Поиск по сайту

Су-Вэнь Глава шестьдесят вторая. О РЕГУЛИРОВКЕ ЭНЕРГИЙ В МЕРИДИАНАХ. (Цзюань 17, Раздел 62) «Рассуждение об упорядоченности деятельности каналов-цзин»

Император Хуан Ди: «Как вы мне разъяснили в предыдущих главах (главы 7.8 и 53) необходимо рассеивать полноту и тонизировать пустоту.

Что вы имели в виду под полнотой и пустотой?».

Ци Бо: «Существует пять видов полноты и пять видов пустоты, а именно: 1) Относящаяся к психике (букв «к сущности человека», определяемой прогиденцеальными силами, 2) Относящаяся к энергии, 3) Относящаяся к крови, 4) Относящаяся к физической форме, 5) Относящаяся к области «воления».

Император Хуан Ди: «Человеку присуща его сущностная энергия, объединяющая все другие, характерны выделения (секреты), четыре члена тела, девять отверстии, пять органов, шестнадцать частей, триста шестьдесят пять сочленении и всему этому соответствуют самые разные заболевания. Каждая из них может быть обусловлена полнотой или пустотой. Почему же вы говорите, что существует лишь пять видов пустоты и полноты?».

Ци Бо: «Bсe эти сущностные энергии, секреции.. и т.п. порождены пятью органами. В самом деле, сердце управляет психикой (психической сферой); легкие - энергией, печень - кровью, селезенка - соединительной тканью, почки - волей. Объединяясь друг с другом, все эти элементы слагают тело человека. При объединении энергии и воли созидаются кости и костный мозг, а затем физическое тело, органы. Путями сообщения между органами являются меридианы, по которым циркулируют сущность крови и энергия. Болезни возникают лишь в том случае, когда имеет место нарушение (возмущение) крови и энергии.

При полноте в психической сфере больной непрерывно смеется, а при пустоте в ней он не перестает стонать (жаловаться).

В отсутствие поражения энергии и крови органы пребывают невредимыми. Если «извращенная» энергия пребывает на поверхности, она не проникает ни во вторичные сосуды, ни в меридианы. В этом случае психическая сфера затрагивается очень слабо. В этом случае для рассеивания достаточно заставить кровоточить малые вторичные сосуды, не проникая вглубь (тела) и никогда не воздействуя на сами меридианы; все быстро приходит в норму.

При наличии пустоты отыскивают пустой вторичный сосуд и колют его, дабы упорядочить ток энергии в нем; в этом случае не следует ни вызывать его кровоточивость, ни рассеивать его энергию».

Император Хуан Ди: «Что вы имеете в виду, говоря» (следует) колоть легко?»

Ци Бо: «При тонизировании, до укалывания и после него, необходимо надавливать на точки и длительно их массировать. Вы погружаете иглу всего один раз, делая единовременный укол, привлекая тем самым энергию в область «пустоты».

Император Хуан Ди: «А что вы скажете по поводу выражения «полнота» и «пустота» энергии?»

Ци Бо: «При наличии полноты энергии для больного характерны одышка и кашель. При пустоте энергии он ощущает общую недостачу энергии, ему трудно дышать (он испытывает затруднение при дыхании). В подобном случае органы пока не затронуты, болезнь поверхностна; необходимо рассеивать, вызывая же кровоточивость нет необходимости. При наличии пустоты необходимо тонизировать. При погружении иглы необходимо действовать таким образом, как будто бы вы хотели ввести ее глубоко, поскольку, же, однако, больной поражен несильно, плоть его (соединительная ткань?) сопротивляется введению иглы. В этот момент энергия тела, собираясь вокруг иглы, изгоняет «извращенную» энергию, которая ускользает через поры кожи, благодаря чему восстанавливается циркуляция энергии в теле. (Таким образом, этот практический прием заключается в легком укалывании, способствующем изгнанию «извращенной» энергии)».

Император Хуан Ди: «А как насчет полноты и пустоты крови?»

