Адрес: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,
ул. ЛОМОНОСОВА 14 К.1
м. ВЛАДИМИРСКАЯ
м. ДОСТОЕВСКАЯ
ВРАЧ: 8(812)9812594
Для SMS: +7(904)6131238
E-mail: sandandb@mail.ru
Ежедневно, 9:00-21:00
Поиск по сайту

Су-Вэнь Глава шестьдесят девятая. РАССТРОЙСТВА ЭНЕРГИИ. ВЛИЯНИЯ ИХ НА (ЗДОРОВЬЕ) ЧЕЛОВЕКА. (Цзюань 20, Раздел 69) «Большая теория о превращениях в результате соединения дыханий-ци»

Император Хуан Ди: «Вы рассказали мне о последовательном царствовании пяти активностей в циклической смене Инь и Ян, а также - попеременно воцаряющихся жара и холода, и (различных) энергий которые то пребывают в равновесии то переходят в состояние неравновесия. Расскажите мне теперь поподробнее о энергии человека, находящейся под воздействием небесных потрясений (возмущений) и о вызываемых этими возмущениями заболеваниях».

Ци Бо: «Согласно великой Книге (акупунктуры), ученый (врач) должен знать о трех великих принципах: небесный принцип, земной принцип и принцип человеческий. Это означает, что он должен знать «шесть небесных энергий Инь и Ян», пять земных активностей и энергии человека, которые вынуждены согласовываться (букв. «приспосабливаться») к взаимодействию небесных и земных энергий в ходе периодов (цикла). И, если мы говорим об избытке или» о недостаче энергии, то это должно означать, что земная и небесная энергии не согласуются друг с другом и что первая, в течение определенного периода (цикла) «развертывает» свою энергию либо слишком рано, либо слишком поздно, следствием чего и является формирование отрицательного (пагубного) влияния на (здоровье) человека».

Император Хуан Ди: «Каковы же будут последствия избытка энергии «пяти активностей»?

Ци Бо: «В (период) царствования «Дерева» (весна), при наличии избытка энергии свирепствует фэнь (ветер) и, в первую очередь, при этом будет поражаться селезенка (Дерево одерживает верх над Землей), что результируется в следующих симптомах: понос, отсутствие аппетита, урчанье в животе, вздутие живота, расстройства пищеварения. Затем будет поражена и сама печень, симптомами чего будут головокружения, боли в боках, тошнота, отсутствие пульса в точке «чун-ян» (42 Е) (букв. «если не бьется пульс в точке...») означает смерть больного.

В период царствования «Огня» (лето), при наличии избытка энергии свирепствует жара и при этом, в первую очередь, будут поражаться легкие (Огонь одерживает верх над Металлом), что отразится в следующей симптоматике: кровотечения (кровоизлияния), чувство жара внутри груди, а также - в области спины и плеч. Затем уже поражается самое сердце, что сопровождается следующими симптомами: боли в области груди, в области ключицы, а также - в области рук (букв. в области верхних членов). При проявлении (помимо упомянутых условий) в этот период таких небесных энергий, как Шао-Инь или Шао-Ян, будет отмечаться ухудшение (хода) болезни. Отсутствие пульса в точке «тай-юань» (9 Р) указывает на близость смерти.

В период царствования «Земли» (конец лета), в случае избытка энергии, свирепствует дождь, и при этом, прежде всего, поражаются почки (Земля одерживает верх над Водой) что выражается следующими симптомами: боли в животе, оледенение стоп, тяжесть в теле. Вслед за этим поражается сама селезенка что выражается следующими симптомами: потеря чувствительности в соединительной ткани, атония рук и ног (букв «четырех членов тела», боли в стопах, расстройства пищеварения, анорексия (отсутствие аппетита), отеки и т.д. Отсутствие пульса в точке «тай-си» (3 R) указывает на (близкую) смерть.

В период царствования «Металла» (осень) при наличии избытка энергии свирепствует сухость, что ведет, ъ первую очередь, к поражению печени (Металл одолевает Дерево) что проявляется следующими симптомами: боли в подреберье и в нижней части живота, боли в глазах и шум в ушах. Далее поражаются сами легкие, симптомами чего являются: кашель одышка, боли в груди и в спине, кровохарканье и т.п. Отсутствие пульса в точке «тай-чун» (3 F) указывает на (близость) смерть.

В период царствования «Воды» (зима) при наличии избытка энергии свирепствует холод, что ведет, в первую очередь, к поражению сердца (Вода одолевает Огонь) и соответствующими симптомами будут: боли в сердце, аритмия, несвязность речи (мышления). Затем поражаются и сами почки, что выражается такими симптомами как: отечность живота и ног обильные выпоты, понос, пищеварительные расстройства, сильная жажда и т.п. Отсутствие пульса в точке «шэнь-мэнь» (7 С) указывает на (близкую смерть)».

Император Хуан Ди: «Прекрасно. А каковы будут следствия обратной ситуации т.е. недостачи энергии?»

Ци Бо: «В период царствования «Дерева» (весна) при недостаче энергии будет свирепствовать сухость (поскольку Металл одолевает Дерево). При этом поражается печень, что проявляется в следующих симптомах: боли в подреберье и в нижней части живота, урчанье в желудке (борборигмы), понос. Затем на помощь Дереву приходит Огонь, чтобы «отомстить» Металлу, и в этот момент будет свирепствовать жар, и соответствующими симптомами будут: нарывы, фурункулы и т.п. Затем будут поражены легкие с такими симптомами, как кашель, кровохарканье и т.п.

