Поиск по сайту

Лин-Шу Глава шестая. КОНСТИТУЦИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИЗНЬ (Цзюань 2, Раздел 6) «Долголетие и ранняя смерть. Твердость и мягкость»

Император Хуан Ди: «Я знаю, что конституция людей у всех разная. Как же следует колоть с учетом этого?»

Врач Сяо Сю: «Есть «Инь в Инь» и есть «Ян в Ян». Прежде чем выполнять иглоукалывание врач-иглотерапевт должен хорошо усвоить эти понятия Инь и Ян и уметь определять происхождение (исток), болезней и их (болезней) соответствие с четырьмя сезонами (года). Внутри тела есть как Инь, так и Ян; те же самые и Инь и Ян мы имеем во внешней сфере (слое) тела. Внутри тела пять органов суть Инь, и шесть внутренностей суть Ян. На периферии тела (букв. aux extreuntez) мышцы и кости суть Инь, а кожа и соединительная ткань суть Ян. Согласно известному предписанию имеем: «При наличии болезни в сфере «Инь в Инь» необходимо колоть иньские точки «ин» и «юй». При наличии болезни в сфере «Ян в Ян» необходимо колоть янские точки «хэ». Если же болезни находятся в сфере «Инь в Ян» то необходимо колоть иньские точки «цзин-река». Если же они находятся в сфере «Ян в Инь», то необходимо колоть точки вторичных сосудов. В то же время необходимо отмечать (фиксировать) изменения в окраске кожных покровов больного. Нападение на Ян носит название «фэнь» (ветер). Нападение на Инь носит название «бэй» (атония). При одновременном нападении и на Инь, и на Ян мы имеем «фэнь-бэй».

В целом, наличие у больного видимых физических признаков патологии в отсутствие болей, указывает на поражение Ян.

Напротив, наличие болей, в отсутствие видимых физических признаков патологии, указывает на поражение Инь. Поскольку в этом, последнем случае Ян не затрагивается (не поражается), его не следует трогать: иными словами, следует немедленно воздействовать (букв. «лечить») на Инь. Напротив, при поражении Ян, т.е. когда Инь остается незатронутой, следует также, не трогая последнюю, немедленно «лечить» Ян. В том случае, когда мы имеем одновременное поражение и Ян, и Инь, то физические признаки патологии могут быть то видны, то не видны. Более того, наличие у больного неприятных ощущений (недомоганий) в сердце объясняется «триумфом Инь над Ян», иными словами это говорит о том, что болезнь находится ни во внутренней, ни во внешней сфере тела. Вот почему проявление физических признаков патологии не является длительным (долговременным).

ПРИМЕЧАНИЕ: «Инь в Инь» указывает на пять органов, а «Ян в Ян, указывает на кожу и соединительную ткань. Вот почему следует колоть точки «хэ» управляющие шестью внутренностями. «Инь в Ян» соответствует мышцам и костям. Вот почему (в этом случае) колют точки «цзин-река». Пять органов имеют своим «внешним соответствием» мышцы и кости (печень правит мышцами, а почки - костями). (В случае) «Ян в Инь» мы имеем поражение внутренностей Вот почему (в этом случае) колют точки вторичных сосудов»

Император Хуан Ди: «Каковы реакции человека в случае нападения на него патогенной энергии?»

Врач Пак Хо: «Фэнь и холод наносят вред физическому телу, тогда как тревога, страх и гнев вредят энергии. При повреждении холодом физической сферы тела она соответствующим образом реагирует на это; то же самое (т.е. определенную реакцию) мы имеем и при повреждении «фэнь» мышц и артерий»

Император Хуан Ди: «Как следует колоть (в подобных случаях)?».

Врач Пак Хо: «Если болезнь длится девять дней, ее можно вылечить за три сеанса. Если же она длится месяц, то ее можно вылечить за десять сеансов. В том же случае, когда больной поражен «бэй» (атонией), то необходимо исследовать (отыскивать) капилляры, заполненные кровью и заставлять их кровоточить».

Император Хуан Ди: «А как вы можете определять излечима ли болезнь или нет?».

Врач Пак Хо: «При поражении (одной) физической сферы в первую очередь, т.е. в том случае, когда болезнь еще не проникла в органы, больного можно излечить быстрее (т.е. не за шесть сеансов, а, например, за три). Если же вначале были поражены органы, а физические признаки (наружные симптомы) проявились лишь после этого, то число сеансов должно быть удвоено.

