Поиск по сайту

Су-Вэнь Глава тридцать пятая. О ПЕРЕМЕЖАЮЩЕЙСЯ ЛИХОРАДКЕ (Цзюань 10, Раздел 35) «Рассуждение о лихорадке-нюэ»

Император Хуан Ди: «Известно, что перемежающиеся лихорадки вызваны «фэнь», но спрашивается: почему приступы (этой болезни) имеют место через неравные промежутки времени9»

Ци Бо: «В начале приступа, когда «фэнь» атакует кожу, больной ощущает озноб, испытывает чувство холода, а также боли в области почек и позвоночного столба. По исчезновении же ощущения холода он (напротив) ощущает жар во всем теле, боли в голове, сильную жажду и желание поглощать ледяные напитки. Подобные симптомы указывают на то, что Инь и Ян борются друг с другом, причем верх (поочередно) одерживает то одно, то другое. Одолевая Ян, Инь становится сильным и преобладающим, тогда как Ян - слабым. В случае слабости Ян-Мин больной трясется в ознобе. В случае слабости Тай-Ян болезненность ощущается в области головы, шеи и почек. При ослаблении всех трех Ян Инь одерживает полную победу, больной страдает зябкостью, его бьет дрожь, ибо холод заполонил внутренние части тела. Напротив, если победу одержало Ян, больной испытывает чувство жара во внешних участках тела; при слабости Инь он испытывает одновременно жар внутри тела: вот почему он испытывает жажду и желание поглощать ледяные напитки.

Это заболевание обусловлено нападением янской энергии в течение летнего периода. Энергия эта скапливается в соединительной ткани, снаружи от Ян-Мин. Осенью организм атакуют новые порции «извращенной» энергии. Все они нападают (в первую очередь) на защитную энергию тела «вэй-ци», которая в дневное время циркулирует по янским меридианам, а в ночное - по иньским. Однако в любой момент времени янские энергии могут привлечь защитную энергию к поверхностным участкам тела, а иньские энергии - к внутренним его участкам, что и превращает лихорадку в перемежающуюся (придаст лихорадке перемежающийся характер). Снаружи (по отношению к меридианам) циркулируют два вида энергии: а) первая, циркулирующая по поверхности кожи, является энергией первой линии (защиты), это - «инци» (Jong), F) вторая, защитная энергия, циркулирующая внутри тела, или энергия второй линии защиты «вэй-ци».

Император Хуан Ди: «Почему приступы (лихорадки) возвращаются с интервалом в один день?»

Ци Бо: «Потому что «извращенная» энергия проникла достаточно глубоко, она находится в иньских меридианах. Иньская энергия хотела бы объединиться с янской; она борется, чтобы выйти (наружу), вот почему приступы возобновляются через день».

Император Хуан Ди: «А почему каждый очередной приступ происходит на час позже? Например, если в данный день приступ имел место в десять часов, то назавтра он возникает лишь в одиннадцать часов?»

Ци Бо: «Вначале «извращенная» энергия находится в точке «фэн-фу» (16 VG), поэтому (управляющему сосуду (Ду май) она опускается в нижнюю часть тела. Однако защитная энергия пробегает этот меридиан за 24 часа. Итак, ей требуется 24 часа, чтобы вновь пройти через точку «фэн-фу».

Однако за это время «извращенная» энергия опускается позвонком ниже, вот почему приступ начинается позднее. Ибо каждый раз, как осуществляется связь между «извращенной» энергией и энергией защитной, поры кожи раскрываются, «извращенная» энергия проникает внутрь тела и разражается приступ. Вот почему приступ разражается с каждым днем позднее и позднее. На двадцать первый день связь (между энергиями) осуществляется в области копчика, а на двадцать второй день «извращенная» энергия поднимается по чудесному сосуду Чжун-май: разрыв возрастает все более и более. «Суточная» периодичность приступов означает, что «извращенная» энергия достигла пяти органов. Эта извращенная энергия локализована очень глубоко: она циркулирует очень медленно и не способна следовать за защитной энергией, движущейся очень быстро; она локализована в глубине точек и областей «мо» (т.е. в промежуточных пространствах соединительной ткани, там, где расположены оболочки, жировая ткань и т.п. или в промежуточной ткани)»

