует о «янском переполнении», что означает, что янская энергия потеряла свою связь с иньской.

Пульсы Цунь-Коу радиальной артерии правого запястья:

- Полнота первой степени указывает на расстройство печени. Если к тому же пульс является вихреобразным и беспокойным, то это говорит о расстройстве перикарда.

- Полнота второй степени указывает на расстройство почек. Если к тому же пульс является вихреобразным и беспокойным, то это говорит о расстройстве (возмущении) сердца.

- Полнота третьей степени указывает на расстройство селезенки. Если к тому же пульс является вихреобразным и беспокойным, то это говорит о расстройстве легких.

- Полнота четвертой степени, сопровождаемая к тому же частотой (учащенностью) и «разлитостью (обширностью) пульса говорит о том, что иньская энергия потеряла связь с янской. Если же оба пульса, и Жэнь-Инь и Цзи хао пребывают в полноте четвертой степени, то это - знак близкой смерти.

Практическое использование (этих сведений):

ПУЛЬС ЖЭНЬ-ИНЬ:

- при полноте первой степени необходимо дважды рассеивать желчный пузырь и однократно стимулировать печень. Иглоукалывание осуществляют по одному сеансу (букв. «один раз» в день, продолжая это несколько дней подряд. В любом случае, колоть следует до получения (положительного) результата. Лечение начинается снова (возобновляется) с появлением вихреобразного (беспокойного) пульса. Колоть следует до тех пор, пока энергия в пульсе не успокоится.

- При полноте второй степени, необходимо дважды рассеивать мочевой пузырь, однократно стимулируя почки. Следует проводить один сеанс иглоукалывания каждые два дня, исключая случай, когда результаты будут неудовлетворительными (т.е. в этом случае, по-видимому, следует колоть каждый день).

- При полноте третьей степени, необходимо дважды рассеивать желудок, однократно стимулируя селезенку. Подобный курс включает два сеанса в день и продолжается до тех пор, пока энергия не успокоится.

Пульс Цунь-Коу:

- При полноте первой степени необходимо дважды рассеивать печень, однократно стимулируя желчный пузырь. Курс состоит из одного сеанса в день, которые повторяются до получения желаемого результата.

- При полноте второй степени необходимо дважды рассеивать почки, однократно стимулируя мочевой пузырь. Колоть следует с частотой один сеанс в два дня, продолжая это до тех пор, пока энергия не успокоится.

- При полноте третьей степени необходимо дважды рассеивать селезенку, однократно стимулируя желудок. Сеансы проводятся два раз в день до успокоения энергии.

Спрашивается: почему необходимо использовать два сеанса (иглоукалывания) в день при рассеивании желудка и селезенки? Да потому, что соответствующая желудку, а, следовательно, и селезенке, энергия очень сильна, ибо она происходит от пищи.

Пульсы Жэнь-Инь и Цунь-Коу «в полноте, превышающей полноту третьей степени» равнозначны «иньскому или янскому переполнениям». В подобных случаях необходимо регулировать (выравнивать) эти энергии посредством акупунктурных игл, но (при этом) никогда не используют моксу (прижигания), которые используются исключительно при ослаблении (опускании) энергии. Все же эти (т.е. описанные выше симптомы) свидетельствуют просто о нарушении равновесия иньской, и янской энергий, а не об их ослаблении (опускании).

Врач-иглоукалыватель никогда не должен колоть (тогда), когда энергия находится в покое. При стимулировании Инь или при рассеивании Ян необходимо сразу же видеть результаты: больной чувствует, что его голос окреп, а глаза и уши стали более чувствительными (т.е. улучшается зрение и слух). При неумении одновременно стимулировать Инь и рассеивать Ян, выравнивание крови и энергии становится невозможном.

Эффективность лечения методом иглоукалывания проверяется исследованием (выслушиванием) пульса. Действительно, в том случае, если нам удалось «коснуться» энергии, сразу же отмечается, что пульс, сохранив свою «разлитость» (обширность), стал менее твердым или «помягчел». Если же, после рассеивания, он остается столь же твердым, как и до начала лечения, несмотря на то, что больной почувствовал облегчение, мы вынуждены констатировать, что энергия осталась «незатронутой» (т.е. мы ее не «коснулись» и что патогенная энергия не рассеялась. То же самое справедливо и для стимулирования.

