Поиск по сайту

Лин-Шу Глава сорок вторая. ЭВОЛЮЦИЯ БОЛЕЗНЕЙ (Цзюань 7, Раздел 42) «Распространение болезней»

Император Хуан Ди: «Вы обучили меня акупунктуре, но я вижу, что существуют и другие методы (исцеления), каковых известно (в целом) пять: массаж, проведение энергии, мокса (прижигания), акупунктура и фармацевтические препараты. Как они должны использоваться: в сочетании друг с другом или по отдельности?».

Ци Бо: «Невозможно сразу выучить все эти методы хорошо, поэтому поначалу лучше совершенствоваться в одном из них».

Император Хуан Ди: «Разъясните мне, в таком случае, проблему эволюции заболеваний: укажите мне при этом, какие из них могут быть излечены, а какие являются неизлечимыми».

Ци Бо: «Прежде всего необходимо уметь хорошо различать о чем идет речь (т.е. с какими заболеваниями мы имеем дело): об Инь или об Ян.

При заболеваниях, зародившихся в сердце, болезнь переходит на второй день в легкие, на третий в печень, а на пятый в селезенку. Еще через три дня, в том случае, если болезнь эволюционирует дальше, больной умрет зимой, в полночь или же летом, в полдень. Это означает, что патогенная энергия проникла непосредственно в органы.

При болезнях, зародившихся в легких, на третий день заболевание переходит в печень, на следующий день - в селезенку, а на пятый день - в желудок. И если больной не будет исцелен в конце десятого дня, то он умрет либо зимой, на закате солнца, либо летом, на восходе.

При заболеваниях, зародившихся в печени, болезнь переходит на третий день в селезенку, на пятый - в желудок, а на восьмой - в почки. Если болезнь не будет устранена в течение трех дней, больной умрет либо на закате (если дело происходит зимой), либо в час первого завтрака (7-8 часов утра), если дело происходит летом.

При заболеваниях, начавшихся в селезенке, болезнь переходит на следующий день в желудок, на третий день - в почки, а затем - в мочевой пузырь. Если больной не будет исцелен в течение десяти дней, то он умрет в час ужина зимой, либо в полуденный завтрак летом.

При болезнях желудка на пятый день болезнь переходит в почки, а на восьмой - в сердце. Если ее не излечить в конце второго дня, то больной умрет в полночь зимой или в полдень летом.

При болезнях почек болезнь переходит на третий день в мочевой пузырь, на шестой - в сердце, а на девятый - в тонкий кишечник. Если ее не вылечить к двенадцатому дню, то больной умрет ранним утром зимой или в полдень летом.

При заболеваниях мочевого пузыря болезнь переходит на пятый день в почки, на шестой - в тонкий кишечник (при этом живот больного раздувается и он ощущает боль в области почек и в позвоночнике); на седьмой день болезнь переходит в сердце и больной ощущает боль во всем теле. Если болезнь не излечивается на второй день (десятый) день, то он умрет с (первым) криком петуха зимой, либо в час первого завтрака летом.

Если все упомянутые болезни эволюционируют вышеописанным образом, то смерть больного не вызывает сомнений и колоть его бесполезно. Если же эволюция болезней сопровождается иными видами переходов из органа в орган, то его можно колоть. Например, если при заболевании сердца, болезнь переходит в печень или в селезенку, то это называется нормальным «одношаговым» переходом. При переходе из сердца в печень мы имеем «сына, подсоединяющегося к своей матери», что вполне нормально. Когда же она переходит в селезенку, то здесь «мать подсоединяется к сыну», что также вполне нормально. (Иными словами) эти два энергетических перехода согласуются друг с другом. Равным образом при нападении сердца на почки или легких на сердце, мы имеем дело с «нападением слабого на сильного», что неопасно, ибо более сильный всегда сумеет оказать слабому сопротивление».

Желтый император сказал:

— Я получил сведения от мудреца по 9 иглам. Своим видением я изучил их во всех областях и знаю, что есть упражнения дао-инь, есть ведение и растягивание для приведения в движение силы дыхания. Вытягивают прямо, потирают места, прижигают, разогревают, производят укалывание, жгут полынь, пьют лекарства, и можно каждый из этих методов использовать отдельно для того, чтобы приводить в движение ци.

Ци-Бо ответил:

— Все это способы для многих людей, и они не исчерпывают возможные подходы для одного человека.

Желтый император сказал:

— То есть это и называется удержанием единого без потерь и ошибок? И все десять тысяч сущностей исчерпываются этим? Сейчас я хочу услышать о сути инь и ян, о закономерностях чередования пустоты и полноты, о процессе нарушения равновесия, о смешениях, и о том, как можно лечить эти болезни. Хочу услышать об изменениях и трансформациях болезни. Хочу узнать о том, как передаются разнузданные силы, как происходят нарушения и разрушение организма, до такой степени, что его нельзя вылечить. Можно ли услышать об этом?