В период царствования «Огня» (лето) при недостаче энергии свирепствует холод, поскольку Вода одолевает Огонь. (Вызванное этим) поражение сердца будет сопровождаться следующими симптомами: чувство полноты в боках тела, боли в области груди, спины и внутренних частей рук и жестокие боли в сердце с внезапной афазией. Затем, после того, как Земля приходит на помощь Огню, чтобы «наказать» Воду, начинает свирепствовать влажность, что проявляется такими симптомами как: понос, отечность живота, атония ног (букв. «нижних членов»), поскольку в этом случае мы имеем дело с одновременным поражением селезенки и почек.

В период царствования «Земли» (конец лета) при условии недостачи энергии свирепствует фэнь (ветер), поскольку Дерево одерживает верх над Землей. (Поскольку при этом) поражается селезенка, то соответствующими симптомами будут: чувство тяжести в теле, колики, боли в Животе, похудание (потеря веса). Затем на помощь Земле приходит Металл, дабы наказать Дерево, и в тот момент воцаряется сухость, симптомами чего явятся: боли, иррадиирующие из области груди в нижнюю части живота, одышка и т.п., ибо в этом случае мы сталкиваемся с одновременным поражением печени и легких.

В период царствования «Металла» (осень) при условии недостачи энергии свирепствует жар, ибо Огонь одолевает Металл.

(При этом) поражаются легкие, симптомами чего будут: тяжесть в области плеч и спины, чиханье, носовые кровотечения.

Затем на помощь Металлу придет Вода, дабы отомстить Огню, и воцаряется (свирепствует) холод, что будет проявляться в следующих симптомах: ослабление иньской энергии внизу (в нижней части тела), подъем янской энергии вверх, жестокие боли в голове, опухоли во рту, боли в сердце, ибо (в этом случае) мы имеем дело с одновременным поражением сердца и почек.

В период царствования Воды (зима) в случае недостачи энергии свирепствует влажность, поскольку Земля одерживает верх над Водой. (Обусловленное этим) поражение почек проявляется следующими симптомами: вздутие живота, чувство тяжести в теле, отеки ног, боли в пояснице и в бедрах, параличи ног.

Затем на помощь Воде приходит Дерево, чтобы «наказать» Землю. В этот момент свирепствует «фэнь» (ветер), и соответствующими симптомами будут: боли в мышцах и в соединительной ткани, боли в глазах, ибо (при этом) мы имеем дело с одновременным поражением селезенки и печени».

Император Хуан Ди: «А каковы явления, проявляющиеся в ходе (смены) четырех сезонов в том случае, если мы сталкиваемся, в течение года, с недостачей одной из пяти (земных) активностей?»

Ци Бо: «При недостаче энергии Дерева (весна) в течение года (в данном году) мы сталкиваемся с тем, что весна убивает, вместо того, чтобы оплодотворять, и это связано с тем, что Металл (осень) одерживает верх над Деревом, а затем Огонь «отмщает» эту агрессию Металла и тогда в течение лета царит необычная жара и на востоке происходят катастрофы (стихийные бедствия). Что же касается человека, то при этом внутри у него поражается печень, а снаружи - суставы.

При недостаче энергии Огня (лето) мы сталкиваемся с тем что, вместо того, чтобы быть теплым, лето становится холодным, что обусловлено тем, что «Вода одолевает Огонь», после чего Земля «отмщает» Воде ее нападение, в связи с чем, в течение всего остатка года идут обильные дожди и на юге происходят катастрофы (стихийные бедствия). Что же касается человека, то внутри тела у него поражается сердце, а снаружи артерии и вены.

При недостаче энергии Земли (конец лета) вместо привычных для этого времени года дождей свирепствуют бури (грозы), что вызвано «преодолением Земли Деревом», после чего Металл «отмщает» Дереву его нападение, в результате чего мы имеем необычайно сухую осень. Стихийные бедствия возникают при этом в «Центре». Что же касается человека, то внутри тела у него поражается селезенка, тогда как снаружи страдают его руки и ноги «четыре члена тела» и соединительная ткань.

При недостаче энергии «Металл» (осень) мы отмечаем, что вместо обычной для этого сезона сухости стоит теплая (жаркая) погода, что обусловлено преобладанием (господством) Огня над Металлом. Затем, когда Вода «отмщает» Огню его агрессии (букв. «насилие»), мы будем иметь зимой очень сильные холода и обильное выпадание снега. Что же касается стихийных бедствий, то (на сей раз) они будут иметь место на западе. Что касается человека, то внутри его тела будут поражаться легкие, тогда как снаружи будет поражаться кожный покров.

При недостаче энергии «Воды» (зима) в этот сезон отмечаются (вместо обычного для этого времени холода) обильные дожди, что вызвано возобладанием Земли над Водой, затем, после того как Дерево накажет Землю за это «насилие», остальная часть года будет характеризоваться частыми грозами; что же касается стихийных бедствий, то они произойдут на севере.

Применительно к человеку из внутренних органов будут поражаться почки, тогда как во внешней сфере мы будем иметь поражение коленей, костей и позвоночника.

Суммируя, мы выводим следующее: основная роль пяти активностей, или элементов, заключается в поддержании равновесия энергий: если одна из них является чрезмерно мощной, то другая стремится ее ослабить, если же, напротив, одна из них слишком слаба, то другая стремится ее усилить. Если одна энергия характеризуется стремлением (тенденцией) убивать, то другая будет созидать, в соответствии с общим циклом (рождение-рост-изменение-созревание-перерождение (упадок)). И наш мир существует именно благодаря (вышеописанному) взаимодействию энергий, которые, будучи в принципе невидимыми, являются, тем не менее, вполне реальными и доступными чувствам (воспринимаемыми). Обычно говорят (и не без оснований), что небесные и земные преобразования скорее всего управляются Судьбой (Роком), однако для того, чтобы осознать понятия Инь и Ян, достаточно понаблюдать за изменениями жара и холода».