После стимулирования акупунктурными иглами пульс должен стать более твердым, нежели до начала лечения. Отсутствие же изменения его характера свидетельствует об отсутствии желаемого эффекта, даже в том случае, если больной почувствовал облегчение.

Врач-иглоукалыватель должен совершенствоваться в своем искусстве до тех пор, пока он не будет уверен в том, что результаты его лечения посредством игл ощутимы на уровне пульса (т.е. вызывают его изменения). (Помимо этого) даже в том случае, когда больной не ощущает немедленного и полного исчезновения всех ощущаемых им болей после извлечения игл, он все же должен почувствовать облегчение.

Хороший врач-иглоукалыватель хорошо знает роль двенадцати меридианов, что означает, что он хорошо знает «начало и конец».

Следует хорошенько усвоить, что в том случае, когда мы не находим никакого нарушения равновесия Инь или Ян в виде пустоты или полноты, необходимо колоть точки «цзин-река».

Существует способ иглоукалывания, называемый «постепенным укалыванием»; последнее заключается в выполнении трех последовательных уколов. С третьим уколом мы должны «коснуться» энергии желудка, патогенная энергия должна быть рассеяна, а Инь и Ян должны восстановить (букв. «найти») свою связь. Первый укол позволяет рассеять патогенную янскую энергию. Второй укол позволяет рассеять патогенную иньскую энергию, тогда как третий укол позволяет «привлечь» энергию желудка. На этом лечение прекращается.

Эффективность (подобного) лечения оценивается посредством исследования пульса. Последний должен стать более твердым после стимулирования и более мягким после рассеивания.

Если Инь пребывает в полноте, а Ян в пустоте, необходимо начинать со стимулирования Ян и заканчивать рассеиванием Инь. Тем самым мы упорядочим энергию. Если же Ян пребывает в полноте, а Инь в пустоте, то сначала необходимо стимулировать Инь, а уж затем рассеивать Ян. Лишь действуя подобным образом можно восстановить равновесие энергий.

Энергия трех Инь и трех Ян берет свое начало в стопе, в точке «тай-си» (3 R), там, где проходит задняя большеберцовая артерия. При укалывании этой точки необходима правильная оценка того, с чем мы имеем дело: с полнотой или с пустотой, ибо, рассеивая в случае пустоты мы лишь усугубим положение больного (букв. «осложним болезнь»). Перед укалыванием необходимо исследовать пальцем пульс. Если он быстрый и полный, то в этой точке необходимо рассеивать; в противном случае (пустой и медленный) необходимо стимулировать на этом уровне.

В целом энергия представляет собой одно целое, однако не следует забывать о том, что действуя в верхней половине тела, энергия представлена Ян-Мин. В средней же части тела ее представляет Цзюе-Инь, а в нижней - Шао-Инь.

ПРИМЕЧАНИЕ. В этом абзаце разъясняется тот факт, что существует два вида энергий, одна из которых созидается человеком на уровне желудка из пищи (Ян-Мин), а другая является врожденной или приданной природой (энергия Шао-Инь почек), которая ее сохраняет. (Что же касается Цзюе-Инь, то она служит лишь посредником) Чудесный меридиан «Чжун-май» и «сосуд зачатия» (Жэнь-май) представляют собой «мать меридианов» (т.е. 12 основных); они находятся в связи с меридианом Шао-Инь (почки) и начинаются на уровне этого меридиана, следуя по внутренней поверхности икры ноги, достигая (далее) внутренней поверхности голени, дабы завершиться в подошве. Вторичный сосуд идет от лодыжки к пятке, достигая затем большого пальца ноги.

Его задачей является согревание стопы и лодыжки. Янская энергия начинается (возникает) на внешней стороне больших пальцев, тогда как иньская энергия начинается на внутренней части стопы. Энергия Ян-Мин исходит из желудка и проявляется в радиальном пульсе. Энергия Шао-Инь (почки) показывается (проявляется) у задней большеберцовой (артерии?).

Именно с этого уровня она и начинает проявляться.

Точки согласования, концентрирования энергии желудка, находятся в груди. Подобные же точки энергии селезенки располагаются в боковых частях груди. Соответствующие точки легких расположены в области плеч и спины. Подобные же точки сердца находятся в языке. Такие же точки энергии печени находятся в мышцах, а соответствующие точки энергии почек находятся в костях.