Ци Бо: «При наличии полноты крови больной становится гневлив (раздражителен). При пустоте же он становится беспокойным и пугливым. (В этом случае) пять органов пребывают незатронутыми, вторичные сосуды полны водой, меридиан же полон крови; в этом случае необходимо заставить кровоточить точки, где имеется переполнение кровью (там, где становятся видны капилляры). При наличии же пустоты, необходимо искать «пустой меридиан и производить укалывание, надолго оставляя иглу на месте. Почувствовав по пульсу, что он стал полным, необходимо быстро извлечь иглу, внимательно следя за тем, чтобы избежать кровотечения. При наличии же застоя кроки, необходимо вызывать кровоточивость точек вторичных сосудов, чтобы помешать «черной» (т.е. испорченной) крови проникнуть во вторичные сосуды».

Император Хуан Ди: «А как насчет «полноты физического тела»?

Ци Бo: «При подобной полноте живот больного раздувается и он не способен к эвакуации ни твердых, ни жидких выделений. При пустоте налицо нарушения (затруднения) в четырех членах (т.е. в руках и ногах). В отсутствие поражения пяти органов больной испытывает чувство, как если бы что-то ползает у него по коже: это «легкий фэнь». В этом случае необходимо рассеивать пребывающие в полноте янские меридианы, и пребывающие в пустоте вторичные янские сосуды. Вы должны легко укалывать точки (расположенные) на соединительной ткани, укалывать важные точки нет никакой необходимости поскольку защитная энергия быстро восстанавливается»

Император Хуан Ди: «А что вы скажете насчет «пустоты» и «полноты» воли?».

Ци Бо: «При полноте воли живот раздувается и для больного характерен понос. При пустоте же воли все четыре члена его тела леденеют (в них возникает ощущение оледенения). Если пять его органов не поражены, то больной испытывает чувство, что нечто движется в его суставах и костях. В подобном случае то необходимо тонизировать точку «фу-лю» (7 R) соответствующую точку «цзин»-река (King).

Во всех рассмотренных выше случаях болезнь еще не проникла в меридианы и, в этом случае, можно колоть болезненные точки; не следует однако необдуманно колоть важные точки меридианов».

Император Хуан Ди: «Теперь я знаю симптомы «полноты» и пустоты но хотелось бы знать, каковы обусловливающие их причины?».

Ци Бо: «Причинами этого является разлад между энергией и кровью. Инь и Ян борются между собой. При энергетическом нарушении «в лоне энергии вэй» (т.е. защитной) имеет место расстройство крови в меридианах. При нарушении же равновесия между энергией и кровью, ведущих к их разделению, первая или вторая будет в «пустоте» или в «полноте». Вот почему при замыкании крови в Инь, а энергии в Ян, больной становится беспокоен (испытывает тоску) и у него отмечаются приступы безумия, если же кровь «замыкается в Ян», а энергия в Инь, то для больного характерен жар внутри тела. При подъеме крови в верхнюю часть тела и опускании энергии в нижнюю его часть, возникают сердечные недомогания; больной легко «заводится» или быстро впадает в гнев. Напротив, при опускании крови в нижнюю часть тела и подъеме энергии в верхнюю его часть, для него характерны бредовые состояния и потеря «памяти.

Император Хуан Ди: «Я понимаю, что когда кровь «замыкается» в Инь, а энергия замыкается в Ян, утрачивается связь между ними, но кто из них находится в «пустоте», а кто в полноте?»

Ци Бо: «Энергия и кровь любят жару и не любят холода (букв. «ненавидят»), при воцарении холода циркуляция их прекращается, восстанавливаясь лишь при возвращении жары. Вот почему при замыкании энергии в Ян, налицо «пустота» крови, а при замыкании крови в Инь налицо «пустота» энергии».

Император Хуан Ди: «Вы мне говорите о пустоте, но возможно ли их полнота?»

Ци Бо: «Все меридианы заканчиваются большими и малыми вторичными сосудами. Если кровь и энергия приливают в какую-то часть тела, там возникает полнота. Если это происходит в голове, то возникает апоплексия, а иногда и неожиданная смерть, если же энергия сможет возобновить свою циркуляцию, то больной может выжить; в противном же случае он умрет».

Император Хуан Ди: «Но каким образом (за счет чего) случается эта полнота и эта пустота?»