Ци-Бо ответил:

— Это чудесный вопрос о главном! Ведь путь-дао состоит в том, что светит повсюду. Путь-дао медицины учит понимать суть. И если понимаешь эту суть, то путь светит тебе так же, как трезвость светит в пробужденном состоянии днем. Если же не понимаешь, то это подобно ночному сну. А когда спишь, то разве можешь что-либо понять и увидеть? И поэтому нужно не только воспринять эти истины и овладеть ими, но также необходимо соответствующим образом применять их практически. И в учении, и в применении нужно концентрировать свой дух для того, чтобы понять и осуществлять их. Тогда действительно можно достичь понимания высших сфер этого знания. И способен будешь, не отступая от этих ясных законов, осуществлять лечение, сможешь понять суть и выйти в высшие пределы понимания. Сможешь написать эти законы на бамбуковых дощечках и парчовых свитках и передать эти знания своим детям и внукам.

Желтый император спросил:

— Что говорится о состоянии пробуждения днем?

Ци-Бо ответил:

— Ясность наступает в светлом ян, и это подобно тому, как освобождаешься от смуты в голове, подобно тому, как трезвеешь от опьянения.

Желтый император спросил:

— Что означает состояние сна темной ночью?

Ци-Бо ответил:

— Это как будто человек немой, и не может издать ни одного звука, будто у него нет голоса, будто он туманный и у него нет формы. Как будто все темно, и нет понимания. У человека появляются волосы, которые ломаются и исчезают, поры кожи раскрываются, из них выходит много пота.

Все это патогенные нарушения, которые проникли через волосы на коже, и через мышцы вошли в плоть. И если происходит большое нарушение здорового дыхания-ци, то патогенное дыхание распространяется и проходит через кровеносные сосуды, попадая во внутренние органы. Это может вызвать боль в животе, потерю семени-цзин и силы дыхания, и другие болезненные явления. И если процесс переходит к стадии серьезного заболевания, когда происходит опустошение здоровой энергии и наполнение патогенной энергией, то больного будет вылечить нелегко.

Желтый император сказал:

— А если большая сила дыхания болезни проникла во внутренние органы-цзан, то как быть?

Ци-Бо отвечает:

— Если болезнь сначала появляется в сердце, то через день она окажется в легких, на третий день она окажется в печени, а на пятый день она окажется в селезенке. Если в течение трех дней она не проходит, тогда наступает смерть. При этом зимой человек умирает в полночь, летом — в полдень.

Если болезнь сначала возникает в легких, то на третий день она оказывается в печени, еще через один день она оказывается в селезенке, а через 5 дней она оказывается в желудке. Если через 10 дней болезнь не проходит, то наступает смерть. Зимой человек умирает на закате Солнца, летом — на восходе.

Если болезнь сначала возникает в печени, то через 3 дня она оказывается в селезенке, через 5 дней в желудке, еще через 3 дня в почках, и если через три дня она не проходит, наступает смерть. Зимой — на закате Солнца, летом — во время завтрака.

Если болезнь сначала возникает в селезенке, то через 1 день она оказывается в желудке, через 2 дня она оказывается в почках, через 3 дня она оказывается в позвоночнике и мочевом пузыре. Если через 10 дней болезнь не проходит, наступает смерть. Зимой человек умирает во время сумерек, а летом он умирает во время вечерней трапезы.

Если болезнь сначала возникает в желудке, то через 5 дней она оказывается в почках, через 3 дня она оказывается в мочевом пузыре, еще через 5 дней она оказывается в сердце, и если через 2 дня болезнь не проходит, то наступает смерть. Зимой человек умирает в полночь, летом — после обеда.

Если болезнь сначала возникает в почках, то через 3 дня она оказывается в мочевом пузыре, еще через 3 дня поднимается вверх в сердце, еще через 3 дня идет в тонкий кишечник. И если через 3 дня болезнь не проходит, то пациент умирает. Зимой человек умирает во время рассвета, а летом он умирает в сумерки.

Если болезнь сначала возникает в мочевом пузыре, то через 5 дней она попадает в почки, еще через день — в тонкий кишечник, еще через день — в сердце. Если через 2 дня болезнь не проходит, то наступает смерть. Болезнь оканчивается смертью зимой в то время, когда кричат петухи, а летом — после обеда.

Все болезни имеют свою последовательность передачи и сроки, которые приводят к состоянию, когда больного уже невозможно вылечить иглоукалыванием. В то время, когда они проходят через один орган, переходят ко второму, третьему и четвертому органу-цзан, то в этом случае еще можно лечить укалыванием.

^ ВВЕРХ