Император Хуан Ди: «Вы только что говорили о перемежающихся лихорадках вызванных фэнь», где приступы происходят в момент установления связи между «извращенной» энергией и энергией защитной, которая имеет место в точке «фэн-фу». Спрашивается однако: возможны ли приступы перемежающейся лихорадки, не имеющие никакого отношения к установлению подобной связи?

Ци Бо: «В случае (таких) перемежающихся лихорадок, когда «извращенная» энергия атакует в первую очередь точку «фэн-фу» момент наступления приступа можно предвидеть заранее. Но если «фэнь» нападает где-то в другом месте (в другой точке), больной впадает в приступ в момент прохождения защитной энергии через эту точку. И если «фэнь» атакует шею. то это произойдет в момент прохождения защитной энергии через это место. Короче говоря, приступ всегда имеет место в момент встречи между защитной и «извращенной» энергией. Если же атака «фэнь» не связана с какой-либо определенной точкой, тс мы не можем предсказать (время), когда он атакует тот или иной меридиан или ту или иную часть тела».

Император Хуан Ди: «Слушая вас, создается впечатление, что «извращенная» энергия «фэнь» и энергия перемежающейся лихорадки по сути дела идентичны. Однако «фэнь» обычно всегда фиксирован во вполне определенном месте, тогда как «извращенная» энергия перемежающейся лихорадки не фиксирована. Как вы объясните это?

Ци Бо: «(Действительно) «фэнь» всегда фиксирован в одном и том же месте, в то время как «извращенная» энергия перемежающейся лихорадки следует по траекториям вторичных сосудов и (основных) меридианов, погружаясь вместе с ними (в глубь тела), это и обусловливает то, что приступ наступает лишь в момент прохождения защитной энергии».

Император Хуан Ди: «А как вы объясните следующий факт: иногда больной ощущает дрожь (испытывает озноб) еще до проявления лихорадки?»

Ци Бо: «После поражения летним жаром имеет место обильное потение; при этом поры кожи раскрываются, создавая возможность для проникновения «извращенной» энергии, которая «захватывает» кожу: иными словами, имеет место поражение больного «фэнь» и «подготовка» (к развитию) перемежающихся лихорадок. Летний жар атакует Инь, осенний же «фэнь» соответствует Ян. Иными словами, вначале происходит нападение Инь, а потом Ян, вот почему больной испытывает озноб до проявления лихорадки; таковы перемежающиеся лихорадки Иньской природы».

Император Хуан Ди: «Однако в других случаях больной ощущает вначале лихорадку, а потом уж испытывает дрожь. Почему это так?

Ци Бо: «А это потому, что вначале больной был поражен «фэнь», а уж потом Инь. Вот почему лихорадка появляется до наступления озноба: (ибо) таковы перемежающиеся лихорадки Янской природы.

В том случае, когда перемежающиеся лихорадки характеризуются лишь повышенной температурой, в отсутствие озноба, то это указывает на истощение Инь; (в организме) осталась лишь янская энергия. В этом случае больной испытывает недостачу энергии. Для него характерны (разного рода) недомогания, члены его буквально пылают, он испытывает тошноту: именно это и носит название «вырождающихся» перемежающихся лихорадок».

Император Хуан Ди: «Как сказано в «Нэй-Цзин», в случае полноты необходимо рассеивать, а в случае пустоты - стимулировать. Однако подобная лихорадка является признаком полноты, тогда как дрожь (озноб) - признак пустоты. К тому же подобный озноб невозможно ничем согреть, а подобную лихорадку невозможно прогнать даже льдом. В подобных случаях даже «великому работнику» не следует вмешиваться и (обычно) рекомендуют, дождаться успокоения симптомов (умерения), а уж потом колоть. Почему?».