Император Хуан Ди: «Мне вполне понятно ваше разъяснение явлений, вызванных «возмущением» (расстройством) пяти активностей и их отражением на характеристиках сезонов. Скажите однако: как мы можем предвидеть возможность наступления подобных «возмущений» которые происходят столь внезапно (неожиданно)?»

Ци Бо: «Их можно предвидеть, учитывая свойственные каждой энергии специфические характеристики: ее специфическое качество (букв. «добродетель»), свойственную ей активность, присущую ей силу (власть), ее феноменологические проявления, характерные для ее расстройства и порождаемые ею стихийные действия».

Император Хуан Ди: «Что вы имеете под этим в виду?»

Ци Бо: «Ветер (фэнь) происходит с востока, а сыном ветра является Дерево, специфической добродетелью которого является покой (мир), свойственной ему активностью является активность оплодотворения, а присущей ему мощью является способность обеспечивать развитие, его феноменологическими проявлениями являются различные ветра, порождаемые им расстройства суть гнев и бури, что же касается порождаемых им бедствий, то к ним мы относим разрушения, вызываемые бурями и гневом (применительно к «микрокосму»).

Жар приходит (проистекает с) юга, а сыном его является Огонь, свет является специфической его добродетелью, а его специфической активностью является та, которая ведет к процветанию (цветению), светозарность (яркость) является его мощью, а его феноменологическим проявлением является возбуждение жара, сухость является порождаемым им расстройством, а к порождаемым им бедствиям мы относим (лесные и степные) пожары.

Влажность проистекает из Центра и сыном влажности является Земля, специфической ее добродетелью является увлажнение, тогда как к ее специфическим активностям мы относим ту, которая свойственна созреванию, мощью ее является умягчение (облегчение), феноменологическими ее проявлениями есть те, которые свойственны влаге, вызываемыми ею расстройствами являются ливни, тогда как к порождаемым ею стихийным бедствиям мы относим наводнения.

Сухость проистекает с запада и сыном ее является Металл, специфической ее добродетелью является чистота (аккуратность), тогда как специфической ее активностью является строгость (упорядоченность), присущей ей мощью является зной (горячность), феноменологическим ее проявлением является засуха, обуславливаемым ею расстройством является угнетение роста, а к порождаемым ею стихийным бедствиям относится голод (неурожай).

Холод проистекает с севера и дочерью его является Вода специфической для него активностью является похолодание, тогда как его специфической активностью является успокаивание, присущей ему мощью является суровость (строгость), к феноменологическому его проявлению относится мороз, к порождаемым им расстройствам относится обморожение, а к порождаемым им стихийным бедствиям - оледенение.

Вот по этим-то всем признакам мы и можем оценить состояние энергий, влиянию же их подвержены все природные существа».

Император Хуан Ди: «А что же происходит в ходе всех этих активностей, возмущений и постоянных движений (перемен) с основной (фундаментальной) Энергией: можем ли мы говорить о ее количественных и качественных возрастаниях или убываниях?»

Ци Бо: «Нет, несмотря на все эти последовательные изменения (трансформации), (фундаментальная) Энергия остается количественно и качественно неизменной, будучи постоянно идентичной сама себе».

Император Хуан Ди: «Какова же роль этих всех энергий при поражении человека болезнью?

Ци Бо: «Болезнь человека порождается неравномерностью (разупорядочиванием) энергий пяти активностей. При неблагоприятном характере (существующей на данный момент) небесной энергии течение болезни осложняется».

Император Хуан Ди: «Великолепно. (Можно сказать), что вы открыли мне тайны нашей Судьбы, и я повелю написать соответствующий текст, озаглавив его следующим образом: «Расстройства энергии. Их влияния на здоровье человека».

Желтый император:

— Пять движений управляют, сменяя друг друга, и наверху они резонируют с небесными сроками. Инь и ян уходят и возвращаются, жара и холод движутся навстречу и следуют друг за другом. Истинное и искажающее соединяются друг с другом, внутреннее и внешнее отделяются друг от друга. Шесть систем меридианов приходят в состояние волнения и вибрации, пять дыханий-ци отклоняются и перемещаются. Возникает состояние избыточности и недостаточности. Возникает концентрация, преобладание и соединение. Я хочу рассказать об их началах. У них есть постоянные имена. Могу ли я услышать об этом?

Ци-Бо:

— Воистину Ваш вопрос просвещенный! Это ясный путь. Это то, что по-настоящему ценится Высшим Владыкой. Это то, что передавали прежние учителя. И хотя я не умен, но некогда слышал об этих вещах и постараюсь их объяснить.

Император говорит:

— Я слышал, что если человек не обучается, то это приводит к тому, что он теряет путь. Если в традиции отсутствуют люди, тогда они, в результате небрежности, растрачивают небесную драгоценность. Я воистину не обладаю качеством силы-дэ и у меня недостаточно способностей для восприятия пути.

Однако все мудрецы передавали и не заканчивали. Я желаю, чтобы Вы, о мудрейший, сохранили и защитили меня, наставив в неисчерпаемом, для того, чтобы поток двигался в состоянии отсутствия предела. Я управляю своими делами, и хотел бы знать, каким образом они приходят в движение.

Ци-Бо отвечает:

— Прошу следовать за моими речами. В «Общем каноне», «Шань-цзин» говорится: Путь-дао наверху познают в небесном узоре, тянь-вэнь.

Внизу познают его в земных линиях, ди-ли. Посередине познают его в человеческих делах. Тогда можно взращивать и продлевать. Речь идет именно об этом.

Император:

— Как это объяснить?

