Поиск по сайту

Опыт комплексного психолого-гомеопатического подхода в лечении ребенка с задержкой психоречевого развития


Финкельштейн Б.Б.

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет



Отдавая дань значимости грудного вскармливания на первом году жизни, и его приоритетности по сравнению с искусственным вскармливанием, отметим, что в ряде случаев имеет место чрезмерно длительное кормление грудью детей младшего возраста. При этом грудь дается бессистемно, и прежде всего, в случаях эмоционального возбуждения ребенка. Такой вариант может тормозить процесс нормального развития и оказывать инфантилизирующее влияние. Рассмотрим конкретный пример.

На консультацию был приведен ребенок в возрасте 3 лет и двух месяцев, с жалобами на отсутствие речи. Мальчик из полной семьи, родители без вредных привычек.

Неврологическое обследование в районной поликлинике по месту жительства не выявило тех или иных отклонений. Ребенку был назначен Энцефабол, и было сказано, что: «если он не заговорит, будет выставлена инвалидность, и его направят в специализированное детское дошкольное учреждение для детей с ЗПР». Эффекта от лечения отмечено не было.

При осмотре – в физическом плане мальчик развит по возрасту, взгляд живой, но отмечались признаки легкой заторможенности. Ребенок входил в контакт, но реагировал на обращение к нему нечленораздельными звуками, подкрепляя их жестами.

В беседе с мамой выяснилось, что она до сих пор кормила мальчика грудью. Причем, давала её бессистемно, и, прежде всего, при любом эмоциональном беспокойстве сына, например, на детской площадке. Прочий рацион питания был ограничен и не соответствовал возрасту. В Санкт-Петербург мама переехала из деревни, была глубоко верующей, и считала, что все делает правильно.

В качестве лечебной тактики было выбрано сочетание легкой психокоррекции, и гомеопатической терапии.

С мамой было проведено 3 сеанса, на которых использовалась рациональная психотерапия. В ходе бесед был разъяснен вред, который она наносит ребенку, не давая ему выйти из грудничкового периода. Для усиления эмоциональной значимости процедур, была подключена методика индивидуальной «психодрамы», когда мама находилась в роли ребенка, и контакт с ней осуществлялся в стиле суетливого «сюсюканья».

Параллельно ребенку был назначен гомеопатический препарат Этуза (Aetusa cynapium, «Собачья петрушка»), в 12-том разведении, кратностью один прием в день, курсом до 2-х месяцев. Этот препарат показан, прежде всего, тем детям, которые длительное время находятся на бесконтрольном грудном вскармливании, и отстают, при этом, в развитии.

На первой неделе после начала приема препарата повысилась психофизическая активность ребенка. Он стал более любознательным и, со слов мамы, стал «проявлять характер», что её очень порадовало. В дальнейшем, в течение месяца, он начал говорить отдельные слова. Увидев столь выраженный эффект, мама окончательно прекратила кормить ребенка грудью.

На протяжении дальнейших трех месяцев ассортимент слов, освоенных мальчиком, значительно расширился, он стал пытаться строить фразы, повторять их за взрослыми.

В результате проведенной терапии диагноз ЗРР был снят, и ребенок был принят в детское дошкольное учреждение обычного типа.

Представленный клинический случай свидетельствует о возможности блокировки адекватного развития детей чрезмерно длительным грудным вскармливанием. Кроме того, он подтверждает актуальность использования сочетанного психолого-гомеопатического подхода при лечении детей с ЗПР.

^ ВВЕРХ