Ци Бо: «Согласно «Нэй-Цзин», никогда не следует использовать иглоукалывание при поражении больного чрезмерно неистовым, «знойным» жаром, когда пульс его сильно нарушен, и он страдает обильным потоотделением; это объясняется тем, что в этот момент (в энергетике организма) преобладает «извращенная» энергия, тогда как защитная энергия ослаблена, что делает иглоукалывание неблагоприятным. Когда же разражается перемежающаяся лихорадка - это свидетельствует о том, что иньская энергия одержала верх над янской, т.е. о том, что Инь чрезвычайно сильно, а Ян очень слабо. Поскольку поверхностная энергия тела очень слаба, больной страдает ознобом. Пройдя через максимум интенсивности, иньская энергия начинает клониться к упадку, тогда как янская энергия возрастает и вскоре начинает преобладать; именно в этот момент у больного развивается жар и он испытывает сильную жажду. Оба эти момента (в течение болезни) являются неблагоприятными для иглоукалывания; (короче говоря) упорядочивать иньскую и я некую энергии следует после (букв. «вне» приступа лихорадки).

Ибо в момент приступа энергии расстроены «возбуждены».

Император Хуан Ди: «Когда же и каким образом следует использовать иглоукалывание (при перемежающейся лихорадке)?»

Ци Бо: «Сам факт развития приступа перемежающейся лихорадки свидетельствует о начале циркуляции «извращенной» энергии.

Исходит же она всегда из точек «юань» и «ин».

Обнаружив, что поражены (точки) Ян, можно ожидать последующее поражение (точек) Инь; (поэтому) необходимо заранее укреплять (разделяющий их) барьер, дабы «извращенная» энергия не могла следовать своему пути. Если же иньская энергия не имеет возможности выйти, дабы объединиться с янской, то это можно выяснить, исследуя пульсы и (другие) симптомы. Необходимо (также) рассеивать все точки, локализованные на капиллярах, понуждая их кровоточить».

Император Хуан Ди: «Каковы же особенности пульса больного?»

Ци Бо: «Извращенная» энергия перемежающихся лихорадок проходит через максимум и через минимум. Когда она находится в янском меридиане, пульс больного будет неспокойным, или возбужденным «цу». Когда же она будет в иньском меридиане, то отмечается озноб, пульс больного успокаивается. По достижении «извращенной» энергией своего максимума, и иньский, и янский пульсы будут одинаково слабыми, поскольку защитная энергия удаляется. Когда же она снова приходит в место встречи с «извращенной» энергией, у больного наблюдается приступ».

Император Хуан Ди: «Почему же тогда приступы перемежающейся лихорадки иногда разделены интервалами в два-три дня и почему некоторые больные испытывают жажду, а другие нет?»

Ци Бо: Иногда «извращенная» энергия локализуется в межуточной ткани, поскольку она при этом не встречается с защитной энергией, отдельные приступы могут быть отделены друг от друга интервалом в несколько дней больной испытывает жажду при (особой) тяжести заболевания, в противном же случае она отсутствует»

Император Хуан Ди: «Как вы сказали, при поражении летним жаром перемежающиеся лихорадки возникают осенью. Известны однако перемежающиеся лихорадки, отнюдь не обусловленные летним жаром. Таким образом, мы можем сталкиваться с перемежающимися лихорадками в любые сезоны. Почему?»

Ци Бо: «Действительно, отнюдь не все перемежающиеся лихорадки вызваны «жаром лета». Извращенная «энергия может атаковать человека в любой сезон. В этом случае симптомы будут отличны. (В частности) можно испытывать озноб, будучи пораженным осенью перемежающейся лихорадкой; можно также страдать от «зябкости» зимой, бояться ветра весной или чрезмерно потеть летом».