Ци Бо: «Инь и Ян имеют согласующие точки «юй» и связующие точки «ло». Именно посредством них Ян и Инь сообщаются друг с другом. При равновесии Инь и Ян физическое тело характеризуется добрым здоровьем, болезнь же может затрагивать (либо Инь или Ян). При поражении болезнью Ян причиной этого может быть «извращенные» энергии холода «фэнь» или жара. Поражение болезнью Инь обусловливается поглощенными пищевыми веществами, а также чрезмерной радостью или гневом»

Император Хуан Ди: «Каковы действия (проявления) при поражении извращенными энергиями «фэнь» (ветра) и влажности?»

Ци Бо: «При поражении «фэнь» последний локализуется вначале на эпидермисе, а затем входит в малые вторичные сосуды. При развитии в них полноты он движется далее в большие вторичные сосуды, а затем и в меридианы. При скоплении «фэнь», крови и энергии в соединительной ткани пульс становится обширным (разлитым) и твердым; это и есть полнота. Когда же тело атакуют холод и влага, ухудшается циркуляция крови, защитная энергия перестает действовать: это и есть пустота. После сильных переживаний иньская энергия поднимается в верхнюю часть тела, что обусловливает «пустоту» нижней части тела. Если же, напротив, янская энергия приливает в нижнюю часть тела, то это может вызывать полноту.

Император Хуан Ди: «В «Нэй-Цзин» сказано так: «Когда Ян бывает в пустоте внутри тела возникает ощущение холода. Когда же в пустоте бывает Инь, то внутри тела возникает ощущение жара. При полноте Ян мы имеем чувство жара снаружи тела. При полноте же Инь мы имеем ощущение внутреннего холода. Чем все это обусловлено?»

Ци Бо: «Янские меридианы получают свою энергию в верхней части тела посредством «верхнего обогревателя». Эта энергия служит для согревания соединительной ткани. Если иньская энергия достигла внешней части тела, верхний обогреватель перестает функционировать, что обусловливает ощущение холода во внешней части тела: вот почему мы можем говорить, что при пустоте Ян возникает ощущение холода во внешних участках тела. Когда перестают функционировать верхний и нижний обогреватель, горячая энергия – Ян желудка согревает грудь. Вот почему мы можем сказать, что при пустоте Инь возникает это ощущение жара внутри тела. Прекращение функционирования верхнего обогревателя приводит к тому, что поры кожи сокращаются и защитная энергия не может быть выведена. Вот почему мы можем сказать, что при наличии полноты Ян мы испытываем это ощущение жара во внешних участках тела.

Если иньская энергия застаивается в груди, циркуляция крови ухудшается, пульс становится полным, разлитым, одновременно, шершавым (как будто бы ты проводишь пальцем по наждачной бумаге); это и обусловливает тот факт, что при полноте Инь мы имеем это ощущение холода внутри тела».

Император Хуан Ди: «Как следует лечить при смешивании Инь и Ян друг с другом?»

Ци Бо: «В подобном случае надо колоть точки «цзин»-река (King) и вызывать кровоточивость в точках «ин» и рассеивать, согласно сезону, энергию в других точках.

ПРИМЕЧАНИЕ: Весной согласующие точки «юй» локализованы на шее, летом - груди и на ребрах. Осенью они расположены на спине и плечах, а зимой - в области почек и на икрах ног.

Император Хуан Ди: «А что следует делать, когда энергия и кровь борются друг с другом?»

Ци Бо: «Необходимо рассеивать то, что пребывает в полноте. Если в полноте пребывает энергия, то необходимо подождать, пока «извращенная» энергия станет вполне заметной, а затем погрузить иглу, тем самым мы открываем дверь, через которую при вытаскивание иглы выходит извращенная энергия. Действуя подобным образом, мы избегаем поранения телесной энергии. При этом не следует надавливать на месте укалываемой точки, надо лишь расширить отверстие движениями иглы, а затем быстро ее вытащить. Это и есть великое рассеивание».

Император Хуан Ди: «А что следует делать для тонизирования пустоты?»

Ци Бо: «Держа иглу в своей руке, вы ждете пока больной полностью успокоится, а уж потом колете. Иглу следует погружать в тот момент, когда вы выдыхаете. По прибытии энергии тела в укалываемую точку и заполнении ею «пустоты», вы быстро вытаскиваете, выдыхая, иглу и «закрываете дверь», массируя пальцем отверстие укалываемой точки. Если вы будете действовать именно таким образом, то «извращенная энергия» рассеивается, а энергия тела «тонизируется».