Ци-Бо:

— Корень — это позиция дыхания-ци. Когда позиция на небе — это небесный узор. Когда позиция на земле — это линии земли. Когда она сообщается с превращениями и трансформациями в дыхании-ци человека — это человеческие дела. Таким образом, избыточность — это Прежние небеса, недостаточность — это Последующие небеса. Когда говорится, что дыхание-ци управляет трансформациями, то идет резонирование с человеком.

Император спросил:

— Какова ситуация, когда энергия пяти движений является избыточной?

Ци-Бо ответил:

— Когда активность энергии дерева является избыточной, она приводит к тому, что энергия ветра преобладает, и почва селезенки повреждается. Когда почва селезенки не способна передавать, тогда у людей будут возникать такие симптомы, как уменьшение аппетита, вздутие живота, урчание в кишечнике, понос, тяжесть в конечностях, подавленность.

Когда энергия дерева является избыточной, то соответствующий Юпитер на небе будет светить ярко, а если энергия ветра является чрезмерно сильной, то люди будут склонны к неожиданным вспышкам гнева, у них будут возникать головные боли, головокружение, неожиданное помутнение зрения, нарушения зрения.

Все эти явления возникают в результате того, что энергия почвы не способна достигать своего уровня, а энергия дерева является преобладающей одна. Таким образом, энергия ветра будет двигаться бешено, по небу будут лететь облака, на земле травы и деревья будут раскачиваться, а листья и ветви будут падать вниз. В человеке это проявится болями в подреберье, постоянной рвотой. И если подчинение энергией дерева энергии земли вызывает усиление пульса сосуда чун-ян, пробивающего ян, тогда пациента невозможно вылечить, он умирает. Когда энергия дерева будет ослабевать после достижения своего максимума, Венера на небе будет необычно яркой.

В год, когда огонь в избыточности, он пылает и жара распространяется повсюду, производя движение. В этот год металл легких начинает входить в состояние искажения. Народ страдает от лихорадок, возникает недостаточность дыхания, астматические явления, сухость в горле, глухота.

Кровь переполняется, изливается, внутренний жар уходит в плечи и спину. Наверху этому резонирует звезда Инь-хо, Марс.

Если болезнь достигает предельного развития, появляются боли в груди, наполнение в подреберье, боли в области плеч, лопаток, спины, обеих рук. Тело горячее, кожа горит. В это время человека тянет к разврату и распутству, удерживать ци не удается. Когда взращиваешь дыхание-ци, то можно достичь ясности. Холод, дождь, лед и иней наверху соотносятся со звездами и созвездиями, они подходят к малому инь и малому ян. Огонь пылает, вода в источниках высыхает. Все сущности и предметы становятся вялыми, высохшими. Если болезнь возвращается, человек ведет себя безумно, говорит бредовые речи, дышит со стонами, кашляет. Если внизу болезнь достигает своего предела, то возникают постоянные кровотечения, происходит прерывание в точке тай-юань, великая бездна.

Вылечить это невозможно, человек умирает. Наверху этому соответствует звезда Инь-хо, Марс. В год, когда Юпитер в избыточности в почве, повсюду циркулируют дождь и влажность, вода почек принимает в себя искажения. Народ болеет, что проявляется болями в животе. В мыслях холод, недостаточность, нет радости. Тело тяжелое, человек ощущает томление, чувство обиды. Наверху этому соответствует звезда Чжэнь-син, Сатурн.

Если происходит предельное развитие болезни, возникает атрофия мышц, ноги становятся слабыми, человек не может владеть ими. При ходьбе ноги подворачиваются, отнимаются, возникает боль в нижней поверхности стопы.

Когда человек пьет и ест, быстро возникает внутреннее наполнение, а потому уменьшается количество пищи и питья. Четыре конечности не двигаются.

Возникают превращения, при которых человек может обретать позицию. При этом он собирает скрытое дыхание-ци, трансформирует дыхание-ци, и один им управляет. Источники и реки наполняются, разливаются, в водоемах рождается рыба. Приходят очень сильные дожди и ветры, почва разрушается, дамбы смываются. Чешуйчатые появляются на суше.

Возникают болезни, которые проявляются водянкой в животе, урчанием в кишечнике, сильным поносом. Если болезнь достигает высшего развития внизу, то возникает прерывание в точке тай-си, и человек умирает, эту болезнь не вылечить. Наверху это резонирует со звездой Суй-син, Юпитер.

В случае избыточности в год металла, дыхание-ци сухости разливается повсюду, дерево печени принимает искажения. Народ страдает от болезней, которые проявляются болями в подреберье и нижней части живота. Болят и воспаляются уголки глаз, наблюдается покраснение глаз, уши ничего не слышат. Строгая и уничтожающая энергия достигает предела своего развития. Тело становится тяжелым, человек чувствует томление и обиду. В груди возникает боль, которая простреливает в спину. Наверху резонирует звезда Венера, Тай-бай син.

Если болезнь достигает предельного развития, тогда развиваются астматические явления, ци идет против потока. Возникают боли в спине, плечах, в области таза, половых органов, в коленях, голенях, стопах. Наверху этому соответствует звезда Инь-хо, Марс. Ци собирается в точках-пиках, порождающая ци движется вниз. Деревья и травы увядают, зелень становится сухой, опадает.

Если болезнь возвращается, то возникают очень сильные боли в подреберье, в результате кашля дыхание идет против потока, доходит до предела и начинается кровотечение. Если происходит прерывание в точке тай-чун, наступает смерть, эту болезнь нельзя вылечить. Наверху резонирует звезда Тай-бай син, Венера.

Если выпадает избыточность в год воды, ци холода разливается повсюду, патогенные факторы разрушают огонь сердца. Народ страдает от болезней, связанных с синдромом жара. Возникает томление в сердце, подвижность, излишнее беспокойство, страхи. Недостаточность инь наблюдается вверху и внизу, внутри возникает ощущение холода. Человек бредит, страдает от болей в сердце. Холодная ци приходит раньше времени. Наверху этому соответствует звезда Тэнь-син, Меркурий.