Император Хуан Ди: «В каком именно участке тела локализована «извращенная энергия в случае перемежающихся лихорадок, вызванных Инь и Ян?»

Ци Бо: «При перемежающихся лихорадках янского типа, когда больной поражается в зимний период извращенными энергиями холода и «фэнь», эта энергия локализована в костях. Весной янская энергия тела начинает подниматься: (из-за чего) «извращенная энергия не имеет возможности выйти». Летом «извращенная» энергия «грызет» костный мозг и больной худеет; затем, с открытием кожных пор больного, извращенная энергия покидает тело вместе с потом. (Известно), что кости управляются почками. Следовательно, в тот момент, когда больной потеет, «извращенная» энергия выходит из почек, (при этом) Инь слабо, а Ян сильно, и у него наблюдается жар. Когда же Ян вновь ослабевает, «извращенная» энергия повторно проникает в почки: (при этом) в связи со слабостью Ян у больного отмечается озноб. Вот почему в том случае, когда жар предшествует ознобу, это называют перемежающейся лихорадкой (Янского типа)»

Император Хуан Ди: «А что вы скажете относительно «выродившихся» перемежающихся лихорадок?»

Ци Бо: «В подобных случаях больны легкие. (Все) энергии скапливаются в легких и не циркулируют в поверхностных слоях тела.

При расширении пор «извращенная» энергия проникает в организм и смешивается с энергиями, скопившимися в легких, которые не движутся в (область) Инь. Вот почему больной постоянно температурит и озноб для него не характерен. Став «застойной», янская энергия воспламеняется и плавит соединительную ткань тела; вот почему эту разновидность перемежающейся лихорадки называют «выродившейся» (дегенеративной)».

Император Хуан-Ди спрашивает:

— Лихорадка цзе-нюэ всегда рождается в результате воздействия ветра, и хотелось бы знать, каковы закономерности возникновения и прекращения лихорадочных явлений?

— Лихорадка начинается с того, что патогенные факторы в первую очередь воздействуют на волосы на коже, которые в результате начинают топорщиться, поднимаются. Затем больной начинает дрожать от холода, его бьет сильный озноб, он стучит зубами, появляется боль в пояснице и позвоночнике. После того как холод отступает, начинает действовать жар, который появляется как внутри, так и на поверхности. Голова разламывается от невыносимой боли, мучает жажда, больной стремится пить холодное.

— Каковы причины возникновения подобного состояния? Хочу послушать объяснения.

— Субстанции инь и ян вверху и внизу вступают в борьбу друг с другом. Попеременно действуют факторы пустоты и наполненности, и субстанции инь и ян перемещаются друг относительно друга. Когда субстанция ян действует таким образом, что поддерживает субстанцию инь, происходит наполнение субстанции инь и опустошение субстанции ян.

Когда опустошается меридиан светлый ян, больной начинает дрожать от холода и стучать зубами. Когда опустошается меридиан сверх-ян, у больного начинают болеть поясница, спина, голова и шея. Когда истощаются все три янских меридиана, тогда преобладает дыхание-ци субстанции инь. Когда преобладает дыхание-ци субстанции инь, в костях образуется холод, они болят. Когда холод рождается внутри, то и внутри организма и на поверхности больной ощущает холод.

Если имеет место расцвет субстанции ян, то вовне действует жар. Если происходит опустошение субстанции инь, то жар действует внутри. Если жар действует одновременно внутри и вовне, то у больного наблюдается затрудненное дыхание, ощущается жажда, ему хочется пить холодное. Эта болезнь возникает, если в течение лета жара поражает организм, в результате чего дыхание-ци жара становится сильным. Оно сохраняется внутри кожи, за пределами кишечника и желудка. В этом диапазоне действует питающее дыхание ин-ци. Так как в организме сохраняется жар, он приводит к раскрытию пор, через которые выходит пот, и все отверстия на коже раскрываются.