Император Хуан Ди: «Вы рассказали мне о полноте и пустоте пяти органов, но ведь мы имеем двенадцать меридианов. Почему же вы говорили мне лишь о пяти?».

Ци Бо: «Пять органов с шестью внутренностями соответствуют внутренней и внешней сферам тела. Поражены могут быть любые части тела, все они могут быть в пустоте или в полноте».

Для упорядочивания соответствующей энергии достаточно определить, где располагается «извращенная энергия». При поражении «управителя сердца» (Перикард) лечат соответствующий меридиан, если же речь идет о сердце, т.е. о крови, то лечат меридиан сердца. Если речь идет об энергии, то действуют на меридиан легких. Если же о соединительной ткани, то (действуют) на меридиан селезенки, укалывая, в первую очередь, точки, расположенные на соединительной ткани.

Если же мы имеем дело с мышцами, то лечат меридиан печени.

Если же - это кости, то лечат почки. В случае тяжелого поражения костей, можно, если врач сочтет это необходимым, перед укалыванием нагревать иглу и делать припарки с различными фармакологическими препаратами. При возникновении болей, не имеющих четкой локализации, предпочтительней всего колоть точки «ян-цзяо» (35 VВ). При наличии болей, не сопровождаемых поражением меридианов или изменениями пульса, необходимо колоть в сторону, противоположную стороне, на которой расположена болезненная точка. В том случае, если боль локализована на стороне, противоположной (стороне) затронутого меридиана, т.е. если, например, боль локализована в левой стороне, тогда как пораженный меридиан располагается в правой стороне, или наоборот, в подобном случае необходимо выполнять глубокие уколы».

Желтый император говорит:

— Я слышал, что в тексте «Методы укалывания», «Цэ-фа», говорится, что если избыток — опорожняй, а если недостаток — восполняй. Что называется избытком, а что недостатком?

Ци-Бо отвечает:

— Есть пять видов избытка и пять видов недостатка. О чем император хочет услышать?

Император говорит:

— Желаю услышать обо всем до конца.

Ци-Бо отвечает:

— Может быть недостаточность или избыточность духа-шэнь, недостаточность или избыточность энергии-ци, недостаточность или избыточность крови. Может быть недостаточность или избыточность телесной формы, недостаточность или избыточность воли. Энергии десяти этих понятий отличаются по значимости.

Император спрашивает:

— В человеке есть семя, есть дыхание, есть иньские и янские жидкости — цзинь и е. Есть четыре конечности, девять отверстий, пять органов, 16 разделов, 365 сочленений, и рождается 100 болезней. Когда болезни рождаются, то все они делятся на пустоту и полноту. Сейчас мудрец говорит мне, что есть пять видов избыточности и пять видов недостаточности.

Каким образом они рождаются?

Ци-Бо отвечает:

— Все они рождаются из пяти органов-цзан. Ведь сердце накапливает дух-шэнь, легкие накапливают энергию-ци, печень накапливает кровь, селезенка накапливает плоть, почки накапливают волю. Так завершается форма. Когда воля и мысли проникают, то внутри они связываются с костями и костным мозгом. Так происходит завершение телесной формы и пяти органов-цзан.

На пути работы пяти органов-цзан следуют меридианы-цзин, где движется кровь и энергия. Если кровь и энергия не в гармонии, тогда рождается болезнь, возникает изменение. Поэтому надо удерживать движение энергии по меридианам-цзин.

Император спрашивает:

- Если есть избыточность или недостаточность духа-шэнь, то что это?

Ци-Бо отвечает:

- Если есть избыточность духа-шэнь, тогда человек смеется, не переставая. Если есть недостаточность духа-шэнь, тогда печалится. Если нет соединения между кровью и дыханием, а пять органов-цзан в стабильном и спокойном состоянии, то патогенная энергия находится в костях, затем она распространяется в кончики волос на коже, но еще не попадает в каналы и меридианы. Поэтому говорится, что это тончайшее, начальное проявление патогенеза духа-шэнь.

Император спрашивает:

— Каким образом надо восполнять и опорожнять это?