При наличии любой пустоты следует колоть точки, расположенные в верхней части тела дабы привлечь энергию почек.

(Ибо двумя самыми важными энергиями являются энергии желудка и почек). Невозможность полного сгибания рук и ног (букв. «членов тела») при сохранении возможности их разгибания, говорит о том, что болезнь локализована в костях. Если же больной может сгибать руки и ноги, но не способен к полному их разгибанию (вытягиванию), то это говорит о локализации болезни в мышцах. В том случае, когда некоторые части тела пребывают в полноте, необходимо как следует погружать иглы в целях полного рассеивания патогенной энергии, однако после этого не следует надавливать пальцем (т.е. массировать) на уколотую точку. При пустоте некоторых частей тела, иглу следует погружать лишь слегка, а после ее извлечения, следует немедленно надавить пальцем на уколотую точку, чтобы исключить проникновение в нее патогенной энергии. Ибо патогенная энергия атакует тело человека весьма стремительно, тогда как порождаемая пищей энергия желудка прибывает очень медленно. Вот почему при полноте пульса, рассеивая, следует колоть глубоко, при пустоте же следует колоть поверхностно дабы привлечь энергию желудка. В принципе, все больные страдающие болями, должны были бы иметь полноту пульса (ибо боль редко бывает иньской природы). Соответствующие предписания говорят: «При всех заболеваниях, локализованных над (выше) области почек, достаточно колоть точки меридианов легких и толстого кишечника. При всех заболеваниях, локализованных под (ниже) области почек, достаточно колоть точки меридианов селезенки и желудка. «При локализации болезней в верхней части тела необходимо колоть в нижней части. При локализации же их в нижней части тела, необходимо колоть в верхней части. В том случае, когда они располагаются в голове, колют стопы ног. При их расположении в области почек колют в области лодыжек. Но, если болезнь располагается в голове, в руке или в ноге, сопровождаясь чувством тяжести, то это указывает на то, что болезнь располагается в (непосредственно) затронутом (пораженном) месте. В этом случае проводится «местное иглоукалывание, т.е. колют точки, расположенные на пораженном участке тела.

Весной энергия человека является очень поверхностной она локализована на коже, у корней волосков.

Летом она располагается в самом эпидермисе (внутри него).

Осенью она располагается в соединительной ткани.

Зимой она располагается в мышцах и костях.

Таким образом, следуя сезонам, врач-иглоукалыватель должен колоть либо глубоко, либо поверхностно.

Невозможность точной локализации претерпеваемых больным болей указывает на то, что болезнь располагается очень глубоко. В этом случае необходимо выполнять очень глубокие уколы.

В принципе, поверхностные боли свидетельствуют о янской природе (заболевания), ибо Ян относится к поверхности. Глубокие же боли свидетельствуют об иньской природе (заболевания), ибо Инь относится к глубокой сфере тела. В случае зуда необходимо колоть поверхностно, поскольку зуд относится к янской природе.

Если болезнь начинается в Инь, то необходимо вначале колоть Инь, а потом уже Ян. Если же болезнь начинается в Ян, то вначале необходимо колоть янскую сферу, а уж потом иньскую. Обычно заболевание, начавшись в Ян, всегда поднимается в верхнюю часть тела, а затем опускается, в то время как, начавшись в Инь, болезнь всегда опускается в стопы, а уж затем поднимается. Существуют также заболевания, направляющиеся изнутри кнаружи (т.е. от Инь к Ян) или направляющиеся снаружи вовнутрь (от Ян к Инь). При лечении заболеваний, обусловленных избытком Ян, иглоукалыватель должен надолго оставлять иглы на месте, т.е. он не должен их извлекать до тех пор, пока игла не станет холодной (как бы) оледенелой. При лечении же заболеваний, обусловленных избытком Инь, он должен оставлять иглу на месте до тех пор, пока она не станет горячей (нагреется). При избытке Ян, он должен дважды колоть Инь и один раз Ян. При избытке же Инь он должен дважды колоть Ян и один раз Инь. В случае хронических заболеваний, когда патогенная энергия проникла очень глубоко, необходимо хорошенько погружать иглу, надолго оставлять ее на месте и колоть пациента каждые два дня. Энергию необходимо регулировать (выравнивать) как с правой стороны так и с левой. При застое крови, необходимо вызывать кровотечение.