Когда наступает осень, дыхание-ци осени воздействует на организм, или же больной, вспотев, выходит на ветер, или же дыхание-ци стихии воды воздействует на него во время купания, и в результате оно также поселяется в пространстве кожного покрова и движется совместно с охранительным дыханием вэй-ци. Охранительное дыхание вэй-ци днем движется в области субстанции ян, а ночью движется в области субстанции инь. Когда патогенное дыхание вместе с вэй-ци движется в области субстанции ян, оно выходит наружу, а вместе с субстанцией инь патогенное дыхание проникает вовнутрь. Субстанции инь и ян действуют внутри и вовне, борются друг с другом, и в результате каждый день случается приступ болезни.

— Хочу знать, по какой причине приступы лихорадки повторяются с интервалом в один день?

— Причина заключается в том, что патогенное дыхание се-ци находится в глубине и, двигаясь вовнутрь, оно достигает области субстанции инь. В этом случае дыхание-ци субстанции ян развивается независимо, а дыхание-ци субстанции инь сохраняется внутри. Борьба субстанций инь и ян не находит выхода, и в результате приступы болезни повторяются с интервалом в один день.

— Хорошо. Однако бывает, что в течение дня припадок случается раньше, а бывает и позже. Какова причина данного явления?

— Это происходит потому, что патогенное дыхание се-ци проникает в организм через точку фэн-фу, или прибежище ветра, затем проходит по позвоночнику и спускается вниз. Охранительное дыхание вэй-ци в течение дня и ночи собирается в точке фэн-фу, а потом вместе с патогенным дыханием се-ци оно день за днем спускается по позвоночнику. В день оно продвигается на один позвонок, а потому и припадки наступают позднее, чем обычно. Так что сначала патогенное дыхание се-ци действует в позвоночнике в области спины, и каждый раз, когда охранительное дыхание вэй-ци собирается в точке фэн-фу, это приводит к раскрытию отверстий на коже, в результате чего через эти открывшиеся отверстия патогенное дыхание проникает в организм. А когда патогенное дыхание проникает в организм, случается приступ заболевания. В связи с этим с каждым днем приступ болезни случается немного позднее.

Патогенное дыхание начинает действовать с точки фэн-фу, и с каждым Днем оно продвигается вниз, опускаясь на один позвонок, так что через двадцать пять дней его действие достигает копчика. На двадцать шестой День патогенное дыхание проникает внутрь позвоночного столба и начинает Двигаться вверх внутри позвоночника. На девятый день оно проходит в позвоночнике на уровне между точками цюэ-пэнь, ключицами, а так как уровень движения патогенного дыхания-ци с каждым днем повышается, потому с каждым днем и припадок случается все раньше и раньше.

Между припадками проходит один день. Причина этого заключается в том, что патогенное дыхание-ци внутри воздействует на внутренние органы-цзан, и действие его распространяется на точки-му и точки-юань. Поэтому ему приходится проходить большое расстояние, так как оно находится глубоко внутри организма, а движется медленными темпами. Оно не может двигаться одновременно с охранительным дыханием вэй-ци и, следовательно, не может одновременно с вэй-ци выходить наружу, а потому и припадки болезни случаются с интервалом в один день.

— Вы, мудрец, мне рассказали, что охранительное дыхание вэй-ци каждый раз достигает точки фэн-фу, и это приводит к открытию отверстий на коже. Когда открыты отверстия на коже, через них в организм может проникнуть патогенное дыхание се-ци, а если се-ци проникает в организм, возникает болезнь. При этом вэй-ци с каждым днем опускается вниз по позвоночнику на один позвонок. Но ведь во время приступа болезни патогенное дыхание не находится в точке фэн-фу, и тем не менее каждый день случается приступ заболевания. Так какова же причина этого?