Ци-Бо отвечает:

— Дух может быть избыточным, тогда его надо опорожнять. В малых каналах-ло, где находится кровь, нужно убирать ее. Когда выходит кровь, тогда нет глубинного проникновения, и если она не попадает в большой канал меридиана-цзин, тогда энергия-ци духа-шэнь выравнивается. Когда есть недостаточность духа-шэнь, то надо смотреть пустые каналы-ло, при этом надо закрывать их и гнать энергию туда. Когда колешь и проводишь это, то делай так, чтобы не выходила кровь, не терялась энергия. Таким образом восстанавливаешь проходимость меридиана-цзин и дыхание-ци духа-шэнь выравнивается.

Император спрашивает:

— Как осуществляется тончайшее укалывание?

Ци-Бо отвечает:

— Когда делаешь массаж и растирание, не рассеивай и не отпускай иглу. Перемещай энергию-ци в область недостаточного, при этом энергия-ци духа-шэнь восстанавливается.

Император сказал:

— Хорошо. Если энергия дыхания-ци в недостаточности или избыточности, то что происходит?

Ци-Бо отвечает:

- Если есть избыточность энергии дыхания-ци, то возникают астматические процессы, ци поднимается вверх. Если недостаточность, то дыхание частое, а энергии-ци дыхания мало. Если кровь и энергия-ци не соединились и пять органов-цзан находятся в покое, то это небольшое проявление болезни кожи, имя ему «белая энергия-ци немного опустошается».

Император говорит:

— Каким образом происходит восполнение или опорожнение?

Ци-Бо отвечает:

— Когда энергия в избыточности, тогда опустошаешь по каналу следования меридиана. Нужно следить за тем, чтобы не повредить меридиан.

Нельзя допускать, чтобы выходила кровь и энергия-ци опорожнялась. При недостаточности восполняешь канал меридиана. При этом также нужно следить, чтобы не выходила энергия-ци.

Император спрашивает:

— Как осуществляются мельчайшие способы укалывания?

Ци-Бо говорит:

— Когда вынимаешь и растираешь, не рассеиваешь. Когда вытаскиваешь иглу, то внимательно следишь за этим. Проводишь вглубь, чтобы приспособиться к тому, как устроена кожа человека, и понять ход изменений, тогда энергия-ци сама прячется внутри, а патогенная энергия се-ци рассеивается. Патогенная ци рассеивается в беспорядке, нет ни одного места, где она могла бы задержаться. Когда се-ци опустошается через поры на коже, тогда истинная энергия начинает осуществлять контроль.

Желтый император говорит:

— Хорошо, какова ситуация при избыточности и недостаточности крови?

Ци-Бо отвечает:

— Когда появляется избыточность крови, тогда возникает гнев. Когда появляется недостаточность крови, возникает страх. Когда кровь и дыхание-ци не соединяются, а пять органов-цзан спокойны, тогда она изливается в дочерние каналы-ло и в каналах-ло образуется застой крови.

Император спрашивает:

— Каким образом осуществляется восполнение и опорожнение?

Ци-Бо отвечает:

- Если есть избыточность крови, тогда опорожняют наполненные каналы, выпускают кровь. Если есть недостаточность крови, тогда находят пустой канал и колют иглой прямо в пульс канала, оставляют иглу и наблюдают. Если пульс большой, тогда быстро вынимают иглу и не позволяют крови выходить.

Император спрашивает:

— Когда иглу оставляют, то что происходит с кровью?

Ци-Бо отвечает:

— Смотрят на каналы крови и вынимают иглу так, чтобы кровь выходила, но не допускают того, чтобы плохая кровь попадала в меридианцзин, так как в результате этого образуются болезни.

Император говорит:

— Хорошо, каково проявление избыточности и недостаточности телесной формы?

Ци-Бо отвечает:

— Когда есть избыточность телесной формы, тогда возникает вздутие живота и может быть непроизвольное мочеиспускание. Когда есть недостаточность телесной формы, тогда не действуют четыре конечности. Если кровь и дыхание-ци не соединяются, а в пяти органах-цзан спокойствие и определенность, тогда мышцы сводит судорогой, они приходят в движение. Болезнь эта называется вэй-фэн, или маленький ветер.