Постигнув все эти понятия, врач-иглоукалыватель достигнет совершенства в своем искусстве.

До начала сеансов иглоукалывания он должен хорошенько понаблюдать за состоянием энергии своего больного и за его физическим состоянием. В отсутствие похудания, но при наличии недостачи энергии и возбужденного пульса, абсолютно необходимо использовать лечение «от обратного». Действуя подобным образом, мы сможем помочь рассеившейся энергии пациента вновь собраться, снова сконцентрироваться, и, будучи достаточно (букв. «слишком» сконцентрированной, она сможет циркулировать снова.

В процессе иглоукалывания врач-иглоукалыватель должен сосредоточить все свое внимание (на игле) вплоть до самого ее кончика. Даже если он колет легко (букв. «очень мало») сумев «ухавать?» дух больного, он сумеет привлечь или заставить выйти его энергию. В любом случае, следует добиваться того, чтобы энергия «прибыла» (достигла в иглу, лишь тогда можно говорить о том, что мы «коснулись энергии».

В иглоукалывании существуют также запреты, которые перечисляются ниже:

1) Никогда не следует колоть больного сразу же после или непосредственно перед совокуплением,

2) в состоянии опьянения,

3) в состоянии гнева,

4) в состоянии усталости,

5) после очень обильной еды,

6) в состоянии очень сильного голода,

7) в состоянии очень сильной жажды,

8) после того, как он испытал сильный испуг,

9) после долгого путешествия.

Колоть следует лишь по прошествии достаточно долгого периода отдыха, ибо в противном случае, мы вызовем «возмущение» (расстройство) энергии меридианов и энергии больного.

При истощении энергии Тай-Ян (Тонкий кишечник и Мочевой пузырь) позвоночник больного находится в состоянии опистонуса, глаза его открыты и выкачены наружу; у него также отмечаются конвульсии и побледнение кожных покровов. Прекращение потоотделения (в этом состоянии) означает смерть.

При истощении энергии Шао-Ян (Тройной обогреватель и Желчный пузырь) больной глохнет и суставы его расслабляются (становятся расхлябанными); ясность его зрения уменьшается и он умирает через полтора дня, при этом кожные покровы его приобретают зеленоватый оттенок.

При истощении энергии Ян-Мин (Толстый кишечник и Желудок) у больного наблюдаются непроизвольные движения глаз и рта, он становится косноязычным и беспокойным, а кожные покровы приобретают желтоватый оттенок. Наличие полноты меридианов вверху и внизу, в отсутствие циркуляции энергии, означает смерть.

При истощении энергии Шао-Инь (Сердце и Почки) кожные покровы больного приобретают черноватый оттенок, зубы у него удлиняются и словно бы становятся грязными, живот больного раздувается, у него наблюдается анурия и непроходимость, что означает смерть.

При истощении энергии Цзюе-Инь (Перикард и Печень) у больного возникает ощущение жара внутри тела, горло у него сохнет (сохнет в горле); для него характерно частое мочеиспускание и боли в сердце. Осложнение подобного характера болезни ведет к отвердению (ороговению) языка, его непроизвольным сокращениям, и - к сокращению (сморщиванию) мошонки, что означает смерть.

При истощении энергии Тай-Инь (Легкие и Селезенка) живот больного раздувается, у него наблюдаются анурия и непроходимость, одышка и цианоз лица, кожные покровы его чернеют, кожа сохнет, что равнозначно смерти».

Путь укалывания полностью исчерпывается понятием концов и начал. И необходимо ясно понимать, что такое концы и начала.

Пять органов-цзан являются связующими нитями, а инь и ян определяют это понятие. Инь управляет органами-цзан, а ян управляет органами-фу.

Ян получает дыхание-ци через 4 конечности, а инь получает дыхание-ци через 5 органов-цзан. Поэтому когда опорожняешь, то движешься навстречу, когда восполняешь, то следуешь за ним. Когда знаешь о движении навстречу и знаешь о следовании, тогда дыхание-ци можно гармонизировать.