— Дело в том, что патогенное дыхание се-ци располагается в области головы и шеи и продвигается вниз вдоль позвоночника. А так как характеристики пустоты и наполненности у разных индивидуумов различны, то и се-ци попадает в организм через разные места, потому оно не обязательно должно располагаться в точке фэн-фу.

Если патогенные факторы оказывают воздействие в области головы и шеи, то дыхание-ци тоже приходит в область головы и шеи, отсюда и начинается болезнь. Если воздействие случается в области спины, то дыханиеци приходит в область спины, и болезнь начинается отсюда. Если патогенное дыхание поражает поясницу, то дыхание-ци приходит сюда, и болезнь начинается с области поясницы. Если патогенное дыхание поражает руки и ноги, то дыхание-ци приходит в руки и ноги, и болезнь начинается с них.

Место расположения охранительного дыхания вэй-ци совпадает с расположением патогенного дыхания се-ци, и в результате болезнь начинается именно в этом месте. Ветер не имеет постоянного расположения в организме. А в том месте, где действует охранительное дыхание вэй-ци, обязательно открываются отверстия на коже, и происходит соединение с патогенным дыханием се-ци. В этом месте ветер находит для себя прибежище.

— Хорошо. Синдром ветра и лихорадка-нюэ по своим признакам близки и относятся к одному типу заболевания. Однако синдром ветра обычно проявляется непрерывно, тогда как лихорадка обычно проходит приступами. Какова причина подобного явления?

— Дыхание-ци синдрома ветра в организме постоянно остается на одном месте, потому и болезнь проявляется непрерывно, а дыхание-ци лихорадки-нюэ по каналам и меридианам перемещается в глубину организма, где поочередно оказывает давление на внутренние органы. Когда охранительное дыхание вэй-ци реагирует в ответ, начинается приступ.

— Какова причина того, что при лихорадке больной сначала испытывает холод, а после жар?

— Летом вред организму наносит чрезмерная жара, в результате выходит слишком много пота, а поры на коже чрезмерно открываются. И если в это время организм сталкивается даже с незначительным холодом, который воздействует извне, то это приводит к тому, что холод затаивается внутри открытых отверстий кожи. После этого осенью достаточно незначительного вредного воздействия ветра, чтобы в организме образовалась лихорадка.

Холод по своей природе соотносится с субстанцией инь, а ветер классифицируется как явление субстанции ян. При лихорадке сначала вред наносит холод, а потом ветер, потому и в приступах болезни сначала проявляется холод, а потом поднимается жар. Такая болезнь проявляется время от времени и именуется холодной лихорадкой хань-нюэ.

— А если сначала поднимается жар, а после этого чувствуется холод, то что это за болезнь?

— Это значит, что сначала организм был поражен воздействием ветра, а после этого подвергся вредоносному воздействию холода. Поэтому сначала у больного поднимается жар, а после он страдает от холода. Такая болезнь также проявляется приступами, и называется теплой лихорадкой вэнь-нюэ.

Однако если у больного поднимается только жар, а после нет ощущения холода, это значит, что действие дыхания-ци субстанции инь прекратилось еще раньше. Следовательно, в организме действует только субстанция ян, в результате чего больной ощущает недостаток дыхания-ци, томительное ощущение и жар в сердце. Руки и ноги у него горячие, его тошнит. Такая болезнь именуется желтушной лихорадкой дань-нюэ.

— В канонах говорится, что при избыточности следует опорожнять, а при недостаточности необходимо восполнять. Считается, что жар — это явление избыточности, а холод соответствует недостаточности. Если взять лихорадку, то при ощущении холода во время этой болезни горячее питье и огонь не могут согреть больного. А когда он мучается от жара, то лед и вода не могут охладить его. В этих случаях проявляются явления избыточности и недостаточности. Когда начинается приступ лихорадки, даже искусный врач не способен предотвратить его начало. Следует ждать, пока болезнь пойдет на убыль, и лишь тогда можно применять иглоукалывание. Какова причина?

