Поиск по сайту

Су-Вэнь Глава двадцать третья. ПЯТЬ ЭНЕРГИЙ (Цзюань 7, Раздел 23) «Разъяснение особенностей действия пяти дыханий-ци»

«Симптомами нарушения (циркуляции) энергии являются применительно к сердцу: вздохи, применительно к легким: кашель; применительно к печени: несвязность речи (мышления); применительно к селезенке: частое глотание (проглатывание); применительно к почкам: зевота и чихание; применительно к желудку: подъем энергии в верхнюю часть туловища, тошнота; применительно к толстой и тонкой кишке: поносы; применительно к тройному обогревателю: нарушения (равновесия между органическими) жидкостями; применительно к мочевому пузырю: анурия или недержание мочи; применительно к желчному пузырю: (приступы) гнева. Сердце не любит жара, легкие - холода, печень - «фэнь» (зловредящего ветра), селезенка - влажности, почки не любят сухости.

Пять органов «чжан» преобразуют энергетические субстанции в (различные) жидкости: сердце вырабатывает пот, легкие - слизь, печень - слезы, селезенка - слюну, почки - выделения (мочу).

Поскольку жгучие, острые виды пиши (пригодные дня легких), способны рассеивать энергию, при различных нарушениях (циркуляции) энергии не следует принимать в пищу «жгучие» продукты.

Поскольку соленые виды пиши (пригодные для почек) могут рассеивать кровь, не рекомендуется поглощать слишком много соленой пищи при наличии болезней, вызванных (плохой) кровью.

Горькие виды пищи способны вызывать рвоту. Поэтому при наличии тошноты не следует принимать слишком много горькой пиши.

Сладкие виды пищи (пригодные для селезенки) способны рассеивать соединительную ткань (сЬан); поэтому, при наличии нарушении в соединительной ткани не рекомендуется принимать слишком много сладкой пищи.

Кислая пища (пригодная для печени) способна рассеивать энергию мышц, поэтому при наличии заболевании мышц не следует принимать чрезмерные количества кислой пиши.

При проникновении извращенной энергии в (систему) Ян для больных характерно помрачение рассудка (сумасшествие); проникновение извращенной энергии в (систему) Инь вызывает атонию и боли. Если, вместо того, чтобы пребывать в гармонии друг с другом, иньская и янская энергия борются между собой, то больные проявляют признаки возбуждения или даже безумия. При проникновении иньской энергии в янскую, больной не может больше разговаривать; при проникновении янской энергии в иньскую больной (слишком) спокоен. Если янская энергия покидает иньскую, то больной также проявляет возбуждение. В том случае, если (у больного) наблюдается весной «осенний» пульс, летом - «зимний» пульс, в конце лета (в бабье лето) - «весенний» пульс, осенью - «летний» пульс, а зимой - пульс «бабьего лета», то все это суть симптомы Инь, покидающего Ян, что характеризует серьезность ситуации».

Пять вкусов попадают в следующие органы: кислый вкус попадает в печень, острый вкус попадает в легкие, горький вкус попадает в сердце, соленый вкус попадает в почки, сладкий вкус попадает в селезенку. Таковы пять соответствий вкусов и органов. Пять дыханий-ци при заболевании выражаются следующим образом: сердцу соответствует икота, легким соответствует кашель, печени соответствует речь, селезенке соответствует сглатывание, почкам соответствует зевание и чихание.

Если нарушается циркуляция дыхания-ци желудка, то у больного появляется отрыжка. Кроме того, он ощущает страх. При расстройстве деятельности толстой кишки у больного появляется понос. Если плохо работает нижний обогреватель, то вода выходит наружу, и у больного развиваются отеки. При расстройстве деятельности мочевого пузыря может возникать задержка мочи, а если мочевой пузырь не способен удерживать, то возникает недержание мочи. При заболевании желчного пузыря больной склонен к раздражительности.

Таковы пять болезней.

Пять видов семени-цзин соединяются следующим образом: когда дыхание-ци семени-цзин соединяется с сердцем, возникает чувство радости; когда соединяется с легкими, возникает печаль; при соединении с печенью возникает тревога; при соединении с селезенкой — задумчивость; при соединении с почками появляется страх.