Рецепт гармонизации дыхания-ци обязательно определяется и постигается через инь и ян. 5 органов-цзан — это инь, 6 органов-фу — это ян.

Нужно передать его последующим поколениям, и скрепить клятву о передаче кровью. Тогда тот, кто почитает его, будет процветать, а тот, кто пренебрегает им, погибнет. Нельзя действовать только ради своей корысти, забыв о пути, ибо в этом случае постигнет тебя преждевременная смерть.

— С почтением восприму я учение о небесном пути. Пожалуйста, расскажите мне о концах и началах.

— Концы и начала есть связующие нити пульсов каналов. Если исследуешь пульсы в точках цунь-коу, отверстие выхода, и жэнь-ин, навстречу человеку, то тем самым познаешь избыточность или недостаточность инь и ян, знаешь о том, ровным или неровным является движение, и исчерпывающе познаешь путь неба. То, что определяется как «ровный человек», означает отсутствие болезни. Отсутствие болезни определяется тем, что в точках цунь-коу и жэнь-ин есть соответствие пульсу 4-х времен.

При этом верх и низ соотносятся друг с другом, а в приходе и уходе по пульсам 6 каналов нет непроходимости. Корни и верхушки по ощущениям холода и тепла удерживаются и контролируются. Плоть, дыхание-ци и кровь уравновешены. Такой человек называется здоровым.

Если мало дыхания-ци, тогда в точках жэнь-ин и цунь-коу ощущается малое количество, и нет симметричного распределения по зонам. Если ситуация такая, это значит, что есть недостаточность и инь и ян. Восполняя ян, опорожняешь инь. А если будешь опорожнять инь, то разрушишь ян. В этой ситуации можно использовать сладкое лекарство. Если болезнь не проходит, то нужно пить его, доводя до необходимого количества. В этом случае, если не делать прижигания, то болезнь не закончится, потому что опорожнение в этом случае приведет к разрушению дыхания-ци 5 органов.

Если есть наполненность в точке жэнь-ин, то болезнь находится в меридиане малый ян на ноге. Если есть одно наполнение и подвижность, то болезнь находится в меридиане малый ян на руке. Если есть 2 наполнения в точке жэнь-ин, то болезнь находится в меридиане сверх-ян. Если 2 наполнения и подвижность, то болезнь в меридиане сверх-ян на руке. Если 3 наполнения в точке жэнь-ин, то болезнь находится в меридиане светлый ян на ноге. Если 3 наполнения и подвижность, то болезнь находится в меридиане светлый ян на руке. Если 4 наполнения точке жэнь-ин, и пульс то большой, то частый, имя этого синдрома — развивающийся ян. При таком синдроме ситуация выходит за пределы обычных норм.

Когда в отверстии пульса, цунь-коу, есть одно наполнение, то болезнь находится в меридиане недостаточный инь на ноге. Если одно наполнение и подвижность, то болезнь находится во владыке сердца на руке. Если в отверстии пульса 2 наполнения, то болезнь в меридиане малый инь на ноге. Если 2 наполнения и подвижность, то болезнь в меридиане малый инь на руке. Если в отверстии пульса 3 наполнения, то болезнь в меридиане сверх-инь на ноге. Если 3 наполнения и подвижность, то болезнь в меридиане сверх-инь на руке. Если в отверстии пульса 4 наполнения, а пульс большой и частый, то это называется развитие инь. Это указывает на внутреннюю непроходимость. Если эту внутреннюю непроходимость не раскрыть, то больной умрет, его нельзя будет вылечить.

Если пульс в точках жэнь-ин и цунь-коу наполнены в 4 раза больше обычного, то это непроходимость с преградой, гуань-гэ. Если есть такая непроходимость, то это указывает на то, что остался короткий срок жиз61 ни. Если в точке жэнь-ин одно наполнение, тогда нужно опорожнять малый ян на ноге и восполнять недостаточный инь на ноге. Нужно делать 2 опорожнения и 1 восполнение 1 раз в день. При этом эффект будет мгновенным. Если есть подвижность, беспокойство, то нужно брать выше, и когда дыхание-ци уравновесится, болезнь пройдет.