Если болезнь достигает предельного развития, то в животе образуются большие опухоли, возникают астматические явления, сильное потоотделение во время сна, человек очень боится ветра. Наступают сильные дожди, непроходимые туманы, поднимается пыль. Наверху этому соответствует звезда Чжэнь-син, Сатурн. Наверху это обращается к меридиану сверх-ян.

В этом случае дождь, лед, снег и иней выпадают не вовремя, дыхание-ци влаги превращается в предметах.

Если болезнь возвращается, то наблюдается водянка в животе, урчание в кишечнике, сильный понос. Еда не переваривается, возникает жажда, безумное поведение. Если при этом происходит прерывание в точке врата духа, шэнь-мэнь, то наступает смерть. Эту болезнь нельзя вылечить.

Наверху соответствуют звезды Инь-хо, Марс, и Тэнь-син, Меркурий.

Император говорит:

— Хорошо. А как насчет недостаточности?

Ци-Бо говорит:

— Хорошо Вы спрашиваете, глубоко копаете. Когда недостаточность возникает в год дерева, сильно действует сухость. Порождающее дыхание теряет способность резонировать. Деревья и травы распускаются поздно.

Разрушающая гибельная сила очень велика, в результате твердое дерево проявляется и действует, а мягкая и нежная зелень высыхает. Наверху этому соответствует звезда Тай-бай син, Венера. Народ страдает от внутреннего холода, от болей в подреберье и нижней части живота, появляется урчание в кишечнике, понос.

Приходит время холодных дождей. Наверху этому соответствуют звезды Тай-бай син, Венера, и Суй-син, Юпитер. Соответствующие злаки — зеленые. Наверху соответствует светлый ян. Порождающая ци теряет способность управлять. Деревья и травы снова расцветают. Трансформирующее дыхание-ци становится резким. Наверху соответствует звезда Тай-бай и звезда Чжэнь-син, Сатурн, которая управляет ранней зеленью.

Ситуация повторяется. Огонь движется повсюду шаром пламени, влага и сухость смешиваются. Мягкие и нежные травы высыхают, в нижней части тела опять происходит порождение. Цветы трансформируются в разной степени. Болезнь человека выражается в лихорадочных приступах, язвах, сыпи, фурункулах. Наверху этому соответствуют звезды Инь-хо, Марс, и Тай-бай, Венера. Злаки становятся белыми и твердыми.

Когда белые росы наступают раньше, движется и действует собирание и уничтожение энергии. Холодные дожди приходят и вредят предметам. Насекомые поедают сладкий желтый рис. Почва селезенки попадает под искажение. Красное, алое дыхание-ци поздно начинает трансформации, а дыхание-ци сердца поздно начинает приводить в порядок. Наверху преобладает металл легких. Белое дыхание-ци при этом сжимается, сгибается. В этом случае злаки не родятся. Люди страдают от кашля и носовых кровотечений. Наверху соответствуют звезды Инь-хо, Марс, и Тай-бай, Венера.

Если недостаточность возникает в год огня, повсюду разливается холод, старшие не способны управлять. Сущности расцветают, и тут же опадают, все загустевает. Если ситуация достигает предельного уровня развития, янское дыхание-ци не трансформируется, разрушается цветущая красота. Наверху этому соответствует звезда Чжэнь-син, Сатурн. Народ страдает от болей в груди, спине, отеков в подреберье. Возникает боль в сердце, плечах, лопатках, руках. Происходят застои, помрачения, может возникнуть немота. Наблюдается наполнение в груди и животе, вздутие живота, в подреберье и пояснице возникают тянущие боли. Если болезнь развивается сильно, человек сгибается и не может разогнуться, в области бедер и паха ощущается сильная боль. Наверху этому соответствуют звезды Инь-хо и Чжэнь-син. Соответствующие злаки — алые.

Если ситуация возвращается, наступает явление полевых бурь и застоев, приходит сильный дождь. Черное плохое ци заставляет людей чувствовать позор. Болезнь проявляется водянкой в животе, поносом. Пища и питье не проходят, появляется урчание в кишечнике, холод внутри.

Возможны судороги, потеря сил, онемение, ноги не способны удержать тело. Наверху соответствуют звезды Чжэнь-син, Сатурн, и Тэнь-син, Меркурий. Темные злаки не вызревают.

При недостаточности в год почвы сильным становится движение ветра, энергия трансформации не действует. Поэтому, с одной стороны, пышно расцветают травы и деревья, но поднимаются ураганные ветры, злаки колосятся, но не вызревают. Наверху соответствует-резонирует звезда Суй-син, Юпитер.

Люди страдают от сильных дизентерийных явлений, болей в животе, поноса. Тело тяжелое, сухожилия и мышцы постоянно дрожат, сокращаются, появляется сильная ломота в костях. Человек склонен к гневу. В делах действует энергия накопления. Спящие насекомые раньше пробуждаются. Повсюду возникают болезни, холод внутри. Наверху ситуация соответствует звездам Суй-син, Юпитер, и Чжэнь-син, Сатурн. Соответствующие злаки — золотистого цвета.

Если ситуация повторяется, то происходит собирание и управление со строгостью и величественностью. Деревья облетают еще зелеными. Люди испытывают сильные боли в груди и подреберье, тянущие боли в нижней части живота, склонность к глубокому, шумному дыханию, стремление есть сладкие и желтые продукты. Патогенное явление при этом находится в селезенке. Злаки начинают уменьшаться.

Человек теряет аппетит, мало ест. Зеленые злаки приходят в ущерб.