Император спрашивает:

— Каким образом в этом случае восполнять и опорожнять?

Ци-Бо отвечает:

— Когда есть избыточность телесной формы, тогда опорожняешь янские меридианы. Когда недостаточность, тогда восполняешь янские сосуды-ло.

Император спрашивает:

— Как делать укалывание в малом?

Ци-Бо отвечает:

— Нужно укалывать места соединения мышц. Не надо колоть меридианы и каналы-ло. Когда охранительная энергия (вэй-ци) восстанавливается и приходит, тогда патогенная энергия рассеивается.

Император говорит:

— Хорошо, какова избыточность и недостаточность воли?

Ци-Бо отвечает:

— При избыточности воли возникает вздутие живота, а от еды случается понос. При недостаточности воли возникает анемия. Когда кровь и энергия не соединялись, а в пяти органах-цзан спокойствие, тогда приходят в движение суставы.

Император спрашивает:

— Каким образом восполняют и опорожняют?

Ци-Бо отвечает:

— При избыточности воли опорожняют сухожилия и кровь. При недостаточности восполняют в точке фу-лю. При избыточности колют точку жань-гу так, чтобы выходила кровь. При недостаточности колют точку фу-лю.

Император говорит:

- Если при укалывании нет соединения, то что происходит?

Ци-Бо отвечает:

— Тогда колешь это место, но следишь за тем, чтобы не повредить меридиан. Укалываешь место, пораженное патогенной энергией, и тогда в нем устанавливается пустота. Император говорит:

— Хорошо, я услышал о пустоте и полноте в телесной форме, но я не знаю, каким образом они рождаются.

Ци-Бо отвечает:

— Ци и кровь должны соединяться. Инь и ян склоняются друг к другу. Когда дыхание-ци приходит в беспорядок в своей охранительной функции, тогда кровь идет против тока меридианов. Когда кровь и дыхание-ци разъединяются во взаимодействии, то полнота сменяется пустотой.

Когда кровь более соединяется с инь, тогда дыхание-ци более соединяется с ян, в результате возникают припадки страха. Когда кровь более соединяется с ян, а ци более соединяется с инь, то возникает жар внутри.

Когда кровь склоняется вверх, а ци склоняется вниз, тогда человек ощущает томление в сердце, обиду, склонен к гневу. Когда кровь соединяется с нижней частью, а дыхание-ци соединяется с верхней частью, тогда возникает беспорядок в эмоциях, человек склонен к забывчивости и экзальтации.

Император говорит:

— Когда кровь соединяется с иньской частью, а ци соединяется с янской частью, то это говорит о том, что кровь и ци покидают свои местоположения. Что в этом случае полнота и что пустота?

Ци-Бо отвечает:

— Кровь и ци любят тепло и не любят холод. На холоде слезы не могут течь, а когда тепло, происходит их растворение, они выходят, при этом можно изгнать болезнь. Поэтому состоянию дыхания-ци соответствует пустота крови, а состоянию крови соответствует пустота дыхания-ци.

Император говорит:

— То, чем человек владеет, это лишь кровь и дыхание. Вы, мудрец, говорите, что крови соответствует пустота и ци тоже соответствует пустота. Что же можно сказать о принципе наполненности?

Ци-Бо говорит:

— Когда есть что-то, то это полнота-наличие, когда что-то отсутствует, то это пустота-небытие. Выражению ци соответствует пустота-небытие крови. Выражению крови соответствует отсутствие ци. В данном случае ци и кровь теряют контакт друг с другом, поэтому образуется пустота.

Таким образом, каналы-ло и дочерние пульсы и каналы соединяются с меридианами-цзин.

Если кровь соединяется с дыханием-ци, тогда есть полнота. Когда кровь соединяется с дыханием-ци и продвигается вверх, образуется очень сильная анемия. Анемия может привести к мучительной смерти. Если удается восстановить и вернуть обратно дыхание-ци, тогда человек выживает. Если оно не возвращается обратно, человек умирает.

Император говорит:

— Когда наполнение, то как следовать этому и справляться с этим?

Когда пустота, как следовать этому и справляться с этим?

Ведь есть же основные критерии работы с пустотой и полнотой, хочу услышать об этом.