Если в точке жэнь-ин 2 наполнения, то нужно опорожнять меридиан сверх-ян на ноге, и восполнять меридиан малый инь на ноге. Нужно 2 раза опорожнять и 1 раз восполнять 1 раз в 2 два. Как только сделаешь, то тут же будет эффект. Если есть подвижность, то нужно брать выше. Если дыхание-ци гармонизируется, то болезнь пройдет. Если в точке жэнь-ин 3 наполнения, то нужно опорожнять меридиан светлый ян на ноге и восполнять меридиан сверх-инь на ноге. Нужно 2 раза опорожнить и 1 раз восполнить 2 раза в день. Как только сделаешь, тут же увидишь результат.

Если есть подвижность, то нужно брать выше. Как только дыхание-ци гармонизируется, болезнь тут же пройдет.

Когда в отверстии пульса 1 наполнение, то нужно опорожнять меридиан недостаточный инь на ноге и восполнять меридиан малый ян на ноге.

Нужно 2 раза восполнить и 1 раз опорожнить 1 раз в день. Результат увидишь тут же. Проверяй его по пульсу. Если есть подвижность, то нужно брать выше. Дыхание-ци придет в равновесие и болезнь пройдет. Если в отверстии пульса 2 наполнения, нужно опорожнять меридиан малый инь на ноге и восполнять меридиан сверх-ян на ноге. 2 раза восполнять и 1 раз опорожнять 1 раз в день. При этом нужно ощупывать пульс, чтобы видеть результат. Если есть подвижность, то брать выше. Как только дыхание гармонизируется, так болезнь сразу пройдет.

Если в отверстии пульса 3 наполнения, нужно опорожнять меридиан сверх-инь на ноге и восполнять меридиан светлый ян на ноге. 2 раза восполнить, 1 раз опорожнить 2 раза в день. При этом надо проверять пульс, узнавая о состоянии. Если есть подвижность, то надо брать выше. Как только дыхание-ци гармонизируется, болезнь пройдет. Если есть избыточность и переполнение дыханием-ци злаков, то возникает болезнь, поэтому в день нужно делать 2 раза.

Если в точках жэнь-ин и цунь-коу есть переполнение в 3 раза и выше, то это называется разлив инь и ян. Если так, то не удастся раскрыть непроходимости. Это значит, что закрыты кровеносные сосуды, и нет возможности для перемещения дыхания-ци. В результате происходит разлив вовнутрь. Внутри происходит повреждение 5 органов-цзан. В этой ситуации можно прижигать, с тем, чтобы произвести изменения и превратить эту ситуацию в другую болезнь. Когда колешь иглами в состоянии болезни, как только дыхание-ци гармонизировано, можно прекращать. Восполняешь инь и опорожняешь ян. Дыхание-ци звуков будет ощущаться все четче, уши и глаза будут яснее и чутче. Если же делаешь неправильно, то кровь и дыхание-ци не будут приходить в движение.

Когда говорится, что дыхание-ци приходит и видишь хороший результат, то это значит, что опорожнение приводит к тому, что увеличивается пустота. Пустота возникает, если пульс большой, но не твердый. Когда он твердый, то причина в том, что болезнь не ушла и выражается в быстрых речах. Если восполняешь, то, значит, прибавляешь к полноте.

При полноте пульс большой, как и раньше, и в нем прибавляется твердости. В этом же случае он остается таким же, но не становится твердым.

Здесь хотя слова быстрые, но болезнь не ушла. Поэтому восполнение приводит к наполнению, опорожнение приводит к опустошению. Хотя боль не уменьшается прямо во время укалывания, тем не менее, болезнь начинает уменьшаться.

Необходимо сначала восстановить проходимость каналов 12 меридианов, в которых зарождается болезнь. Потом можно переходить к концам и началам. Ибо инь и ян не замещают друг друга, и полнота и пустота не нарушают равновесия друг друга. В этом случае надо воздействовать на меридианы. Когда колешь, нужно правильно действовать иглой в соответствии с болезнью. Нужно с мелкого уровня доходить до глубокого, укалывая кожу, мышцы и пространство между мышцами.