Наверху соответствуют звезды Венера и Юпитер. Наверху действует недостаточный инь. Текущая вода не замерзает, начинают появляться спящие насекомые. Энергия собирания, сохранения не действует. Белизна не повторяется. Когда наверху соответствует звезда Юпитер, люди выздоравливают.

Когда наблюдается недостаточность в год металла, действует стихия пылающего огня. Порождающее, взращивающее дыхание усиливается и преобладает в действии. Множество предметов цветут, действуют сухость и жар. Наверху резонирует звезда Инь-хо, Марс. Люди страдают от болезней, которые проявляются болью и тяжестью в плечах, спине. Возникает чихание, кровотечения из носа, дефекация с кровью. После действует собирающая энергия. Наверху ей соответствуют Венера и Марс. Злаки становятся твердыми.

Если ситуация повторяется, то сильно развиваются мороз и дождь, идет мелкий град, иней и снег убивают все растущее. Инь в этом раскладе в недостаточности, а ян действует наверху. В результате у человека болит теменная область головы. Если ситуация продолжается, то болезнь переходит в мозг, возникает жар. Наверху этому соответствуют звезды Тэнь-син Меркурий, и Инь-хо, Марс. Красные злаки не дозревают. Народ страдает от язв во рту. Если ситуация развивается сильно, появляются боли в сердце.

Если ситуация недостаточности возникает в год воды, преобладающим движением становится влажность. Взращивающее дыхание-ци возвращается и действует, его трансформации ускоряются. Жара и дождь часто сменяют друг друга. Наверху этому соответствует звезда Чжэнь-син, Сатурн. Люди страдают от болезней, которые выражаются вздутием живота, сильным поносом, тяжестью в теле, появляются мокнущие язвы.

В организме действует синдром холода. При движении болят поясница и бедра, а в области коленей, подколенных ямок, голеней ощущается неудобство. Наблюдаются явления атрофии — ноги становятся слабыми, холодными, голени отекают, возникает боль в стопах. Человек чувствует томление и обиду. Дыхание-ци собирания не управляет, дыхание-ци почек неравновесное. Наверху соответствуют звезды Сатурн, Меркурий. Из злаков это черное просо. Наверху соответствует сверх-инь.

Действует большой холод. Насекомые рано уходят в спячку. На земле образуется твердый лед. Янский свет не наводит порядок, не управляет.

Народ страдает от болезней, связанных с холодом в нижней части тела.

Если зло достигает максимума, тогда в животе возникает водянка, переполнения, опухоли. Наверху соответствуют звезды Чжэнь-син, Сатурн, и Инь-хо, Марс, он управляет золотистыми злаками.

Если ситуация повторяется, поднимаются ураганные ветры, травы опадают, деревья облетают. Не проявляется рождение и рост. Цвет лица становится нездоровым, болят сухожилия и кости, сжимаются и отнимаются мышцы. Зрение становится неясным, с бликами. Дыхание-ци находится внутри диафрагмы, появляются боли в сердце и животе. Все предметы трескаются. Желтая энергия-ци приходится в упадок, ее злаки не поднимаются. Наверху этому соответствуют звезды Юпитер и Сатурн.

Император сказал:

— Хорошо. Хочу услышать о времени.

Ци-Бо ответил:

— Исчерпывающий вопрос. Если возникает недостаточность движения дерева, которому соответствует время весны, и при этом энергия металла не будет являться преобладающей, то развивается умеренная энергия, подобная дыханию-ци легкого ветерка весной. Осенью будет нормальная ясная, холодная погода с туманами и росой.

Если энергия металла преодолевает недостаточное дерево, то это вызовет холод и разрушение энергии металла. Из пяти энергий будет проявляться дочерняя энергия дерева, что приведет к теплой, жаркой погоде, подобной горячему огню летом. Часто будут беды на востоке. У человека будут возникать болезни почек. Атакующая позиция болезни будет находиться в области подреберья внутри, а вовне будет доходить до соединений.

Если возникает недостаточность огня и энергия воды не преодолевает, будет умеренная энергия летом и нормальная холодная, морозная погода зимой. Если энергия воды преодолевает недостаточный огонь, то летом часто будет унылая холодная погода с мрачным небом, пылью и проливными дождями. Будут случаться катастрофы на юге. В человеческом теле ситуация проявится болезнью сердца. Внутри болезнь будет находиться в области груди и подреберья, вовне будет выходить в каналы-цзин и меридианы-ло.

Если возникает недостаточность почвы и энергия дерева не является побеждающей, то будет умеренная энергия, вызывающая влажность с пылью и облаками по всем четырем сторонам света в угловых областях (юго-запад, северо-запад, юго-восток, северо-восток). Будет обычная погода с ветром, будут щебетать птицы, весной будут вырастать травы и деревья.

Если энергия дерева подавляет недостаточную почву, то будет необычная обстановка в третий, шестой, девятый и двенадцатый месяцы по китайскому календарю. Это поднимающиеся смерчи в воздухе, которые будут ломать травы и деревья в четырех угловых областях (на юго-востоке, юго-западе, северо-востоке, северо-западе). Осенью будет мрачная холодная погода с дождями. Катастрофы будут возникать, главным образом, по четырем угловым направлениям. В человеческом теле болезнь поразит селезенку, и будет выражаться болями в сердце и животе внутри, а вовне болями в мышцах и конечностях.

Если наблюдается недостаточность металла и энергия огня при этом не является преобладающей, то будет умеренная энергия с влажностью и испарениями летом, зимой будет соответствующая нормальным проявлениям суровая погода с сильными морозами. Если энергия огня будет побеждать недостаточный металл, то летом будет жара, подобная горящему пламени, осенью будет погода со льдом, градом, снегом и морозами. Будут происходить катастрофы на западе. В человеческом теле болезнь поразит легкие. Внутри это проявится болями в груди, подреберье, плечах; снаружи болезнями кожи и волос на коже.