— В канонах говорится: Когда у больного сильный жар, не следует применять укалывание; когда у больного сильный и учащенный пульс, не следует производить укалывание; когда у больного выделяется сильный пот, тоже не следует производить укалывание. Так как все это признаки усиления патогенного воздействия в организме, при котором нарушается правильное движение дыхания-ци, то нельзя немедленно прибегать к иглоукалыванию.

Когда начинается приступ лихорадки, дыхание-ци субстанции ян действует в области субстанции инь. В это время происходит опустошение субстанции ян, тогда как субстанция инь усиливается. В результате на поверхностном уровне нет дыхания-ци, поэтому больной сначала начинает дрожать от холода. Нарушение движения субстанции инь достигает крайней степени, и потому начинается выход на поверхность субстанции ян, в результате чего субстанции инь и ян начинают совместно действовать на поверхности.

Происходит опустошение субстанции инь, а субстанция ян соответственно усиливается. Потому возникает жар, больного начинает мучить жажда. Так что когда дыхание-ци лихорадки соединится с субстанцией ян, тогда начинает преобладать субстанция инь, а когда оно соединяется с субстанцией инь, тогда преобладает субстанция ян. Когда преобладает субстанция инь, тогда в организме правит холод, а когда преобладает субстанция ян, тогда в организме правит жар.

При лихорадке дыхания-ци ветра и холода не имеют постоянного места в организме, и потому болезнь достигает предела своего развития и повторяется снова. Во время припадка эта болезнь так же остра, как пылающий огонь, как порыв бури, против которого невозможно устоять. Потому в канонах говорится: Во время расцвета этой болезни не следует пытаться справляться с ней, и только когда болезнь идет на убыль сама, лечение может дать хороший результат.

Именно когда приступ лихорадки еще не возник, и субстанция инь еще не соединилась с субстанцией ян, в это время следует регулировать их взаимоотношения. В результате можно укрепить здоровое дыхание чжэнь-ци и уничтожить больное дыхание се-ци. Потому хороший врач не будет лечить лихорадку во время приступа, чтобы не нарушить движения дыхания-ци.

— Хорошо. А каким же образом следует лечить данную болезнь, какое следует выбирать время для воздействия?

— В начале приступа лихорадки дыхания субстанций инь и ян меняются местами, а начинается приступ с четырех конечностей. Если субстанция ян уже подверглась разрушительному воздействию болезни, то это же происходит и с субстанцией инь. Поэтому до того как начался приступ, следует при помощи веревки зафиксировать руки и ноги, с тем, чтобы предотвратить проникновение патогенного дыхания внутрь организма и утечку дыхания-ци субстанции инь наружу.

После этого следует очень тщательно осмотреть больного, и если обнаружится затвердение и наполнение дочерних каналов-ответвлений суньло, тогда нужно колоть так, чтобы выходила кровь, чтобы избежать ее застоя в каналах. Таким образом можно побудить истинное дыхание чжэньци двигаться по каналам, не соединяясь с патогенным дыханием се-ци, и избежать возникновения приступа.

— А когда приступ лихорадки не возникает, то как характеризуется такое состояние?

— Дыхание-ци лихорадки-нюэ то наполняется, то опустошается, и это связано с расположением охранительного дыхания вэй-ци. Если болезнь связана с субстанцией ян, то она характеризуется жаром и очень беспокойным пульсом. Если болезнь связана с ситуацией инь, тогда болезнь характеризуется холодом, а пульс у больного спокойный. При крайней степени развития болезни наступает одновременный упадок субстанций инь и ян. Охранительное и патогенное дыхания отделяются друг от друга, и это значит, что в скором времени припадок болезни должен прекратиться. Когда охранительное и патогенное дыхания соединяются, это значит, что болезнь должна возобновиться.

