Лин-Шу Глава пятидесятая (Не переведена, поскольку не представляет интереса)? (Цзюань 8, Раздел 50) «Рассуждение о храбрости»
Желтый император спросил у Шао-Юй:
— Предположим, есть люди, которые вместе ходят, вместе стоят, и возраст у них одинаковый, и одежда у них схожая. Они попадают под воздействие резкого ветра или сильного дождя, и один заболевает, а другой нет. Или же оба заболевают, или не заболевают. Каковы могут быть причины этого?
Шао-Юй ответил:
— Владыка задает очень важный вопрос, но, задавая такой важный вопрос, почему-то торопится.
Желтый император сказал:
— Хочу услышать и понять это до конца.
Шао-Юй ответил:
— Весной — теплый ветер, летом — янский ветер, осенью — прохладный ветер, зимой — холодный ветер. Таковы ветра четырех времен. Болезни, которые они вызывают, имеют разные внешние проявления.
Желтый император спросил:
— Каким образом проявляются ветра четырех времен в болезнях людей?
Шао-Юй ответил:
— Человек с желтой тонкой кожей и слабыми мышцами не справляется с весенним несущим пустоту ветром. Человек с белой тонкой кожей и слабыми мышцами не справляется с летним несущим пустоту ветром. Человек с синеватой тонкой кожей и слабыми мышцами не справляется с осенним несущим пустоту ветром. Человек с красной тонкой кожей и слабыми мышцами не справляется с зимним несущим пустоту ветром.
Желтый император спросил:
— А люди с темной кожей не болеют?
Шао-Юй ответил:
— У людей с темной кожей кожа толстая и мышцы крепкие. Они не страдают от воздействия ветров четырех времен. Если кожа тонкая, а мышцы не крепкие, то могут быть разные ситуации. Когда в период долгого лета человек попадает под воздействие пустого ветра, то возникает болезнь. Если кожа толстая, а мышцы крепкие, то Если человек попадает под воздействие пустого ветра во время долгого лета, болезнь не возникает.
Желтый император спросил:
— Кто подвержен сильному воздействию холода?
Шао-Юй ответил:
— И для внешнего, и для внутреннего аналогичная ситуация. Если человек попадает под сильное воздействие холода, тогда будет болезнь.
Желтый император сказал:
— Хорошо. Бывает, что человек может терпеть боль, а бывает, что не может. Но ведь боль не разделяется для храбрых и трусливых. Редко бывает, когда храбрый человек не способен терпеть и выносить боль. Такого трудно найти. Храбрый человек, встречаясь с трудностью, продвигается вперед, видит боль и останавливается. А трусливый, робкий человек, который умеет терпеть боль, когда слышит о трудности, тогда боится, и если встречает боль, то перестает двигаться.
Бывает, что храбрый человек, умеющий терпеть боль, встречает трудности и не боится, а сталкивается с болью и не двигается. А трусливый человек, который не может терпеть боль, встречаясь с трудностью и болью, и только вращает глазами и меняется в лице. Боится так, что не может сказать ни слова, теряет самообладание, начинает дрожать, у него меняется цвет лица, он становится ни жив, ни мертв. Я видел таких. Не знаю, каковы причины. Хочу услышать, отчего так происходит.
Шао-Юй ответил:
— Способность терпеть боль и неспособность терпеть боль зависят от того, толстая или тонкая кожа, крепкие или слабые мышцы, расслаблен человек или напряжен. Она не связана с храбростью или трусостью.
Желтый император сказал:
— Тогда хочу узнать, откуда возникает храбрость и трусость.
Шао-Юй ответил:
— Обычно у храброго человека глаза глубоко посажены и четко очерчены. Они длинные, уравновешенные, прямо смотрящие. Три обогревателя определяют и распределяют прямоту. Сердце у такого человека посажено прямо. Печень большая и крепкая, желчный пузырь наполнен и энергетически силен. Если человек гневается, то сила дыхания наполняется, и грудь распирает, печень поднимается, желчный пузырь движется в поперечном направлении. В результате возникает напряжение в уголках глаз, глаза расширяются. Волосы на коже поднимаются, лицо приобретает синий оттенок. Отсюда и возникает храбрый муж.
Желтый император сказал:
— Хочу узнать, как устроен муж робкий.
Шао-Юй ответил:
— Робкий муж устроен таким образом, что глаза у него большие, неглубоко посажены. Связь между инь и ян в нем потеряна. Три обогревателя у него расположены вертикально, а не горизонтально. Грудные кости острые, выпирающие, короткие и маленькие. Сухожилия у него расслабленные, желчный пузырь не наполнен и расслаблен, кишечник и желудок тоже расслаблены. Под ребрами существует пустота, потому дыхание-ци печени не может быть наполненным.
Если такой человек сталкивается с большим гневом, то сила дыхания гнева не способна наполнить грудную клетку. Печень и легкие, хотя и поднимаются вверх, не могут держаться там долго. Сила дыхания приходит в упадок и опускается вниз. Поэтому человек не может в течение долгого времени вырабатывать гнев. Именно это и определяет характер человека робкого и нерешительного.
Желтый император спросил:
— А вот Если робкий человек выпивает вина, то в гневе он не страшится и храброго человека. Какие органы-цзан управляют этим?
Шао-Юй ответил:
— Вино — это тончайшая субстанция из воды и злаков. Это жидкость, которая происходит из древа злаков, и энергия ее сильная и горячая. Если она входит в желудок, тогда желудок расширяется, сила дыхания-ци поднимается против потока вверх и наполняет грудную клетку.
Печень движется вверх, дыхание желчного пузыря идет против потока. В это время робкого мужа можно сравнить с храбрым человеком, но когда его ци приходит в упадок, то после этого он сожалеет и раскаивается. Если он в это время и похож на храброго человека, на самом деле он таковым не является. Это называется строптивостью от алкоголя.