Когда возникает недостаточность движения воды и при этом энергия почвы не преодолевает, то будет нормальная энергия с влажной пылью, облаками и мягким ветром в последний месяц каждого из четырех сезонов. Если энергия почвы подавляет недостаточную воду, то в последний месяц каждого сезона будет мрачное небо с туманами, пыль и проливные дожди. Часто будут подниматься ураганные смерчи, уничтожающие травы и деревья. Катастрофы будут возникать на севере. В человеческом теле будут поражены почки. Болезнь будет проявляться в позвоночнике и спинном мозге внутри, в межмышечных соединениях, коленях и стопах снаружи.

Функция пяти энергий состоит в том, чтобы удерживать равновесие относительно друг друга. Ограничивается энергия избыточного движения, а энергия движения, находящегося в недостаточности, усиливается. Это необходимо для нормальной деятельности дыхания-ци. Если энергия будет иметь нормальный отклик на ненормальный, она восстанавливает равновесие. Это естественный закон для всех сущностей в процессе рождения, роста, трансформации, получения и сохранения урожая в обычной последовательности четырех сезонов.

Если этот закон нарушается, то прекращается движение энергии неба и земли, возникает непроходимость. Поэтому говорится, что в движении и покое неба и земли есть связующие циклы пресветлого духа. Это уход и возвращение инь и ян, это предвестия в погоде, которые показывают узор смены холода и жара. Об этом и идет речь, когда объясняется движение энергии по сезонам.

Император сказал:

— То, как мудрец рассказал мне о превращениях и аномалиях пяти энергий, а также о соответствиях по четырем сезонам, можно назвать исчерпывающим. Дыхание-ци движется в беспорядке только тогда, когда с его энергией сталкиваешься неправильно. Так как эти взрывы неправильного движения не являются регулярными, то как мы можем предвидеть заранее, когда это случится?

Ци-Бо отвечает:

— В неправильных движениях энергии не существует постоянства.

Когда качество силы-дэ трансформирует повеление в управлении, тогда возникают катастрофы и перевороты, у них разные сроки.

Император спросил:

— Что это такое?

Ци-Бо ответил:

— На востоке рождается ветер, ветер рождает дерево. Его качество — это распространение и гармонизация, его трансформация-хуа — это рождение и расцвет, его управляющая сила — это расслабление и раскрытие.

Оно управляет ветрами. Его превращение-бянь — это резкая вибрация.

Его катастрофы — это рассеивание и опадание. На юге рождается жар, жар рождает огонь. Его качество силы — это проявление и красота узора, трансформация — это бурный расцвет, свойство управления — это ясность и просвещение. Он управляет жаром. Его патогенное изменение — это ожог и расплавление. Его катастрофа — в пожаре и пламени.

В центре рождается влажность, влажность рождает почву. Ее качество силы — это увлажнение и испарение, трансформация — это богатство в запасах, свойство управления — это упорядоченное успокоение. Она управляет влагой. Ее изменение — это резкое промывание и разрушение. Ее катастрофы — это затяжные дожди и разрушение дамб. На западе рождается сухость, сухость рождает металл. Его качество силы — это прохладная чистота, трансформация — это напряжение и собирание, свойство управления — это энергичная точность. Он управляет сухостью. Его патогенное изменение — это строгое уничтожение. Его катастрофа — это опадение зелени, лишение зелени.

На севере рождается холод, холод рождает воду. Ее качество силы — это холодное смачивание, ее трансформация — чистое распространение, ее качество управления — это сжатие и строгость. Она управляет холодом.

Патогенное изменение — это замерзание, замораживание. Катастрофы — это холод, лед, иней и град.

Таким образом мы наблюдаем их превращения. Они обладают качеством силы, обладают способом трансформации, обладают свойством управления тем, чем они повелевают, обладают превращениями и катастрофами. Отсюда возникают предметы, и люди откликаются им.

Император сказал:

— Мудрец рассказал мне о периодах проявления энергии в течение года, о недостаточности и избыточности, о соответствии этому пяти движений. О качестве силы, трансформации, свойстве управления, области управления, о катастрофе и беде, об изменениях и переменах, которые бывают в случае возникновения аномалий. О том, что они приходят в движение неожиданно и создают патогенные изменения.

Ци-Бо сказал:

— Они принимают веление неба и приходят в движение. Поэтому нет хаотичного движения, и нет того, что бы им ни резонировало. Когда они неожиданно приходят в движение, происходит изменение соединения энергии, и тогда отсутствует резонанс. Поэтому, когда говорится, что резонируешь с постоянным, и не резонируешь с быстро возникающим, речь идет именно об этом.

Император спрашивает:

— Каким образом осуществляется резонанс?

Ци-Бо отвечает:

— Все следует трансформации своей энергии.

Император спрашивает:

— Каким образом можно отслеживать их скорость, движение по потоку и против потока?

Ци-Бо отвечает:

- Если пять энергий застывают на своем пути, не идут в нужном направлении или остаются легкими в той же самой степени, это подобно тому, как наблюдаешь хорошее и плохое поведение людей, которыми ты управляешь. Если пять звезд идут по своему пути и быстро возвращаются, уходят рывками, а не равномерно, то это подобно тому, когда знаешь, каким образом люди под твоим управлением ведут себя хорошо или плохо, действительно ли ими пренебрегали и позволяли им совершать ошибки.

Если пять движений остаются долго на своем пути, поворачивают обратно или уходят с него, это подобно тому, когда уходишь в то время, когда нужно освобождать народ от бед, или же не помогаешь, не благословляешь людей, когда управляешь ими. Если приближается время для того, чтобы помочь людям справится с бедами, или же для того, чтобы просто помочь людям, свет пяти звезд будет бледным. Если это время удалено, то звезды сияют ярко.