Таковы пять соединений. При опустошении пяти органов-цзан происходит соединение.

То, от чего страдают пять органов-цзан: сердце страдает от жары, легкие страдают от холода, печень страдает от ветра, селезенка страдает от влаги, почки страдают от сухости.

Таковы пять факторов, от которых страдают внутренние органы.

Пять органов-цзан трансформируют следующие жидкости: сердце перерабатывает пот, легкие перерабатывают слизь, печень перерабатывает слезы, селезенка перерабатывает слюну-сянь, почки перерабатывают слюну-чуй. Таковы пять видов жидкостей, которые трансформируются внутренними органами.

Существуют определенные запреты относительно пяти вкусов.

Острый вкус приводит в движение дыхание-ци, и потому при заболеваниях дыхания-ци не следует злоупотреблять острыми продуктами.

Соленый вкус приводит в движение кровь, и потому при заболеваниях крови не следует злоупотреблять солеными продуктами.

Горький вкус приводит в движение кости, и потому при заболеваниях костей не следует злоупотреблять горькими продуктами.

Сладкий вкус приводит в движение мышцы, и потому при заболеваниях мышц не следует злоупотреблять сладкими продуктами.

Кислый вкус приводит в движение сухожилия, и потому при заболеваниях сухожилий не следует злоупотреблять кислыми продуктами.

Таковы запреты относительно пяти вкусов.

Заболевания субстанции инь возникают в костях и мышцах, заболевания субстанции ян возникают в крови.

Заболевания субстанции ян возникают зимой, заболевания субстанции инь возникают летом. Так возникают пять видов заболеваний.

В результате воздействия пяти патогенных факторов в организме начинаются беспорядки. Если патогенные факторы попадают в субстанцию ян, то возникает сумасшествие. Если патогенные факторы попадают в субстанцию инь, то нарушается циркуляция крови в организме, возникает синдром-би. Если патогенные факторы борются с субстанцией ян, то болит область макушки. Если патогенные факторы борются с субстанцией инь, то больной теряет голос. Если патогенные факторы субстанции ян попадают в субстанцию инь, то больной остается спокойным; если патогенные факторы субстанции инь попадают в субстанцию ян, то больной раздражается. Таковы пять видов беспорядков, возникающих в организме в результате воздействия патогенных факторов.

В случае пяти нарушений наблюдается следующее: весной наблюдается пульс, соответствующий осени; летом наблюдается пульс, соответствующий зиме; долгим летом наблюдается пульс, соответствующий весне; осенью наблюдается пульс, соответствующий лету; зимой наблюдается пульс, соответствующий долгому лету. Эти явления называются «субстанция ян выходит из субстанции инь». Если больной склонен к раздражительности, значит, болезнь неизлечима. Таковы пять видов нарушений, и во всех этих случаях болезнь неизлечима и приводит к смерти.

В каждом из пяти органов-цзан (сокровищниц) хранится следующее: в сердце хранится дух-шэнь, в легких хранится душа-по, в печени хранится душа-хунь, в селезенке хранятся мыслеобразы-и, в почках хранятся эмоциональные устремления. Таковы сущности, которые хранятся в пяти органах-цзан.

Чем управляет каждый из пяти органов-цзан: сердце управляет каналами, легкие управляют кожей, печень управляет сухожилиями, селезенка управляет мышцами, почки управляют костями. Таковы объекты управления пяти органов-цзан.

Пять видов утомлений вредят следующему: если долго вглядываться, утомляя зрение, то это вредит крови; если долго лежать, то это вредит дыханию-ци; если долго сидеть, то это вредит мышцам; если долго стоять, то это вредит костям; если долго ходить, то это вредит сухожилиям. Такой вред наносят пять видов утомления.

Признаки, соответствующие пульсам пяти органов-цзан:

пульс печени натянутый, как струна-тетива;

пульс сердца — цепляющий;

пульс селезенки — пропадающий;

пульс легких — тонкий, как волос;

пульс почек — твердый, как камень.

Таковы пульсы пяти органов-цзан.

^ ВВЕРХ