Когда колешь иглой, нужно ждать, чтобы под иглой появилось дыхание-ци злаков, что выразится в ощущении прихода дыхания-ци. Только в этом случае можно получить хороший лечебный эффект. Так как патогенное дыхание-ци проникает в каналы меридианов, оно приводит в беспорядок здоровое дыхание-ци и смешивается с ним. Оно нарушает порядок расположения дыханий-ци инь и ян в местах его нахождения. В результате дыхание-ци и кровь в своем движении по потоку и против потока спутываются и идут в противоположных направлениях. Кроме того, в разных местах различаются глубокий и поверхностный пульсы. Образы пульса, если они не соотносятся с изменениями дыхания-ци по четырем сезонам, означают, что патогенное дыхание застоялось внутри тела и разлилось внутри организма.

Вышеперечисленные 6 синдромов заболевания могут быть вылечены с помощью укалывания иглами. В процессе укалывания сначала колешь кожу, и патогенное дыхание-ци на поверхности может быть выведено наружу. Если колешь второй раз, то колешь глубже, и укалываешь до уровня мышц. В этом случае можно вывести наружу патогенное дыхание, которое располагается в иньской области. Если колешь третий раз, то нужно колоть до уровня промежутков между мышцами и ждать, чтобы под иглой появилось ощущение ци. Это явление называется приходом дыхания-ци злаков. Тогда можно вынимать иглу.

Когда говорится, что пришло дыхание-ци злаков, то это значит, что были вышеописанные болезни. Нужно применять способ восполнения, и правильное ци в этом случае достигнет своей полноты, а в образах пульсов появится сила. Если применять способ опорожнения, то убирается патогенное дыхание-ци, и в этом случае образы пульсов могут стать плавными и гармоничными. На основании этих образов и характеристик, можно знать, что дыхание-ци злаков пришло в место укалывания.

В результате лечения с помощью иглоукалывания можно убирать патогенные факторы, производящие болезни. Дыхание-ци и кровь, инь и ян в человеческом теле — между ними достигается гармония, и восстанавливается нормальное состояние. В этом случае можно знать, что больной выздоровел. Поэтому нужно точно использовать метод восполнения, и в этом случае здоровое дыхание-ци наполнится и станет сильным. А если правильно использовать метод опорожнения, тогда патогенное дыханиеци ослабнет и уйдет. Болезнь и боль, хотя и не исчезают прямо под иглой, но начинают уменьшаться и больной постепенно обретает здоровье.

Если инь восполняется, то ян опустошается. В этом случае нужно восполнять ян, а потом опорожнять инь для достижения гармонии. Если инь пустой, а ян наполняется, то сначала нужно восполнять инь, а потом опорожнять ян для достижения гармонии. Когда три канала приходят в движение, они пульсируют в точке на большом пальце ноги, между большим пальцем ноги и вторым пальцем. Нужно правильно рассматривать полноту и опустошение. Если пустота и опорожнение, это называется двойной пустотой. Двойная пустота ведет к тому, что болезнь усиливается.

Когда делаешь укалывание, нужно закрывать отверстие иглы пальцем.

Если пульс приходит в движение, он полный и быстрый, то нужно опорожнять эту болезнь. Если пульс пустой и медленный, то нужно восполнять. В противном случае болезнь будет усиливаться дальше.

Движение происходит над меридианом светлый ян вверху, в меридиане недостаточный инь в середине, и в меридиане малый инь внизу. Каналы бывают иньские и янские. Точки на груди с двух сторон соответствуют иньским каналам и используются для лечения болезней иньских меридианов. Точки-шу на спине соответствуют янским каналам. Нужно колоть точки на спине, и в этом случае будут проходить эти болезни.

Если возникают синдромы, которые выражаются в пустоте и сопровождаются потерей чувствительности, отеками в области плеч и предплечий, в укалывании можно использовать соответствующие этим местам точки-шу. Например, точка цзянь-юй, «точка-колодец», находится на плече.

Можно применять метод восполнения.

Если лечишь болезнь, которая выражается в том, что становится тяжелым язык, то нужно брать иглу и колоть жилу под языком. Нужно, чтобы вышла дурная кровь. Если руки могут сгибаться, но не могут разгибаться, то это болезнь сухожилий. А если могут разгибаться, но не могут сгибаться, то это болезнь костей. Если болезнь в костях, то нужно лечить кости. Если болезнь в сухожилиях, то нужно лечить сухожилия. Во время укалывания нужно использовать методы восполнения и опорожнения.

^ ВВЕРХ