Ци-Бо отвечает:

— Для инь и для ян есть свои точки соединения. Ян перетекает в инь, а инь наполняется вовне. Когда инь и ян уравновешены, пребывают в гармонии, тогда они наполняют телесную форму, и все девять разделов действуют, как один. Об этом говорится — здоровый человек.

Когда рождается патогенная энергия, она рождается или в инь или в ян. Если она рождается в ян, то это обычно возникает в результате взаимодействия с ветром, дождем, холодом или жаром. Если она рождается в инь, то это возникает в результате неправильного взаимодействия с пищей, питьем, местом обитания и поведением. Инь и ян связаны так же, как радость и гнев. Это, соответственно, чувство радости и недовольства происходящим.

Император спрашивает:

— Каким образом наносят вред человеку ветер и дождь?

Ци-Бо отвечает:

— Ветер и дождь сначала попадают в кожу, потом переходят в дочерние каналы сунь-май. Когда наполняются дочерние каналы, тогда они переходят в каналы-ло. Когда наполняются каналы-ло, тогда они переходят в каналы больших меридианов-цзин. Когда кровь и дыхание-ци соединяются 208 с патогенной силой, которая проникает в пространство под кожей, тогда каналы становятся твердыми и большими, потому это и называется наполнение. Наполненности соответствует приход из внешней среды твердости и силы, которые переполняют организм так, что к телу нельзя прикоснуться, прикосновение вызывает боль.

Император говорит:

— А каким образом вредят человеку холод и влажность?

Ци-Бо отвечает:

— Когда холод и влажность проникают в человека, кожа стягивается, а мышцы становятся твердыми и напряженными. Образуются застои крови, питающей субстанцию инь, уходит-истощается охранительное дыхание-ци (вэй-ци), поэтому образуется пустота, которая вызывает синдром недостаточности. Кровь застаивается и, в результате, если закрываешь при укалывании, тогда энергии дыхания-ци становится достаточно, и она согревает. При этом человек не ощущает боли.

Император говорит:

— Хорошо, каким образом в инь рождается полнота?

Ци-Бо отвечает:

— Когда нет ритмики при смене радости и гнева, тогда иньское дыхание-ци идет вверх против потока, а так как произошел поворот движения вверх, внизу образуется пустота. Таким образом, янская энергия-ци уходит на ее место. Такая ситуация называется полнотой.

Император говорит:

— Каким образом инь рождает принцип пустоты?

Ци-Бо отвечает:

- Если человек радуется, тогда дыхание-ци идет вниз. Если он печалится, тогда дыхание-ци рассеивается. Когда дыхание-ци рассеивается, в каналах происходит опустошение. Если в это время человек принимает холодную пищу или питье, то холодная энергия-ци попадает в органыцзан, кровь застаивается и уходит, образуется пустота.

Император:

— В канонах говорится, что когда янская пустота, тогда вовне холод.

Когда иньская пустота, тогда внутри жар. Если ян переполнен, тогда вовне жар. Если инь переполнен, тогда внутри холод. Я не знаю, каковы причины возникновения этого и хочу услышать объяснения.

Ци-Бо говорит:

— Когда ян принимает ци в верхнем обогревателе, то происходит согревание кожи и пространства между мышцами. Если же происходит так, что холодная энергия-ци находится вовне, это означает то, что верхний обогреватель теряет проходимость. Когда верхний обогреватель теряет проходимость, тогда холодная энергия остается вовне одна, поэтому человек дрожит от холода.

Император говорит:

— Каким образом пустота субстанции инь рождает внутренний жар?

Ци-Бо отвечает:

- Если человек сильно устал, переутомился, то его тело и дыхание-ци в упадке. Если энергии-ци от питания злаками недостаточно, тогда не действует верхний обогреватель, и нижний пищеприемник теряет проходимость. В желудке образуется энергия-ци жара, горячая энергия, она поднимается вверх, в область груди, поэтому внутри образуется жар.

Император говорит:

— Каким образом рождается внешний жар при расцвете субстанции ян?

Ци-Бо отвечает:

— При непроходимости верхнего обогревателя кожа становится плотной, все поры кожи закрываются. При этом нет возможности для выхода пота и охранительная энергия-ци также не может перемещаться, поэтому вовне образуется жар.