— Бывает иногда, что между припадками проходит два дня, а иногда этот интервал достигает нескольких дней. Иногда больной испытывает жажду во время приступа, а иногда ощущение жажды отсутствует. Каковы причины вышеназванных явлений?

— Когда между приступами проходит один день, это значит, что патогенное и охранительное дыхание одновременно действуют в шести органах-фу- Однако в некоторых ситуациях они перестают взаимодействовать и не могут соединиться, поэтому в течение нескольких дней приступа нет, а происходит через некоторое время. При лихорадках преобладает то субстанция инь, то субстанция ян, и действия их то усиливаются, то ослабевают. Поэтому временами больной ощущает жажду, а в других случаях ощущение жажды отсутствует.

— В одной из глав говорится, что если летом организм поражает чрезмерный жар, тогда осенью у больного возникает лихорадка. Однако в настоящее время в некоторых случаях лихорадки возникают и по другим причинам. Почему так происходит?

— Такая ситуация наблюдается потому, что в возникновении болезней существуют определенные закономерности, которые связаны с ритмом четырех сезонов. В некоторых случаях эти закономерности нарушаются, так что отсутствует соответствие смене четырех сезонов. Если лихорадка возникает осенью, тогда холод проявляется очень сильно. Если лихорадка возникает зимой, тогда холод проявляется не слишком сильно. Если лихорадка возникает весной, тогда больной больше всего страдает от ветра. Если лихорадка возникает летом, тогда выделяется очень много пота.

— При теплых лихорадках, вэнь-нюэ, и холодных лихорадках, ханьнюэ, каким образом локализуется патогенное дыхание?

В каких органах оно действует?

— Теплая лихорадка возникает в результате воздействия холода и ветра зимой, и дыхание-ци этой лихорадки локализуется в костном мозге.

Когда наступает весна, происходит усиленное развитие дыхания-ци субстанция ян, а патогенное дыхание се-ци не может самостоятельно выходить на поверхность. Когда же на организм воздействует сильная жара, костный мозг воспаляется, мышцы истощаются, открываются поры на теле и выходит сильный пот.

Бывает также, что в результате переутомления патогенное дыхание выходит вместе с потом. В этом случае болезнь локализуется в почках, и патогенное дыхание должно сначала из внутренних отделов организма выйти на поверхность. При такой ситуации субстанция инь истощается, а субстанция ян усиливается. При усилении субстанции ян образуется жар. Когда организм ослабевает, дыхание-ци опять возвращается во внутренние отделы и в результате происходит опустошение субстанции ян. Когда опустошается субстанция ян, образуется холод. Потому как сначала образуется жар, а потом преобладает холод, такая болезнь называется лихорадкой вэнь-нюэ.

— А чем характеризуется желтушная лихорадка дань-нюэ?

— Желтушная лихорадка дань-нюэ возникает, если у человека в легких изначально происходит застой дыхания-ци жара, который потом наполняет организм. В результате нарушается циркуляция, образуется застой дыхания-ци, которое перестает двигаться вверх. Внутреннее дыхание-ци организма наполняется, однако не выходит наружу. В такой ситуации 134 бывает, что человек переутомляется, отверстия кожи у него открываются, в результате чего ветер и холод проникают в пространство кожи и поселяются там. Так болезнь зарождается между кожей и мышцами, и начинаются приступы.

Во время приступа происходит усиление дыхания-ци субстанции ян.

Если субстанция ян усиливается и не ослабевает, тогда болезнь прогрессирует. Если дыхание-ци не соединяется с субстанцией инь, тогда у больного возникает только жар, а холод не ощущается. В этом случае патогенное дыхание пребывает в сердце во внутренних отделах и в пространстве между мышцами во внешних отделах организма. В результате этой болезни человек теряет много энергии, мышцы опадают, истощаются. Болезнь называется желтушной лихорадкой дань-нюэ.

Император сказал:

— Хорошо.

^ ВВЕРХ