Если свет звезд в два раза сильнее, чем обычно, то это избыточная активность энергии. Если свет звезд в три раза сильнее, чем обычно, это означает, что беда случится прямо сейчас. Когда свет звезд только в половину сильнее, чем обычно, это говорит о том, что уменьшается действие энергии. Когда свет звезд только на одну четверть от обычной величины, то это называется оценкой и означает необходимость наблюдения недостатков и заслуг людей, которые находятся под тобой, то есть нужно наградить тех, кто имеет заслуги, и наказать тех, кто имеет недостатки.

Таким образом, когда пять звезд появляются высоко и далеко, тогда уровень избыточности или недостаточности будет несильным. Если пять звезд появляются низко и близко, то уровень преобладания или недостаточности будет сильным. Если пять звезд яркие, это говорит о том, что близко время, когда придет беда или счастье. Если звезды светят слабо, это говорит о том, что время беды или счастья еще далеко.

Если энергия движений элементов избыточна, соответствующая звезда уходит со своего пути и движется к северу. Когда энергия движения избыточна, Юпитер, управляющий годом, уйдет со своей орбиты и тоже сместится к северу. Если энергия пяти движений находится в правильном положении в соответствующее время, то звезда, управляющая годом, движется по своей орбите.

Таким образом, когда энергия одного из движений избыточна, тогда звезда, которую оно ограничивает, не будет яркой. В то же самое время, она будет иметь цвет и оттенок звезды преобладающего движения. Когда энергия движения дерева в избытке, Сатурн, которым она преодолевается, будет темным. В то же время, Сатурн будет иметь красный оттенок своей материнской звезды Марса.

Когда энергия движения элемента является недостаточной, то не только соответствующая звезда сама является темной, но также и свет звезды, соответствующей движению, которое преодолевается, будет не ярким. Если Юпитер не будет ярким, то Венера, которую Юпитер не способен преодолеть, также не будет яркой.

Одним словом, принцип изменения небес является тонким, его трудно понять, но он необходим и несет благо. Что касается людей, которые строят предсказания по звездам, не обладая знаниями, не хотят учиться или не понимают законов астрономии, то используют это только для того, чтобы путать и пугать своих господ, возражать им.

Император спросил:

— Каким образом пять звезд соотносятся с катастрофами?

Ци-Бо ответил:

— Каждая из них имеет свою трансформацию. Когда приходит время, возникает усиление или упадок. Когда происходит нарушение или неправильное поведение, то это связано с движением по потоку или против потока. Таким образом, в периоды остановки движения звезды, которая соответствует одному из движений, существуют ситуации длинного и короткого времени.

В появлении бывают хорошие и плохие условия, и у этого есть предвестники. В подчинении по созвездиям существуют различные условия для победы и поражения друг над другом. В соответствующих симптомах для предметов и вещей существует счастье и несчастье.

Император спросил:

— Каким образом определяются добрые и злые энергии?

Ци-Бо ответил:

— Бывает радость, бывает гнев, бывает огорчение, бывает погибель, бывает увлажнение, бывает сухость — таковы постоянные образы. Необходимо очень внимательно понимать их.

Император спрашивает:

— Как отличаются верхи и низы?

Ци-Бо отвечает:

— Образы появляются вверху и внизу, но соответствия им единые. Поэтому человек соответствует им и соотносится с ними.

Император сказал:

— Хорошо, каким образом мы можем знать о движении и покое, ущербе и нарастании, качестве силы, трансформации, свойстве управления и области управления?

Ци-Бо отвечает:

— Качество силы, трансформация, свойство управления, область управления также имеют свои катастрофы и изменения, которые не могут накладываться друг на друга. Они преобладают и возвращаются, усиливаются и ослабевают. Они не увеличивают друг друга, потому что есть постоянное равновесие. Приход и уход, малое и большое не могут преодолевать друг друга. В действии есть подъем и движение вниз, они не могут отходить друг от друга, они следуют своему типу движения и возвращаются к нему.

Император говорит:

— Каким образом рождается болезнь?

Ци-Бо отвечает:

— Качество силы и трансформация представляют собой признаки движения ци. Свойство управления и область управления представляют собой проявление движения ци в орнаментах. Изменения и превращения представляют собой повторяющиеся периоды-цзи. Беды и катастрофы представляют собой начало разрушения.

Если энергии-ци справляются друг с другом, то будет гармония. Если же не справляются, то будет болезнь. Если они при этом соединяются с патогенными факторами, то болезнь будет серьезной.

Император сказал:

— Хорошо. Воистину, это теория великого просвещения и точного описания. Это дело великой мудрости, это великий путь прояснения и понимания. Он сообщает с неисчерпаемыми знаниями, и ты способен постичь то, в чем отсутствует предел. Я услышал это.

Очень хорошо сказано о небе, которое обязательно имеет резонансы в человеке. Очень хорошо сказано о древнем, что обязательно сбывается в современности. Очень хорошо сказано об энергии дыхания-ци, которая имеет свои закономерности в вещах. Хорошо сказано об откликах и резонансах, которые одинаковы в трансформациях неба и земли. Очень хорошо сказано о трансформациях и изменениях, которые ясно сообщают законы духа.

И разве мудрец не выдал мне предельное выражение пути?

И мы выберем день с хорошими знамениями и сохраним это в храме, и будем каждое утро читать эти тексты, и имя им дадим «Изменения в соединениях дыхания-ци». И не осмелимся открывать их, если не будем перед этим поститься и воздерживаться, и будем очень осторожны в передаче традиции.

^ ВВЕРХ