ПРИМЕЧАНИЕ: Девять дней соответствуют (подобно такому янскому числу как 3) Ян.

Месяц же соответствует такому четному числу как 30, т.е. Инь.

В первом случае (т.е. девяти дней) в первую очередь было атаковано Ян (физическая или внешняя сфера тела). Во втором случае (т.е. тридцати дней) первыми были атакованы органы (соответствующие Инь), что не является очень серьезным случаем, поскольку при этом «Инь выходит в Ян», т е. болезнь эволюционирует в направлении от органов к коже, что характеризует нормальную жизнь (т.е. соответствует норме) Однако при этом энергия и пульс должны соответствовать друг другу, в противном случае это является плохим прогнозом.

Император Хуан Ди «Я слышал, что существуют три способа иглоукалывания.

Как они реализуются?»

Врач Пак Хо: «Иногда следует колоть точки, относящиеся к энергии «ин» (т.е. энергии, циркулирующей в меридианах), в других же случаях следует колоть точки, принадлежащие энергии «вэй» (т.е. защитной или охранительной энергии, циркулирующей снаружи от меридианов) и, наконец, в третьем случае следует колоть точки «цзин-река»; целью подобных уколов является именно рассеивание патогенной энергии холода, которая и обусловила (состояние) «бэй» (атонии)».

Император Хуан Ди: «И как же следует колоть?»

Врач Пак Хо: «При укалывании точек энергии «ин» мы скорее рассеиваем кровь, тогда как при укалывании точек энергии «вэй» мы скорее рассеиваем энергию. Когда же мы колем точки «цзин-река», то мы это делаем для рассеивания (скопившегося) внутри тела жара»

Император Хуан Ди: Как же выглядят различные симптомы?»

Врач Пак Хо: «В качестве симптомов нарушения (расстройства) энергии «ин можно назвать следующие: озноб, «зябкость» или жар (лихорадка), недостача (отсутствие) энергии, расстройства крови.

Симптомами нарушения энергии «вэй» являются блуждающие (перемежающиеся) боли. Испытываемые больным время от времени боли вызваны тем, что «фэнь» и патогенная энергия холода нападает на меридиан Ян-Мин (Желудок и Толстый кишечник). (При этом) кожа теряет тонус (приобретает характеристики «бэй». Подобные симптомы могут проявляться длительно»

Император Хуан Ди: «А как следует лечить «бэй», обусловленный холодом, в том случае, когда больной испытывает чувство жара внутри тела?».

Врач Пак Хо: При проявлении подобных, иньских, симптомов холода (следует знать) что они вызваны почками. В подобном случае, прежде чем выполнять иглоукалывание, больного следует разогреть, для чего ему делают перцовые, спиртовые, коричные или имбирные припарки, или ему покрывают все тело горячими (очень) салфетками, так, чтобы он пропотел. При этом необходимо принять все предосторожности, чтобы не допустить поражения больного патогенной энергий «фэнь» (ветра) тщательно закрыв во время подобного лечения все двери и окна».

Желтый император спросил у Шао-Ши, Младшего наставника:

— Я слышал, что в жизни люди бывают твердыми и мягкими, бывают слабыми и сильными, бывает век их короткий, бывает длинный, бывают соответствия инь или ян. Хочу услышать, как это объясняется.

Шао-Ши ответил:

— Внутри инь есть инь, внутри ян есть ян. Нужно исследовать инь и ян, и в этом заключается объяснение того, как нужно колоть. Нужно определять, откуда начинается болезнь. В этом есть разумные принципы того, как совершается укалывание. Нужно усердно исследовать пути протекания болезни, нужно соотносить это с временными циклами, нужно, чтобы внутри было соединение с пятью органами-цзан и шестью органами-фу, а вовне было соединение с сухожилиями, костями, кожей и волосами на коже.

Таким образом, внутри есть инь и ян, и снаружи тоже есть инь и ян.

Внутри есть инь, который соответствует пяти органам-цзан, а шесть органов-фу соответствуют ян. Вовне сухожилия и кости — это инь, а кожа и волосы — это ян. Поэтому, когда болезнь инь внутри инь, тогда колешь точки-син, расцвета, иньских каналов. Когда болезнь ян внутри ян, то колешь точки-хэ, соединения, янских каналов. Когда болезнь инь внутри ян, то колешь точки-цзин иньских меридианов. Когда болезнь ян внутри инь, то колешь ответвления-ло янских каналов.