Император говорит:

- Если инь наполняется, то рождается внутренний холод. Как это происходит?

Ци-Бо отвечает:

— Когда ци анемична, поднимается вверх и застаивается, тогда холод накапливается в грудной клетке. Если ци холода не может рассеяться, теплая энергия уходит и остается один холод, поэтому кровь застаивается, в сосудах теряется проходимость, они переполняются. Так внутри образуется холод.

Император говорит:

— Инь соединяется с ян, кровь соединяется с ци, в результате образуется болезнь. Каким образом надо колоть?

Ци-Бо отвечает:

— Колоть надо по движению меридиана. Надо воздействовать на кровь через питающую субстанцию-ци (ин-ци), и воздействовать на энергию через охранительную субстанцию-ци (вэй-ци). Чтобы привести в движение телесную форму, надо руководствоваться характеристиками количества и высоты по четырем временам года.

Император говорит:

- Если болезнь образуется в результате того, что кровь и дыхание-ци смешиваются, а инь и ян соединяются и переворачиваются, то каким образом надо восполнять и опорожнять?

Ци-Бо говорит:

— Когда ци переполнена, то опорожняешь полноту, то есть, колешь внутреннее. Когда колешь, игла должна вместе с ци действовать внутри.

Открываешь врата и создаешь проходимость в этом месте. Когда игла вместе с дыханием вынимается, тогда дыхание-ци не повреждается, а патогенная ци движется вниз. Внешние врата не закрываются, и болезнь выходит.

Нужно широко раскачивать, чтоб образовать ей путь. Когда открывается дорога, это называется большое опорожнение. При этом действовать нужно быстро, убирать иглу, уходить от большого ци, не вступать с ним в контакт.

Император говорит:

— А каким образом надо восполнять пустоту?

Ци-Бо отвечает:

— Надо удерживать иглу и не просто ставить ее, надо иметь определенное намерение, согревать иглу дыханием. Когда ци выходит, игла входит.

Игла закрывает пустоту с четырех сторон и субстанции ощущений некуда уйти. Когда происходит наполнение, быстро вынимаешь иглу. Энергия-ци входит, игла выходит, при этом жар не может вернуться. Тут же закрываешь врата, и патогенная энергия распространяется-рассеивается, а дыхание-ци субстанции ощущений сохраняется. Когда приводишь в движение дыхание-ци, тогда не теряется близкое ци и приходит далекое ци. Это называется методом преследования.

Император говорит:

— Мудрец говорит, что существует десять видов пустоты и полноты.

Они рождаются в пяти органах-цзан. Пяти органам-цзан соответствуют пять пульсов. Существуют двенадцать каналов, которым соответствуют двенадцать пульсов, и в них тоже рождаются болезни. Здесь Вы говорите только о пяти органах-цзан. А двенадцать каналов меридианов объединяют 365 сочленений, в которых также возникают болезни. И во всех пульсах и каналах-меридианах есть пустота и полнота. Как объединить все это?

Ци-Бо отвечает:

— Пять органов-цзан получают поддержку шести органов-фу и являются поверхностным и внутренним. В меридианах-цзин и каналах-ло, ответвлениях и сочленениях также рождается полнота и пустота, находит свое прибежище болезнь. В зависимости от этого надо наводить в организме порядок.

Если болезнь находится в канале, надо регулировать кровь. Если болезнь находится в крови, тогда надо регулировать ситуацию через канал-ло. Если болезнь находится в дыхании-ци, надо регулировать через охранительную ци. Если болезнь в плоти, надо регулировать через соединение мышц. Если болезнь в сухожилиях, надо регулировать через сухожилия.

Если болезнь в костях, надо регулировать через кости. Нагреваешь иглу, через согревающую иглу быстро делаешь укалывание в нижней части и применяешь примочки из травяных отваров.

Если не знаешь, откуда исходит боль, тогда лучше колоть два пяточных канала. Если есть болезнь телесной формы, а по девяти разделам болезни не находишь, то надо делать смешанное укалывание. Если боль находится слева, а болезнь в правом пульсе, то надо делать большое укалывание. Нужно очень внимательно просматривать девять разделов, тогда постигнешь путь-дао укалывания.

^ ВВЕРХ