Поэтому говорится, что когда болезнь находится в ян, то имя ее — фэн, «ветер». Когда болезнь находится в инь, то имя ей будет би9 «онемение, потеря чувствительности». Когда инь и ян вместе создают болезнь, то 50 имя ей будет «ветер», фэн, и «онемение», би. Когда болезнь имеет внешнее проявление, но не ощущается боль, то это характеристика ян. Когда отсутствует внешнее телесное проявление, но есть боль, то это характеристика инь. Когда отсутствует внешнее проявление в теле, но есть боль, это значит, что ян целый, а инь поврежден, и нужно срочно лечить инь, не нужно атаковать ян.

Если есть телесные проявления, но нет боли, значит инь целостный, а ян поврежден. Нужно тут же лечить ян и атаковать инь. Когда инь и ян вместе приходят в движение, то бывает, что телесные проявления то есть, то нет, и к этому добавляется тяжелое настроение. Имя такой болезни — инь побеждает ян. Такой синдром называется не поверхностным и не внутренним. Проявления его в теле не длятся долго.

Желтый император спросил у мудреца-наставника Бо-Гао:

— Я хочу услышать о последовательности болезней телесной формы и дыхания-ци. Что происходит сначала, а что потом? Какие есть соответствия вовне и внутри?

Бо-Гао ответил:

— Ветер и холод разрушают телесную форму. Огорчение, страх, гнев и раздражительность разрушают дыхание-ци. Дыхание-ци разрушает органы-цзан. Таким образом возникают болезни органов-цзан. Холод разрушает внешнюю форму. Таким образом есть соответствие во внешней форме.

Ветер разрушает жилы и каналы. Таким образом есть соответствие в жилах и каналах. Отсюда мы определяем внешние и внутренние соответствия телесной формы и дыхания-ци.

Желтый император спросил:

— Каким образом производят укалывание?

Бо-Гао ответил:

— Если болезнь продолжается 9 дней, то колешь 3 раза, и она проходит. Если болезнь продолжается 1 месяц, то колешь 10 раз, и она проходит. Нужно распределять количество — многое или малое, далекое и близкое, и на основании этого делать различия. Если онемение-би долго не уходит из организма, нужно исследовать кровеносные сосуды. В конечном счете нужно пускать кровь.

Желтый император спросил:

— Внутренние и внешние болезни — насколько трудно или легко они лечатся?

Бо-Гао ответил:

— В телесной форме, если болезнь возникает и не попадает в органыцзан, то ее можно колоть и вылечить в течение половины дня. Если болезнь сначала возникла в органе-цзан, а в телесной форме она имеет лишь проявление, то после укалывания нужно удвоить количество дней. Кроме того, есть еще соответствие внутреннего и внешнего по трудности и легкости.

Желтый император спросил у Бо-Гао:

— Я хочу услышать, какие есть скорости процессов во внешней форме, узнать о расцвете и упадке дыхания-ци. Хочу знать о различии величины костей, о различии твердости и хрупкости в мышцах, о различиях толстой и тонкой кожи. Каким образом это влияет на долголетие или короткую жизнь?

Бо-Гао ответил:

— Телесная форма и дыхание-ци, если друг другу подходят, тогда достигается долголетие. Если они не подходят друг другу, то будет короткий век. Если кожа и мышцы совпадают друг с другом, то будет долголетие. Если не совпадают, то будет короткий век. Если кровь и дыхание-ци по каналам и меридианам преодолевают форму, то будет долголетие. Если не справляются с телесной формой, то будет короткий век.

Желтый император спросил:

— А что имеется в виду под медленным и быстрым выражением в теле?

Бо-Гао ответил:

— Если тело наполненное, а кожа толстая и все движется медленно, тогда будет долголетие. Если тело наполненное, но под кожей движения быстрые, тогда короткий век. Если тело наполненное, а пульсы твердые и большие, тогда движение по потоку и правильное. Если тело наполненное, а пульсы маленькие и слабые, то это означает, что дыхание-ци в упадке.

Упадок указывает на опасность. Если тело наполненное, а кости не поднимаются, значит, кости маленькие, а когда кости маленькие по отношению к телу, то будет короткий век. Если тело наполненное, а мышцы большие и крепкие, между ними отчетливые промежутки, то будет долголетие. Если тело наполненное, мышцы большие, без промежутков и текстуры, хрупкие и слабые, значит, будет короткий век.

Таким образом, срок жизни дается от неба. В результате определяются характеристики тела, устанавливаются характеристики дыхания-ци, и можно понять, положен человеку долгий или короткий срок жизни. Для того, чтобы понять это, нужно определить характеристики тела и установить характеристики дыхания. После этого уже нужно осматривать больного и определять, будет он жить или умрет.

Желтый император спросил:

— Хочу услышать, каким образом измерять долгий и короткий срок жизни?

Ци-Бо ответил:

— Если фундамент у стены низкий, и высота не доходит до земли, то не будет ему 30, а он умрет, потому что будут болезни. Если же к этому присоединяется поражение внешними патогенными факторами или начинаются и развиваются внутренние болезни, то не доживет и до 20.

Желтый император спросил:

— Если тело и дыхание преодолевают друг друга, каким образом определяется срок жизни?

Ци-Бо ответил:

— Обычно, если у человека дыхание преодолевает тело, то будет долголетие. Если есть болезни и тело разрушается, тело преодолевает дыхание, то человек умирает рано. Если тело преодолевает дыхание, то это плохая ситуация.

Желтый император сказал:

— Хочу услышать о наличии трех изменений в укалывании. Что такое три изменения?

Бо-Гао ответил:

— Есть способ укалывания питательной субстанции ин, есть способ укалывания охранительной субстанции-вэй, есть способ укалывания, когда холод с синдромом-би задерживается в меридиане.

Желтый император спросил:

— А каким образом проводятся эти три типа укалывания?

Бо-Гао ответил:

— Когда колешь питательную субстанцию ин, то делаешь так, чтобы выходила кровь. Когда колешь охранительную субстанцию вэй, тогда выпускаешь ци. Когда колешь холод при застое, то создаешь внутренний жар.

Желтый император спросил:

— При каких болезнях действуют питательная субстанция-ин, охранительная субстанция-вэй, холод с онемением?

Бо-Гао ответил:

— Когда болезнь связана с питательной субстанцией ин, то это перемежающийся холод и жар, недостаток дыхания-ци. Кровь движется вверх и вниз. Когда болезнь рождается в связи с охранительной субстанциейвэй, то дыхание-ци порождает ощущение боли, которое то приходит, то уходит. Дыхание-ци застаивается, человек отекает. Холод и ветер попадают в желудок и кишечник. Когда болезни связаны с онемением и холодом, то они застаиваются внутри и не выходят. Временами возникает боль, и кожа теряет чувствительность.

Желтый император спросил:

— Когда колешь внутренний холод и жар, вызванные онемением, связанным с холодом, то как это делать?

Бо-Гао ответил:

— Если колешь простого человека, то нужно делать прижигание горячей иглой. Если колешь знатного человека, то нужно лечить его отварами и припарками.

Желтый император спросил:

— Каким образом делаются припарки?

Бо-Гао ответил:

— Нужно взять 12 литров чистого вина, 1 фунт перца, 1 фунт сухого имбиря, 1 фунт плодов коричного дерева, все истолочь и вымочить в вине.

Завернуть 1 фунт в марлю, взять 4 чжана тонкого белого холста и поместить в вино. Потом нужно поместить сосуд с вином в конский навоз, чтобы оно там согревалось. Крышка должна быть плотно закупорена. Нужно держать 5 дней и 5 ночей, потом вытащить из холста, размотать марлю и высушить на солнце. После того, как высохнет, снова настоять, затем убрать весь сок. Сухой остаток нужно использовать вместе с отжимками и марлей. Снова завернуть ткань и сделать из нее пеленку длиной 6 чи. Сделать 6 или 7 тряпочек. Потом на угле из шелковицы нужно нагреть этот мешочек. После того, как нагреется, приложить к месту укалывания, где есть синдром холода с потерей чувствительности-би. Нужно сделать так, чтобы жар проник до места болезни. Нужно поочередно прикладывать 6 - 7 мешочков, прогревая. Как только он охлаждается, нужно его менять.

Нужно делать эти припарки 30 раз. И когда тело пробьет пот, то после выделения пота нужно этим мешочком растирать это место тоже 30 раз. Нужно, чтобы пот полностью вышел, и место стало полностью сухим.

Потом нужно, чтобы человек походил по закрытой комнате, защищенной от ветра. Нужно использовать этот метод припарок совместно с укалыванием. Таким образом, можно полностью вылечить синдром холода и потери чувствительности. Это метод, в котором с помощью жара разогревается канал и рассеивается холод.

^ ВВЕРХ